К трехмиллиардной отметке по прибыли завод вплотную подошел еще осенью: по итогам трех кварталов челнинцы заработали чистыми 2,98 млрд рублей. Получается, четвертый квартал 2017-го КАМАЗ проработал вхолостую К 3-миллиардной отметке по прибыли завод вплотную подошел еще осенью: по итогам трех кварталов челнинцы заработали чистыми 2,98 млрд рублей. Получается, четвертый квартал 2017-го КАМАЗ проработал вхолостую Фото: nabchelny.ru

ГОССУБСИДИИ: ДАЮТ БОЛЬШЕ, СЧИТАЮТ ПО-НОВОМУ

«Все выше, и выше, и выше» — слова из советского марша, на первый взгляд, исчерпывающе описывают финансовые достижения КАМАЗа за последние пару лет. Не стала исключением опубликованная недавно отчетность ПАО по РСБУ. Как следует из документа, прибыль челнинского автогиганта в 2017 году выросла в 2,5 раза до 3,02 млрд рублей. Конечно, это еще не докризисный 2012-й, но уже на миллиард больше, чем завод заработал в 2013 году, который фактически подвел черту под сытыми нулевыми.

Увы, при всем желании бочки меда не получается без дегтя. Особенно если ориентироваться только на финансы. Напомним, что к 3-миллиардной отметке по прибыли завод вплотную подошел еще осенью: по итогам трех кварталов челнинцы заработали чистыми 2,98 млрд рублей. Получается, четвертый квартал 2017-го КАМАЗ проработал вхолостую — за оставшиеся три месяца прибыль КАМАЗа наработала всего-навсего на 40 миллионов? Или это некая бухгалтерская алхимия.

Традиционно особый интерес вызывает объем госпомощи — в какой мере автогигант справляется сам, а в какой зависит от внешней подпитки. Увы, общая сумма бюджетных вливаний по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 6,9 млрд (38%) и составила 25,1 млрд рублей (для сравнения, в 2015 году челнинцам выделили из бюджета 11,8 млрд, в 2014-м — 10,6 миллиарда).

Отметим, что в прошлом году минфин РФ изменил порядок отражения господдержки в отчетности. Раньше эти деньги проходили с пометкой, например, «Субсидии, относящиеся к себестоимости». Теперь же сумма оказанной помощи будет просто вычитаться из себестоимости или иных расходов компании. И если такого рода данные за 2016 год КАМАЗ в вышедшем отчете переписал в соответствии с новыми реалиями, то с более ранними периодами сравнивать свежие цифры теперь некорректно. В сухом остатке в подобных случаях отныне можно объективно сопоставить разве что чистую прибыль или убыток, на которую корректировка не повлияла.

Теперь сумма оказанной помощи будет просто вычитаться из себестоимости или иных расходов компании

Поясним на конкретных примерах, как это выглядит. Полная себестоимость продаж в 2016 году у КАМАЗа составила 126,8 млрд рублей, при этом завод получил 17 млрд соответствующих субсидий. После корректировки уже сама себестоимость уменьшилась до 109,8 млрд рублей — именно эта сумма отныне и будет отражаться в официальной документации. И, наоборот, ориентируясь на динамику всей госпомощи, мы можем приблизительно «перевести» новые цифры в старый формат. Все ту же себестоимость продаж в 2017 году КАМАЗ оценил в 127,8 млрд рублей. Если пропорции остались прежними, то завод должен был получить по этой статье субсидий на 19,8 млрд рублей — то есть в прежнем исчислении основные затраты челнинцев достигли бы 147,6 млрд рублей.

Продолжаем редактировать историю. Скорректированные коммерческие расходы за 2016 год ранее составляли 4,1 млрд рублей, минус субсидии на 298 млн рублей, на выходе — 3,8 млрд рублей. В сравнении с этим в прошлом году затраты КАМАЗа на транспортировку, хранение и рекламу взлетели на 46% до 5,56 млрд рублей, а соответствующие субсидии должны составить около 435 млн рублей. Управленческие расходы выросли на 11,2% до 6,07 млрд рублей по сравнению с «переписанными» данными за 2016 год (5,46 млрд). Объем прошлогодних субсидий здесь мог составить около 100 млн рублей.

На данный момент крупнейшим акционером «КАМАЗа» с долей 49,9% является ГК «Ростех», возглавляемая Сергеем Чемезовым (справа) На данный момент крупнейшим акционером КАМАЗа с долей 49,9% является ГК «Ростех», возглавляемая Сергеем Чемезовым (справа) Фото: prav.tatarstan.ru

БОНУСЫ ДИЛЕРОВ И УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР ОБОГНАЛИ ВЫРУЧКУ

Практически не изменилась сумма субсидий, относящихся к выручке: минус 0,2% с итоговыми 980,8 млн рублей. Сам второй по значимости финансовый показатель вырос на 21,2% с 119,8 млрд до 145,2 млрд рублей (здесь темпы роста также замедлились, ведь по итогам трех кварталов сообщалось, что выручка увеличилась на треть). Интересно, что именно выручке — точнее, ее корректному отражению — уделило особое внимание ООО «Эрнст энд Янг». В своем заключении аудитор отчетности ПАО «КАМАЗ» выделил два главных риска. Первый: выручка может быть отражена в некорректном периоде или ею могут манипулировать «для достижения контрольных показателей». Кроме того, аудитор отмечает возможность затоваривания дилеров: для стимулирования выручки предприятие может стремиться «реализовать внешним дилерам большее количество автомобилей, чем те могут продать конечным потребителям», а это, в свою очередь, может привести к возвратам грузовиков после отчетной даты. В итоге, прежде чем завизировать отчетность, компания «Эрнст энд Янг» оценила условия действующих договоров, проанализировала историю возвратов, остатки готовой продукции на складах дилеров и динамику остатков. К сожалению, результаты своего анализа аудитор не публикует. Но то, что серьезная международная компания заподозрила КАМАЗ, по сути, в приписках, о многом говорит.

Данные компании свидетельствуют, что всего за счет российских продаж было выручено 128,6 млрд рублей — на 24% больше, чем в 2016 году. В то же время уплаченные КАМАЗом бонусы (дилерам, судя по всему) подросли на 36% с 4,2 млрд рублей до 5,7 млрд рублей. Как видим, вознаграждения продавцам выросли заметно сильнее и общей, и российской выручки – то ли их аппетиты повысились, то ли они реализовывали более маржинальную продукцию? «Это связано с ростом продаж дилерской сети. Кроме того, выплаты бонусов зависят от ряда других обязательств, которые берут на себя дилеры, например, по развитию сервиса и продаж запасных частей. Мы заинтересованы, чтобы наши клиенты получали уровень сервиса на мировом уровне, и стимулируем дилеров к развитию именно этих направлений», — пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

Весьма показательна ситуация с продажами на экспорт. Конкурентоспособность на внешних рынках — это и мерило качества продукции. Казалось, после девальвации рубля КАМАЗ получит преимущество и начнет стремительный рывок. Продвижение грузовиков — почти неизменный пункт в повестке зарубежных визитов правительственных делегаций Татарстана. Что на выходе? От реализации на внешние рынки КАМАЗ получил 16,6 млрд рублей — всего на 200 млн больше, чем годом ранее. Соответственно, доля экспорта в выручке сократилась на 2,3 п. п. до 11,4%. Иностранные покупатели представлены в первую очередь странами СНГ, но на прошлый год также пришлись поставки во Вьетнам и на Кубу.

Всего за счет российских продаж было выручено 128,6 млрд рублей — на 24% больше, чем в 2016 году

ЗА ДВА ГОДА НА НИОКРЫ «БЕЗ ВЫХЛОПА» ПОТРАЧЕНО 2,3 МЛРД РУБЛЕЙ

Одна из страниц документа содержит довольно любопытные данные по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. КАМАЗ гордится своей устремленностью в будущее и не жалеет денег на новые разработки.

Но их результативность под вопросом. В качестве затрат, «не давших положительного результата», было списано 1,16 млрд рублей — почти столько же, как и годом ранее. А суммарно за последние два года на неудачные НИОКРы и сделки компания потратила 2,33 млрд рублей. Какие именно разработки у КАМАЗа не пошли — двигателя, кабины, шасси? «Мы не раскрываем такие данные», — лаконично ответил Афанасьев.

Тем временем официальный выход КАМАЗа из кризиса отразился и во второстепенных статьях его отчетности. Благотворительная и шефская помощь была урезана в 6,7 раза с 200 млн рублей до 30 млн рублей, что напрямую связано с выходом производства на нормальный режим. «Это связано с окончанием ряда программ, которые были направлены в 2016 году на поддержку персонала в условиях сокращенной рабочей недели. В прошлом году такой необходимости не было. При этом программы на шефскую помощь в 2017 году, наоборот, увеличились», — говорит Афанасьев. По его словам, не проводилось и никаких сокращений расходов, связанных с благотворительной деятельностью, спортом, отдыхом, культурой и т. д., хотя из отчета следует, что их уменьшили с миллиарда до 781 млн рублей. «Скорее всего, речь идет о перераспределении средств», — считает пресс-секретарь компании.

Из прочих новшеств стоит выделить опционные премии (годом раньше ничего похожего не наблюдалось), которые, впрочем, уложились в 75 млн рублей. Составители документа также отметили, что в течение года КАМАЗ заключал договоры «валютный своп», «валютный форвард» и «поставочный валютный опцион». На 31 декабря 2017 года заключены договоры с АО «Газпромбанк» — опционы на поставку валюты (евро) со сроками январь-март 2018.

СКОЛЬКО ДИВИДЕНДОВ МОЖЕТ В ЭТОМ ГОДУ ПОЛУЧИТЬ СЕРГЕЙ КОГОГИН?

И о корпоративных новостях. Составители отчета не забыли упомянуть знаковое событие августа прошлого года: ООО «Автоинвест» приобрело у компании Avtoinvest Limited 23,54% акций ПАО «КАМАЗ». Уточним, что 20% капитала «Автоинвеста» находятся под личным контролем гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. На момент передачи акций его доля оценивалась в 2,7 млрд рублей. Более подробно об истории приватизации, заморских путешествиях камазовского пакета, его возвращении на Родину и переходе Когогина в разряд легальных миллиардеров мы писали здесь.

По итогам 2016 года совет директоров КАМАЗа рекомендовал направить на дивиденды 297 млн рублей — четверть чистой прибыли завода, и общее собрание акционеров поддержало предложение. Если такая пропорция сохранится, то по итогам прошлого года сумма выплат может составить 754 млн, а лично Сергей Анатольевич может рассчитывать на приятный довесок в виде 53 млн рублей. Неплохая прибавка к его зарплате топ-менеджера, которую в 2017 году камазовским VIP'ам выплатили с многолетним бонусом.

На данный момент крупнейшим акционером КАМАЗа с долей 49,9% является ГК «Ростех», возглавляемая Сергеем Чемезовым. Кроме того, 15% — у концерна Daimler AG, 4,25% владеет KAMAZ International Management CO (аффилирована с американским инвестфондом KKR), еще 3,72% находятся у 100-процентно дочерней структуры челнинцев ООО «ФЛК „КАМАЗ“» и 3,59% — в распоряжении прочих юрлиц. «Непристроенными» остаются 4,25%, сравнительно низкая доля свободно обращающихся акций. Если включить сюда же потенциально спекулятивное отношение группы «прочих юрлиц», получим free-float на уровне 7,84%. К слову, в день выхода отчетности автогиганта и три последующих акции КАМАЗа на Московской бирже провели в узком диапазоне 52–54 рубля за бумагу, ярко выраженной реакции на публикацию финансовых данных не было.

В событиях после отчетной даты сообщается, что в феврале КАМАЗ начал присоединение таких компаний, как «КАМАЗ-Дизель» (за 2016 год выручка 18,7 млрд, прибыль 115 млн), «КамПРЗ» (выручка — 9,4 млн, убыток — 104 млн), «КАМЭР» (выручка 562 млн, прибыль 6 млн). Совсем недавно мы рассказывали, что КАМАЗу перешли 12 заводов концерна «ОАТ», занятых в производстве и поставке запчастей с капиталом в минус млрд. рублей. Однако, как выяснилось, эти два события не связаны между собой. «Приводим в порядок управленческую модель в отношении дочерних компаний. Фактически, эти компании уже не ведут хозяйственную деятельность», — подытожил Афанасьев.

==table1933==