Турбулентность на валютном рынке заставила поволноваться российских туристов, особенно тех, кто бронировал тур ранее, но оплатил лишь частично Турбулентность на валютном рынке заставила поволноваться российских туристов, особенно тех, кто бронировал тур ранее, но оплатил лишь частично Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИСПУГАЛИСЬ, ЧТО КУРС МОЖЕТ ДОЙТИ ДО 80 РУБЛЕЙ ЗА ДОЛЛАР»

Турбулентность на валютном рынке заставила поволноваться российских туристов, особенно тех, кто бронировал тур ранее, но оплатил лишь частично. Как рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» в одном из подмосковных турагентств, многие клиенты сломя голову побежали доплачивать за путевку, опасаясь, что рубль повторит пике 2014 года. «Те, кто бронировал на лето еще в апреле и конце марта, вносят предоплату: кто-то — 10 процентов, кто-то — 30 процентов, кто-то — 50 процентов. А дальше у них стоит срок доплаты. И все побежали доплачивать, так как испугались, что курс пойдет вверх и может дойти до 80 рублей за доллар, как это уже было. А доплата, соответственно, будет по другому курсу, потому что стоимость пересчитывается в эквиваленте в рублях, поэтому все быстро побежали доплачивать», — пояснила в беседе с «БИЗНЕС Online» исполнительный директор ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе

«При отсрочке платежа фиксируется стоимость тура, но не фиксируется курс валюты. И, увидев, как растут евро и доллар, люди стараются побыстрее оплачивать свои туры, чтобы не потерять на большой разнице между приобретением тура и его оплатой», — вторит ей заместитель директора ООО «Скайлэнд» Элина Шибаева.

В итоге те, кто приобретал туры по акциям раннего бронирования и сразу полностью оплачивал поездку, оказались в самом выгодном положении: они приобрели путевки не только по акции, но и по курсу 56 рублей за доллар. Как уверяют в АТОР, стоимость их туров пересчитываться уже не будет.

В итоге стоимость поездок возросла пропорционально курсу. «Удорожание получилось в среднем на 5 процентов», — уточнила Ломидзе. Кроме того, у каждого туроператора есть еще свой внутренний курс доллара и евро. Например, как сообщается на сайте АТОР, у Coral Travel курс на сегодня составляет 63,62 рубля за доллар, а евро — 78,50 рубля (днем ранее было 65,66 и 81,27 рубля соответственно), Pegas Touristik и «Библио Глобус» продают туры, ориентируясь на 63,62 рубля за доллар и 78,68 рубля за евро (накануне курс был тот же, что у Coral Travel). При этом, как известно, ЦБ на сегодня установил курс в 62,07 рубля за доллар и 76,76 за евро. «Туроператоры тоже подстраховываются. Они тоже ставят чуть выше, чем реальный курс ЦБ, опасаясь, что курс тоже внезапно вырастет и им придется вносить оплату партнерам по другому курсу. Они тоже не хотят терять, плюс 2 процента, которые уходят банку», — пояснила разницу исполнительный директор АТОР.

Тем не менее уже вчера рубль начал отыгрывать позиции. Поэтому, полагает Ломидзе, те, кто будет бронировать туры в ближайшее время, постараются их сразу же выкупить.

Майя Ломидзе не берется предполагать, как ситуация будет развиваться дальше. Ясно лишь то, что валютные скачки негативно сказываются на туризме — как на выездном, так и на внутреннем Майя Ломидзе не берется предполагать, как ситуация будет развиваться дальше. Ясно лишь то, что валютные скачки негативно сказываются на туризме — как на выездном, так и на внутреннем Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ: «ХОТЬ ОТДОХНЕМ НАПОСЛЕДОК»

В целом, как утверждает Ломидзе, темп бронирований на фоне ослабленного рубля немного замедлился. «Правда, туроператоры говорят, что это сезонное снижение. Будем считать, что эта версия правильная, хотя я думаю, что снижение связано с тем, что люди выжидают», — полагает она, добавляя, что пока рано оценивать, как турбулентность на валютном рынке скажется в целом на туристическом сезоне. Также Ломидзе уверена, что нынешнюю ситуацию нельзя сравнивать с 2014 годом. «Тогда это продлилось дольше, отката назад практически не было, пока валюты не достигли определенного пика. Была пара дней, когда евро стоил 100 рублей. Это были панические настроения и состояния. Ситуация сейчас совершенно другая», — утверждает она.

При этом любопытным образом отразились на туристическом рынке грозные заявления президента США Дональда Трампа, который уже в «Твиттере» пообещал нанести ракетный удар по Сирии. Но, по мнению Ломидзе, этот отнюдь не мирный фактор влияет на продажи туров в двух направлениях. «Есть люди, которые говорят: „Хоть отдохнем напоследок“. А другие говорят: „Лучше подождать, бог знает, как оно будет, на что деньги понадобятся“. Два противоположных потребительских поведения», — пояснила она. Так что в итоге на выходе получается замедление спроса на летний отдых. «Мы видим то, что видим, — замедление продаж в любом случае. Не полное падение, но замедление», — добавила исполнительный директор АТОР. По ее мнению, до конца недели люди еще посмотрят на поведение валют, а уже потом будут принимать решение о покупке тура.

Рамиль Мифтахов: «Те люди, которые точно решили приобрести туры, все равно их приобретают. Другие заняли выжидательную позицию» Рамиль Мифтахов: «Те люди, которые точно решили приобрести туры, все равно их приобретают. Другие заняли выжидательную позицию» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧУВСТВУЕТСЯ ЗАМЕДЛЕНИЕ ПРОДАЖ, НЕКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ»

Президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов согласен, что продажи замедлились. «Те люди, которые точно решили приобрести туры, все равно их приобретают. Другие заняли выжидательную позицию. Связано это с возможными военными действиями между США и Россией. Люди спрашивают: а если там [в Сирии] война?  Турция рядом», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online». Тем не менее Мифтахов утверждает, что массового отказа от поездок из-за падения рубля не произошло. «Люди все равно звонят и интересуются. Сначала был шок, но валюта третий день уже падает, люди ждут дальнейшего падения и точки начала волатильности доллара. А так как Турция (основное туристическое направление) — это долларовый сегмент, соответственно, решение о бронировании люди примут окончательно уже позже», — полагает Мифтахов.

Заметил ступор клиентов и директор компании Companion SP Сергей Пасечник. «Процессы раннего бронирования в этом году шли очень интенсивно. А раннее бронирование завершилось 1 апреля. И, когда курс доллара только начал повышаться, люди просто прибежали и оплатили нам все, — рассказал он. — К сожалению, чувствуется замедление продаж, некая напряженность, ожидание, потому что неизвестно, насколько низко будет падать рубль и как долго это продлится. Но такие ситуации у нас уже были и в 2014, и в 2016 году. Те люди, которые уже сделали предоплаты на туры, стараются сейчас сделать полную оплату, чтобы итоговая сумма не сильно изменилась в связи с изменением курса». По его словам, если падение рубля продолжится, то их компания может предложить такие турпродукты, которые не меняются в цене. «Вот мы представляем в Татарстане французскую компанию, у которой курс пока не меняется. Каким он был месяц назад, таким остался и сейчас. Цены остаются неизменными», — отметил Пасечник.

Наконец Шибаева обращает внимание на то, что надо все-таки разделять цены на авиабилеты и на сами туры. «Потому что в билетах курс не зависит напрямую от Центробанка. Курс в билетах меняется один раз в неделю по средам. По понедельничным торгам: в понедельник торги еще были более-менее вялыми, и поэтому курс в билетах заморожен на 72 рублях за евро, так что с прошлой неделей разница всего лишь в один рубль и скачка стоимости как такового не произошло», — пояснила она. При этом Шибаева уверена, что скачок случится в следующую среду, когда билеты на международные перелеты сильно подрастут в цене.

Когда рубль девальвируется, это отражается в первую очередь на выездном туризме – идет сокращение Когда рубль девальвируется, это отражается в первую очередь на выездном туризме — идет сокращение Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

«КОГДА ПРОИСХОДЯТ ТАКИЕ СКАЧКИ КУРСА, ЗАМЕДЛЯЕТСЯ ЛЮБОЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК»

Ломидзе не берется предполагать, как ситуация будет развиваться дальше. Ясно лишь то, что валютные скачки негативно сказываются на туризме — как на выездном, так и на внутреннем. «По нашей статистике, когда происходят такие скачки курса, замедляется любой туристический рынок — и внутренний, и выездной. В этой ситуации невозможно прогнозировать. Понятно, когда рубль девальвируется, это отражается в первую очередь на выездном туризме — идет сокращение. А во вторую очередь — на внутреннем: если внутренний продукт начинает дорожать, то это отражается и на нем. Люди придерживают деньги, не понимая, что будет дальше. Первое, что они режут, — расходы на отдых», — объяснила она.

Тем не менее Шибаева утверждает, что пока скачки валюты не стали причиной для отказа от поездок. «Люди слишком долго ждали лета, чтобы куда-то полететь», — отметила заместитель директора ООО «Скайлэнд». По ее прогнозам, если падение рубля продолжится, то повторится ситуация, которая была пару лет назад, когда заметно вырос евро. «Это привело к тому, что люди стали отказываться от приобретения туров за полгода, как это модно сейчас делать. Оттого что они не могут спрогнозировать поведение курса валют, люди стали отказываться от перелетов в Европу: больше выбирают отечественный юг либо Турцию либо более экзотические направления», — пояснила Шибаева.

Владелец казанской компании «Трэвэл-Эндвок» Юлия Таланова напоминает, что скачки валют были и раньше, так что ситуация не нова. «По прошлогоднему опыту могу сказать: есть категории людей, которые понимают, что попали, но если они хотели ехать, то они все равно едут. Где-то, может быть, чуть подешевле выбирают отели или курорты, где-то берут не „все включено“, а на базе полупансиона, если речь идет о Греции или Кипре. Желание ехать у народа все равно есть», — считает она. По мнению Талановой, все как всегда упирается в доходы людей, которые, как известно, давно уже не растут. Поэтому владелица «Трэвэл-Эндвок» утверждает, что уже второй год идет спад: сокращается число тех, кто куда-то выезжает. «Все упирается в финансовую составляющую: многие остаются дома или на даче», — добавила она.

По словам Ломидзе, из-за слабого рубля пока переориентация с выездного туризма на путешествия по России не произошла. «Переориентация с зарубежных на отечественные курорты если и наметилась, то пока не очень кардинально. Волна эта уже была — и Сочи, и Крым, и Татарстан, и так далее. Конечно, если снижение курса рубля будет сильным и долгим, то это возможно», — соглашается Пасечник.

ТУРЦИЯ, КИПР, ИСПАНИЯ, ГРЕЦИЯ, БОЛГАРИЯ

Топ-5 среди зарубежных направлений, которые выбирают россияне, выглядит так: Турция, Кипр, Испания, Греция, Болгария. Среди российских направлений лидирует Сочи. «У Сочи и Анапы неплохие шансы. Цены даже снизились», — добавила Ломидзе. Эдуард Замалеев, управляющий гостиницей Regata, эксперт в сфере туризма, напоминает, что строительство моста в Крым обязательно повысит привлекательность полуострова. «Думаю, прибавит количество отдыхающих на юге России процентов на 10–15, больше не будет», — предполагает он. Также, по его мнению, заметно подрастет внутренний туризм, но это связано с чемпионатом мира по футболу.

Мифтахов отметил, что жители Татарстана, как и все россияне, в основном выбирают Турцию. Пользуются спросом Греция и Италия, куда в этом году можно полететь прямо из Казани, а также Испания и Кипр. Популярны у татарстанцев и курорты российского юга. «Думаю, что в этом году в Крым поедет достаточно много народа. Но на русский юг 80 процентов людей едут отдыхать в частном секторе, так что подсчитать число отдыхающих там достаточно сложно. Все ждут мост, если он будет функционировать, то все будет хорошо. Российские курорты по объему будут сопоставимы с Турцией, и даже больше», — полагает президент ассоциации турагентств РТ.

В свою очередь, Пасечник предполагает, что этим летом самыми топовыми направлениями станут Турция, Греция, Испания, Тунис, Болгария. «Ну и новое в этом сезоне направление, которого не было лет пять, — это прямой рейс из Казани в Италию: прямой перелет в Болонью, а оттуда на венецианское побережье и в другие регионы этой страны», — отметил он. А в казанской компании «Трэвэл-Эндвок» клиенты чаще всего выбирают Кипр, Доминикану и Вьетнам.