Мост через Каму в районе села Соколки позволит соединить федеральную трассу М7 «Волга» с Нижнекамском Мост через Каму в районе села Соколки позволит соединить федеральную трассу М7 «Волга» с Нижнекамском Фото: metshin.ru

«ПРАКТИЧЕСКИ ВЕСЬ ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ ПРОХОДИТ СКВОЗЬ ГОРОД»

В Набережных Челнах и Нижнекамске проведут объездные дороги для транзитного транспорта. О проекте в Татарстане не раз говорили и раньше, однако на федеральном уровне вопрос подняли после послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию, в котором он заявил о необходимости строительства обходов городов.

«Важным направлением, которое называлось в послании президента, было строительство обходов городов. Сейчас стоит задача сделать города комфортными и безопасными, и надо выводить грузовой транспорт из населенных пунктов», — передает слова помощника президента Игоря Левитина «Российская газета», опубликованные в среду. В ближайшие семь лет объездные дороги проведут в более чем 20 российских городах. Работы будут проходить в рамках проекта минтранса РФ «Безопасные и качественные дороги», а также других федеральных программ, сообщил первый замминистра транспорта РФ Евгений Дитрих.

В Татарстане в программу войдут Челны и Нижнекамск. Однако сообщается, что в этом году лишь начнется разработка проектной документации. В один список с татарстанскими городами вошли Волгоград, Владикавказ, Хасавюрт, Дербент, Рязань, а также алтайское село Майма. Еще 14 городов такую документацию уже имеют. Среди них Нижний Новгород, Псков, Анапа и другие.

В Набережных Челнах о строительстве объездной трассы говорили не раз. Например, гендиректор АО «Челны-хлеб», депутат Госсовета РТ Рафаэль Юнусов на недавнем заседании горсовета заявлял, что такая дорога необходима в первую очередь, так как есть вопросы по состоянию экологии. «Мы на заседании комитета по экологии и природопользованию, в который я вхожу, эту тему поднимали. Я президенту вопрос задавал — нам надо за пределы города вывести трассу М7. Мы провели целый ряд экспертиз и других мероприятий. ПДК по вредным выбросам и солям тяжелых металлов превышены в разы. Но я не буду озвучивать, какие цифры мы получили», — сказал тогда Юнусов.

Рафаэль Юнусов: «Мы на заседании комитета по экологии и природопользованию, в который я вхожу, эту тему поднимали, я президенту вопрос задавал — нам надо за пределы города вывести трассу М7» Рафаэль Юнусов: «Мы на заседании комитета по экологии и природопользованию, в который я вхожу, эту тему поднимали. Я президенту вопрос задавал — нам надо за пределы города вывести трассу М7» Фото: «БИЗНЕС Online»

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» депутат рассказал о судьбе проекта. «По моим данным, его в ближайшие годы хотят включить в программу развития федеральных дорог. Это решается на уровне правительства Российской Федерации. Возможно, будет часть федерального бюджета, часть — республиканского. Я хочу к этому вопросу еще вернуться в своем комитете в Госсовете. Я хочу поставить вопрос более глубокого изучения», — пояснил Юнусов. Также в планах депутата подать запрос в Росприроднадзор, Роспотребнадзор и минэкологии в надежде, что ведомства подтолкнут проект со своей стороны.

В Нижнекамске вопрос тоже обсуждается уже давно. Но здесь ситуация острее, все-таки город находится в отдалении от М7. Объездные дороги, которые планирует построить минтранс, — это часть общего проекта. Другая его составляющая — это мост через Каму в районе села Соколки, о котором тоже говорится последние несколько лет. Проект позволит соединить федеральную трассу М7 «Волга» с Нижнекамском.

Идея прокладки транспортной артерии давно муссируется и в нижнекамском исполкоме. Последний раз правительству РТ о необходимости строительства трассы напомнил замруководителя исполкома района по инвестиционному развитию Радмир Беляев на заседании ассоциации «Камский инновационный территориально-производственный кластер». Строительство трассы планируется в рамках работы по созданию инфраструктуры камского промышленного кластера «Иннокам».

В Нижнекамске надеются при помощи прокладки новой дороги и строительства моста через Каму оживить и городской автовокзал В Нижнекамске надеются при помощи прокладки новой дороги и строительства моста через Каму оживить и городской автовокзал Фото: «БИЗНЕС Online»

«Практически весь грузовой транспорт проходит сквозь город — это и нагрузка на дороги, и транспортная напряженность в целом. Новый обход сыграет свою роль. Причем это не только мостовой переход, это еще 100 километров дорог с той и с нашей стороны. Транспортная инфраструктура, которая связана еще и с организацией трамвайных путей в новых микрорайонах города, тоже в перечне этих 11 пунктов», — заявлял мэр Нижнекамска Айдар Метшин еще два года назад во время одной из пресс-конференций.

В самом Нижнекамске надеются при помощи прокладки новой дороги и строительства моста через Каму оживить и городской автовокзал, который является крупнейшим в Поволжье, но при этом испытывает трудности в содержании. Рейсов и направлений не так много, а содержать большое двухэтажное здание как-то надо.

МОЖНО УЛОЖИТЬСЯ В ПЯТЬ ЛЕТ

Интересно, что в Москве лишь заявляют о начале работ по проекту, в то время как на местах работа уже идет с прошлого года и даже есть предварительная карта прокладки будущего моста и дорог. Нижнекамское управление строительства и архитектуры работает по этой теме совместно с минтрансом РТ. Проект разрабатывает ГУП «Татинвеcтгражданпроект», сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель управления Фирдавис Ханов. Местные власти высказали пожелания о том, где лучше проложить трассу, чтобы не задеть дачные поселки. В итоге предварительно дорога от моста через Соколки дальше будет пролегать через поселки Новый Закамский, Новое Минькино, далее через деревню Сарсаз-Бли (в 13 км от Нижнекамска) в сторону Челнов. В нижнекамском исполкоме надеются, что по пути удастся обновить и мост через Зай. Требуется реконструкция и, самое главное, расширение, так как пропускная способность уже не отвечает нуждам, а строительство обходной трассы только увеличит поток. Впрочем, это лишь предварительный вариант, что-то может быть скорректировано.

Леонид Штейнберг: «Я даже не хочу об этом думать, потому что это все прожект. Я не люблю этого, я человек конкретный. Я думаю, что это все будет лет через 10» Леонид Штейнберг: «Я даже не хочу об этом думать, потому что это все прожект. Я не люблю этого, я человек конкретный. Я думаю, что это все будет лет через 10» Фото: «БИЗНЕС Online»

Однако есть мнение, что все разговоры преждевременны и дорог придется ждать не менее 10 лет. «Это пока еще из разряда „кто-то что-то сказал“. Должен быть проект, должна быть отведена земля под въезды на мост, там же пересечение реки в районе Соколок, Бетьков. В начале надо подумать, потом выделят деньги, потом будет заказчик, потом будет генподрядчик, потом строители, потом уже можно говорить. Надо же обсуждать целесообразность», — считает Леонид Штейнберг, гендиректор транспортно-коммерческая фирмы «Кама-Тракс».

Также Штейнберг заметил, что в любом случае для компании такие планы правительства обернутся некоторым ущербом, однако думать об этом пока рано. «Пока все, что связано с увеличением километража проезда, объезда, — это все убытки. Это еще лет 10 будет. Я даже не хочу об этом думать, потому что это все прожект. Я не люблю этого, я человек конкретный. Я думаю, что это все будет лет через 10. Весь вопрос в том, что мостовой переход требует капитальных вложений», — поясняет Штейнберг. Впрочем, несмотря на возможный рост расходов, бизнесмен безусловно за проект: «В объезд города надо, конечно, делать. Я не против. Все, что связано с улучшением работы наших перевозчиков, — я только за».

«Нет понятия моста через Каму в Набережных Челнах. Это же ГЭС, а ГЭС не может служить мостом, не должно быть движения автотранспорта» «Нет понятия моста через Каму в Набережных Челнах. Это же ГЭС, а ГЭС не может служить мостом, не должно быть движения автотранспорта» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ведущий специалист по градостроительству ООО «Лаборатория градопланирования», которая некогда занималась проектированием дорог в концепции «2030», Илья Резников предположил, что от начала проектирования до завершения строительства может пройти пять лет. «Но это если будут деньги», — уточнил эксперт. Построить просто объездные дороги было бы не так сложно, но так как проект завязан на строительстве моста, то сроки могут растянуться.

Однако целесообразность объездной дороги именно в Челнах у Резникова вызывает вопросы. «На самом деле вопрос обхода стоит в Казани, нежели в Челнах и Нижнекамске. В Казани этот вопрос связан со строительством еще одного моста через Волгу. И такой проект был, мы его рассматривали, говорили о нем как об одном из самых важных. Ситуация вокруг Челнов и Нижнекамска менее сложная на сегодняшний день. В Набережных Челнах вопрос в том, что надо снять нагрузку с плотины Нижнекамской ГЭС. Большая часть жителей Челнов живет в Новом городе или даже в районе ГЭС, и мимо них никакие грузовики не едут. Вопрос в том, что рядом с объездной возникают новые районы. Но это вопрос скорее к администрации Челнов: почему жилые дома возникают рядом с дорогой, по которой едут грузовики? Логика должна быть обратной, потому что Челны — это громадный город, где достаточно места, где можно что-то строить. И почему нужно идти в сторону автодороги М7, мне в принципе не понятно», — сомневается Резников. Возможно, он просто не в курсе, что огромный город окружает иное муниципальное образование — Тукаевский район, где город ничего не может строить без разрешения властей района.

Фоат Комаров: «Себестоимость грузов, перевозимых по новой дороге, станет ниже. Сократится расстояние. Например, с Мамадыша выйти на Нижнекамск буквально 15-20 км, а вкруговую – это 50-60 км» Фоат Комаров: «Себестоимость грузов, перевозимых по новой дороге, станет ниже. Сократится расстояние. Например, с Мамадыша выйти на Нижнекамск — буквально 15–20 км, а вкруговую — это 50–60 км» Фото: «БИЗНЕС Online»

О разгрузке ГЭС говорит и советник гендиректора АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. «Нет понятия „мост через Каму в Набережных Челнах“. Это же ГЭС, а ГЭС не может служить мостом, не должно быть движения автотранспорта. Это вынужденная мера, которая нарушает все нормы и правила. Мост через Каму должен быть отдельным и не должен иметь двойного назначения», — поясняет строитель.

Также Комаров считает, что проект поможет компаниям-перевозчикам, которые только выиграют: «Себестоимость грузов, перевозимых по новой дороге, станет ниже. Сократится расстояние. Например, с Мамадыша выйти на Нижнекамск — буквально 15–20 километров, а вкруговую — это 50–60 километров».

Озвучил Комаров и предполагаемую стоимость работ: «Строительство дороги первой „а“ категории, две полосы в каждую сторону в зависимости от рельефа и переноса коммуникаций в среднем стоит от 300 до 500 миллионов рублей за 1 километр. Расчетная скорость движения — 130 километров в час». Что касается моста через Каму в районе Соколок, то оценивать это уникальное сооружение эксперты не берутся.

Минтранс РТ в ответе на запрос «БИЗНЕС Online» пояснил, что федеральное дорожное агентство сейчас ведет работу по внесению изменений в схему территориального планирования РФ в области транспорта и автомобильных дорог федерального значения. Если будет положительное решение, реализацией проекта займется федеральное дорожное агентство. «Планируется, что объездная дорога будет проходить по Мамадышскому, Нижнекамскому и Тукаевскому районам республики по прорабатываемому ранее в Татарстане маршруту обхода городов Набережные Челны и Нижнекамск с мостовым переходом через реку Кама у села Соколка», — гласит официальный ответ ведомства.