В 2011 году 52-летний на тот момент Айрат Сибагатуллин стал министром культуры достаточно неожиданно В 2011 году 52-летний на тот момент Айрат Сибагатуллин стал министром культуры достаточно неожиданно Фото: prav.tatarstan.ru

СИБАГАТУЛЛИН ЗАРАБОТАЛ СЕБЕ РЕПУТАЦИЮ СКРОМНОГО И НЕЗЛОПАМЯТНОГО ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ ОСТОРОЖНОГО ЧИНОВНИКА

О возможной отставке Айрата Сибагатуллина наше издание писало еще неделю назад. Тогда сразу нескольких источников «БИЗНЕС Online» сообщили, что Сибагатуллин, недавно отметивший свое 60-летие, покинет свой пост сразу после того, как выйдет из отпуска (10 апреля). По информации инсайдеров, следующим местом работы бывшего чиновника может вновь стать телевидение — он, возможно, будет исполнительным директором телеканалов «ТНВ» и «ТНВ Планета».

52-летний на тот момент Сибагатуллин стал министром культуры достаточно неожиданно. Во всяком случае, его назначение в марте 2011 года вместо Зили Валеевой, которой благоволил первый президент РТ Минтимер Шаймиев, тянуло на сенсацию, но при этом четко встраивалось в логику событий: новый глава республики Рустам Минниханов, потихоньку расставаясь со старыми шаймиевскими кадрами, собирал свою команду, а Сибагатуллина он знал еще со времен учебы в школе Богатых Сабов.

При этом профессиональная биография нового министра, выпускника истфака Казанского пединститута, в постсоветские годы была непосредственно связана с культурой. Сначала он занимался вопросами кинематографии, в частности, с 1993 по 1997 год был заместителем председателя ныне почившего в бозе государственного комитета РТ по кинематографии, потом перешел работать на телевидение, где с 2002 года и до перехода в минкультуры возглавлял ГТРК «Татарстан».

Ирада Аюпова и Лейла Фазлеева Ирада Аюпова (слева) и Лейла Фазлеева Фото: «БИЗНЕС Online»

Все эти годы Сибагатуллин предпочитал оставаться в тени, часто перепоручая функции главного спикера министерства своему первому заместителю — сначала Ираде Аюповой, а потом Эльвире Камаловой. Сам же за все эти годы заработал себе репутацию скромного и незлопамятного человека, а также очень осторожного чиновника. Говорят, что со временем одним из самых популярных слов в лексиконе министра стало татарское «ашыкма» («не торопись») — именно так он якобы реагировал на многие смелые инициативы своих подчиненных. «Очень медленно, никакой инициативности с вашей стороны, как будто вы сторонний наблюдатель», — пожалуй, эти слова Минниханова в адрес Айрата Миннемулловича, сказанные недавно в отношении пустующих сельских клубов и не доведенной до ума работы по ремонту в важных республиканских музеях, как раз и есть главная претензия к минкультуры РТ эпохи Сибагатуллина. Сам министр редко когда отваживался на публичную критику, хотя на годовой коллегии по итогам 2015-го и заявлял: «Наши творцы продолжают пребывать в системе координат „я творю – государство оплачивает“!» 

При этом сами критерии оценки деятельности минкультуры не всегда понятны. Хорошо известно, что самые мощные культурные институции республики вроде музея-заповедника «Казанский Кремль», театра оперы и балета или Государственного симфонического оркестра РТ решают свои вопросы в более высоких кабинетах. Или, к примеру, беспрецедентный миллиард рублей, потраченный на реконструкцию театра им. Качалова, — в общественном мнении мало кто это относит к достижениям профильного министерства, скорее к личной победе вездесущего директора и худрука русской драмы Александра Славутского.

При этом на всех годовых коллегиях министерство рапортовало об успехах, в частности повышении зарплат в отрасли, и в целом всегда ходило при Сибагатуллине если не в отличниках, то в хорошистах в глазах лидеров республики. Минкультуры, особенно в последние годы, смело гордилось числом проведенных в России и за границей сабантуев, а также концертов звезд татарской эстрады.

В последнее время минкультуры окончательно превратилось в «министерство праздников и госконцертов», которыми лично занимался СибагатуллинФото: elitat.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРАЗДНИКОВ И ГОСКОНЦЕРТОВ

По словам собеседников «БИЗНЕС Online», в последнее время минкультуры окончательно превратилось в «министерство праздников и госконцертов», которыми лично занимался Сибагатуллин, а само ведомство явно потеряло темп в своем развитии. Одна из причин — министр не скрывал своего желания сменить место работы. Говорят, он намекал первым лицам Татарстана, что готов встать во главе одного из районов республики, но те указывали на отсутствие у гуманитария Сибагатуллина специфического управленческого опыта. В итоге командная работа в министерстве сошла на нет. Глава ведомства все отдал на откуп своим заместителям — Камаловой, а также Светлане Персовой и Гузель Шариповой, а те часто напоминали знаменитых «лебедя, рака и щуку», не находя общего языка между собой. Кстати, линейку замов, судя по всему, также ждут пертурбации — Шарипова уходит в декретный отпуск, кроме того, поговаривают, что охрану исторических памятников (сфера ответственности Персовой) вообще могут вывести из полномочий минкультуры.

При этом нужно признать, что столь длительное согласование отставки Сибагатуллина связано и с тем, что очевидной кандидатуры на эту должность, которая отнюдь не гарантирует ее обладателю славу и почет, у президента РТ попросту нет. Накануне «БИЗНЕС Online» представил свой шорт-лист кандидатов в министры. Вместе с сегодняшней отставкой сменщик Айрата Миннемулловича назван не был, видимо, консультации на этот счет продолжаются.

Дамир Фаттахов (слева) Дамир Фаттахов (слева) Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом чаще всего называют имена Аюповой, Лейлы Фазлеевой и Дамира Фаттахова. Кстати, накануне в рамках своего Пасхального фестиваля в Казань приезжал Валерий Гергиев вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра. Увидеть, услышать и пообщаться с самым влиятельным человеком в российской культуре в Государственный большой концертный зал в компании мэра Казани Ильсура Метшина пришел и первый замглавы исполкома города Фаттахов, в последнее время частый гость на культурных мероприятиях. Говорят, на концерте Гергиева была замечена и вице-премьер РТ Фазлеева.

На финишной прямой выбора нового министра культуры Татарстана источники «БИЗНЕС Online» называют самым реальным кандидатом председателя госкомитета РТ по архивному делу Аюпову. Как написала вчера наша газета, Ирада Хафизяновна — инженер-математик по первому образованию, ее считают главным экспертом в республике по экономике культуры. Она работала в минкультуры РТ 7 лет — сначала заместителем министра (еще во времена Зили Валеевой), а затем первым заместителем. Из достижений — начало активной работы с молодыми негосударственными структурами в данной сфере. Даже сейчас в архивном ведомстве Аюпова не забывает о культуре, проводя регулярные выставки и кинопоказы в рамках своей деятельности. Теперь, если наш прогноз сбудется, она займется такой работой уже на министерском посту. 

Вместе с сегодняшней отставкой сменщик Сибагатуллина назван не был, видимо, консультации на этот счет продолжаются Вместе с сегодняшней отставкой сменщик Сибагатуллина назван не был — видимо, консультации на этот счет продолжаются Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕОБХОДИМА СВЕЖАЯ ВОЛНА, КОТОРАЯ БУДЕТ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ ВРЕМЕНИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» в основном положительно оценили работу Сибагатуллина, однако отметили, что минкультуры экстренно нужна модернизация.

Миляуша Айтуганова — директор «Татаркино»:

— Есть политика, когда вмешательство в дела очень жесткое, а у Айрата Сибагатуллина была хорошая черта — он давал свободу в работе всех подведомственных учреждений и старался не мешать. Это все отмечают. Очень многое зависит от того, насколько свободно человек чувствует себя в своей сфере. Второе, что еще хочу отметить, — это очень человеческое отношение к сотрудникам, которые работают в его ведении. С любой проблемой можно было прийти, он всегда подскажет, что нужно делать, или реальными действиями поможет. С ним всегда были человеческие отношения, помимо иерархических. Мы вели несколько направлений, я всегда чувствовала поддержку. Например, по поводу проекта «Татар моңы», который запустили сразу, как только Сибагатуллин пришел на пост министра, он сказал, что его нельзя терять. Айрат Миннемуллович очень тщательно относился к фестивалю мусульманского кино, в этом году лично просматривал программу кинофорума и очень дотошно интересовался тем, какие есть новинки, новшества в нашей работе. Я очень благодарна Айрату Миннемулловичу.

Его преемника ждет большая работа, ведь сфера культуры очень быстро развивается, появляются новые тренды, форматы работы, больше привлекающие молодежную аудиторию. Модернизация все равно нужна, необходима свежая волна, которая будет соответствовать требованиям времени, эти современные тренды нужно поймать. Думаю, у нас в республике много людей, которые следят за новинками, знают, как работать, что такое новый управленческий тип, поэтому, думаю, проблем с выбором нового руководителя не будет.

Табрис Яруллин — председатель всемирного форума татарской молодежи:

— У меня, наверное, чисто субъективное мнение, потому что мы с министерством культуры в последние годы очень тесно работали. По крайней мере, для нашего сообщества министерство культуры стало более открытым и близким. В этом плане могу сказать только хорошее.

В целом Сибагатуллин запомнился жителям Татарстана масштабным строительством и ремонтом различных зданий, культурных учреждений. Я думаю, что РТ в плане культуры по сравнению с другими регионами России очень сильно вкладывается — по процентам от ВРП мы лидеры в РФ по вложениям в сферу культуры. Кандидатур, я считаю, достаточно много, мне тяжело назвать определенную. И в самом министерстве культуры есть пул заместителей, причем не только нынешних. 

Есть много работы в плане культурного наследия, по сохранению исторических татарских зданий в Старо-Татарской слободе, в Ново-Татарской слободе, вообще в Казани и других городах, районах республики. Мне кажется, нужно сделать большой упор на это. Слава богу, научились строить, ремонтировать, следующий этап для нового министра — это уже обогатить все эти здания содержательно, чтобы разные сообщества, те люди, которые работают на культуру, смогли реализовать себя и чтобы для них были созданы хорошие условия. Это основной мессендж.

Еще хочется пожелать, чтобы обратили больше внимания на развитие городской татарской культуры, на сообщества, потому что сейчас мир меняется, недостаточно работать только с какими-то формализованными организациями или творческими коллективами, нужно взаимодействовать и с неформальными городскими сообществами, которые тоже вносят большой вклад в культуру. Естественно, есть пожелание от татарских сообществ, в первую очередь Казани, — муссировалась тема по поводу здания музыкального татарского театра. Я считаю, что одной из приоритетных задач нового министра должно быть создание такого театра. Казань и Татарстан этого давно ждут, татарский мир тоже этого ждет. Хотелось, чтобы появился центр современной татарской культуры. Мы готовы в этом направлении работать совместно.

«ЛЮБОЙ ЧИНОВНИК МОЖЕТ СПРАВИТЬСЯ НА ЭТОМ ПОСТУ»

Римзиль Валеев — журналист, общественный деятель:

— Сибагатуллин очень не хотел уходить с телевидения, очень тяжело согласился на должность министра. Мне он запомнился своей стабильностью и уравновешенностью. Культура — это сфера, которая чревата вспышками каких-то противоречий, скандалов, межличностных конфликтов. А он не мелочный человек, стабильный. Я помню Айрата Миннемулловича, когда он работал в отделе культуры в кабмине, тогда я ему в шутку сказал, что его надо поставить на телевидение, поскольку там очень сложная ситуация, нужен такой человек, как полковник МВД, и тогда там закончатся скандалы. Через полгода его послали на ТV, я ему в шутку говорю: «Вот видишь, я предсказал, похлопотал за тебя».

Он ушел из ГТРК потому, что так было надо. Он привык к стабильной, спокойной, хорошо ему знакомой работе.

Наверное, были недостатки в его бытность министром, но это лучше знать тем, кто находится внутри. Сибагатуллин обеспечивал нормальную текущую работу, выполнял те задачи, которые ему ставил президент. Конечно, жалко было, что он не старался светиться на всех мероприятиях: приходить, участвовать, выступать. Но он и не успевал, и не очень рвался к этому. Сибагатуллин запомнится тем, что он самый не выступающий, не посещающий тусовки и культурные мероприятия министр.

Это человек-стабилизатор. Это человек, знающий и общую политику республики, и жизнь. Такие люди везде нужны, таких не бросают.

Перемены минкультуры РТ, конечно, нужны, но это зависит не только и не столько от министра, сколько от задач. Министерство — это не колхоз, министр — не председатель этого колхоза. Отношение к культуре и ее финансирование у нас хорошее.

Хорошо, что при нем появилось грантовое финансирование национальных проектов в регионах — совместно с конгрессом татар и НКАТ, в этом году финансирование повысилось с 5 до 10 миллионов рублей. Хотя 10 миллионов на десятки, сотни татарских общественных организаций в регионах РФ — не так много, но раньше и этого не было. И оплата труда работников культуры республики выросла. Теперь он избавлен от одной головной боли — кому отдать Тукаевскую премию. Я его с этим поздравляю! Это очень сложная задача.

А кто будет следующим министром, не берусь гадать, неблагородное это дело. Культура все-таки слишком сильно зависит от личности первого лица и его команды. Я бы пожелал более активной пропаганды, продвижения культурных мероприятий республики. Есть много интересного, а наш народ в целом либо занят, либо без денег — является пассивным потребителем культуры.  

Мансур Гилязов — драматург:

— Айрат Миннемуллович очень милый, интеллигентный, очень тонкий человек. Он запомнился тем, что нас всех объединил, его кабинет всегда был открыт. Во всех наших начинаниях я видел только понимание — насколько знаю, это мнение общее. Это были годы определенного развития татарской культуры, это абсолютно точно и в плане театрального искусства, и в плане книгоиздания, и в плане всех творческих союзов. Сибагатуллин очень помог союзу кинематографистов, у нас появилось свое собственное помещение. Он активно участвовал в издании 6-томника Аяза Гилязова, книги Аяза Гилязова на русском языке. Мне кажется, он на 100 процентов выполнял все те функции, которые должен выполнять министр культуры.

Я думаю, что у нас очень много достойных людей, уверен, что выбор будет правильный. У нас аппарат мощный и очень много людей, которые близки к сфере культуры, тем более у нас и раньше министры культуры были все хорошие. Я не помню, чтобы у министерства культуры были какие-то конфликты с деятелями искусства. 

Ркаил Зайдулла — лауреат Государственной премии им. Тукая:

— Помню, когда Сибагатуллин стал министром, сказал мне: «Ркаил, я остаюсь тем же самым Айратом, которого ты знаешь», — так оно и было. Он никогда не шел на конфликты, это все могут подтвердить. Я его несколько раз раскритиковал в печати, но у него отношение ко мне никак не изменилось. Айрат Миннемуллович даже сказал мне, что уже привык к моей критике. Такое великодушие не у всех есть, обычно чиновники злопамятные и мстительные бывают, а Айрат был, как говорят у татар, настоящий егет (молодец, парень). Про его недостатки не хочу говорить, это неприлично — ругать уходящего министра. Он никогда не был карьеристом, не стремился как-то выслуживаться. Кто придет ему на смену, не знаю, но, думаю, любой чиновник может справиться на этом посту. Но хотелось бы, чтобы это был человек, глубоко знакомый с татарской культурой, сам являющийся представителем данной культуры.