Виктор Ерин — бывший министр внутренних дел РФ, непосредственный участник ключевых событий, сопровождавших крушение СССР и трудное становление Российской Федерации Виктор Ерин — бывший министр внутренних дел РФ, непосредственный участник ключевых событий, сопровождавших крушение СССР и трудное становление Российской Федерации Фото: ©Борис Приходько, РИА «Новости»

«ЭТО ОГРОМНАЯ УТРАТА ДЛЯ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

«Жизнь Виктора Федоровича Ерина — достойный пример служения закону и народу. Большой опыт руководителя и организатора, широкий кругозор, высокая внутренняя культура, душевная щедрость и внимание к людям, готовность прийти на помощь в любой ситуации снискали Виктору Федоровичу авторитет и уважение коллег и друзей», — говорится в опубликованном вчера некрологе МВД РФ.

Свои соболезнования родным и близким Виктора Ерина выразил и президент РТ Рустам Минниханов. В телеграмме, направленной в адрес супруги экс-министра Любови Ериной, Минниханов отметил, что Ерин стоял во главе министерства внутренних дел России в сложные годы политических и социальных реформ в стране. Он внес достойный вклад в совершенствование деятельности органов правопорядка, службы внешней разведки. «Его уход — это огромная утрата для России, а также и для Республики Татарстан, где он родился и начал свой трудовой путь», — указывается в послании.

ДРУЖИННИК, СТАВШИЙ ОПЕРОМ

Ерин родился в Казани 17 января 1944 года. Окончив 9 классов общеобразовательной школы, в 16-летнем возрасте он начал трудовую деятельность слесарем-инструментальщиком на авиационном заводе им. Горбунова. Помимо основной работы, у молодого парня была и общественная нагрузка — обеспечивать охрану общественного порядка в заводском клубе. Там Ерина приметил местный участковый инспектор, который оформил его внештатным сотрудником милиции, а в 1964 году дал рекомендацию для службы в органах внутренних дел в качестве участкового уполномоченного Ленинского районного отдела милиции. Уже через несколько месяцев Ерин получил звание младшего лейтенанта, а в 1965 году он стал курсантом Елабужской школы милиции, которую окончил через два года с отличием.

В 1969 году молодого перспективного опера отправили на учебу в Москву, в Высшую школу милиции, которую он окончил через четыре года по специальности «оперативно-разыскная деятельность». Надо отметить, что в то время Ерин был единственным в Татарии сотрудником милиции, получивший диплом Высшей школы милиции. Вскоре он получил звание капитана. Через 7 лет Ерин возглавил отдела А, основной задачей которого была работа с агентурной сетью. В этом качестве он принимал участие в расследовании тяжких преступлений, разоблачении особо опасных преступных групп.

КОМАНДИРОВКА В АФГАНИСТАН

В начале 1980 года Ерин был направлен в Ташкент, где прошел курс базовой боевой подготовки, научился стрелять из автомата, гранатомета, получил навыки минирования и ориентирования на местности. После завершения курса Ерин  был включен в состав только что созданного отряда «Кобальт» и отправлен в Афганистан, где должен был помогать местным коллегам и руководству военного контингента в осуществлении оперативно-разыскной деятельности. Оказавшись в зоне боевых действий, Виктор принял командование над отрядом из 50 человек. Командировка в Афганистан продолжалась почти 8 месяцев, после которой Ерин вернулся в Казань и вскоре боевой офицер возглавил уголовный розыск МВД ТАССР.

ИЗ МОСКВЫ В ЕРЕВАН И ОБРАТНО

В 1983 году карьера Ерина вышла на новый уровень – его перевели в Москву, где он стал руководителем 8-го отдела Главного управления БХСС (борьба с хищениями социалистической собственности) МВД СССР. В 1988 году новый вираж — уроженца Казани перевели на должность первого заместителя министра внутренних дел Армянской ССР: Москва пыталась взять под контроль начавшийся межнациональный конфликт в закавказких республиках после погрома в Сумгаите. А в декабре 1988 года в Спитаке произошло разрушительное землетрясение, в результате которого погибли более 25 тыс. человек, а вскоре — конфликт в Карабахе.

Во время произошедшего в августе 1991 года путча ГКЧП Виктор Ерин окончательно встал на сторону Бориса Ельцина Во время произошедшего в августе 1991 года путча ГКЧП Виктор Ерин окончательно встал на сторону Бориса Ельцина Фото: ©Дмитрий Донской, РИА «Новости»

АРЕСТОВЫВАЛ ЧЛЕНОВ ГКЧП

В 1990 году в связи с распадом СССР Ерин потерял свою должность и на несколько месяцев даже оказался безработным. Впрочем, вскоре возвращения в Москву ему предоставили пост заместителя министра внутренних дел РСФСР – начальника службы криминальной милиции. Весной 1991 года Ерин в добровольном порядке вышел из КПСС, разочаровавшись в политическом руководстве страны, которое полным ходом вело страну к катастрофе.

Во время произошедшего в августе 1991 года путча ГКЧП Ерин окончательно встал на сторону Бориса Ельцина и 22 августа вместе с председателем КГБ РСФСР Виктором Иваненко, заместителем генпрокурора России Евгением Лисиным и бывшим вице-премьером российского правительства Григорием Явлинским принимал участие в аресте министра внутренних дел СССР Бориса Пуго. По официальной версии, за незадолго до приезда группы ареста Пуго и его жена застрелились. Также Ерин принимал участие в арестах премьер-министра СССР Валентина Павлова и председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова.

5 сентября 1991 года Ерин был назначен первым заместителем министра внутренних дел СССР, сменив на этом посту Бориса Громова. В конце того же года уроженец Казани стал одним из инициаторов и разработчиков указа президента РСФСР Ельцина об образовании министерства безопасности и внутренних дел (МБВД) от 19 декабря 1991 года, который через неделю после подписания вызвал протест со стороны Верховного Совета РСФСР и был отменен Конституционным судом Российской Федерации в январе 1992 года, поскольку противоречил Конституции РСФСР.

ПОЛУЧИЛ ГЕРОЯ ЗА РАССТРЕЛ БЕЛОГО ДОМА ИЗ ТАНКОВ

Ерин пользовался доверием Ельцина и вскоре после самороспуска СССР стал первым министром внутренних дел новой России. Во время событий 1993 года он вновь оправдал доверие президента РФ. 23 сентября он ввел в Москву внутренние войска и часть дивизии особого назначения им. Дзержинского, а на следующий день отдал распоряжение организовать строгую блокаду Белого дома силами сотрудников милиции.

1 октября 1993 года (за несколько дней до расстрела Белого дома танками) указом Ельцина ему было присвоено воинское звание генерала армии, а 7 октября, после подавления восстания сторонников Верховного Совета, Ерин получил звание Героя Российской Федерации.

Ерин отдал распоряжение организовать строгую блокаду «Белого дома» силами сотрудников милиции Ерин отдал распоряжение организовать строгую блокаду Белого дома силами сотрудников милиции Фото: ©Владимир Федоренко, РИА «Новости»

ВОЙНА В ЧЕЧНЕ

С конца 1994 года Ерин руководил действиями подразделений и органов МВД России на территории Чеченской Республики. Большие потери личного состава  в зоне боевых действий вызвали бурю критики среди общественности. 10 марта 1995 года Госдума выразила недоверие министру, но лишь после провала операции по освобождению заложников в Буденновске, которую возглавил Ерин, 30 июня 1995 года Ельцин своим указом уволил министра и группу других руководителей, правда, с формулировкой «по собственному желанию».

Уже вскоре Ельцин предоставил Ерину новую должность — заместителя главы внешней разведки страны, которую в то время возглавлял Евгений Примаков. В этой должности Ерин и проработал до своей отставки в 2001 году. В 2005 года на общем собрании акционеров был избран в состав совета директоров ОАО «Мотовилихинские заводы».

У Виктор Федорович Ерина остались жена и двое детей. Сын Леонид также выбрал путь офицера и работает в ФСО России.

«НА ЕГО ДОЛЮ ВЫПАЛО ИСПЫТАНИЙ С ЛИХВОЙ, И НА 10 ЧЕЛОВЕК БЫ ХВАТИЛО»

«БИЗНЕС Online» попросил нескольких знавших Ерина по работе в Татарстане рассказать о том, каким человеком он был.  

Георгий Балясников  полковник милиции в отставке, советник главы МВД по РТ:

— Я в 1974 году поступил на работу в Советский отдел милиции. В то время Виктор Федорович работал начальником отдела А, курировал оперативную работу. Когда в 1980 году меня назначили начальником уголовного розыска Советского отдела милиции, Ерин был начальником управления уголовного розыска МВД ТАССР. Он меня очень поддерживал, помогал. Я, естественно, много чего у него перенимал по оперативной работе. Ребята, которые с Ериным работали в управлении уголовного розыска, рассказывали, что он учил их, как правильно составлять документы, как правильно выражать свои мысли. Он кулаком по столу никогда не стучал, не орал, но он умел так сказать, что люди его понимали. Ерин умел сложные вещи объяснять простыми словами, умел общаться с любой категорией людей — будь то генерал, простой опер или преступник.

Виктор Федорович — человек очень глубокого ума, он шел по карьерной лестнице благодаря своим талантам. На его долю выпало испытаний с лихвой, и на 10 человек бы хватило. Например, он был министром МВД Армении, как раз когда было землетрясение в Спитаке и начались события в Нагорном Карабахе. Но, надо сказать, и школа у него была соответствующая: начальник уголовного розыска МВД ТАССР Дмитрий Нестеренко и легенда сыска, заместитель министра внутренних дел ТАССР по оперативной работе Казимир Новиков.

Уже когда Ерин вышел на пенсию, он часто приезжал в Казань, общался с нами. Он никогда не кичился своим высоким званием, ни звездой Героя Российской Федерации. Конечно, жаль, что такие люди уходят от нас.

Шамиль Агеев  председатель правления ТПП РТ:

— Мы были хорошо знакомы с Ериным. Он был учеником легендарного Казимира Новикова, который возглавлял уголовный розыск. А уголовный розыск активно взаимодействовал с боевой комсомольской дружиной КАИ (в начале 70-х годов Агеев возглавлял комсомольскую организацию КАИ и стоял у истоков создания БКД прим. ред.). И потом Виктор Федорович прошел большую школу в Афганистане, вместе с Фикрятом Табеевым, который там работал послом СССР. В последние годы Ерин работал в ведомстве Евгения Максимовича Примакова (служба внешней разведки). Виктор Федорович часто приезжал в Татарстан, он очень тепло относился к республике, переживал за нее, радовался ее успехам.

Ерин был достаточно жестким человеком, и ему очень непросто приходилось взаимодействовать с Ельциным. А вообще он был, как настоящий сыщик, многоликим. При этом он был самоотверженным и преданным уголовному розыску человеком. Он очень сильно переживал, что ему пришлось участвовать в аресте министра МВД СССР Бориса Пуго после провала августовского путча 1991 года. Фактически на его глазах Пуго застрелился. Все-таки Ерин был за Советский Союз.

Последний раз мы с Виктором Федоровичем общались сразу после Нового года. Я приглашал его на мероприятия, связанные с 90-летием Табеева. Он извинился и сказал, что по состоянию здоровье не может приехать, но просил передать его супруге и детям, что он очень уважал Фикрята Ахмеджановича.

Александр Аввакумов  полковник милиции в отставке, бывший зам начальника управления угрозыска МВД по РТ:

— Когда я в 1980 году пришел работать в уголовный розыск рядовым сотрудником, Ерин возглавлял управление уголовного розыска МВД ТАССР, так что близко я его не знал. А через полгода он в первом наборе уехал в Афганистан и в Татарстан уже не возвращался. Но могу сказать, что Виктор Федорович был человеком на своем месте — очень грамотный, уважаемый специалист, профессионал в своем деле.

Рафил Нугуманов  генерал-майор полиции, бывший заместитель министра внутренних дел по РТ — начальник милиции общественной безопасности, заместитель председателя комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку:

— Я работал простым оперативником отдела милиции Московского района. Тогда это красиво называлось «инспектор уголовного розыска». Виктор Федорович взял меня в центральный аппарат. Он тогда был в звании капитана милиции. Ерин на то время был единственным в нашей республике человеком, который окончил Высшую школу МВД СССР. Практически это была академия. Он был очень грамотным оперативником. Я не помню, чтобы он орал на кого-то. В то же время Виктор Федорович был очень жестким, учил своих подчиненных на собственном опыте. Он вырос до начальника управления уголовного розыска МВД ТАССР. На его счету десятки раскрытых преступлений, причем тяжелейших преступлений — управление уголовного розыска мелочевкой не занималось. Затем он ушел на повышение в Москву, работал в первом отделе главного управления БХСС МВД СССР, потом работал первым заместителем министра внутренних дел Армянской ССР, руководил криминальной милицией. Потом настали тяжелые времена, Виктор Федорович даже какое-то время оказался безработным. Затем он был назначен Ельциным министром внутренних дел РФ. Свои мощные качества Ерин проявил во время Чеченской войны, к которой мы не были готовы. Он пользовался огромным уважением у профессионалов. Вот сейчас зарплаты в полиции уже 10 лет остаются на одном уровне. А в те тяжелейшие времена Виктор Федорович 7–8 раз поднимал зарплаты. Он был вхож к Борису Ельцину и доказывал, что если милиционеру не платить нормальную зарплату, то он будет зарабатывать на стороне, что потом и случилось кое с кем, к сожалению. Ерин очень любил свою малую родину, любил приезжать в Татарстан, отдыхать на Каме. У него родители здесь похоронены. Мы рано потеряли хорошего друга, нашего земляка.

С его подачи, когда был разгул бандитизма, мы в Верховном совете РТ, с подачи Минтимира Шариповича (Шаймиева, первого президента РТприм. ред.) мы начали на месяц задерживать членов организованных преступных группировок (ОПГ) — не арестовывать, а задерживать. Приехал Ерин, посмотрел, оценил эффект и потом привез в Набережные Челны Ельцина. Показал — смотрите, как это работает! И потом аналогичную практику ввели по всей России. Правда, через год ее отменили — оппозиция была мощная, она считала, что это неправильно. Хотя мы же задерживали не оппозиционеров, а реальных преступников, не давали им разгуляться. Хороший был человек. Пусть земля ему будет пухом!