Артем Силкин: «Задача — не увеличение туристического потока, а его оптимизация, которая позволяет уменьшить нагрузку на исторические объекты при получении государством и обществом оптимальной выгоды, измеряемой не только в денежных параметрах»

ДЛЯ ИКОН СВИЯЖСКА СОЗДАЛИ ЦЕЛЫЙ МУЗЕЙ

Как рассказал на интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online» директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин, на одном из самых раскрученных туристических объектов республики сезон традиционно откроется 1 мая. В праздники пройдет небольшая праздничная фольклорная программа, в ходе которой презентуют то, что будет происходить в Свияжске в 2018 году. Этот год для острова особенный, поскольку заканчивается программа комплексного возрождения Болгара и Свияжска, а с ней — и программа музеефикации, которая началась 8 лет назад.

В этом сезоне на острове-граде откроется три новых объекта. Правда, пока точных дат открытия директор музея-заповедника не называет. В частности, музей свияжской иконы расположится в одном из зданий комплекса пожарного обоза на Рождественской площади. Была достигнута договоренность с ГМИИ РТ о том, что  часть соответствующей богатой коллекции музея изобразительных искусств будет передана для экспонирования, в том числе и те иконы, которые сейчас выставляются в Третьяковке. В музее будет восстановлен иконостас Успенского собора. Для экспонирования этих икон сейчас завершается реставрация и приспособление здания. Сами иконы формально будут числиться в фондах ГМИИ РТ, потому что в отношении музейного фонда действует достаточно жесткое регулирование, говорит Силкин. «Мне хотелось бы поблагодарить коллег, потому что для каждого хранителя очень тяжело осознавать, что те предметы, с которыми ты рядом находился долгие годы, переместятся в другое место. Но еще при создании музея-заповедника в Свияжске была достигнута эта договоренность, и она была выполнена», — резюмировал гость редакции «БИЗНЕС Online».

. В музее свияжской иконы будут экспонироваться иконы XVI столетия из собрания других музеев — Мурома, Ярославля

Кроме того, в музее свияжской иконы будут экспонироваться иконы XVI столетия из собрания других музеев — Мурома, Ярославля. По мнению Силкина, все это позволит окунуться в эпоху Ивана IV, в середину XVI века и познакомиться с искусством того времени в одном выставочном пространстве.

ПНИ ЭПОХИ ИВАНА IV

Второе долгожданное событие — это открытие музея археологического дерева. Артем Николаевич рассказывает, что этот объект уникальный — первый на территории России масштабный проект такого рода. Не секрет, что в нижней части Свияжска сформировался так называемый мокрый археологический слой, где сохраняются древесина и другие органические материалы. Подобные памятники на территории России есть и в Великом Новгороде. Там археологический слой раннего Средневековья — X–XII веков. Есть подобные участки в районе Москвы. Но к музефикации данных объектов никто и не подступился, поскольку это и научно, и технически сложная задача, ведь древесина — материал крайне неустойчивый.

«Нас при создании этого музея консультировали коллеги из Беларуси, из музея „Берестье“, где есть такой же сложный музей, правда, другой по концепции, — вспоминает Силкин. — Консультировали из шведского музея Ваза, коллеги из Стамбульского университета, которые занимаются консервацией деревянных судов. Они нашли их при строительстве ветки метро через Босфор. Там была обнаружена византийская гавань, гигантское количество византийских судов. У них накоплен большой опыт по консервации археологической древесины. В общем, была проведена большая серьезная работа, чтобы появился наш музей».

Музей будет интересным и с точки зрения экспозиционного пространства. Чтобы не нарушать внешний облик, было принято решение не строить новое музейное здание. В итоге на мысе Свияжска был создан искусственный холм, внутри которого и находится археологический музей. Посетители будут попадать внутрь холма и видеть законсервированный раскоп. Силкин признался, что его даже без экспозиции подобное музейное пространство впечатляет. «В ходе раскопок (а они идут до материкового слоя, до земли) были обнаружены большие пни деревьев, которые были срублены войсками Ивана IV при строительстве Свияжска. Деревья использовались как основа для зданий. В голову приходит огромное количество картинок и ассоциаций, казалось бы, от обычного пня, — рассказывает он. — Посетители смогут увидеть остатки построек XVI–XVIII веков. В этом влажном грунте сохранилось несколько венцов построек. Хотя ясно, что это не дома с окнами и крышами, но понятен объем данных зданий, их планировка. Где-то сохранились деревянные мостовые, заборы XVI века. Все это можно будет увидеть. И для ученых, и для обывателей будет много интересного».

. «Свияжск должен восприниматься не как источник дохода, а как пресловутые духовные скрепы»

Третий музейный объект, который должен открыться после реставрации в текущем году, — это здание бывшего Ольгинского приюта трудолюбия. Здание построено в первой половине XIX века и первоначально было обычным жилым домом. Однако во второй половине XIX века в России стали появляться приюты — в них за счет самих горожан обеспечивали образование детям-сиротам. «Сохранились само мемориальное здание, документы, связанные с приютом, — говорит Силкин. — Были мысли открыть там современный приют, однако само здание сегодня не отвечает требованиям по организации подобных учреждений, поэтому было принято решение его музеефицировать. Там будет показана и история самого приюта, туда будет перемещен центр печатной графики, который находится сейчас в реставрационных мастерских». «Ольгинский приют находится в середине острова, непосредственно на туристическом маршруте. Там будет воссоздана мастерская по изготовлению книжных переплетов, то, чем занимались дети-сироты в конце XIX — начале XX века, там планируется проводить интерактивные мастер-классы, связанные с книжной культурой, с печатной графикой, — описывает Артем Николаевич. — То есть появится возможность вместе с детьми провести полдня за погружением в рукодельно-исторический процесс. Плюс на первом этаже будет открыта музейная гостиная».

. В этом сезоне по Волге в Свияжск так же будет ходить два «Омика», плюс будут назначаться туристические суда

 «ГУЛЯТЬ ПО ОСТРОВУ, КОГДА НА УЛИЦЕ МИНУС 15, СВИСТИТ ВЕТЕР И СНЕГ ЛУПИТ В ЛИЦО, — УДОВОЛЬСТВИЕ СОМНИТЕЛЬНОЕ»

Вопросы инфраструктуры до сих пор для острова-града стоят довольно остро. К примеру, для тех туристов, кто хочет приехать на остров не с туристической группой и не на собственном автомобиле, сделать это проблематично. Коммерческий автобус, который два года подряд пытались запустить из Казани в Свияжск, не наполнялся настолько, чтобы приносить владельцу прибыль, и этот маршрут то закрывался, то открывался. Он в итоге ходит только по субботам и воскресеньям с автовокзала «Южный», но к данному маршруту есть нарекания: иногда его без предупреждения отменяют, и люди не могут осуществить запланированную поездку. Но, кажется, решение найдено.

«На нас вышла „дочка“ РЖД, компания „Содружество“, предложила интересный вариант, хотя он мне показался изначально сложноватым», — говорит Силкин. В понедельник, среду, пятницу и субботу уже с конца февраля есть возможность с ж/д станции Свияжск уехать на остров-град и, что немаловажно, вернуться. Автобусные рейсы привязаны к графику электричек, поэтому отправляются автобусы со станции Свияжск в 8:50 и в 12:00, а обратно идут в 16:15 и в 16:45. Пока загрузка этих рейсов небольшая, но еще и не сезон. Цена автобусного билета — 25 рублей. Плюс стоимость электрички из Казани до станции Свияжск — 72 рубля.

«На речной транспорт билетов в сезон практически не купить, нужно заранее заботиться об этом. И вряд ли в текущем году ситуация существенно поменяется. Инвестиции в речную инфраструктуру нужны большие, и только государство может решить данный вопрос. В рамках частной программы этим бессмысленно заниматься. Новое судно стоит десятки миллионов рублей. Срок окупаемости очень большой. Частники периодически выходят с определенными инициативами, но все это натыкается на сложную систему регулирования речных перевозок. Просто купить шаланду за несколько миллионов и начать возить людей невозможно. Потому что понадобится такое количество согласований и требований к самому судну, которые выполнить сможет только серьезная компания. Небольшой фирме это просто не под силу», — рассуждает Силкин.

Он говорит, что в этом сезоне по Волге в Свияжск так же будут ходить два «Омика», плюс будут назначаться туристические суда. На этой неделе в Чебоксарах заключили новые договоры на причаливание в Свияжск круизных теплоходов. Кроме того, на мероприятия вроде «Ночи музеев» или фестиваля документальных фильмов «Рудник» дирекция музея-заповедника самостоятельно организует автобусное сообщение с Казанью.

. После включения Свияжска в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в нагрузку к почетному статусу остров получил жесткие международные нормы

После включения Свияжска в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в нагрузку к почетному статусу остров получил жесткие международные нормы, в рамках которых он должен действовать. Силкин говорит, что в обывательском сознании и сознании чиновников, ответственных за экономические вопросы, объект культуры и туризма — это прежде всего источник доходов. «Однако по факту это более сложный вопрос, потому что ЮНЕСКО и российские органы охраны памятников больше сосредоточены на сохранении объектов всемирного наследия, сохранении места исторической памяти и аутентичности, — уверен директор музея-заповедника. — Свияжск должен восприниматься не как источник дохода, а как пресловутые духовные скрепы. С этой точки зрения вопрос развития туризма не является главным в повестке дня. Задача — не увеличение туристического потока, а его оптимизация, которая позволяет уменьшить нагрузку на исторические объекты при получении государством и обществом оптимальной выгоды, измеряемой не только в денежных параметрах».

По предварительным расчетам, остров может принять около миллиона посетителей в год относительно безболезненно для исторических объектов. В прошлом году Свияжск посетили около 500 тыс. человек. Другой вопрос, что перекос туристического потока приходится на летний период. «На самом деле все российские туристические объекты с этим сталкиваются, — уверяет Силкин. — Каких-то гениальных способов решения этой проблемы сегодня никто не изобрел, да, я думаю, их просто не существует. Есть объективная реальность в виде метели в феврале и марте, с которыми, хоть ты тресни, ничего нельзя сделать. Гулять по острову, когда на улице минус 15 градусов, свистит ветер, да еще и снег лупит в лицо, — удовольствие сомнительное».

О новых экспозициях в музеях Свияжска, будущих летних театральных и оперных премьерах на острове, решении «парковочного вопроса» и многом другом читайте в полной стенограмме интернет-конференции Силкина, которая будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».