Встреча с командой дирекции парков и скверов, которая представила предпринимателям новый формат работы в парках на летний сезон, прошла в достроенном экоцентре «Дом»

«У ПАРКОВ И СКВЕРОВ НАШЕГО ГОРОДА ПОЯВИЛСЯ ХОЗЯИН — ЭТО ДИРЕКЦИЯ»

«А что будет с паровозиками?» — вопрошали накануне предприниматели на встрече с командой дирекции парков и скверов, которая представила предпринимателям новый формат работы в обновленных парках города на ближайший летний сезон. Встреча прошла в достроенном экоцентре «Дом» на территории Горкинско-Ометьевского леса. Сначала на встречу, как рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» организаторы мероприятия, записались 35 предпринимателей, но в итоге их оказалось куда больше. Ответ перед бизнесом держала традиционная «парковая» тройка в лице первого заместителя руководителя исполкома Казани Дамира Фаттахова, директора дирекции парков и скверов Алсу Саетовой и помощника президента РТ Наталии Фишман.

«Сегодня обсудим с вами правила по организации размещения нестационарных торговых объектов на территории парков и скверов, которые действуют с этого года», — сразу ввела Саетова присутствующих в повестку дня. Далее флаг перехватила Фишман, призвавшая создать качественный сервис в обновленных парках и скверах. «Мы собираемся регулировать как качество услуг, так и внешний вид торговых объектов, — заявила помощник президента РТ. — Глобально тезис простой. Я думаю, что мы создаем достаточно существенные возможности по благоустройству этих пространств, потому что будут ходить больше людей, больше будет мероприятий. В этом смысле дирекция — это тот субъект, который поможет вам получать большую прибыль и быть успешнее. Но тем правилам, которые дирекция будет устанавливать, нужно подчиняться». 

О переходе на новую схему работы в парках уже говорили на деловом понедельнике, так что Фаттахов заострил внимание на ряде моментов. 

«Мы бы хотели, чтобы у вас сложилось четкое понимание, что у парков и скверов нашего города появился хозяин — это дирекция, которая регулирует здесь все отношения с вами и другими субъектами, существующими в парках. Нам очень хотелось бы, чтобы вы эти отношения воспринимали как партнерские, взаимовыгодные. Дирекция заинтересована, чтобы ваш бизнес развивался и чтобы вы не в меньшей степени были заинтересованы в развитии дирекции», — добавил Фаттахов. Он напомнил, что дирекция не ставит целью №1 один сплошной заработок. Важнее тут то, что дирекция хотела бы сохранить и приумножить созданную комфортную среду в реконструированных парках и скверах города, чтобы они продолжали оставаться точками притяжения для горожан. При этом каждый парк, по словам Фаттахова, имеет свой формат, тематику и айдентику, под которые должен подстраиваться бизнес.

Летний сезон в парках официально откроется уже 18–20 мая. Планируется, что к этому времени все торговые объекты в парках должны заработать. Под управлением дирекции сегодня находятся 15 парков и скверов города, на обновление которых в прошлые годы вложили немалые деньги. В их числе, например, парки «Крылья Советов», «Континент», «Калейдоскоп», парк Победы, «Сосновая роща», «Черное озеро», сквер им. Тинчурина, Горкинско-Ометьевский лес и многие другие. По словам Саетовой, в этом году дирекция должна «завладеть» еще несколькими парками. Но какими — не уточнила.

Наталия Фишман призвала создать качественный сервис в обновленных парках и скверах

«ТУТ НЕ ПРОКАТИТ ОБЫЧНОЕ «КАК-НИБУДЬ УЖ», «ПОЙДЕТ», «ПРИМЕРНО ПОХОЖЕ»...»

Именно об изменениях сетки нестационарных торговых объектов (НТО) в этих подконтрольных дирекции парках и зашла сегодня речь. Как напомнила Саетова, теперь все торги на размещение объектов бизнеса проводит дирекция, а не комитет потребительского рынка. Цена каждого лота этих торгов будет определяться рыночной оценкой, которая формируется с учетом местонахождения кафе или лавки в парке, где продают мороженое, наличия инженерных коммуникаций, рыночной стоимости аренды и прочим. Туда же отнесли и целый список планируемых массовых мероприятий, на которые будут открывать дополнительные активности. Всего запланировано 10 праздников на весь сезон — до самой осени.

Заявки на торги бизнес может подавать уже сейчас через сайт sale.zakazrf.ru. Пока что там размещено только 19 лотов извещений по реализации прав пользования на объекты. К слову, всего постановлением исполкома в парках возможно размещение лишь 96 объектов торговли. В их числе сувениры, сезонный кинотеатр, мобильные объекты нестационарные кафе, мороженое, прокат, аттракционы и прочее. Этим летом все объекты выставляться не будут, а только 38 из них.

К каждому лоту, участвующему в аукционе, прикреплен эскизный проект того, как должно выглядеть то или иное кафе, тележка для мороженого и даже аттракционы.

«Все наши эскизы согласованы уже с целым рядом инстанций. Чтобы вам этого не пришлось делать, дирекция это сделала сама, — заверила Саетова, строго добавив. — Ни один торговый объект не сможет начать работу, пока не будет подписан акт контрольной приемки!» «Это очень принципиальный вопрос, — вторил ей тут же Фаттахов. — Из разговора с вами мне стало ясно, что этот момент остался неурегулированным между исполкомом и вами. Вы не начнете работать, пока ваш объект не будет соответствовать тому, что мы изначально заявляли в конкурсную документацию. Поверьте! Тут не прокатит обычное „как-нибудь уж“, „пойдет“, „примерно похожее“... Мой желтый и ваш желтый — это очень субъективные понятия... Не превращайте это в какую-то торговлю (видимо, с дирекциейприм. ред.)! Очень серьезно, внимательно отнеситесь к тому, что установленный объект должен соответствовать тому, о чем мы с вами договорились. Не рассчитывайте на то, что прокатит!»


А речь шла, собственно, о том, что этим летом во всех 15 основных парках и скверах Казани будут установлены фактически типовые кафе, ларьки с мороженым, квасом, контейнеры с прокатом и прочее. Вместе с ними дирекция, на правах «хозяина» парков, установит и определенные требования к малому бизнесу. Например, это коснется графика работы точек питания: утром предприниматели должны будут продавать воду в парках для бегунов, а вечером — какую-то еду для активной молодежи. Особые требования предъявляются и к продавцам, которые, помимо привлекательного внешнего вида, к ЧМ по футболу должны будут уметь туристам хотя бы на пальцах объяснять, где тут метро. Дирекция даже намерена подготовить для продавцов речевые модули общения с иностранными туристами, которым, по всей видимости, продавцы будут обязаны еще рассказывать и об истории того или иного парка. Пожалуй, наиболее проблемное условие для малых предпринимателей, у которых, дай Бог, есть одна палатка с мороженым, — обязательное наличие ... PayPass.

Как уже было сказано, резко сократилось в этом году количество торговых точек в парках — всего 38 на 15 территориях. Например, в парке им. Горького отныне будут только по две точки продажи мороженого, кваса и два кафе с одним аттракционом — ни больше ни меньше. При этом все эти объекты удалят от главной аллеи. «Мы централизовали все объекты общественного питания для посетителей — напротив стадиона „Трудовые резервы“. Это будет такой центральный фуд-корт, где размещаются наши ключевые объекты, — рассказывала Саетова. — Новшество в том, что мы разыгрываем на территории парка имени Горького возможность организовать торговлю в объектах, которые дирекция уже установила на территории парка». То есть бизнесу предложат заселиться в уже готовые кафе вместо их привычных палаток.

По словам Алсу Саетовой, в этом году дирекция должна «завладеть» еще несколькими парками. Но какими — не уточнила

Цены на реализуемые дирекцией объекты не изменились. Были случаи, когда в прошлом году аукцион по реализации точки по продаже мороженого стартовал с 15 тыс. рублей и доходил до 650 тысяч. «Так как мы сократили число торговых объектов, то ожидаем, что конкуренция будет выше. Рекомендуем заранее заявляться в конкурсе», — заявила глава дирекции, подчеркнув, что увеличивать количество возможных торговых объектов пока не планируют. Вместе с тем малому бизнесу предлагают для размещения здание готового типового кафе в 12 кв. м за 59 тыс. рублей. Типовая тележка с мороженым в 6 кв. м предпринимателям обойдется в 29,8 тыс. рублей, а детский паровозик — в 148,5 тыс. рублей за 30 кв. метров. И это только стартовая цена! Сложно представить, до какого потолка взлетит стоимость, когда все предприниматели начнут борьбу за лот.

Заметим, что по большей части для каждого парка подготовлены свои типовые проекты для будущих кафе, не говоря уже об их уменьшившемся количестве. В парке Победы разместят только по одному кафе в виде бокс-баров и продаже мороженого, а также по две точки продажи кваса и проката спортинвентаря. В парке «Крылья Советов» появится два кафе, но по одному аттракциону, холодильнику с мороженым, квасом и контейнером с прокатом. «Нет ли тут предпринимателя, который в прошлом году на газоне разместился?» — оборвала Фишман, пригрозив всем, что в этом году так сделать не получится.

В общем, во всех остальных парках и скверах число торговых точек мерно движется к одному. Особняком во всем перечне стоит Горкинско-Ометьевский лес, где дирекция в пилотном режиме устроит монополию: там будет только один веревочный парк и один контейнерный центр, который объединит в себе и продажу мороженого, и кваса, и прокат, и прочее. Кафе «Лес» останется на своем месте.

«Дирекция не ставит себе цель монополизировать бизнес на территории парков. Это не то, чем мы будем заниматься. Наша задача — управлять объектами комплексно, — заявила Саетова. — Я хотела бы отметить, что у нас есть договоренность с правоохранительными органами о том, что мы будем очень тщательно следить за несанкционированными торговыми объектами в парках». Она призвала бизнес не делать друг друга дураками, когда огульно ксерокопировали договоры на размещение. «Даже не думайте, что у вас получится похулиганить с этими отксеренными договорами! — вставил Фаттахов. — Сразу забудьте эту историю! Не настраивайтесь на то, что на это кто-то закроет глаза. Парк — это не рынок и не торговый центр. Что было до этого — не вспоминаем и не возвращаемся к этому! Просто перестройтесь на этот формат работы в парках и скверах Казани».

Новые правила входа бизнеса в парки были восприняты спокойно, хотя и не без вопросов

БИЗНЕС НЕ У ДЕЛ: ИЗ ПАРКОВ ВЫВЕДУТ БАТУТЫ, ЗОРБЫ, КАРУСЕЛИ, АТТРАКЦИОНЫ И ПРОЧЕЕ

После этого наступила почти часовая сессия вопросов. Сказать, что в зале у предпринимателей от ярости налились глаза кровью, нельзя. Новые правила входа бизнеса в парки были восприняты спокойно, хотя и не без вопросов. Например, предприниматель Александр, занимающийся установкой вендинговых аппаратов, поинтересовался судьбой своего бизнеса: ну не вписываются его аппараты в эти стандарты — а значит, бизнес остается не у дел. Саетова было категорично объявила, что ставить их в этом сезоне не собираются, но после того как за предпринимателя вступилась Фишман, сказала, что дирекция подумает. Также в этом году парки и скверы города останутся без батутов, зорбов, лучных тиров, каруселей, футбольных аттракционов и прочего. Разрешили пока что только паровозики, по крайней мере, к ним вопросов у дирекции сейчас меньше всего. А аттракционы, которые теперь городу не нужны, Фишман предложила отправить в районы. Мол, там их с руками и ногами заберут, а в Казани же, по ее мнению, этого добра уже не надо...

Один из предпринимателей поинтересовался, почему торговлю разрешат начать только с 18 мая — ведь у мороженщиков сезон начинается с 1 мая! И вообще, май для них — самый прибыльный месяц, а от него откусили половину! Получается, что дирекция раскачивалась и сорвала сроки, ударив по бизнесу. К слову, срок подачи заявок на аукцион по кафе заканчивается уже 16 апреля, то есть у бизнеса есть всего четверг и пятница, чтобы подать заявки. Как-то поздновато спохватились... Саетова признала, что есть кое-какие несостыковки по срокам, но дирекция сама заложница некоторых бюрократических механизмов: постановление исполком согласовал только недавно. Фаттахов же призвал, чтобы дирекция не обижала продавцов мороженого и постаралась все в индивидуальном порядке в срок, выгодный им, отработать.

Конкретное возмущение бизнеса о том, что он стал не нужен дирекции парков и скверов, успокоили: мол, будут проводиться специальные мероприятия для повышения активности в парках. Вот в эти праздники и предложили нести все свои фотобудки, тиры, фудтраки, бамбербол и прочее.

Прозвучал от предпринимателей и вопрос, связанный с возможностью заключения с дирекцией долгосрочных договоров — все-таки у всех свои бизнес-планы и сроки. Саетова пояснила, что в следующем году могут появиться такие долгосрочные договоры с «проверенными» предпринимателями и сейчас с УФАС по РТ ведется согласование этих процессов. Заодно это может снизить риски: привязывание выручки к аренде позволит бизнесу платить меньше в случае несезона.

Аттракционы, которые теперь Казани не нужны, Фишман предложила отправить в районы. Мол, там их с руками и ногами заберут

Вполне закономерный вопрос задали под конец дискуссии: дескать, если мы должны играть по вашим правилам, то гарантируйте нам хотя бы безопасность, а не так, чтобы через день вандалы новенькое кафе изрисовали граффити. Однако вот тут проблема: как оказалось, на ЧОП и службу охраны у дирекции денег пока нет. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online»  Фаттахов пояснил, что сегодня работа по содержанию 15 парков дирекции обходится в 23 млн рублей в год. В этом году подана заявка в ЦЭСИ РТ на расширение этого финансирования до 80 млн рублей. Вопрос пока не решен.

«Одним из первых действий, которое мы совершили, — мы посчитали, сколько нужно средств на выполнение всех работ, которые нужны паркам, чтобы поддерживать их в адекватном состоянии. Мы посчитали, сколько требуется на содержание парков. По нашим 15 территориям, которыми управляет дирекция, появилась цифра, которая превышает сумму в 200 миллионов рублей. Существенно превышает, там даже порядка 250 миллионов, плюс еще отдельно расходы на охрану. И сейчас есть дефицит, потому что на наши парки тратится чуть более 23 миллионов рублей в год», — добавила Саетова. Сюда же надо добавить скромные затраты на содержание самой дирекции — на карандаши, зарплаты и прочее. По сути, то, что тратится сегодня на обновленные парки и скверы Казани, — капля в море. Казалось бы, в связи с этим можно понять, почему дирекция так сильно заинтересована в том, чтобы «подмять» малый парковый бизнес под себя. Но, как пояснила Саетова корреспонденту «БИЗНЕС Online», прогнозный показатель доходности от бизнеса в парках на этот год составляет лишь 5 млн рублей.

«Еще раз подчеркну, что у нас нет такой задачи, чтобы дирекция парков и скверов заработала столько денег, дабы перекрыть содержание. Мы не питаем иллюзий, это несопоставимые цифры. Это обязанность муниципалитета — качественно убираться, вовремя стричь газон, ухаживать за деревьями, установить лавки, урны и так далее. Но вот саму деятельность дирекции по организации мероприятий, деятельности предпринимателей хотели бы вывести на самоокупаемость», — резюмировал Фаттахов. 

Фото: Марат Мугинов, kzn.ru