Альберт Гильмутдинов и Сергей Иванов (слева) подписали соглашение о максимальной туристической раскрутке проекта авиамузеяфото: Сергей Елагин

ТУРОПЕРАТОРОВ ПРИВЛЕКУТ К ПРОПАГАНДЕ АВИАЦИИ

Отметим, что подписание соглашения было обставлено с выдумкой — с выступлениями перед студентами КНИТУ-КАИ, приглашением «звезды» — внука Андрея Николаевича Туполева, Андрея Алексеевича.

«БИЗНЕС Online» публикует эскизы учебно-музейного комплекса Ту-144 КНИТУ-КАИ стоимостью 100 млн рублей — они впечатляютЧтобы увеличить, нажмите

«Мне, как человеку, много летающему, известно, что такое многочасовой перелет, а потому интересно: когда же мы начнем летать со скоростями 2200 километров в час? — обратился к студенческой аудитории председатель государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов. — Что касается туристической привлекательности, то проект КАИ уникален и имеет огромное значение для республики. Музей, реализованный именно по тем параметрам, по которым задуман, станет жемчужиной не только Татарстана и России. Мы будем всячески помогать продвигать этот проект. Вся база туристических технологий к вашим услугам».

Соглашение, которое подписали Иванов и ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, направлено на информационную поддержку амбициозного проекта вуза. Глава госкомитета пообещал, что информация о музее техники на базе первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета будет размещена на официальном туристическом портале РТ и представлена в презентационных материалах ведомства. Кроме того, к раскрутке новой туристической точки привлекут местных туроператоров. Чиновники также помогут презентовать музей на различных турмероприятиях.

Чтобы увеличить, нажмите

«МЫ ДОГОВОРИМСЯ С НАШИМИ КОСМОНАВТАМИ»

«Можно с гордостью сказать, что первый большой этап завершен, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Гильмутдинов. — Борт — уже украшение нашего города. Конечно, как первоначально планировалось, открыть музей полностью к 31 декабря этого года мы не успеем, но торжественные мероприятия, приуроченные к 50-летию первого полета первого в мире сверхзвукового лайнера, будут однозначно. Есть разные подходы к реализации проектов, наш подход — не торопиться, а делать все качественно. Пусть мы откроем музей чуть позже, но он полностью будет соответствовать заявленному статусу — как раз к открытию чемпионата WordSkills 2019».

Чтобы увеличить, нажмите

Попутно выяснилось, что же точно будет в музейном комплексе, — это учебная лаборатория, центр дополнительного технического образования для школьников, интерактивный музей для туристов. Его экспозиция делится на 10 тематических залов. Экспонаты (их будет полсотни) сегодня продумываются, но уже точно известно, что будет панель «Сверхзвук» (объясняет эффекты, возникающие при сверхзвуковых скоростях); аэродинамическая труба; демонстрационный комплекс, наглядно показывающий действие перегрузок на организм человека; визуализация «Самолет в разрезе»; двигатель Ту-144. Можно будет попробовать свои силы в качестве пилота — с анимацией взлета и посадки (кабина пилотов будет восстановлена один в один). Предусмотрены лекционный зал и квест-зона.

Чтобы увеличить, нажмите

Занятным обещает стать купольный 3D-кинотеатр. «Днем там будут показывать виды Земли из космоса: мы договоримся с нашими космонавтами на орбите на онлайн-трансляцию, а вечером можно будет любоваться звездным небом», — вдохновенно обрисовал эту красоту Гильмутдинов.

Все это разместится и в самом Ту-144 и в прилегающем к нему пристрое (см. эскиз)


ПО ОБЩЕМИРОВОМУ ПРИМЕРУ

Планируется, что за год музей будут посещать 50 тыс. школьников. Формат посещения прост: группа — не более 20 человек, длительность экскурсии — как школьный урок, 45 минут. Следует отметить, что для учащихся она будет совершенно бесплатной. Средства же на содержание музея и обновление экспозиции будут поступать за счет туристов. «Финансовая модель пока не просчитана, но для детей посещение мы постараемся сделать полностью бесплатным, — заверил Гильмутдинов. — И уверен, что Ту-144 будет местом паломничества туристов, и это станет  чистой коммерческой деятельностью, которая покроет все расходы на содержание музейного комплекса».

«Ту-144 будет местом паломничества туристов, и это станет чистой коммерческой деятельностью, которая покроет все расходы на содержание музейного комплекса» «Ту-144 будет местом паломничества туристов, и это станет чистой коммерческой деятельностью, которая покроет все расходы на содержание музейного комплекса» Фото: «БИЗНЕС Online»

Всего на создание комплекса необходимо чуть более 100 млн рублей. На сегодня уже потрачено более 30 миллионов. «Университет вкладывает в музей свои внебюджетные средства, — рассказал ректор. — Очень много своими ресурсами помогает Казанский авиационный завод. Кроме того, мы получили президентский грант на 8,9 миллионов рублей и региональный — почти на полмиллиона. Около миллиона рублей — пожертвования неравнодушных людей. Недавно был „щедрый вторник“, и около 400 человек свою однодневную зарплату перечислили в фонд создания музея. Мы обратились и в министерство образования и науки России, и министр согласовала выделение 50 миллионов рублей. Есть устное распоряжение курирующему заместителю о подготовке необходимой документации».

«Надо сохранять эту память, — оценил в беседе с „БИЗНЕС Online“ усилия КНИТУ-КАИ по созданию музея Туполев. — Должна молодежь смотреть, увлекаться. И во всем мире авиамузеи популярны! Под Эдинбургом есть музей „Конкорда“, который, кстати, принадлежит частнику, и туда паломничество идет! И у нас надо такое делать».

Андрей Алексеевич Туполев: «Меня привлекают по гражданской тематике: сертификация, эксплуатация, взаимодействие с потенциальными заказчиками. И различные мемориальные мероприятия» Андрей Алексеевич Туполев: «Меня привлекают по гражданской тематике: сертификация, эксплуатация, взаимодействие с потенциальными заказчиками. И различные мемориальные мероприятия» Фото: Сергей Елагин

ТУ-144 ДОЛЖЕН БЫЛ СТАТЬ ЕЩЕ И БОМБАРДИРОВЩИКОМ

Андрей Алексеевич — потомственный авиастроитель. В 1984 году окончил МАИ по специальности «самолетостроение», до 1993 года работал в «Ту», потом занялся коммерческими проектами, в 2010-м вернулся на фирму, сейчас — советник генерального директора. «Так скажем, по общим вопросам, — объясняет Туполев. — Меня привлекают по гражданской тематике: сертификация, эксплуатация, взаимодействие с потенциальными заказчиками. И различные мемориальные мероприятия».

— Андрей Алексеевич, какое-то время было ощущение, что фирме Туполева конец...

— Согласен. В 1998 году после пятилетнего отсутствия пришел: света нет, по лестницам течет кипяток из лопнувших батарей, сидят люди в перчатках с отрезанными пальцами, — такое впечатление, что завтра уже ничего не будет. Но вот не закрылись.

— Жизнь в компании сегодня есть?

— Да. И есть серьезные и, надеюсь, устойчивые заказы. Это и восстановление производства Ту-160, и основной вид деятельности — поддержка самолетов дальней и стратегической авиации. А дальше — перспективный авиационный комплекс дальней авиации... Кстати, о Ту-144. Вы знаете, что дед хотел именно из него сделать стратегический бомбардировщик, а не то, что потом стало Ту-160? То есть никакой изменяемой стреловидности крыла. Но военные захотели многорежимный самолет.

— Правильно ли понимать, что гражданской тематикой фирма больше заниматься не будет?

— Верно. Возможно, будут некие обращения. Например, недавно мы участвовали в российско-китайском проекте широкофюзеляжника: нас просили дать предложения по шасси, аэродинамике и материалам. По деньгам была достаточно объемная работа.

— То есть темы Ту-214, Ту-324, Ту-334 оказались тупиковыми...

— Все это хотят закрыть одним самолетом — МС-21. Посмотрим, что будет. Машина, как обещают, в этом году должна появиться как пилотный образец для презентации на международных авиасалонах.


— То, что «Суперджет» пошел в достаточно массовую серию, вас радует?

— Сколько их? 160 уже сделали. Вопрос в том, сколько летает. Смотрю, на направлении Москва — Казань нет ни одного. У «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) — колоссальнейшая проблема: не могут раскрутить службу сервиса. Вот у итальянцев (не самых больших любителей трудиться!) из «Леонардо» и АТР круглые сутки сидят работают люди, склады разбросаны по всему миру. Достаточно в интернете заказать деталь или агрегат — и за 24 часа доставят. А в ГСС только сейчас задумались о том, что должны быть такие промежуточные склады.

— Как относитесь к тому, что сегодня авиастроением рулят неавиастроители?

— Сложно. Иногда и высказывания, и решения вызывают, мягко говоря, удивление. Например, восстановление производства Ил-96-400. Четырехдвигательного. Все от этого уже ушли.

— В нынешнем российском авиастроении вас что-то радует?

— По крайней мере, обратили внимание, дают финансирование, платят зарплаты, идет модернизация производства, материальной базы конструкторских бюро, нанимаются молодые специалисты. Но быстро результатов не будет — сколько времени было потрачено впустую! А сколько специалистов ушли и умерли, не передав опыта и знаний!

Марина Новикова, Тимур Латыпов