Настоящей звездой второго дня (впрочем, как и первого) московского экономического форума можно по праву назвать Павла ГрудининаФото: Елена Колебакина-Усманова

«6 ЛЕТ ЗАСТОЯ, РОСТА НИЩЕТЫ, УТЕЧКИ КАПИТАЛА НИКОГО НИЧЕМУ НЕ НАУЧИЛИ»

Настоящей звездой второго дня (впрочем, как и первого) московского экономического форума (МЭФ) можно по праву назвать еще недавно штурмовавшего президентское кресло директора ЗАО «Совхоз им. Ленина» Павла Грудинина. Где бы он ни появлялся, тут же вокруг него вырастала толпа обожателей, которая требовала то автографов, то фото на память, а то и вовсе терзала его вопросами разного свойства. Он же, казалось, с удовольствием отдавался этой толпе на растерзание, но каждый раз, принося миллион извинений, через какое-то время пытался вырваться из ее цепких лап. При этом модераторы площадок были готовы отдать Павлу Николаевичу сколько угодно времени, зная, что именно этот человек привлечет к их дискуссии особое внимание.

Мозговой штурм, на котором обсуждали угрозы, вызовы и перспективы российской экономики и бизнеса после президентских выборов, мог бы собрать полный зал, если бы организаторы заранее оповестили об участии в нем Грудинина. Но программа форума скромно сообщала, что модераторами площадки станут управляющий партнер Triumph Capital Владислав Жуковский и управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко, остальные спикеры оставались неизвестны до самого начала сессии. Имена Жуковского и Потапенко, конечно, говорили сами за себя – от них можно было ожидать нетривиальных, ярких, а то и скандальных заявлений. Тем не менее большой зал РАН оказался полупустым: многие разошлись по другим площадкам, так как параллельно проходили еще пять мероприятий. Впрочем, участники сессии даже при небольшом количестве слушателей не отказывали себе в острых фразах и смелых аналогиях. Так что ожидания корреспондента «БИЗНЕС Online», отправившейся на эту дискуссию, полностью оправдались.

Настроение мозговому штурму задавал Жуковский, которого многие в силу его молодого возраста отказываются воспринимать серьезно. Тем не менее сам Владислав продолжал гнуть свою линию – обличал «достижения» российской экономики последних 10 лет. «С 2015–2016 года нам рассказывали, что наша экономика росла и развивалась, все было хорошо и замечательно. По факту оказалась странная ситуация, когда размер ВВП России в реальном выражении упал на 1 процент. Была потерянная шестилетка. При этом США выросли на 8,5 процентов, ЕС – на 6,5 процентов. Как мы видим, никаких выводов сделано не было. Большинство россиян, судя по всему, все устраивает. В итоге 6 лет застоя, роста нищеты, утечки капитала никого ничему не научили», – печалился экономист. Так что никаких иллюзий по поводу нового президентского цикла он не питал, утверждая, что «ничего хорошего не ждет». «Первые шаги правительства Дмитрия Медведева четко дают понять, что закручивать гайки будут и дальше. Это касается и повышения ставок на „Платон“, и отмены льгот на кадастровую оценку недвижимости, то есть повышение налога на недвижимое имущество и параллельно повышение НДС примерно до 22 процентов и НДФЛ до 15 процентов, – объявил Жуковский. – Резать сук, на котором сидит наш офшорный капитал, никто не собирается». Грядущее повышение налогов, которое то и дело прогнозируют разного рода специалисты и политологи, но о котором молчат власти, естественно, мало кого устраивают. Но опять же как считают некоторые эксперты, проголосовав 18 марта, само население априори согласилось с проводимым в стране курсом.

«И по развитию человеческого капитала, и по утечке капитала, и по падению инвестиций, и в целом по экономической динамике последние десятилетия – это приговор существующей вертикали власти, как бы ее ни называли – кооператив „Озеро“, „виолончельная вертикаль“. Это уже не имеет значения...Как мы из этого застоя и разрухи хотим двигаться дальше?» – недоумевал Жуковский.

Настроение мозговому штурму задавал Владислав Жуковский, которого многие в силу его молодого возраста отказываются воспринимать серьезноФото: Елена Колебакина-Усманова

«КАКОВ БУДЕТ ПРОЦЕНТ НА ВЫБОРАХ, ЕСЛИ ИХ ОСНОВНОЙ ДУХОВНОЙ СКРЕПОЙ БУДЕТ ПОЕДАНИЕ ЛЮДЕЙ?»

Потапенко лишь добавлял негатива, предупреждая, что последующие 12 лет будут примерно такими же, что предыдущие 18. Это, конечно, никакого оптимизма не внушало, учитывая те данные, которые перед ним привел его коллега. «Все говорят о какой-то существующей политической воле на изменения, но это не более чем фигура речи. Надо начать с базы: никому эти изменения не нужны. Базовая установка существующей системы управления такова, что у нее нет никакой идеологии и не может быть», — спокойно и даже безэмоционально произносил каждое слово Потапенко.

В его понимании все те, кто голосует за действующую власть, по сути, наемники. «Пофантазируем немножко и представим, что у нас сейчас у власти находится партия „Розовые каннибалы“. Как вы считаете, каков будет их процент на выборах, при том что их основной духовной скрепой будет поедание людей?» — задал он риторический вопрос залу. Ответ был очевиден: подавляющее большинство — ровно то же, что и на всех выборах в стране. «С учетом того, что основными избирателями этих „Розовых каннибалов“ являются от них экономически зависимые, то есть не находящиеся в рамках независимого источника дохода, то процент их будет очень высок именно по причине: „А куда вы денетесь с подводной лодки? В противном случае у вас будет не просто ничего, а совсем ничего, вам просто физически перекроют дыхалку“», — образно пояснял бизнесмен.

Выход, по его мнению, мог быть только один — развитие альтернативных источников дохода, чтобы не находиться в зависимости от госбюджета, а значит, от «Розовых каннибалов». Меж тем эти самые «Розовые каннибалы» в речах Потапенко плавно переставали быть какой-то фантазийной партией, а становились эвфемизмом нынешней власти. «Каждый раз, когда вам „Розовые каннибалы“ выплачивают зарплату, они понимают, что вы своим существованием наносите непоправимый ущерб, физический. Почему рушится пенсионная система? Не потому что они к нам как-то плохо относятся, а просто у каждого из них есть свои личные деньги, называется „пенсионная кубышка“. И тут я или вы вдруг ни с того ни с сего выходите на пенсию. „Ну не скотина ли вы? Что, помереть нельзя было в день выхода на пенсию?“ Ему бы остались эти деньги — вот как размышляют „Розовые каннибалы“ в существующей системе управления», — пояснял Потапенко.

Так что именно «Розовые каннибалы», а иными словами существующая система управления, по мнению эксперта, является первоисточником всех проблем. А единственно возможная борьба с ними — не зависеть от них финансово, что и делали, по его словам, все спикеры этой дискуссии. «Все представленные сегодня спикеры — люди, которые являются врагами системы, они не враги государства и народа, они именно враги той системы „Розовых каннибалов“, потому что они деньги зарабатывают сами», — отрекомендовал Потапенко сидящих по обе стороны от него экспертов.

Дмитрий Потапенко лишь добавлял негатива, предупреждая, что последующие 12 лет будут примерно такими же, что предыдущие 18Фото: «БИЗНЕС Online»

«ГЕНПРОКУРАТУРА НЕДАВНО ЗАЯВИЛА, ЧТО У НИХ НОВАЯ ЗАДАЧА НА 6 ЛЕТ — ПОДГОТОВКА К СОЦИАЛЬНЫМ ГОЛОДНЫМ БУНТАМ»

И первым в этом ряду врагов «Розовых каннибалов» был, естественно, Грудинин. «Если правда оно, ну хотя бы на треть, остается одно: только лечь помереть!» — отреагировал он на выступления модераторов словами из песни Владимира Высоцкого. Сам Павел Николаевич ни за что не хотел прослыть пессимистом, оттого широко улыбался и всячески бодрился. «Я считаю, что мы находимся на пороге перемен, — решительно заявил он. — Почти 9 миллионов граждан, по официальной версии, проголосовали за программу, которую предложили КПРФ и патриотические силы. За нее проголосовало очень много некоммунистов, просто простых людей. Почему? Потому что это программа „Назад в будущее“».

Впрочем, по мнению вчерашнего кандидата в президенты, среди поддерживающих его было даже не 9 млн, а все 19, которые как один хотели возврата в то социалистическое прошлое, где «богатый платит больше бедного, а национальные богатства перераспределялись в сторону производства и людей». «25–30 лет назад денег хватало на бесплатные квартиры, на бесплатное образование, здравоохранение, на инвестиции в основной капитал, на развитие. Пусть некоторые программы были неправильными, но у нас денег хватало на все, плюс мы еще помогали странам Варшавского договора, огромному количеству развивающихся стран. У нас было очень много денег, а ресурсы были примерно теми же. Потом страна уменьшилась, а денег почему-то стало не хватать», — пожал плечами Грудинин.

И вот теперь, считает он, ситуация стала близка к революционной. Так что у нового правительства теперь будет выбор — оставить все как есть или же повернуть «назад в будущее». И отчего-то Грудинин искренне надеется, что именно его программу президент, а с ним и будущий кабмин, возьмут на вооружение. «Мы надеемся, что наша программа воспринята властью и будет правительство народного доверия, что придут люди и скажут: «Мы поняли, что то, что получили „Розовые каннибалы“, оставим у себя, а все остальное давайте по-новому». И после этого будет перестраиваться экономика. Надеемся, что новое правительство примет новый бюджет и приоритетами будут наука, здравоохранение, образование, инвестиции в технологии. Надежда умирает последней. Я хочу выступить оптимистом. Мы надеемся на то, что новое правительство будет правительством профессионалов, туда пригласят людей, которые понимают что-то, ученых, инженеров, экономистов и они начнут выводить страну из кризиса. То, что мы в кризисе, всем известно», — рассуждал он.

— Вы на полном серьезе считаете, что мы уйдем от виолончельно-распильного царства в сторону здравого смысла? — удивился Жуковский. И в самом деле размышления Грудинина выглядели, пожалуй, чересчур наивными.

— С таким настроением вам слона не продать, — усмехнулся вчерашний кандидат в президенты. — Снаружи у нас нет друзей, надо найти их внутри страны. Президент сказал, что мы от внешней повестки переходим к внутренней. Я это слышал.

— А я расшифрую: значит, будем искать врагов внутри, — вставил невозмутимый Потапенко.

— А я дополню, что генпрокуратура недавно заявила, что у них новая задача на 6 лет — это борьба с внутренними протестами, подготовка к социальным, голодным бунтам, тех, кто недоволен ЖКХ, «Платоном», — сгустил краски Жуковский.

На это Грудинин уже ничего не ответил, зато с удовольствием начал разбирать пачку с поступившими из зала вопросами.

— Не пожалели ли вы, что пошли на выборы? Если бы можно было снова решать, пошли бы на эту авантюру? — спросила его корреспондент «БИЗНЕС Online».

— Я не жалею. Но действительно я сожалел, что выборы получились грязными. Не жалею. Что тут жалеть? Это было решение, оно на тот момент было правильным. Я же не только для себя, для людей, хотел что-то изменить в лучшую сторону, — пожал плечами Грудинин.

— Про грядущие изменения: это ощущения или вы что-то знаете? — спрашивали его

— Я ощущаю. На самом деле если изменения не произойдут, то нас ждет та же история, что с Советским Союзом. Там тоже вовремя не были сделаны изменения эволюционным путем, и они получились революционным. В результате мы потеряли великую страну. По-моему, мы на пороге того же самого, — предсказывал директор совхоза.

Спрашивали его и о том, продолжит ли он свою политическую карьеру через 6 лет, вновь вступив в борьбу за место у руля страны. «Это тот самый случай, когда политикой заниматься невозможно. Если ты уходишь из политики, то политика приходит к тебе», — ответил Грудинин. Предсказуемо интересовались, можно ли будет найти его в бюллетене на выборах губернатора Подмосковья. «Да, я пойду голосовать как минимум. А вот пойду ли я кандидатом, этого не знает никто, в том числе и я, все зависит от многих факторов, которые не сложились», — увильнул он от прямого ответа.

Затем Грудинин признался, что пост министра сельского хозяйства ему не предлагали, так что, очевидно, в списке новых министров фамилию Грудинин его поклонники также не найдут. Меж тем сам он убежден, что правительство претерпит серьезные изменения. «У меня такая надежда», — добавил он.

— Пока вас «покусывают»: пайщики, миллиарды, золото. Не боитесь, что за вас возьмутся всерьез? — тревожился кто-то из зала.

— За меня уже взялись всерьез, — как-то весело ответил Грудинин.

— Власть уже показала свою нелюбовь к бизнесу, который идет в политику. Был бы человек, а статья найдется, — следом спрашивали его.

— Что ж, пока я здесь, я живой. Я считаю, что мы не нарушили никаких законов. Пытаются нам что-то вменить, но ничего страшного, — легко отмахнулся директор совхоза им. Ленина.

Николай Коломейцев, усевшись на место Грудинина, в свою очередь, также не призывал к революционным переворотамФото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

«ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО С КОЖЕЙ ОТОДРАТЬ ЧИНОВНИКОВ ОТ БИЗНЕСА»

На этом «мегазвезду» отпустили, а дискуссия продолжилась. То ли зараженный оптимизмом Грудинина, то ли действительно верящий в это обозреватель «Царьграда» Юрий Пронько признался, что верит во Владимира Путина. «Этот человек реально обладает гигантским политическим ресурсом, — заверял он. — И уж коль скоро так сложилось в России, политика у нас гиперперсонифицирована, то именно он и возьмет на себя ответственность за дальнейшие шаги и дальнейший ход событий. Сейчас борьба закончится либо нашим падением, либо рывком, о котором говорил Путин. Третьего не дано».

При этом сам Пронько верит, что главная стратегия государства должна заключаться в том, чтобы «с кожей отодрать чиновников от бизнеса». «Сейчас у нас бизнесом занимаются чиновники, сидящие в правительстве, администрации регионов, городов, префектур, управ и т. д. Это же все знают. Как государство разрешило заниматься бизнесом, так государство способно их отодрать», — заявил он.

«Вы надеетесь на протесты, которые сметут?» — бросал он залу, хотя, кажется, никто из сидящих там не собирался лезть на баррикады. Но Пронько был готов в случае чего предостеречь эти горячие головы. «Мы уже дважды в прошлом веке совершили ошибки, которые привели к обрушению государства. Еще хочется? Если вы дестабилизируете ситуацию, то вас сметет эта волна. Получить в очередной раз, как в 1917-м и 1991-м, обрушение страны я не готов. Я думаю, что абсолютное большинство не готово... — с каждым словом он говорил все громче и громче. — Не бросайтесь лозунгами, что нечего терять. Есть что терять! Это судьбы наших детей и наши судьбы!»

«Меня всегда умиляют эти риторические вопросы: вы что, хотите революцию? Знаете, мне это напоминает вопрос в конце поздней осени: вы что, хотите зимы? Согласитесь, это отдает каким-то душевным нездоровьем, — прокомментировал российский адвокат и писатель Иван Миронов. — Нравится вам революция или нет, есть определенные исторические законы. Не надо любить или не любить революцию. Надо просто быть к ней готовой. Мы же не встречаем зиму из-за того, что она нам не нравится, в солнцезащитных очках и шортах и с зонтиком». Все это, по его мнению, зависит от психологии масс. А в качестве примера Миронов привел статистику того, за кого голосуют сидящие в СИЗО. Так, по его словам, за Владимира Жириновского теперь «голосовать не по понятиям», поэтому они переметнулись на сторону Ксении Собчак. Отметим, что, на первый взгляд, такой выбор может показаться странным, но ведь именно она сместила «динозавра» российской политики с пьедестала в антирейтинге. А вот вторая половина арестованных, как утверждал Миронов, выбирает Путина. «Называется „целуй сапог тебя давящий“, — прокомментировал он. — А когда их спрашиваешь „Ну как же так, вы уже на дне и ниже быть не может?“, то они говорят: „А вы что, хотите революцию?“»

Депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев, усевшийся на место Грудинина, в свою очередь, также не призывал к революционным переворотам. «То, что будет происходить и происходит, определяет Кудрин и его центр. Большая часть законодательной базы РФ сформирована для рентодержателей, во имя их защиты», — отметил он. Так что, надо полагать, революция в стратегию Кудрина явно не была включена. Меж тем Коломейцев утверждал, что главная причина затянувшегося кризиса в неправильной денежно-кредитной политике. А тут уж нельзя было не поругать Эльвиру Набиуллину, что депутат тут же и сделал. «Надо поменять кредитно-денежную политику и закон о Банке России. На сегодня ЦБ — это акционерное общество, которое решает свои проблемы, далекие от интересов страны», — заявил он.

Впрочем, чуть раньше прошелся по ЦБ и Пронько. «Свою низкую инфляцию Набиуллина, как пацан во дворе, сказала и сделала. Она добилась таргета в 4 процента и даже ниже. Но она его достигла за счет высушивания экономики и обнищания населения», — укорял он.

Мозговой штурм длился больше двух часов. Спикеры так увлеклись, что пропустили даже обед — до того животрепещущие темы обсуждали. Но есть ли прок? «Откуда в нашей стране возьмутся моральные ценности? Без наличия моральных ценностей все, что мы обсуждаем, может не сработать. Так откуда они могут взяться, вы же сами обозначили насчет „Розовых каннибалов?“» — спросили из зала.

Потапенко на это признался: «Я определяю существующих персонажей „Розовыми каннибалами“, потому что они так себя ведут». Так что моральные ценности, по его словам, у большей части общества как раз на уровне тех же «Розовых каннибалов». «Могут ли они перерасти во что-то другое? Пока не произойдет успокоения в части, скажем так, имущественного комплекса у большей части населения, пока не будут удовлетворены основные базовые потребности хотя бы в еде (а у нас нищета зашкаливает за разумные пределы), то те моральные ценности будут близки к „Розовым каннибалам“. Грубо говоря, пока человеку нечего есть, негде спать, пока он не удовлетворил базовые потребности, говорить о том, будет ли он читать Шопенгауэра... Скорее нет, чем да. В этом основная проблема», — заявил Потапенко.