Лидером по объему собранных госзаказов в первом квартале 2018 года стало АО «Татэнергосбыт». Портфель компании традиционно состоит из сотен некрупных контрактов — в основном до 10 млн рублей —  на поставку электроэнергии Лидером по объему собранных госзаказов в первом квартале 2018 года стало АО «Татэнергосбыт». Портфель компании традиционно состоит из сотен некрупных контрактов — в основном до 10 млн рублей — на поставку электроэнергии Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОЧТИ КАК В 2015 ГОДУ

Первый квартал осыпал татарстанских подрядчиков манной небесной: четырем десяткам местных королей госзаказа досталось 21,2 млрд рублей. Разница с прошлым годом внушительная, тогда самые проворные вскладчину получили из бюджета лишь 13,6 миллиарда. Для справки: еще годом ранее получателям казенных денег досталось 12,5 млрд, и после запуска «БИЗНЕС Online» ежеквартальных обзоров только январь – март 2015-го были более щедрыми, чем сейчас, — 24 млрд рублей. Но тогда и страна еще не осознала глубины кризиса, донашивая просторный кафтан, доставшийся от тучных нулевых.

Другая особенность нынешней раздачи слонов — большой отряд «миллиардеров», число которых с четырех выросло до семи. При этом первые пять строк занимают государственные и муниципальные компании, две из них и сами не скудеющей рукой раздают субподряды своим «рыбкам-прилипалам». Лидером же по объему собранных госзаказов в первом квартале 2018 года стало подконтрольное госхолдингу «Связьинвестнефтехим» (СИНХ) АО «Татэнергосбыт». Портфель компании традиционно состоит из сотен некрупных контрактов — в основном до 10 млн рублей — на поставку электроэнергии. Аналогичная картина, с добавлением контрактов на поставку тепла, у обладателя «бронзы» — АО «Татэнерго», также подконтрольного СИНХу.

Схожим образом формируется портфель АО «Департамент продовольствия», подконтрольного казанской мэрии с той лишь разницей, компания занимается снабжением бюджетных организаций питанием. Свои запасы департамент пополняет также с помощью широкого круга поставщиков: от мелких фермерских хозяйств до дочерней компании «Нижнекамскнефтехима» — ООО «УОП „Нефтехим“», у которого закупает, в частности, морковь и свеклу. Среди постоянных поставщиков молочки — «Бахетле-Агро», возглавляемое бывшим предправления Банка Казани Андреем Тавриным. Также в молочный пул входит лениногорское ООО «Молоко плюс», 80% которого оформлено с 21 февраля 2018 года на Айсылу Хасанову, еще 20% через ООО «Торос» владеет Гульфира Фаткуллина. Контракты департамента достаются и таким игрокам, как ОАО «Милком» (входит в «Комос Групп») и Зеленодольский молкомбинат.

При этом у департамента порой можно найти любопытные, если не сказать забавные закупки. Так, на одном из тендеров 15 марта договор на 28,9 рубля на поставку консервированной кукурузы достался компании «Гурман» Валентины Тулыниной, снизившей стартовую цену на 18,4%. За эту «мегасделку» также боролось ООО «Иви» Вячеслава Ачеева, но осталось не удел. Однако проигравший не сдался и все-таки оторвал другой «кукурузный» контракт, причем уже суммой 35,4 рубля. Тут конкурентов не было, и скидка составила лишь 0,03%. Также не с кем «Иви» было бороться и за поставку минтая на 102,5 рубля (скидка — 0,48%), но, как только появился соперник в лице фирмы «Астра 35» Давида Есартия, другой договор ушел уже этому предпринимателю, уменьшившему свои запросы на 2,4%. Впрочем, подобные анекдотические примеры сегодня стали обычной практикой. Даже покупая тестовые образцы или другие единичные закупки, госструктуры обязаны «каждый чих» проводить через уполномоченные площадки, вгоняя в тоску ответственных за это людей. При этом, как показывают наши наблюдения, эффективность многомиллионных закупок все равно чаще всего остается мизерной.

По-крупному играет государственный „Татлизинг“, за январь-март собравший урожай на 1,11 млрд рублей По-крупному играет государственный «Татлизинг», за январь – март собравший урожай на 1,11 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

По-крупному играет и государственный «Татлизинг», за январь – март собравший урожай на 1,11 млрд рублей. Почти половину из этой суммы, 554 млн рублей, составляет цена контракта от ГИСУ РТ на капремонт 10 техникумов и колледжей. В тройку самых крупных лотов стоимостью 90–100 млн рублей попали Камский строительный, Набережночелнинский политехнический и Лениногорский политехнический колледжи.

Договор с ГИСУ на 27 многофункциональных центров принес подрядчику (впрочем, «Татлизинг» играет скорее роль распределителя бюджетных денег) 260 млн рублей. Особняком стоит МФЦ на 300 мест с библиотекой в казанском жилом массиве Константиновка. Кроме того, центры на 200 посетителей получат пять сел в районах республики, остальным придется довольствоваться МФЦ на 100 и 50 человек. Работы должны быть завершены до 20 августа.

Еще 103 млн рублей упали в портфель «Татлизинга» благодаря контракту на строительство универсального спортзала в Дрожжановском муниципальном районе. А 80 млн в копилку добавил республиканский минстрой за услуги по формированию и хранению аварийно-технического запаса товаров и материалов.

К сожалению, поскольку все существенные контракты «Татлизинг» получил в 20-х числах марта, пока неизвестно главное — кому посчастливилось стать его субподрядчиками.

К 3 апреля на тендерах разыграно чуть более 5 млрд рублей. Из них 1,1 млрд досталось ОАО «Каздорстрой» К 3 апреля на тендерах разыграно чуть более 5 млрд рублей. Из них 1,1 млрд досталось ОАО «Каздорстрой» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАЗДОРСТРОЙ» — ЧЕМПИОН СРЕДИ ЧАСТНИКОВ, «КАЗАНЬДОРСТРОЙ» — МОЛОДОЙ, ДА РАННИЙ

Обычно первый квартал — раздолье для строителей, которые собирают жатву в виде заказов на школы и прочие социальные объекты. Но то ли этот поток уменьшился с прохождением пика, то ли больше закупок стало проходить через «Татлизинг», то ли раньше началось распределение бюджетных средств для дорожников, но на сей раз последние лидируют в первенстве частных компаний. Предположим, что взяться за одну из двух российских бед раньше обычного заставил чемпионат мира по футболу: ударить лицом в грязь перед иностранными гостями было бы непростительной политической ошибкой. В текущем году на ремонт, содержание и строительство республиканских дорог будет выделено без малого 24 млрд рублей. По нашим оценкам, к 3 апреля на тендерах разыграна уже пятая часть этой суммы, точнее, чуть более 5 млрд рублей (работы по контрактам в большинстве случаев должны завершиться в августе – начале сентября). Из них 1,1 млрд досталось ОАО «Каздорстрой», ключевыми бенефициарами которого являются Эльвира Ахунова и Равиль Гарипов. В квартальном рейтинге компания заняла 6-е место, показав лучший результат среди частников.

Как не раз отмечал «БИЗНЕС Online», в дорожно-строительной сфере образовались слаженные группы, члены которых участвуют в торгах напарников, обеспечивая необходимую формальную конкуренцию на торгах. «Выхлоп» от этого, разумеется, нулевой — в подавляющем большинстве случаев коэффициент снижения цены при подобном подходе составляет 0,995 (то есть размер скидки редко превышает знакомый нашим читателям «золотой стандарт» в 0,5%).

У «Каздорстроя» тоже есть такой напарник-конкурент с созвучным названием — ООО «Казаньдорстрой». Созданная всего год назад компания с 1 марта 2018 года оформлена на некоего Айрата Исмагилова и прописана в столице РТ по улице Габдуллы Кариева, 3. Изначально, с 21 апреля 2017 года, единственным ее учредителем и директором выступал Александр Трущик, который с февраля 2018 года занимает должность директора в ООО «СК Дорсервис» Эльмира Салахова.

При дружеском соперничестве соратников «Каздорстрой» получил договор с ГКУ «Главтатдортранс» на 298,5 млн рублей, предусматривающий капремонт улицы Технической  в Набережных Челнах. С тем же результатом были разыграны междусобойчики итоговой ценой 121 млн, 162 млн и 120 млн рублей, выделенных на дорожную сеть Казани. Самыми крупными лотами стали участки улиц Дементьева (39 и 22 млн) и Олега Кошевого (38 млн рублей).

Сразу же скажем, что «Казаньдорстрой» также не остался в накладе, подписав госконтрактов без малого на 0,5 млрд рублей и заняв 15-ю строку в нашем рейтинге. Возможно, зарубежным подрядчикам не понять, как можно доверять такие суммы недавно созданным компаниям, не успевшим заработать реальный авторитет. Тем более в такой непростой отрасли, как строительство дорог, которые нужно сразу делать так, чтобы они потом не стирались и не трескались от суровой российской зимы.

Впрочем, молодым везде у нас дорога. Свою долю пирога «Казаньдорстрой» взял двумя контрактами практически равной стоимости — по 249 млн и 248 млн рублей. Деньги выделены на 226 тыс. кв. м внутриквартальных проездов и дворов Казани, которые нужно привести в порядок до 13 ноября. 

Свою долю пирога «Казаньдорстрой» взял двумя контрактами по 249 млн и 248 млн рублей ремонт на 226 тыс. квадратных метров внутриквартальных проездов и дворов Казани Свою долю пирога «Казаньдорстрой» взял двумя контрактами — по 249 млн и 248 млн рублей — на ремонт на 226 тыс. кв. м внутриквартальных проездов и дворов Казани Фото: kzn.ru

КОМПАНИИ ШВЕЦОВА ШТОРМ НЕ ЗАТРОНУЛ

Видимо, для некоторого разнообразия в борьбу с «Каздорстроем» за заказ на 91 млн рублей вступило ОАО «Алексеевскдорстрой» (10-е место), бенефициарами которого являются депутаты Госсовета РТ Алексей Демидов и Фоат Валиев, а также ныне опальный Владимир Швецов. Но в итоге этот кусочек все-таки ушел компании Ахуновой и Гарипова.

Однако и «Алексеевскдорстрой» не остался в обиде, откусив в начале года 843 млн рублей. И 148 млн рублей на ремонт Оренбургского тракта и улицы Павлюхина в Казани ему помог получить пообтесавшийся за прошлый год новичок «Казаньдорстрой».

Постоянный спарринг-партнер алексеевских дорожников, ООО «Волгадорстрой» Олега Иванова и Айрата Миннулина, посодействовал им в получении двух госзаказов. В 153 млн рублей был оценен ремонт 4,6 км казанских дорог, и еще 140 млн в кубышку «Алексеевскдорстроя» капнуло благодаря аналогичному контракту на 4 км уличной сети. Опять изображал жаркую битву «Волгадорстрой» — и, как результат, те самые минус 0,5%.

Еще лучше шли дела у ЗАО «Трест Камдорстрой» (7-е место), который также считается активом Швецовых. Получать госзаказы ему не помешали ни уголовное преследование экс-чиновника и его сына, ни подозрения ФАС относительно самой компании по поводу картельного сговора на 25 млрд рублей. В первом квартале «Камдорстрою» досталось чуть более миллиарда бюджетных рублей. И вот уж кто точно не привык размениваться по мелочам: одним махом 836 млн рублей компании принес договор на реконструкцию 6,3 км улицы 40 лет Победы в автограде. Трест обязан закончить ее к 10 октября текущего года.

Массовку на аукционе в данном случае создавал «Татнефтедор» Шафагата Тахаутдинова, как и борьбе за более скромный заказ на 171 млн рублей. За эти деньги трест подрядился привести в порядок 5,5 км дорожной сети.

«Алексеевскдорстрой» не остался в обиде, откусив в начале года 843 млн рублей «Алексеевскдорстрой» не остался в обиде, откусив в начале года 843 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧТО В ИМЕНИ, ИЛИ НАЙДИ 10 ОТЛИЧИЙ

Порой начинает казаться, что, придумывая имена для фирм, их татарстанские владельцы крутят некий калейдоскоп, в который засыпаны обрывки часто употребляемых слов — «Волга», «Казань», «тат», «строй», «автодор». На выходе получаются столь похожие названия, что отличить их могут лишь люди, которые по роду деятельности следят за работой данных компаний.

Этой преамбулой мы предваряем появление на сцене дебютанта нашего рейтинга — ООО «Волга-Автодор» (9-е место), с ходу собравшего 889 млн рублей. Его единственным учредителем с 22 января 2018 года выступает некий Андрей Черкасин, не имеющий долей или руководящих должностей в иных бизнесах. Должность директора занимает Ильдар Фахрутдинов, который с мая 2009 года по 11 октября 2017 года руководил в ООО «Управление специальных проектов». Последнее оформлено на ООО «Татком», где 80% контролирует Айрат Ахмадеев, еще 20% — Ренат Сабиров. При этом Ахмадеев засветился  на страницах нашего издания еще в 2008 году, а сегодня известен как один из ведущих девелоперов республики.

Почему мы ничего раньше не слышали о «Волга-Автодоре»? Тут уместно вспомнить былину об Илье Муромце, который 33 года лежал на печке, дозревая до богатырских кондиций. Вот так же и наш новичок, хотя и «родился» в далеком уже 2002 году, до сего момента отражал нулевую выручку. Подобных структур полно в «загашниках» опытных бизнесменов и специализированных юридических контор, но взлететь удается немногим. Обычно их активируют или покупают, чтобы выполнить формальные требования по срокам существования фирмы.

Именно «Волга-Автодор» получила от «Главтатдортранса» знаковый заказ ценой 620 млн рублей. Отремонтировать «самую убитую» в Казани улицу Магистральную длиной на 3,5 км подрядчик берется до 6 декабря. Зачем для этого дела нужна была отдельная фирма, неизвестно. Может, чтобы при случае сбросить гарантийные обязательства?

Еще 57 млн рублей компании выделили на не менее ответственное задание: 746 мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в местах концентрации ДТП в Казани. Под этой казенной формулировкой скрываются установка дорожных знаков и ограждений, устройство «лежачих полицейских» и размещение элементов навигации на время проведения чемпионата мира по футболу – 2018.

Довольно комично выглядит то, что соперником «Волга-Автодора» в обоих случаях выступал созвучный (попробуйте отличить по памяти) «Волгадорстрой» Иванова и Миннулина. Наконец, 212 млн рублей новоявленному королю госзаказа принес договор на ремонт 25,9 км дорожной сети Казани. Здесь под напором новобранца не устоял видавший виды «Алексеевскдорстрой».

Сам «Волгадорстрой» контрактов не получил, по крайней мере, столь значимых, чтобы попасть в топ портала госзаказов. Но его брат-близнец «ВолгаДорСтрой» с теми же владельцами, зарегистрированный в Больших Метесках, принялся осваивать 292 млн рублей. Из них 169 млн рублей предназначено для ремонта казанской улицы Восстания на участке от Декабристов до Горьковского шоссе. По старой дружбе конкуренцию на обоих аукционах составил «Алексеевскдорстрой».


АРХИВОХРАНИЛИЩЕ ЕГОРУШКИНА

Прежде не выигрывавшее крупных заказов АО «Татарское специальное научно-реставрационное управление» Юрия Егорушкина 31 января получило внушительный контракт суммой 951 млн рублей. И не факт, что это конечная сумма, ведь речь идет о строительстве централизованного архивохранилища Приволжского федерального округа в селе Столбищи, которое продлится до 31 декабря 2020 года. Напомним, что тендер по проектированию объекта был проведен в январе 2015 года, общая стоимость проекта тогда оценивалась в 1,3 млрд рублей. Проект, выполненный год спустя, опубликован на официальном сайте компании.

По словам начальника отдела материально-технического обеспечения управления Росреестра по РТ Олега Коробкова, нового здания хватит на хранение 31 млн архивных документов или 1 млрд листов формата А4. «Там будут храниться все дела Росреестра по 14 регионам ПФО: все правоустанавливающие документы, документы вечного хранения. Через 100 лет ваши внуки смогут приехать в Столбищи и „поднять“ документы — все будет в целости и сохранности», — заверил собеседник нашего издания.

Сразу после хорошего урожая госконтрактов, довольно слабо начал текущий год государственный «Татавтодора» под управлением Айрата Шаймиева — скромные 406 млн рублей Сразу после хорошего урожая госконтрактов довольно слабо начал текущий год государственный «Татавтодор» под управлением Айрата Шаймиева — скромные 406 млн рублей Фото: prav.tatarstan.ru

«ТАТНЕФТЬ» СНЯЛИ С ДИСТАНЦИИ, «ТАТНЕФТЕПРОДУКТ» БОРЬБУ ПРОИГРАЛ

Сразу после хорошего урожая госконтрактов довольно слабо начал текущий год государственный «Татавтодор» под управлением Айрата Шаймиева — скромные 406 млн рублей. Правда, для компании это отнюдь не редкость: в прошлом году «Татавтодор» в первом квартале вообще не попал в наш топ по итогам первого квартала, но затем с лихвой компенсировал стартовую задержку и в очередной раз стал безоговорочным чемпионом.

Больше половины набранной «Татавтодором» суммы пришлось на один заказ — реконструкцию 6,1 км участка автодороги М7 «Волга». Получая 220,5 млн рублей, подрядчик обязался уложиться до 8 ноября. Еще почти 100 млн шаймиевские дорожники получили на дорожный ремонт в Челнах. Оба контракта победителю любезно уступил «Татнефтедор». Алексеевцы спарринговали с «Татавтодором» в раунде, где призом являлся 80-миллионный договор на ремонт дороги «Джалиль — Сарманово» — Кульметьево.

По традиции мы отслеживаем контракты, переданные субподрядчикам республиканскими госгигантами. Заглянув в портфели поставщиков «Татавтодора», мы пока не обнаружили переданные им строительные контракты, зато нашли интересный договор с балтасинским ООО «Кояш Ойл» суммой 590,5 млн рублей на поставку 300 т бензина «Регуляр-92» и 12,6 тыс т дизтоплива. Тендер проиграла — кто бы мог подумать — ХК «Татнефтепродукт», подконтрольная группе «ТАИФ», где ключевыми выгодоприобретателями является семья Шаймиевых. Скидка от начальной цены составила 8,4%, или 54,2 млн рублей.

Добавим, что, по данным торговой площадки, ранее в тот же день, 13 февраля, на контракт претендовало ООО «Татнефть-АЗС Центр», однако конкурс был признан несостоявшимся из-за отсутствия других участников.

«Татавтодор» заключил интересный договор с балтасинским ООО «Кояш Ойл» суммой 590,5 млн рублей на поставку 300 тонн бензина «Регуляр-92» и 12,6 тыс тонн дизтоплива. Тендер проиграла ХК «Татнефтепродукт» «Татавтодор» заключил интересный договор с балтасинским ООО «Кояш Ойл» суммой 590,5 млн рублей на поставку 300 т бензина «Регуляр-92» и 12,6 тыс. т дизтоплива. Тендер проиграла ХК «Татнефтепродукт» Фото: «БИЗНЕС Online»

Не так уж много компаний, которые могут в открытом бою реально противостоять мощи ТАИФа и «Татнефти». С одной стороны, замечательно, что «Татавтодор» сэкономил средства при закупке топлива. С другой — возникает вопрос: за счет чего сдававшая с 2014 года, по сути, формальные бухотчеты компания «Кояш Ойл» с выручкой 2,4 млн рублей за 2016 год вдруг смогла проглотить такой кусок?

Попробуем понять это, изучив историю ее учредителей. Со 2 марта компания записана на Зульфата Мингазова, при том что ранее была оформлена на его отца Фаргата Мингазова. У последнего уже был опыт оптовых поставок топлива через фирму «Миф+» — с октября 2010 года по октябрь 2012 года. Однако затем, как бы вспомнив о своем названии, компания прекратила деятельность путем присоединения к фирме, смахивающей на однодневку, — ООО «Валдай». К сожалению, объем проделанных ей работ уточнить не удалось. Впрочем, мы не один раз писали о таких поставщиках топлива, которые, отработав без году неделю, реорганизуются. На их месте возникают новые структуры, часто с теми же акционерами, и как ни в чем не бывало ведут бизнес с теми же покупателями.

Мингазов-старший также является одним из соучредителей казанского ТСЖ «Блюхера 6». По этому же адресу прописана компания «ТК-Кояш» (основной вид деятельности — оптовая торговля химическими продуктами), к услугам которой прибегают в том числе известные компании. К примеру, в прошлом году топливо у «ТК-Кояш» охотно приобретали «Казметрострой» и подконтрольная «Татагролизингу» агрофирма «Нармонка». Учитывая, что сам «Кояш Ойл» в официальный рейтинг портала госзакупок ранее не попадал, будем считать, что мы закрыли имеющийся пробел.

Теперь закроем топливную тему. Татарстанские гранды республиканского топливного, хоть и пропустили вперед себя ноунейм-компанию, все же получили свою долю. ТАИФ-НК АЗС собрала заказов на 178 млн рублей, «Татнефть-Азс Центр» — на 132 млн рублей, заняв соответственно 30-е и 33-е места.

Новичок рейтинга — челнинское ООО «РБР 16», получившее контракт ценой 127 млн рублей на ремонт дорожно-уличной сети Челнов Новичок рейтинга — челнинское ООО «РБР 16», получившее контракт ценой 127 млн рублей на ремонт дорожно-уличной сети Челнов Фото: «БИЗНЕС Online»

РБР 16: ДЕЛО В ПРАВИЛЬНОМ УЧРЕДИТЕЛЕ?

Еще один новичок нашего рейтинга — челнинское ООО, получившее контракт ценой 127 млн рублей на ремонт дорожно-уличной сети Челнов. Фишкой конкурса стало отсутствие других участников, однако аукцион от «Главтатдортранса» все же был признан состоявшимся.

В РБР 16 40% капитала контролирует Михаил Калинин, по 30% — Эдуард Краснов и Марат Шарипов. У последнего есть миноритарная доля 33% в ООО «ЦСС» (выручка за 2016 год — 24 млн рублей), занятом в производстве товарного бетона. Другие две трети капитала фирмы контролирует Андрей Шишикин, у которого еще есть целый ряд компаний, торгующих цементом и выпускающих бетонные изделия. С учетом названий фирм его делового партнера Алексея Кузнецова («Брусчатка 116», «Бордюрный цех») нетрудно понять, о каких изделиях идет речь.

Интересно, что до второй половины 2017 года РБР 16 особой активности на гостендерах не проявлял, а в ноябре увел у «ВолгаДорСтроя» контракт ценой 131 млн рублей на реконструкцию Хлебного и Индустриального проездов, а также номерных проездов ХХХ и ХХХI в Челнах. Именно в ноябре 2017 года 30% капитала заполучил Эдуард Владимирович Краснов, формально не связанный с иными бизнесами. Это полный тезка сотрудника КФУ, преподающего предмет «Основы правоведения и противодействия коррупции».

ООО «Эталон» собрало заказов на 128 млн рублей — десятки небольших контрактов на обеспечение питанием школ и детсадов Лениногорского района РТ ООО «Эталон» собрало заказов на 128 млн рублей — десятки небольших контрактов на обеспечение питанием школ и детсадов Лениногорского района РТ Фото: prav.tatarstan.ru

ЛЕНИНОГОРСКИЕ КОРОЛИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Дебютировало в нашем рейтинге лениногорское ООО «Эталон», собравшее заказов на 128 млн рублей. В его портфеле мы обнаружили десятки небольших контрактов на обеспечение питанием школ и детсадов Лениногорского района РТ.

Компания создана в мае 2008 года и ничем не напоминает «пустышку», регулярно отчитываясь о выручке в пределах 50 млн рублей. Согласно базе данных «Контур.Фокус», за свою историю поставщик питания и продуктов получил 6 тыс. госконтрактов на 468 млн рублей — почти половину всего, на что фирма претендовала. Капитал «Эталона» поделен пополам между Вадимом Подиным и Еленой Шулиной. И увы, даже беглая проверка заставляет усомниться в том, что игра с их стороны всегда была честной. Слишком уж часто в истории их славных конкурсных побед встречается один и тот же конкурент — ООО «Лидер+», как правило, сдававший поле боя. Его единственным учредителем и директором является Мария Подина, чья не самая распространенная фамилия (тем более в пределах Лениногорска) совпадает с фамилией совладельца «Эталона».

Удачливому бизнес-тандему, специализирующемуся на продовольственной тематике, в частности, также принадлежат ООО «Империя+» и «Кварта+». Фирмы в 2015–2016 годах поймали в свои сети госзаказы на 306 млн рублей, удовлетворяя заявки на поставку продуктов от школ, детсадов, больниц Бугульминского, Заинского и Альметьевского районов, а затем они угодили в фокус негодования мэра Альметьевска Айрата Хайруллина, возмущенного завышением цен на госзакупках. Его советник по противодействию коррупции Ленар Валеев приводил такие примеры работы Подина и Шулиной: минтай бюджетным учреждениям Альметьевска продавался на 26 рублей за килограмм дороже, чем в соседние районы, говядина — дороже на 77 рублей, мясо кур — на 386 рублей за штуку дороже: 121 против 507 рублей. Каков итог? Из Альметьевска заказов больше не видно, но и только. Сам бизнес мало того, что не пострадал, он еще и набрал обороты.

Так, подконтрольное тандему ООО «Аль Трейд» в 2015–2017 годах успело набрать в Лениногорском районе договоров на поставку продуктов питания и организацию питания общей суммой 352 млн рублей. Заглянув в портфель «Аль Трейда», легко обнаружим контракт на 3,16 млн рублей от апреля 2017 года на организацию горячего питания для детского оздоровительного лагеря «Дружба» Лениногорского района. Скидка от первоначальной цены составила 1%, а конкуренцию изображали даже не квазипосторонние структуры, а «Эталон», то есть в конкурсе участвовали компании с общими владельцами. И этот случай не единичный: аналогичный состав якобы конкурентов наблюдался при поставке продукции в Подлесную, Старокувакскую, Нижнечершилинскую, Ивановскую, Зеленорощинскую, Сарабикуловскую, Куакбашскую средние школы, Лениногорскую гимназию №11, средние школы №3, №5, №13 и т. д.

В связи с этим процитируем комментарий к статье «БИЗНЕС Online», написанный 26 марта 2016 года (орфография и пунктуация сохранены). «В Лениногорск на поставки питания в школы не пробиться. Все только малый закуп, без торгов. Тот самый Подин поставляет. Ни какой конкуренции, а это приводит к снижению качества и завышенным ценам», — возмущался читатель. Сегодня — по крайней мере с «Эталоном» — господин Подин уже не подставляется так открыто, но алгоритм действий, похоже, не изменился.

==table1941==