Очередной замер продовольственной инфляции в Казани принес интересный результат: корзина «Магнита» подорожала на 8,6%, а цена набора «Бахетле» выросла на 1,5%

«МАГНИТ» ПОДТВЕРДИЛ ОПАСЕНИЯ ГРАЖДАН, «БАХЕТЛЕ» — СТАТИСТИКУ ЦБ

В конце марта Центробанк в очередной раз урезал ключевую ставку до 7,25% годовых. Укротив инфляцию, которая в прошлом году составила прежде невиданные для России 2,5%, регулятор тем не менее ориентиры не меняет. По его прогнозу, в текущем году потребительские цены вырастут на 3–4%, а в 2019-м — на 4%. Однако граждане воспринимают действительность несколько иначе. Согласно исследованию того же ЦБ, к концу декабря только треть россиян верила в то, что инфляция не перешагнула 4-процентный барьер, а «средний балл» составил 10%. Схожее распределение показало и февральское исследование ООО «инФОМ», авторы которого вновь отметили не только рекордно низкие инфляционные ожидания, но и их охлаждение (точные цифры в отчете не раскрываются, но в январе речь шла о 8,9%). «Постепенно расширяется и становится более разнородным круг товаров, по которым население отмечает замедление роста цен. Согласно опросу, респондентов стала реже беспокоить динамика цен на бензин, рыбу и морепродукты, фрукты и овощи, сыр и колбасы, лекарства, куриные яйца, одежду, кондитерские изделия, алкоголь и электронику», — отмечают его авторы.

Кто же ближе к истине — аналитики Эльвиры Набиуллиной или рядовые покупатели? Чтобы ответить на этот вопрос,  25 марта мы в очередной раз провели закупку для «Индекса „Магнита“ и „Бахетле“». Напомним, независимый мониторинг продуктовых цен мы решили вести после обвала рубля в четвертом квартале 2014 года и последовавших потрясений для всей экономики страны. С тех пор мы регулярно приобретали две корзины продуктов: «бюджетную» в «Магните» и более дорогую в сети Муслимы Латыповой. Ценовой срез фиксируется документально кассовыми чеками.

Не будем ходить вокруг да около: если судить только по более дешевой корзине «Магнита», в точку попали граждане.  Стоимость этого набора с 23 декабря подросла на 8,6%, с 1900 до 2063 рублей (правда, относительно 10 апреля 2017 года снизилась на 6,6%). Для сравнения, запущенный с началом года официальный «счетчик» инфляции на 26 марта, практически за те же три месяца, остановился на отметке 0,8%, что в 10 раз меньше «магнитного» подорожания. Зато более состоятельные граждане должны скорее верить Росстату. Корзина «Бахетле» за квартал подорожала на 1,5% до 6491 рубля (и на 0,9% в годовом разрезе). Возможно, здесь и кроется причина несовпадения официальной и покупательской оценки: может быть, критики правы, и государственные статистики кладут в свою корзину чересчур много деликатесов и других товаров, недоступных для не самых зажиточных слоев населения? Впрочем, на примере единственного замера делать далеко идущие выводы было бы слишком самонадеянно.

Прежде чем перейти к «котировкам» отдельных продовольственных товаров, отметим влияние на них валютного фактора. С 25 декабря 2017 года по 25 марта текущего средний курс российской валюты составил  56,9 рубля за доллар США, укрепившись к аналогичному периоду предыдущего года (АППГ) на 3,6%. Тем временем единая европейская валюта подорожала на 11% до 69,7 рубля за евро, а значит, в первом квартале 2018 года у российских производителей (зерна, семян подсолнечника, выжатого из них масла и т. д.) мог возникнуть возник  соблазн продать свою продукцию в страны ЕС или, не особо стесняясь, довести внутренние цены «до экспортной альтернативы».

Еще один важный момент. В феврале громом среди ясного неба прогремело известие о продаже Сергеем Галицким «Магнита». Расставаясь с собственноручно выпестованным бизнесом, предприниматель едва сдерживал слезы, но нашел в себе силы поблагодарить покупателя — ВТБ. Изменит ли новый хозяин федеральной сети правила игры и ценообразования, покажут ближайшие месяцы.

В феврале громом среди ясна неба прогремело известие о продаже Сергеем Галицким «Магнита»

ЦЕНА ХЛЕБА УПАЛА НИЖЕ ПРОШЛОГОДНЕЙ, НА ПОЛКИ «МАГНИТА» ПРИБЫЛ ШОКОЛАД ИЗ ШВЕЙЦАРИИ

Начнем наш обзор с продуктов, подешевевших в «Магните». В конце марта цена буханки «Сельского» хлеба здесь составила 23,9 рубля — на 4 рубля меньше, чем в декабре. Впрочем, случилось это после неожиданного скачка осенью, когда ценник вырос на 3,5 рубля, вызвав довольно логичное возмущение, смешанное с недоумением, многих потребителей. Напомним, что сами же аграрии не раз отмечали рекордный урожай зерновых в 2017 году и активно просили поддержать отрасль увеличением экспорта и госзакупками, дабы избежать обрушения внутренних цен. И Владимир Путин внял этим мольбам и распорядился увеличить госпомощь аграриям дополнительно на 20 млрд рублей. Вряд ли один этот фактор повлиял на динамику розничных цен — скорее свое дело сделала «невидимая рука рынка», но сегодня стоимость «Сельского» не просто вернулась к исходной точке (если брать за нее данные апреля 2017-го), а опустилась на 0,4% ниже прошлогоднего уровня.

Параллельно подешевели и макаронные изделия: рожки в 900-граммовой упаковке мы купили за 34,9 рубля — на 8,2% дешевле, чем квартал и год назад. До малообеспеченных граждан, чей рацион преимущественно состоит из самых дешевых продуктов, наконец-то докатилось эхо рекордных достижений аграриев.

Второй хлеб, он же картофель свежий, в корзине «Магнита» подешевел за квартал на 10 копеек до 23,7 рубля за килограмм и сразу на 14 рублей с гаком к АППГ. Впрочем, такой разрыв объясняется просто: год назад на прилавках уже появился картофель свежего урожая, который всегда дороже старого. Но и без учета сезонного фактора самый популярный в мире клубнеплод последние годы раскачивается на ценовых качелях. В сезоне 2015/16 самый высокий за 20 лет урожай полностью обрушил рынок и едва ли не привел к грани разорения многих производителей. В текущем году минсельхоз ожидает снижения урожая картофеля с 29,6 млн до 26,7 млн тонн и призывает аграрные компании не сокращать посевные площади. Стоит уточнить, что 80% сбора картофеля в РФ приходится на личные подсобные хозяйства, в которых министерство и прогнозирует сокращение урожая на 3 млн тонн, так что «организованные» производители призваны заткнуть эту дыру.

Картофель свежий в корзине «Магнита» подешевел за квартал на 10 копеек до 23,7 рубля за килограмм

Молоко  федерального поставщика Саратовского молкомбината под торговой маркой «Добрая Буренка» обошлось нам всего в 41,8 рубля за упаковку — на 5,1 рубля дешевле, чем кварталом ранее, и всего на 60 копеек дороже прошлогоднего. А пачка от «Агросилы-Молоко», входящей в агрохолдинг гендиректора Сетевой компании Ильшата Фардиева, за три месяца подешевела на 3 рубля до 56,9 рубля и на столько же подорожала к АППГ. Напомним, цены на молочное сырье с конца прошлого года устремились в пике, которое объясняют как падением мировых котировок, так и засильем серого импорта из «санкционных» стран. Свое видение у главы Россельхознадзора Сергея Данкверта (который в марте внезапно обрушился на того же Айрата Хайруллина с критикой), который полагает, что нельзя откладывать «молочный ЕГАИС». Что ж, внедрение системы учета молока «от производителя до прилавка» стартует с 1 июля 2018 года. А мы, в свою очередь, оценим ценовой эффект для рядовых граждан от этих нововведений.

Черный чай также подешевел для посетителей «Магнита». Крупнолистовой Golden Ceylon обошелся нам в 89,9 рубля за 100-граммовую пачку — почти на 9 рублей меньше, чем в декабре, и на 5, чем год назад. Более доступная «Принцесса Канди» стала еще доступнее на рубль в обоих случаях. Другое составляющее чаепития, молочный шоколад «Россия», осталось в «Магните» при своих весьма скромных 39,9 рубля за плитку. Добавим, что на полках торговой сети появился шоколад, произведенный не где-нибудь, а в Швейцарии фабрикой «Фрей» специально для ЗАО «Тандер» — по 53 рубля за плитку массой 100 граммов. Но, откровенно говоря, несмотря на большее содержание какао-бобов (30% — на 3 п. п. больше, чем у «России»), вкус этого продукта оказался на любителя. Возможно, в сети «Магнит» лучше знают пристрастия своих покупателей, но все же не рассчитывайте на Cote d’Ore за эти деньги.

КАЗАХСТАН МЕРЯЕТСЯ С ТАТАРСТАНОМ ЯЙЦАМИ

Пока производители зерна и молока бьют в тревожный бубен, потребителей накануне Пасхи может озаботить напряженная ситуация с куриными яйцами. Неизменный атрибут православного праздника и важнейший поставщик животного белка и микроэлементов подорожал в корзине «Магнита» на 7,2 рубля (16,6%) до 50,7 рубля за десяток категории С1. Это очень близко к данным Татарстанстата, по информации которого 26 марта десяток яиц в республике в среднем стоил 49,4 рубля, умудрившись за неделю подорожать на рубль. При этом самые доступные в магазине яйца оказались произведены... в казахстанском городе  Актобе, хотя и были упакованы в соседней с нами Самарской области. Хотя еще осенью нас радовал рекордно низкими ценами за всю историю наблюдений «Ак Барс Холдинг» Ивана Егорова. Отметим, что в корзине «Бахетле» дешевых предложений на категорию С0 найти также не удалось, и нам пришлось вернуться к осенним 92,7 рубля за десяток (что еще подорожало в сети Латыповой, читайте ниже).

Для справки, по данным Росстата, куриные яйца с конца декабря по 19 марта подорожали только на 3,4%. При этом, согласно Татарстанстату, объем производства куриного яйца в РТ в январе года вырос на 7,2% относительно АППГ. Куда все это изобилие делось? Не будем исключать, что в преддверии пасхального ажиотажа яйца местных производителей отправилась на полки более «дорогих» торговых сетей или вообще за пределы республики.

Еще один важный продукт — подсолнечное масло. Цена эталонного литра рафинированной «Олейны» выросла к декабрю на 5 рублей (4,5%) до 114,9 рубля за бутылку и на 12 рублей и процентов к прошлогоднему апрелю. В более дешевом сегменте, где мы покупаем бутылку емкостью 0,9 литра, минимальный ценник подрос до 53,6 рубля на 13,8% и 17,8% соответственно. При этом масла под маркой «Миладора», производителем которой выступает «Нэфис биопродукт», обнаружить в нескольких магазинах «Магнит» не удалось. Между тем Росстат утверждает, что подсолнечное масло за квартал подешевело на 0,4%, а Татарстанстат рапортует о снижении за январь-февраль на 0,1%.

Итак, повысились цены на растительное масло, яйца — что дальше? Конечно, вслед за своими компонентами устремился майонез. Самый популярный в стране соус в корзине «Магнит» подорожал на 51,4%, или 33,6 рубля, почти до «стольника» за упаковку 750 граммов.  Можно порадоваться, что за эти деньги мы взяли продукт премиального качества Mr.Ricco от того же «Нэфиса». При этом мы обратили внимание даже не на желтый, а красный ценник в 37,9 рубля на провансаль  «Миладора» в упаковке 375 граммов. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что вместо классических цифр «67%» (жирности) на упаковке красуется «61%» с изящно нарисованной единицей, визуально смахивающей на семерку. Ранее мы отмечали, что различные бренды идут на такие уловки, как снижение веса упаковки: например, вместо 750 граммов — 740, 735 и т. д. А тот же «Махеев», например, активно продвигает майонез жирностью 50% с лимонным соком.

Потребителей накануне Пасхи может озаботить напряженная ситуация с куриными яйцами: важнейший поставщик животного белка подорожал в корзине «Магнита» на 7,2 рубля

Из прочих подорожавших в «Магните» товаров отметим капусту, которая прибавила за квартал без малого 8 целковых (73%) до 18,7 рубля за кило и оказалась на четверть дороже, чем в апреле 2017 года. Впрочем, средний ценник этого овоща за все время наших наблюдений выше, 23 рубля за кг, а абсолютный рекорд, 58,4 рубля, пришелся на июнь 2017 года благодаря позднему созреванию многих овощей из-за холодной погоды. И, по данным Росстата, круче остальных подорожала плодоовощная продукция, а абсолютным лидером также стала капуста — плюс 29,7%. В этом же разделе бананы в «Магните» прибавили за квартал более 7 рублей до 63 рублей за кило, что почти соответствует прошлогоднему уровню.

Сигареты с начала нашего исследования рынка выросли в цене практически вдвое. Свежий рекорд — 120 рублей за пачку, на 6,2% больше декабря и на 20% уровня годичной давности. Что ж, в этой сфере государство проводит последовательную политику снижения доступности табачных изделий. С 1 января 2018 года акцизы на табак выросли на 10% до 2772 рубля за килограмм, и этот процесс продолжится. Ожидается, что с 1 июля текущего года на 10% до 2335 рублей за тысячу штук вырастет акциз уже на сигареты и папиросы.

Еще один популярный «наркотик», кофе в лице бренда Nescafe Gold, подорожал на 81% до рекордных 359,9 рубля за 150-граммовую упаковку. Ценник аналогичной пачки Jacobs Monarch также побил исторический максимум, достигнув отметки 409,9 рубля. Однако рядом на магазинной полке стояла упаковка «якобса» весом 240 граммов за 325 рублей. Чтобы сгладить ситуативное колебание, мы зачли ее в корзине «Магнита» и привели цену грамма кофе к среднему знаменателю, получив в итоге 203 рубля за стандартные 150 граммов.

Подчеркнем, что подорожание корзины «Магнита» в первую очередь обусловлено именно окончанием акционных скидок на кофе.

Цена эталонного литра рафинированной «Олейны» выросла к декабрю на 5 рублей (4,5%) до 114,9 рубля за бутылку

ЧИТАЕМ ПО БУКВАМ: КАК НАЙТИ НА ПОЛКАХ ИТАЛЬЯНСКИЕ СПАГЕТТИ

Теперь о хорошем в «Бахетле». Выделим два важных момента. Значительная часть продуктов в этой корзине относится к подакцизным или сложносоставным (из нескольких ингредиентов — как, например, губадья или салат). В то же время на цену набора влияли такие факторы, как замена производителей того же мяса или чая и вынужденное «импортозамещение», когда вместо зарубежных продуктов нам пришлось закупать отечественные.

Что подешевело без каких-либо технических факторов? Пельмени с бараниной по-мусульмански сбросили 5,7% (как за квартал, так и за 12 месяцев) до 329 рублей за кило. Колбаса сырокопченая «Брауншвейгская» подешевела на 3,5% до 1068,8 рубля за килограмм.

Сливочное масло высшего сорта жирностью 72,5% подешевело на 5,9% до 443,9 рубля за кило. Уточним, что за последние несколько кварталов на полках «Бахетле» закрепился Зеленодольский молочный комбинат и его «Очень важную корову» конкурентам пока подвинуть не удается.

Колбаса сырокопченая «Брауншвейгская» подешевела на 3,5% до 1068,8 рубля за килограмм

И небольшой нюанс. Майонез Mr.Ricco за упаковку 0,4 литра стоил нам в 46,9 рубля, на треть дешевле, чем в декабре. Конечно, тут не обошлось без очередного акционного ценника, но все же покупка пары таких пачек выйдет дешевле упаковки 0,8 литра того же Mr.Ricco в «Магните». Эта занимательная арифметика наводит на мысль, что местные производители в последнее время крепче дружат с местными, нежели с федеральными сетями. Посмотрим, что изменится со сменой владельца «Магнита».

Произведенные в Италии спагетти Delverde все так же стоили 159,8 рублей за упаковку 0,5 килограмма. Рядом на полке лежали спагетти Barilla с ярлычком «Хит продаж» по 63,9 рубля с той разницей, что эта паста произведена ООО «Харрис СНГ», подконтрольном итальянской компании «Братья Барилла». После слепого сравнения ряда импортных спагетти и русифицированной «Бариллы» ценник показался нам очень «вкусным», ведь заметных отличий в самом вкусе мы не обнаружили. Возможно, нам достался оригинальный итальянский продукт, только упакованный в РФ, или в подмосковном Солнечногорске под контролем западных экспертов и впрямь наладили производство пасты, ничем не уступающей импортируемой из Италии? Впрочем, отзывы на российскую Barilla в интернете оказались самыми разными — от откровенно негативных до хвалебных. Но если вы верите только в европейское качество, обращайте внимание не столько на штрих-код, сколько на маркировку пачек. Если на них рядом со сроком годности пасты отпечатан код Q01, значит, она выпущена в России, аутентичная итальянская помечена буквами A или F, а произведенная в Греции — GG.

Подорожание корзины «Магнита» в первую очередь обусловлено именно окончанием акционных скидок на кофе

«КУРС» ЭЧПОЧМАКА ВПЕРВЫЕ ПОПОЛЗ ВВЕРХ, DANON МЕЛЬЧИТ С ТАРОЙ

Как мы отмечали выше, с полок «Бахетле» исчезли отборные куриные яйца с очень привлекательным ценником. Самый доступный десяток категории С0 — кстати, под маркой «Бахетле» — обошелся нам в 83,9 рубля, почти на 15 рублей дороже, чем в декабре.

Ценник 100-граммовой нарезки семги слабосоленой за это же время подрос на 4,1 рубля (за год — на 9) до 129 рублей за упаковку.

Совсем не порадовали нас бананы — без малого 90 рублей за кило против декабрьских 70 и прошлогодних 75 рублей. Более дорогие бананы в «Бахетле», по 99,9 рубля, мы застали только в марте 2015-го, когда ускорение продуктовой инфляции достигло максимума.

Выше мы отмечали удешевление таких «производных» мяса, как пельмени и колбаса. А вот цена эчпочмака дрогнула и впервые за время наших наблюдений пошла вверх, поднявшись на 2,3% (90 копеек) до 40,9 рубля за ароматный и сочный пирожок.

Совсем не порадовали нас бананы — без малого 90 рублей за кило против декабрьских 70 и прошлогодних 75 рублей. Более дорогие бананы в «Бахетле», по 99,9 рубля, мы застали только в марте 2015-го

В молочном отделе йогурт «Активия» от Danone при отсутствии скидок в момент закупки обошелся нам в 37 рубля за 150 граммов, на 7 рублей или 23,7% дороже, чем в сравниваемые периоды. При этом новинки от Danone были расфасованы в стаканчики по 130 граммов — уже классический прием производителя, маскирующий реальную цену «похудевшего» продукта.

Лучшее предложение по молоку жирностью 3,2% с клапаном, как и в декабре, сделала марка «Честное коровье». Его цена с декабря выросла на червонец до 63,6 рубля за литр, но это на 12,4 рубля дешевле АППГ. При этом с коробки молока исчезла фотография ведущего программы «Контрольная закупка» Антона Привольного, предлагающего выбирать молоко «по высшему стандарту».

И раз уж зашла речь о «Контрольной закупке», не единожды становившийся  ее победителем кетчуп Mr.Ricco Organic «Томатный»  в уменьшенном варианте (не 400, а 220 миллилитров) стоит 49 рублей. Для сравнения, тот шашлычный или острый Mr.Ricco без «телерекламы» на пачке обойдется покупателю в 47 рублей как раз за 400 миллилитров.

Еще в 2015 году мы вынужденно «импортозаметили» чилийское красное полусладкое вино сорта каберне совиньон на продукцию марки «Вина Тамани», цена которого постепенно ползла вверх. В марте она достигла рекордной отметки 295,3 рубля, хотя рекорд этот весьма условен. Ведь ровно 295 рублей мы уже видели и в апреле, и в июне 2017 года, и 30-копеечная прибавка вызывает скорее недоумение. Более важно то, что обычно мы закупаем  полусладкое каберне, но на сей раз его не оказалось, и нам пришлось заменить его сухим, которое в итоге и попало в корзину. Из красных же полусладких лучшая цена, 189 рублей за 0,7 литра, была у марки «Маркиз де Клермон». Это вино изготавливает предприятие ООО «Клинские напитки», входящее в Groupe Castel (Франция). Другое дело, что у известного винного блогера Андрея Ростовцева качество вин, разливаемых в Подмосковье подразделением уважаемой фирмы «Кастель», вызвало сомнения.

Не претендуя на открытие Америки, отметим, что очередной поход по нашим супермаркетам в целом оставил впечатление того, что предприятия российских бизнесменов часто проигрывают на полках наших магазинов фирмам, контролируемым зарубежными инвесторами — прежде всего по соотношению цена — качество и регулярности (объему) поставок. Впрочем, производственные или хотя бы упаковочные  мощности — а значит, и рабочие места — все же создаются в России, что для экономики, разумеется, лучше прямого импорта. Ну а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.

==table1939==

==table1940==