Самой заметной потерей ушедшей зимы стало закрытие на улице Чистопольской грузинского ресторана Marani, проработавшего в премиум-сегменте почти два года Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРОЩАЙ, MARANI: МОСКОВСКИЙ ФОРМАТ НЕ ПРИЖИЛСЯ В КАЗАНИ

Конец зимы и начало весны выдались для рынка общепита Казани удивительно бурными, хотя активность по запуску новых гастропроектов наблюдается в столице уже не менее года. За это время с рынка практически не уходили заметные игроки, зато новых имен, концепций, мест хоть отбавляй. Весь прошлый год город подвергался «атаке» кофеен и национальных татарских кафе. Запустились также несколько гастропабов и винных баров. С начала этого года продолжился активный запуск не только разных точек фастфуда, но и заведений, претендующих на концептуальность.

На известном сайте бесплатных объявлений совсем немного предложений о продаже точек общепита: по всей видимости, рестораторы ждут лета, чтобы успеть «снять кассу» мундиаля, а уж потом можно и подводить итоги. Так что в основном продаются небольшие пиццерии и суши-бары. Некоторые объекты вроде «Родео» в ГУМе ищут нового владельца уже не первый месяц, но покупателей за 11 млн рублей (притом что площади в аренде!) найти так и не могут. Любопытная продажа — кафе Hub на улице Карла Маркса. Заведение работает более трех лет, площадь — 157 кв. м, а просят за модное у хипстеров местечко 2,5 млн рублей. Видимо, аудитория больше фотографирует интересный интерьер и свои скудные заказы, на чем далеко не уедешь... За 1 млн рублей на продажу также выставлен открывшийся весной прошлого года винный бар «Дичь» на Айвазовского. В аккаунте бара в одной из соцсетей с начала года было объявлено, что заведение закрыто, но по причине обновления меню. В начале марта аккаунт перестал обновляться вовсе.

Самой заметной потерей ушедшей зимы стало закрытие на улице Чистопольской грузинского ресторана Marani, проработавшего в премиум-сегменте почти два года. Бренд принадлежит московскому ресторанному холдингу GG Group (собственник брендов Marani, «Хинкальная», «Имерети», Vinograd и др.). В Казани проект был запущен совместно московскими и казанскими инвесторами. Двухэтажное здание общей площадью около 700 кв. м было взято в аренду. На первом этаже разместилась кондитерская (около 100 кв. м), на втором — ресторан (350 кв. м, около 170 посадочных мест, включая VIP-зал). Казань была первым после Москвы городом России, где запустился Marani. И вот с рестораном распрощались. В начале марта на месте Marani открылось четвертое по счету кафе «Хинкальная». Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» директор сети в Казани Анастасия Лимарева, оба заведения — часть компании GG Group, и они признаны одними из самых успешных заведений холдинга.

«Ресторан Marani пользуется большой популярностью в Москве, но московский формат не прижился в Казани. В то же время казанцы полюбили сеть кафе „Хинкальная“, в заведениях сети всегда полная посадка», — уточнила она. Эта «Хинкальная» будет отличаться от остальных трех в Казани форматом (как и в Marani, планируются регулярные выступления грузинских артистов), более расширенным меню. При этом ценовая политика будет такой же, как во всей сети.

У нового кафе будущим летом откроется одна из самых больших летних веранд в городе (250 кв. метров). Заведения сети также представлены в Москве, Тюмени, Иркутске и Уфе. Кроме этого, сеть несколько дней назад открыла кафе в Зеленодольске — на выезде из города в сторону Казани. Цены на некоторые позиции здесь ниже, чем в столице РТ.

Наконец, из закрытий стоит отметить прекращение работы одного из ресторанов «Рубаи» — на Профсоюзной, 16. Последний вечер заведение отработало 31 декабря 2017 года. Сейчас помещение пустует, но, по информации нашей газеты, скоро там откроется второй ресторан узбекской кухни «Древняя Бухара» — популярному заведению на Право-Булачной давно пора сделать следующий шаг.  

За 1 млн рублей на продажу также выставлен открывшийся весной прошлого года винный бар «Дичь» на АйвазовскогоФото: Сергей Елагин

ГАСТРОКОНЦЕПЦИИ: IN VINO ЛИ VERITAS, «СТОЛЬНИК» ЗА ВХОД С ЕДОЙ ПО СЕБЕСТОИМОСТИ, А ТАКЖЕ «УТКА» БЕЗ КАЛЬЯНОВ 

Открытий же за первый квартал 2018 года было столько, что можно угодить любому, даже самому привередливому, читателю! Начнем наш обзор с концептуальных заведений.

Владелец кафе Green Dog, существующего несколько лет, запустил (пока в техническом режиме) новый гастропроект Port на улице Щапова. Площадь первого зала — 80 кв. м, посадочных мест — 45, терраса вместит 65–70 гостей. Будет и второй зал — для диджеев и музыки, тоже на 40–50 мест, но пока не известно, будет в нем посадка или стоячий формат. Официально заведение откроется вместе с террасой в 20-х числах апреля. Концепция, которую обкатывает Фарид Хамидуллин, — винный бар с полной кухней (то есть не бургеро-крекеры, а полноценная еда). Он разместился в помещении, где раньше байкеры ремонтировали свои Harley-Davidson (ну или другую мототехнику). «В центре Казани большая проблема с интересными площадками, — говорит Хамидуллин. — Это либо жилой дом, либо исторические ограничения, либо нет своей парковки. А тут своя территория, парковка на 50 авто. И рядом нет жилых зданий, и само пространство достаточно интересное. Выбор места был связан еще и с тем, что мы не хотели открываться на первой линии — там нет возможности контролировать трафик, к тебе идут все, кто проходит мимо. А к нам приезжают адресно», — рассказал газете учредитель бара.

Владелец кафе Green Dog запустил новый гастропроект Port на ул. Щапова. Концепция, которую обкатывает Фарид Хамидуллин – винный бар с полной кухней Владелец кафе Green Dog запустил новый гастропроект Port на улице Щапова. Концепция, которую обкатывает Фарид Хамидуллин, — винный бар с полной кухней Фото: Сергей Елагин

По мнению ресторатора, казанскому рынку не хватало как раз такой концепции — винная карта с полной кухней и доступным ценником. «Культура вина в Казани пока еще только начинает формироваться. Есть, конечно, большая категория людей, которые разбираются в вине, но в общей массе люди только начинают к этому приобщаться. Этот рынок быстрорастущий, — считает Хамидуллин. — Предложений для потребителей на рынке все больше, а люди богаче не становятся, поэтому ситуация на рынке общепита в целом ухудшается. Доходы потребителей не растут. У многих предпринимателей творческий кризис, поэтому они думают, что здесь медом намазано, думают, что легко все можно сделать. Но этот сегмент кажется мне даже сложнее нефтянки, в которой я раньше работал».

Согласно базе данных «Контур.Фокус», Хамидуллин является также президентом РОО «Федерация планерного спорта Республики Татарстан» и президентом НКО «Фонд содействия развитию спортивной авиации в Республике Татарстан».

Артем Акчурин в феврале открыл напротив Черного озера ресторан «Утка в котелке». Козырное местоположение сочетается с элегантным интерьером и одной из самых высоких цен на бизнес-ланчи – 450 рублей Артем Акчурин в феврале открыл напротив «Черного озера» ресторан «Утка в котелке». Козырное местоположение сочетается с элегантным интерьером и одной из самых высоких цен на бизнес-ланчи — 450 рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Известный бывший свадебный фотограф Артем Акчурин в феврале открыл напротив «Черного озера» ресторан «Утка в котелке». Мы подробно писали, почему у заведения такое необычное название. Козырное местоположение сочетается с элегантным интерьером (таких в Казани пока по пальцам пересчитать) и одной из самых высоких цен на бизнес-ланчи — 450 рублей. Владельцы заведения также заявляют, что кальянов в их заведении никогда не появится. Похвально, конечно, но это утверждение можно будет проверить — со временем! Например, одно из заведений, о котором мы писали в прошлом году, — Mellow — заявляло то же самое, но поставило кальяны уже через несколько месяцев...

К слову, о Mellow. Ресторан находится в здании на Профсоюзной и соседствует еще с несколькими ресторанами (еще немного — и улица сможет соревноваться с Сибгата Хакима за звание самой гастрономически насыщенной). В этом же здании — бары «Пятница», Belgian Beers и Fomin, а также концептуальный гастробар Granum. Последний открылся в начале года и предлагает все те же кальяны, а вечерами в пятницу и субботу — шумные вечеринки. Заведение, видимо, ориентировано на тусовочную аудиторию, но меню при этом выглядит интересно — обещаны дни морепродуктов и прочие гастрономические развлечения.

Ресторан Mellow находится в здании. В этом же здании – бары «Пятница», Belgian Beers и Fomin, а также концептуальный гастробар Granum Ресторан Mellow находится в здании на Профсоюзной. В этом же здании — бары «Пятница», Belgian Beers и Fomin, а также концептуальный гастробар Granum Фото: Сергей Елагин

Пока еще новая для Казани концепция реализована в ресторане «Цех», открывшемся также в начале года на улице Театральной: посетитель платит за вход (от 100 до 500 рублей в зависимости от времени суток), а вот блюда, напитки, кальяны заказывает по себестоимости. В Москве подобный концепт представлен известной сетью True Cost. Приживется ли в Казани, неизвестно, но в первые месяцы после открытия в ресторане почти круглые сутки аншлаг.

Как и писала наша газета, на месте закрывшихся на улице Пушкина в начале этого года ресторанов группы OFS «Хмельная 1» и «Итальяно» открылось новое заведение — кафе «Тимьян». Проект расположился на 135 кв. м, 50–60 посадочных мест. Однако на этом команда проекта не остановилась, сейчас ведутся ремонтные работы на улице Пушкина, 23 — в прилегающем к «Тимьяну» здании, где когда-то работала «Хмельная». Детали по новому заведению пока не раскрываются.

Пока еще новая для Казани концепция реализована в ресторане «Цех»: посетитель платит за вход. А вот блюда, напитки, кальяны заказывает по себестоимости Пока еще новая для Казани концепция реализована в ресторане «Цех»: посетитель платит за вход, а вот блюда, напитки, кальяны заказывает по себестоимости Фото: Сергей Елагин

РЕБРЕНДИНГИ И НОВЫЕ ФОРМАТЫ: ПИТЕРСКАЯ «ПЕЛЬМЕНИЯ», ДОЛГОЖДАННЫЙ «СЕНАТ» И МАГАЗИН-РЕСТОРАН НА ЧИСТОПОЛЬСКОЙ

Из других открытий — как и анонсировалось, запущен новый ресторан «Сенат» компании «Танго Групп» — как раз недалеко от нового офиса ТАИФа.

В середине марта в Казани открылось уже четвертое заведение ресторанного холдинга RESTart Brothers — бар Sebbie Kitchen and Bar. Помимо «Чайхоны №1» на крыше автосалона Mercedes и двух заведений в ТЦ «Мега Казань» холдинг решил запустить проект на улице Некрасова — подробно о нем мы уже писали.

Провел ребрендинг популярный некогда ресторан Dream Cafe на улице Карла Маркса. Двухэтажное заведение с танцполом и (когда-то) комнатой для стриптиза в последние годы растеряло популярность на фоне появления новых модных мест. Владельцы решили исправить ситуацию — и в январе появился ресторан «50/8» с обновленным интерьером (уже приевшийся лофт) и меню.

В середине марта в Казани открылось уже четвертое заведение ресторанного холдинга RESTart Brothers – бар Sebbie Kitchen and Bar В середине марта в Казани открылось уже четвертое заведение ресторанного холдинга RESTart Brothers — бар Sebbie Kitchen and Bar Фото: «БИЗНЕС Online»

На улице Баумана в феврале открылось заведение сети из Санкт-Петербурга — «Пельмения». В Казани кафе первое за пределами Питера, оно открыто по франшизе. Сети с монокухней пока не так широко представлены в столице РТ, но этот пример, возможно, приведет за собой последующие.

Со дня на день в торговом центре «Южный» должно открыться четвертое заведение сети чайхан PLove. Ресторатор Нурислам Шарифулин концептуально обещает оставить все те же большие порции плова за 200 рублей, но будет у этого ресторана и несколько отличий. «Во-первых, это самый большой по площади ресторан PLove (600 квадратных метров), во-вторых, огромная детская комната (150 квадратных метров), есть отдельный зал для курящих кальян. Есть также четыре закрытые кабинки и пеленальная комната. Наконец, в качестве эксперимента мы поставили Apple TV, чтобы можно было включить и смотреть что-то свое», — рассказал газете Шарифулин. По его словам, для открытия проекта пришлось снести весь «Гиннес паб», закрывшийся в ТЦ несколько лет назад, и все отстроить заново.

Наконец, из открытий можно упомянуть проект «И рыба, и мясо». Заведение на улице Чистопольской объединяет в себе и магазин (мясо, морепродукты, фермерские продукты), и кафе, и собственную гастролабораторию.

Как и анонсировалось, запущен новый ресторан «Сенат» «Танго Груп» Как и анонсировалось, запущен новый ресторан «Сенат» компании «Танго Групп» / Фото: «БИЗНЕС Online»

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ФАСТФУД ЖДЕТ НОВОГО ВЛАДЕЛЬЦА, А ВОТ ЛЮБИТЕЛИ ЭКЗОТИКИ МОГУТ ОЦЕНИТЬ КРОШЕЧНУЮ ВЬЕТНАМСКУЮ «ФОШНУЮ»

Помимо перечисленных заведений активно продолжали открываться новые кофейни и фастфуд-точки. На улице Пушкина в конце января открылась вторая кофейня омских обжарщиков Skuratov. Напомним, первая открылась в январе на улице Баумана. Место на Пушкина рассчитано на 40 посадочных мест, разместилось на 120 кв. м и имеет большой бар и зону для приготовления альтернативы. На этом компания останавливаться не планирует. Как рассказала нашей газете директор по маркетингу Skuratov Coffee Мария Борцова, уже подписан договор на строительство третьей кофейни. «Точный адрес пока оставим в секрете, она будет находится в Московском районе. Площадь этой кофейни будет самая маленькая из имеющихся в Казани — около 80 квадратных метров, — говорит она. — Результаты работы первых двух кофеен нас очень радуют. Это и обуславливает наш активный рост в Казани. Очень нравится реакция наших гостей на нестандартные маркетинговые заходы (например, работа с лендингом)».

В начале января на Карла Маркса открылось небольшое кафе с мексиканской кухней — Gazon Cafe, предлагающее латиноамериканский фастфуд: буррито, такос, тортильи и т. д. Но не прошло и полугода, как на Avito появилось объявление о продаже заведения — кафе, разместившееся на 60 кв. м, продается за 2 млн рублей.

Сеть Starbucks в конце января открыла третью кофейню в ТЦ «Мега» (162 кв. м для 50 гостей). Напомним, первые две открылись в прошлом году — в торговых центрах «Тандем» и «Парк Хаус». До конца марта откроется уже четвертая точка американской сети — в торговом центре «Кольцо» на территории кинотеатра «Каро» на третьем этаже. «Мы хотели найти подходящее по всем своим параметрам место для открытия новой кофейни. Торговый центр „Кольцо“ расположен на главной площади города, которая прекрасно знакома жителям Казани и остается одной из главных точек в маршруте каждого туриста. Благодаря небольшому размеру кофейни (30 квадратных метров) ее гости могут быстро заказать любимый напиток и сразу отправиться гулять по историческому центру города. В самой кофейне могут с комфортом разместиться 15 человек», — рассказали «БИЗНЕС Online» в компании. О будущих планах не говорят, отметив лишь, что задумываются «об открытии еще нескольких кофеен в одном из самых динамично развивающихся городов».

Продолжает открывать точки сеть демократичных бургерных «Бургеркоин», в которых можно расплачиваться биткоинами. На сегодня у сети пять точек.

Также в январе открылось очередное заведение сети Burger King — рядом с РКБ на Оренбургском тракте. В Казани сегодня, согласно данным 2ГИС, работает 7 заведений сети.

В конце зимы вторую кофейню — спустя 10 лет с момента открытия первой — открыла компания Coffee Bean. Заведение расположилось в центре города — на Университетской, где количество кофеен уже, кажется, скоро превысит мыслимые пределы. 

Сеть Starbucks в конце января открыла третью кофейню в ТЦ «Мега»Фото: Эльвира Вильданова

Наконец, пока еще свежий проект для Казани открылся в середине марта на улице Профсоюзной — кафе вьетнамской кухни «Фошная». Заведение — крошечное — на 15 «квадратах», чуть больше трети занимает кухня. Как рассказал «БИЗНЕС Online» совладелец проекта Закария Туктаров, «Фошная» — это концепция «уютной вьетнамской забегаловки с авторским красивым и забавным дизайном». Фишкой заведения он называет известный суп фо — диетический, несмотря на долгое время готовки и экзотичность. «Из наших фишек также — телевизор с вьетнамскими клипами, забавными телешоу вперемешку с андерграундными клипами и юмористическими шоу, холодильник 59-го года с плакатами кумиров 90-х», — говорит собеседник газеты. Опыт в общепите у него и соучредителя Наиля Забирова уже был: Туктаров работал барменом, трудился в кафе здорового питания, а по профессии — юрист; Наиль — совладелец первого крафтового бара «Дринк Крафт», а опыт в общепите — около 9 лет. 

На вопрос, почему заведение акцентируется на вьетнамской кухне, Туктаров отвечает, что в Казани ее нет. «Во-вторых, это полезно, вкусно, недорого и модно. Фо бо захватил всю Европу и наши столицы, как когда-то крафтовое пиво, — говорит он. — Востребована ли вьетнамская кухня, можно судить по количеству проданных порций в день, а их немало для наших 15 метров. Люди узнают, начинают любить, ведь это и удобно, и вкусно. Аналогов нежирного похмельного супа, считай, и нет. Мы не ориентируемся на аудиторию, мы ориентируемся на спрос, который давно уже растет среди молодежи и людей, которые бывают где-то, кроме Азино и Кварталов».

«Фошная» — это концепция «уютной вьетнамской забегаловки с авторским красивым и забавным дизайном»Фото: Сергей Елагин

Средний чек в «Фошной» — 250–300 рублей (суп плюс напиток), а аудиторией собеседник называет и молодых, и зрелых людей. Совладелец кафе говорит, что планы расширяться есть, но партнерам хотелось бы скорее «создавать места силы, нежели открывать громадные рестораны с неподъемной окупаемостью». В этот проект они вложили чуть меньше миллиона рублей.

Ресторатор отмечает, что в Казани рынок общепита обновляется, но слишком много мест с тяжелой пищей. «Не хватает свежего дыхания. Все эти фалафели и бургеры уже порядком поднадоели, несмотря на то что у нас имеются прекрасные представители данной кухни. В Казани общепит сильно отстает от столиц, порой нечего есть, некуда сводить, — рассуждает он. — Обычно открываются громадные дорогущие заведения с красивой оберткой, а внутри чаще всего дорого и невкусно. Еда должна быть доступной как для студентов, так и для дяденек с усами».

С последним тезисом трудно не согласиться.