Кроме сухого рассказа о статистических итогах года Радик Габдуллин с коллегами в приятном смысле удивил журналистов и прокомментировал ряд резонансных уголовных дел и судебных решений Кроме сухого рассказа о статистических итогах года Радик Габдуллин с коллегами в приятном смысле удивил журналистов и прокомментировал ряд резонансных уголовных дел и судебных решений Фото: Сергей Елагин

«МЕРА ПРЕСЕЧЕНИЯ ИЗБИРАЕТСЯ НЕ ДЛЯ НАКАЗАНИЯ!»

«Мы получили эту информацию (о том, что в суд поступит ходатайство об аресте банкира Роберта Мусина прим. ред.) в 5 или полшестого [вечера]. Это было в конце рабочего дня. Материал был привезен в суд, по-моему, в 6 или 7 часов вечера. Все решали в режиме ручного управления: вроде мы привыкли суд закрывать – безопасность, естественно, суд закрыли. Затем мы увидели огромный интерес с вашей стороны, обсудили все это по телефону, вас пустили на первый этаж. Вы дождались, когда привезут Мусина. На следующий день откладывать было нельзя. Бывают такие ситуации», – вспоминал вчера события марта прошлого года председатель Советского райсуда Казани Радик Габдуллин во время пресс-конференции, на которой вместе со своими заместителями подвел итоги года.

Пресс-конференция длилась без малого три часа. Кроме сухого рассказа о статистических итогах года Габдуллин с коллегами в приятном смысле удивил журналистов и прокомментировал ряд резонансных уголовных дел и судебных решений, число которых в Советском суде традиционно велико. Так, председатель дважды вспоминал знаменитый арест главы Татфондбанка. Оба раза предельно кратко (словно намекая, что судье нет разницы, какого размера банковский счет фигуранта, – Уголовный кодекс един), но четко и с интересными подробностями.

Председатель суда дважды вспоминал знаменитый арест главы ТФБ. Оба раза предельно кратко (словно намекая, что судье нет разницы, какого размера банковский счет фигуранта – уголовный кодекс един), но четко и с интересными подробностями Председатель суда дважды вспоминал знаменитый арест главы ТФБ предельно кратко (словно намекая, что судье нет разницы, какого размера банковский счет фигуранта, – Уголовный кодекс един), но четко и с интересными подробностями Фото: «БИЗНЕС Online»

Из последних резонансных историй – трагическая смерть замминистра здравоохранения РТ Елены Шишмаревой, которая, как установила проверка следкома, покончила жизнь самоубийством. В начале февраля она стала фигуранткой дела о превышении должностных полномочий и мошенничестве, судья Советского суда Сергей Аптулин отклонил ходатайство следствия о заключении чиновницы в следственный изолятор и отправил ее под домашний арест. Спустя несколько дней бездыханное тело Шишмаревой нашел ее сын.

«Если честно, Сергей Алексеевич [Аптулин] очень переживал. Но дело в том, что иное решение было бы незаконным», – объяснил заместитель председателя по уголовным делам Сергей Жиляев.

Его поддержал Габдуллин, который отметил, что никакой внутренней проверки в суде не проводилось, – решение судьи было обоснованно, а избежать суицида ничто бы не помогло. В первую очередь не спасли бы тюремные стены.

«Это трагическая случайность. Но если мы будем исходить из того, что избрание домашнего ареста повлияло на жизнь этого человека, тогда что, должны всех везти в места лишения свободы? Какой-то вины за неправильное решение мы не испытывали абсолютно. Это замминистра здравоохранения, хорошо характеризуется, ранее не судима, – высказал свое мнение председатель суда. – Мера пресечения избирается не для наказания! Мера пресечения избирается для того, чтобы человек не скрылся от следствия. В этой ситуации – в отношении Шишмаревой – у нас не было никаких данных о том, что она скроется. Действительно, мы были правы, если смотреть с любой точки зрения. Что, содержание под стражей мешает человеку покончить с собой?»

«Если честно, Сергей Алексеевич [Аптулин] очень переживал. Но дело в том, что иное решение было бы незаконным» «Если честно, Сергей Алексеевич [Аптулин] очень переживал. Но дело в том, что иное решение было бы незаконным» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРОЕКТ НОВОГО ЗДАНИЯ ГОТОВ НА 50%, А СОТРУДНИКИ СУДЕЙСКОГО АППАРАТА В ОЖИДАНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

Одна из основных и, к сожалению, больных тем, которые затронул на пресс-конференции Габдуллин, – строительство нового здания. Как известно, самый загруженный суд столицы республики разделен на два здания: гражданский корпус сидит на первом этаже многоквартирного дома, уголовный расположен в двухэтажном здании бывшей детской поликлиники.

Как озвучивалось уже не раз, Советский суд по неизвестной причине не попал в специальную программу до 2020 года, в отличие от, например, Челнинского или Нижнекамского судов, которые получат новые здания уже в этом году. Остается надеяться, что суд попадет в вожделенный список в следующий раз. По словам Габдуллина, проект нового здания – предмет дискуссионный. Земля под него пока не выделена, один из вариантов – участок в районе улицы Патриса Лумумбы. Все вопросы проработаны на 50%, но без федеральных средств здание все равно не построишь.

Вопрос актуален в том числе в ракурсе ближайших изменений, а именно – введения суда присяжных. В старом здании Советского суда с трудом выделили зал для будущего нововведения, который, к слову, второй по величине в здании, отрывали как от сердца.

Самый загруженный суд Казани разделен на два здания – гражданский корпус сидит на первом этаже многоквартирного дома, уголовный — в двухэтажном здании бывшей детской поликлиники Самый загруженный суд Казани разделен на два здания: гражданский корпус сидит на первом этаже многоквартирного дома, уголовный – в двухэтажном здании бывшей детской поликлиники Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ремонт? Вы видите, что здесь можно сделать, только стены покрасить...» – разочарованно произнес Габдуллин, отмечая, что федеральный бюджет хотя бы выделил деньги на так называемые аквариумы вместо традиционных клеток – стеклянных камер в суде три. К слову, ЕСПЧ недавно высказался категорически против клеток, выразив мнение, что это ущемляет права и унижает достоинство граждан. Жиляев с иронией напомнил американский опыт, где фигурантов (даже несовершеннолетних) могут привести в суд в оранжевой униформе и кандалах: дескать, а это не унижает?

Еще один материальный вопрос касался оплаты труда сотрудников суда. Если федеральные судьи получают от 60 тыс. рублей, то сотрудники аппарата в разы меньше – от 12 до 15. Должно помочь правительство России: подчиненные Габдуллина в мае ждут постановления кабинета министров о начислении материального стимулирования в размере двух-трех окладов.

По словам Сергея  Жиляева, за год рассмотрено 793 дела. На одного судью приходится около 100 уголовных дел в год. При этом 65% дел рассматривается в особом порядке По словам Сергея Жиляева, за год рассмотрено 793 дела. На одного судью приходится около 100 уголовных дел в год, при этом 65% дел рассматривается в особом порядке Фото: Сергей Елагин

ПОЧТИ 90% ПРИГОВОРОВ СОВЕТСКОГО СУДА ПРИЗНАНЫ ЗАКОННЫМИ

Общей статистики касался отдельный блок выступления спикеров. Каждый из заместителей Габдуллина отчитался за свою сферу. Так, по словам зама по «уголовке» Жиляева, за год рассмотрено 793 дела. На одного судью приходится около 100 уголовных дел в год, при этом 65% дел рассматривается в особом порядке, то есть фигурант признает вину, заключает соглашение со следствием и отказывается от допроса свидетелей. 144 уголовных дела было прекращено, по 292 подсудимый был признан виновным и приговорен к лишению свободы, в том числе условному, – это 44% от общего числа приговоров. В 56% случаях фигурант отделывается более мягким наказанием, например штрафом. Габдуллин между тем не без гордости отметил высокий процент утверждаемости приговоров – почти 90% из них Верховный суд признал законными и обоснованными. Это почти на 5% выше среднереспубликанского уровня.

Эти данные касаются рассмотрения дел по существу. Говоря об уголовных материалах на досудебном уровне, Жиляев привел интересные данные: за 2017 год органы следствия 273 раза обращались в суд с ходатайством о заключении подозреваемого под стражу. Каждый пятый раз суд отказывал следствию в разной форме – например, вынес 52 постановления о домашнем аресте.

«В районе четыре отдела полиции, – объясняет Жиляев, отмечая, что с апреля прошлого года Верховный суд РТ разгрузил Советский суд – и перевел подсудность двух из четырех отделов по особо важным делам СК и ГСУ МВД. – Нагрузка была бы просто запредельной». 

Рассматривать уголовные дела, считает Жиляев, эффективнее, разделяя судебные составы на специализации. Так, есть судебный состав, который рассматривает исключительно жалобы на действия лиц, осуществляющих следствие. Таких жалоб – по ст. 125 УПК – за год рассмотрено почти 600.


Схожие по объемам нагрузки и в других отраслях права. По словам зампреда по гражданским делам Лилии Гиниятуллиной, за 12 месяцев прошлого года в суд поступило 8 685 гражданских исков. Более 5 тыс. из них удовлетворяются, чуть более тысячи решений суда было обжаловано, из которых 81% остался в силе. Большая часть из них касается сфер страхования, жилищных вопросов и задолженностям по кредитам.

Гиниятуллина рассказала, что более полутысячи исков касались строительной империи «Фон». Привела она еще один яркий пример – 19 исков сокращенных сотрудников УК «Просто молоко». Советский суд иски удовлетворил, признал сокращение работников незаконным, после чего компания самостоятельно составила мировое соглашение и с оставшимися недовольными сотрудниками.

Новый зампред – по административным делам – Радик Гатауллин отрапортовал, что за год Советский суд рассмотрел около 1200 административных дел, и отметил рост дел по вопросам, связанным с нарушением миграционного законодательства и ПДД.

Что ж, остается надеяться, что почин информационной открытости и открытого общения с прессой поддержат и другие районные суды.