То, что происходило в Милане, когда на лед вышла Алина Загитова и начала прокат, лучше было тоже не видеть никому. Это было слишком больно То, что происходило в Милане, когда на лед вышла Алина Загитова и начала прокат, лучше было не видеть никому. Это было слишком больно Фото: ©Александр Вильф, РИА «Новости»

ВСЕ РЕШЕНО ЗАРАНЕЕ?

На днях в сети появилась большая критическая статья про фигурное катание, в которой критиковалась система судейских оценок, да и вся суть этого спорта. «Всё решено заранее, у каждого спортсмена есть свое имя в спорте, за медали борются две-три страны, да и места на пьедестале расписаны еще до начала выступлений. Огромная часть зрителей просто обманывается: она думает, будто приходит смотреть спортивное состязание, а на самом деле смотрит лишь шоу с заранее расписанными местами», – утверждает автор.

И вот на следующий же день после выхода статьи все тезисы разбиваются. Все предрекали борьбу за «золото» между лидировавшими с большим отрывом Алиной Загитовой и Каролиной Костнер – двумя выдающимися фигуристками из разных эпох. В итоге борьба была, но за 5-е место и квоту для третьей фигуристки от страны на следующем чемпионате мира. Выходившая на лед первой в сильнейшей разминке канадка Кэйтлин Осмонд и не подозревала, что идет к «золоту». В ее арсенале сейчас нет и половины того, что умеет Загитова, но ведь судьи ставят оценки не за потенциальные навыки, а за прокаты. Выступление здесь и сейчас.

ЗАГИТОВА ВЫРОСЛА И СТАЛА ТЯЖЕЛЕЕ

«Кто спал, тому повезло», – писала одна из газет, описывая кошмарный олимпийский хоккейный четвертьфинал в Ванкувере, где сборная России с треском проиграла Канаде.

То, что происходило в Милане, когда на лед вышла Загитова и начала прокат, лучше было тоже не видеть никому – это было слишком больно. Первая и чисто балетная половина программы была выполнена отлично (там, собственно, не в чем было ошибаться), а потом начались падения. Первое – с тройного лутца, второе – на каскаде с двойным акселем, потом снова с лутца...

То, что у Алины начинаются проблемы с лутцем, первой отметила в Милане Татьяна Тарасова, сказав, что на тренировках, где Алина, по обыкновению, очень много прыгала, у спортсменки наметился некий дисбаланс.

«Вы знаете, она с Олимпийских игр выросла на 3 сантиметра. Никакого пубертата нет, просто надо поменьше есть. Оно вот так ломает: когда ты вырастаешь, мышцы чуть-чуть не успевают за твоим ростом, у тебя теряется координация. Потом мышцы догоняют, и координация опять возвращается. Так бывает часто», – сказала Тарасова после проката Алины.

Другой тренер и эксперт, Олег Васильев, считает, что у Алины после триумфа на Олимпиаде просто сбился режим. «Победа Загитовой на Олимпийских играх – это как раз результат той тяжелой зверской работы, которую она проделала. А потом наступила пауза, работы стало меньше. В этом случае приходится больше концентрироваться. Видимо, Алина этого не умеет, а может быть, уже и не научится»», – сказал он в интервью «Р-Спорт».

Все тот же Васильев считает, что у Алины нет запаса в мастерстве и в Пхенчхане она каталась на максимуме. «Загитова упала на первом прыжке, а, поскольку прыжки в произвольной программе у нее идут один за одним в очень высоком темпе, уже не было времени понять, что делать. Наступила паника. Вот и всё, что произошло», – считает олимпийский чемпион.

Что это? Физиологические изменения? Психология? Возраст? Но ведь в следующем же прокате точно так же ничего не получилось у Каролины Костнер, которая более чем в два раза старше Загитовой. После падения Алины «золото» просто обязано было перейти к 31-летней Каролине, но и опытная спортсменка не справилась с нервами. Все-таки последний старт в карьере, к тому же домашний.

Кстати, Костнер не очень торопилась в большой спорт. В мире, уже знавшей Тару Липински и Сару Хьюз, никто бы не удивился раннему старту итальянского уникума. Это не упрек Этери Тутберидзе и ее системе. В спорте нет единого рецепта успеха. Никто наверняка не скажет, что лучше: подольше задержаться в юниорах и уже потом сделать шаг на взрослую полянку или ворваться туда сломя голову несмышленой малышней, а там уже разбираться, в какое месиво попал. Но в спорте неизменно другое – это всегда история о шансах: либо ты его сумел ухватить, либо ждешь второй возможности, которая может и не наступить.

Олимпийская чемпионка Нагано Липински, вспоминая свой олимпийский опыт, как-то сказала: «Сложно представить, до какой степени заблуждаются те, кто считает, что в 15 лет гораздо проще переносить стресс и давление трибун. Про меня в Нагано тоже говорили, что мне нечего терять и, соответственно, нет причины нервничать сверх меры. Это абсолютная неправда. Ты точно так же нервничаешь, как любой другой спортсмен, а еще тебе дико страшно».


ЗАГИТОВУ НЕ СТОИТ СРАВНИВАТЬ С ПРЕДШЕСТВЕННИЦАМИ

Историю Липински в фигурном катании вспоминают очень часто. И часто не к месту. Она взорвала спорт своим столь ранним успехом и заставила задуматься, стоит ли калечить жизнь ребенка ради одномоментного результата. Тем более что после «золота» Нагано американка не выиграла ничего.

Липински стала знамением, уроком, притчей, как в России – Юлия Липницкая. Но Загитову не стоит сравнивать ни с Липински, ни с Липницкой. У нее свой путь, и он, по сути, только начинается.

Алине ничего не мешает повторить судьбу, к примеру, норвежки Сони Хени, выигравшей чемпионат мира 10 раз подряд, или же Ирины Слуцкой, 9 лет подряд продержавшейся на пьедестале мировых первенств. Катарина Витт, Мишель Кван, Елена Водорезова... Достойных примеров много.

Побеждая с наскоком в дебютный сезон, ты лишаешься важного опыта – опыта поражений, работы над собой и преодоления трудностей. Взгляните на ту же Костнер. Ее дорога отнюдь не была усыпана розами: травмы, дисквалификации, смена тренера, досадные поражения. Но она никогда не сдавалась, поэтому и катается до сих пор.

Липницкая в одном из интервью обронила крамольную мысль: «У меня нет мотивации». Действительно, а куда ей дальше идти? Ради чего? Титулы есть, слава – тоже. Деньги – со званием олимпийского чемпиона их можно, и не выступая на чемпионатах мира, заработать.

Самое главное, что сейчас нужно Загитовой, – отдохнуть, найти новую мотивацию и работать еще усерднее. Тем, может, и полезнее для нее будет такой финал сезона, в котором она выигрывала все подряд. Алина увидела оборотную сторону спорта. И ей предстоит решить, готова ли она сражаться дальше. А если готова, то все у нее должно получиться. Предпосылок для иного исхода просто нет.