Возможно, Казань по примеру Москвы тоже придет к сносу старых хрущевок. Об этом заявил Рустам Минниханов в ходе межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях Возможно, Казань по примеру Москвы тоже придет к сносу старых хрущевок. Об этом заявил Рустам Минниханов в ходе межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях Фото: prav.tatarstan.ru

«НАДО ИСХОДИТЬ ИЗ ТОГО, ЧТО МЫ ХОТИМ ВИДЕТЬ ЧЕРЕЗ 15−20 ЛЕТ»

Возможно, Казань по примеру Москвы тоже придет к сносу старых хрущевок. Об этом заявил президент Татарстана Рустам Минниханов в ходе межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях. «Нам нужна концепция, которая позволит сохранить исторический облик нашей столицы, — цитирует Минниханова пресс-служба казанского Кремля. — Необходимо тщательно проработать этот вопрос. Исходить не из того, что есть, а из того, что мы хотим видеть через 15−20 лет».

Вопрос о необходимости программы реновации в Казани уже поднимался в прошлом году: об этом на встрече с журналистами заявлял депутат Госдумы РФ от Татарстана Александр Сидякин. «Думаю, мы найдем возможность начать такую программу в Казани, и мы можем пойти таким путем. Мы должны заявиться на проведение Олимпийских игр. Рустам Нургалиевич уже озвучивал такой вариант, я поддерживаю, в рамках этого много чего можно построить и сделать реновацию, — рассуждал он. — В Казани есть потенциал для программы, но это должно быть волевым решением».

Сидякин же завел речь и о стоимости городской программы. «Если мы хотим, чтобы она была запущена, надо садиться и начинать считать. Если мы расселяем, скажем, пятиэтажки Вахитовского района, то необходимо людей расселить, подготовить площадку для застройщика, на первый этап нужно будет потратить десятки миллиардов рублей», — прикинул он.

Буквально вчера премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с представителями думской фракции «Справедливой России» поддержал ее идею распространения нашумевшей в Москве программы реновации на регионыФото: kremlin.ru

МЕДВЕДЕВ НЕ ПРОТИВ

Буквально вчера премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с представителями думской фракции «Справедливой России» поддержал ее идею распространения нашумевшей в Москве программы реновации (освобождению города от хрущевок и переселения горожан в новые дома) на регионы. «Он [Медведев] согласился с тем, что было бы несправедливо, если бы реновация шла только в столице, а другие города не затронула», — цитирует  пресс-служба партии лидера справороссов Сергея Миронова.

Напомним, что масштабная программа реновации в Москве (точнее, ее новый виток после кризиса 2008 года) стартовала по инициативе мэра города Сергея Собянина в 2017 году (с 1990-х годов еще Михаил Лужков запускал переселение горожан из 1722 домов так называемых сносимых серий К-7, II-32, II-35, 1МГ-300, 1605-АМ и их модификаций). Первоначально мэрия рассматривала возможность включения в программу 7934 домов и переселение 1,6 млн человек. По результатам консультаций с муниципальными депутатами и старшими по домам, поквартирного телефонного опроса и мониторинга протестной активности из списка были исключены дома в 40 районах старой Москвы и 15 поселениях.

На первый этап программы в городском бюджете заложили 96,5 млрд рублей. На старте программы мэрия оценивала срок ее реализации в 10−15 лет. Город планирует самостоятельно определять параметры и объемы нового строительства, отбирать подрядчиков через конкурсные процедуры и контролировать процесс через специально созданный государственный фонд реновации.

Масштабная программа реновации в Москве (точнее, ее новый виток после кризиса 2008 года) стартовала по инициативе мэра города Сергея Собянина в 2017 годуФото: kremlin.ru

В 2017 году в оперативном ключе были приняты несколько законов и постановлений как на федеральном, так и на городском уровне, которые регламентировали порядок переселения. Они гарантировали собственникам квартир в домах, включенных в программу реновации, получение «равнозначного» жилья. «Равнозначное» жилье означает квартиру, имеющую большую общую площадь, чем освобождаемая, равные или большие жилую площадь и число комнат. Кроме того, жилье предоставляется с отделкой и должно соответствовать стандартам благоустройства. Собственники же коммерческих помещений получат денежную компенсацию.

Старт реновации сопровождался бурной протестной активностью населения — покидать привычные жилища хотят далеко не все. В течение года стихийные митинги посетили около 35 тыс. москвичей. В конечном итоге реновацию поддержали 4087 домов из предварительного списка, против выступили 452 дома. К концу 2017 года в программу реновации включили 5171 дом, при этом по отдельным объектам решения собраний собственников были обжалованы в суде.

Для переселенцев начали возводить новые кварталы на 5 экспериментальных площадках в городе. По заявлениям властей, для каждого квартала будет определена своя этажность от 6 до 20 этажей. В феврале начались первые заселения горожан из сносимых хрущевок в новые дома.

Старт реновации сопровождался бурной протестной активностью населения — покидать привычные жилища хотят далеко не все. В течение года стихийные митинги посетили около 35 тыс. москвичейФото: «БИЗНЕС Online»

«ПЕРВЫМ ДЕЛОМ В ТАКИХ ДОМАХ СТАРЕЮТ ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ»

«БИЗНЕС Online» опросил экспертов, нуждается ли Казань в программе реновации, и если да, то как ее грамотно составить.

Александр Дембичзавкафедрой градостроительства КГАСУ, член президиума правления союза архитекторов РТ:

— Ориентация на реновацию, конечно, есть. Другое дело, когда этот процесс должен начаться, потому что он потребует очень больших денежных средств, речь о миллиардах рублей. В Москве такие возможности есть, в Казани с этим все сложнее. Но мы стремимся к повышению благосостояния наших горожан, к улучшению их жилищных условий, понятное дело, что построенные так называемые хрущевки уже не вполне будут удовлетворять запросы горожан через какое-то время. С ними придется что-то делать. Это неизбежный процесс, это происходит и в других городах, странах мира, которые в целях быстрого наращивания жилого фонда использовали метод индустриального домостроения. Их либо сносили, либо реконструировали. Когда это будет, сказать трудно. Я думаю, что лет через 5–7 этот процесс станет актуальным.

Коммерческий застройщик за это возьмется, конечно, только подходы будут разными. У нас были попытки по переделке хрущевок — на улице Гагарина, Новаторов есть такие дома. Пока это довольно затратно и не очень функционально оправданно, но в центре города, где стоимость жилья выше, снос, новое строительство, капитальная перестройка существующего фонда будут оправданными.

Внешний вид хрущевок в центре города уже меняется: облицовывают фасады, балконы. Идет внешняя «прическа», а за этим пойдет и внутренняя переделка, перестройка. Я полагаю, что тотального сноса не будет, потому что у нас почти 3 миллиона квадратных метров этого жилья из 25 миллионов с учетом площади индивидуальных жилых домов. Да и не все серии типовых домов можно считать непригодными для проживания.

Первым делом в таких домах стареют инженерные сети, потому что сам бетон может стоять и 100 лет, но дома уже морально устарели: маленькие кухни, тесные ванные, комнаты. 

Святослав Мурунов — руководитель центра прикладной урбанистики при МВШСЭН:

— Мы делали анализ микрорайонов, которые попали в программу реновации в Москве. На самом деле они представляют из себя уникальные места. Как говорят сами жители, плюс этого места в том, что деревья выше домов. Деревья, кстати, посажены самими жителями. Очень часто в наших постсоветских городах старая советская микрорайонная застройка с точки зрения качества среды, биоразнообразия и социальной инфраструктуры на много порядков превышает любые новостройки современной России.

С другой стороны, есть дома, которые требуют срочного расселения, потому что находятся в ветхом состоянии или потому что сильно изменилась инфраструктура вокруг, например, появилась транспортная развязка. Каждый из районов требует глубокого анализа.

Нельзя подходить к программе реновации как в Москве — отметить на карте районы размещения хрущевских домов и устроить среди жителей скандал и ссоры по поводу того, что кто-то хочет, а кто-то не хочет расселяться. В этом плане опыт Москвы не переосмыслен. Она затевала эту программу, скорее всего, в интересах крупного девелопмента, у которого встали продажи, а строительство за МКАДом требует колоссальных ресурсов. Пришлось жертвовать районами реновации. Да, потом это перешло в обсуждение, но суть осталась в том, что на месте сносимых хрущевок появляется плотная застройка, часто без пространства, воздуха, которым характеризовались советские микрорайоны, дворы.

На самом деле Казани нужно остановиться, подумать и для начала сделать хорошее исследование — не только градостроительное (какие дома сносить, а какие — нет), но и социологическое, культорологическое. Нужно пообщаться с людьми, которые живут в этих домах. Массовые, ковровые программы хорошо смотрятся только на бумаге. С точки зрения реализации это упирается в большое количество ограничений — политических, социальных, инженерных.

«НЕОБХОДИМОСТИ НЕТ. У НАС ДОСТАТОЧНО МНОГО НОВОГО ЖИЛЬЯ, КОТОРОЕ СТОИТ НЕРАСПРОДАННЫМ»

Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета:

— Нужна ли эта программа Казани? Вероятно, да. Но она должна быть продуманной и постепенной. Не так, чтобы «снесем всю старую часть Советского района, выселим жителей в район поселка Мирный и Борисково, и все». Если пойдет такая «сплошная коллективизация», будет множество недоразумений и человеческих драм. А если это будет делаться постепенно и с учетом мнения жителей, то многих проблем удастся избежать. Но не совсем понятно, на какие средства это будет проведено, каким образом в финансовом отношении эта реновация будет осуществлена.

Я думаю, что, как и в Москве, жители разделятся. И будет протест или нет, насколько этот протест будет значителен, зависит от условий этой реновации. Если человек живет в старой части Советского района, если он немолод, то ему неохота уезжать куда-то на окраину, «на выселки». К тому же многие старые люди не любят переезды, они от этого могут просто заболеть и умереть. В связи с этим может быть недовольство. Другое дело, что пенсионеры, люди старше 60−70 лет, вряд ли пойдут протестовать.

Пока нет определенных черт плана реновации, об этом, я думаю, говорить преждевременно. Может быть, это заявление Минниханова и сделано специально для того, чтобы выяснить общественное мнение, выяснить, какие различные точки зрения существуют среди казанцев по этому вопросу и потом относительно безболезненно пройти эту программу.

Инесса Фахрутдинова  доцент кафедры теории и практики архитектуры КГАСУ:

— Когда такую программу в Москве объявили, мы сразу подумали, что эта волна докатится и до Казани. Есть ли у нас необходимость в программе реновации хрущевок? Мне кажется, что на сегодняшний день такой необходимости нет, потому что у нас достаточно много нового жилья, которое стоит нераспроданным. Затем, если будет замена хрущевок, то жители опять-таки потеряют свои привычные места проживания, как это произошло с нашим центром. Местные жители вынуждены были уезжать на окраины. Сейчас это может произойти с серединной частью, так что жители будут уезжать в еще более плохие условия. На мой взгляд, эта программа на сегодняшний день выгодна только застройщикам, потому что они получат новые площади, новую высотность, новый доход. А для среднего класса жителей вопросы реновации не совсем актуальны. 

Если же говорить о ветхом жилье, которое еще осталось в городе, то ветхое ветхому рознь. Если это не памятники архитектуры, то его надо заменять, потому что люди должны жить в хороших условиях. Поэтому, может быть, нужно сначала программу с ветхим жильем завершить, чем за хрущевки браться? Тем более что наши хрущевки можно разделить по классам ветхости. Есть серии не очень качественные, и там можно думать о замене. А есть дома, которые находятся в центральных частях города, у которых вполне хорошее качество и которые не нарушают городскую среду, у них достаточно хорошая высотность на сегодняшний день. Там очень приятные зеленые гармоничные дворики. А застройщику, скорее  всего, будут интересны именно эти, центральные, части города. То есть именно их будут освобождать под наиболее выгодные для застройщиков площадки для застройки, что в целом будет не особо хорошо для городской среды. 
Ну и хрущевки, в конце концов, можно облагородить. У нас много примеров, когда чисто внешняя реконструкция показывает, что эти здания сами по себе неплохие по своей гармонии, по высотности, по соотношению к человеку и городу. Это не самая плохая архитектура.