... Сегодня Telegram-канал Mash распространил сообщения о том, что пилот авиакомпании «Аэрофлот» был снят с рейса Казань — Москва из-за обнаруженных в крови 0,13 промилле алкоголя
Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

«НЕ ДАЮ КОММЕНТЫ БЕЗ СОГЛАСИЯ «АЭРОФЛОТА»! Я РАБОТНИК!»

Эпическое по накалу страстей противостояние развернулось сегодня между Telegram-каналом Mash и «Аэрофлотом». Медиаресурс выступил с заявлением о том, что пилот авиакомпании попытался совершить рейс Казань — Москва, будучи в состоянии алкогольного опьянения. Спустя три дня эта история оказалась в рассылке Mash. По данным медиаресурса, 17 марта в 7:00 самолету Airbus 320 с 80 пассажирами (включая двоих детей) на борту надлежало выполнить рейс №1279 с посадкой в Шереметьево. Однако во время прохождения медкомиссии выяснилось, что 42-летний командир воздушного судна Вадим Кашин лететь не может. По данным Mash, пилот был «окончательно и бесповоротно пьян», и фельдшер медпункта «не допустила его до полета», а пассажиров «выгрузили». Самолет взлетел в 13:02, причем на борту были только 24 пассажира, остальные полетели в Москву другими рейсами.

Позднее Telegram-канал опубликовал целых 9 сообщений об этом происшествии. В частности, было сказано, что пилот пытался уговорить медиков дать ему взлететь, убеждая фельдшеров, что «нормально долетит», а о случившемся никому рассказывать не стоит. Причем в процессе осмотра Кашин якобы выхватил и разорвал акт медосвидетельствования, поэтому фельдшеру пришлось готовить новый документ. Косвенно это подтверждается тем самым актом медосвидетельствования от 17 марта в 6:10 утра, который выложил Mash. В документе осматривающий пилота фельдшер подчеркнула, что Кашин был «возбужден», но при этом у него была «связная речь», зато присутствовало дрожание век и пальцев рук, а изо рта шел запах алкоголя. При этом алкотестер показал, что в его крови 0,13 промилле. В документе от руки предположительно самим Кашиным добавлена приписка, что в последний раз он якобы выпил бокал красного вина за ужином 15 марта в объеме 150 граммов. От руки фельдшер добавила, что повторное освидетельствование в 7:10 показало наличие в организме у пилота 0,06 промилле, но и этот акт Кашин порвал, заявив, что с ним не согласен.

«Аэрофлот» предоставил копию справки, в которой указано, что состояние алкогольного опьянения у пилота не выявлено

«Аэрофлот» категорически опровергает  информацию, распространяемую Mash. Пилот прошел медицинскую экспертизу в ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер министерства здравоохранения Республики Татарстан», которое не выявило признаков алкогольного опьянения», — сообщили в авиакомпании «БИЗНЕС Online». «Аэрофлот» предоставил копию справки, полученной в республиканском наркодиспансере 17 марта в 11:54. Медицинское освидетельствование, которое проводилось с 10:38, не выявило состояния алкогольного опьянения у пилота. В справке указано, что освидетельствование проходило без отбора биосред.

Однако это не объясняет того, почему пилот не был допущен в рейс. Кроме того, по данным Mash, 16 марта Кашин выполнял рейс Москва — Казань. «То есть либо командир был пьяным, когда летел из столицы, либо когда собирался лететь туда», — делает вывод медиаресурс. В пресс-службе «Аэрофлота» «БИЗНЕС Online» не смогли развернуто прокомментировать сложившуюся ситуацию, но сообщили, что запрос нашего издания «взят в работу».

Алексей Старостин: «Откуда я могу знать, был ли пьяным пилот. Все комментарии к «Аэрофлоту». Это их пилот, их самолеты» Фото: «БИЗНЕС Online»

Гендиректор казанского аэропорта Алексей Старостин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отказался комментировать ситуацию с пьяным пилотом. «Откуда я могу знать, был ли пьяным пилот. Все комментарии к „Аэрофлоту“. Это их пилот, их самолеты», — сказал Старостин. 

Сам пилот Кашин в соцсети «Фейсбуке» отказался отвечать на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online». «Не даю коменты без согласия Аэрофлота! Я работник! И все вопросы к пресслужбе», — ответил он на запрос нашего издания (орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.).

«ОН ВЫПИЛ, СКОРЕЕ ВСЕГО, УЖЕ НОЧЬЮ, И НЕ БОКАЛ ВИНА, А МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ И ВОДКИ»

Источник «БИЗНЕС Online» в авиационной отрасли на анонимных условиях рассказал детали медицинского осмотра, который проходит каждый пилот перед отлетом не ранее чем за 1,5–2 часа до вылета. Проверка во всех аэропортах России проводится одинаково. Медосмотр длится не больше 10 минут. В это время врач интересуется здоровьем пилота. «Спрашивает: есть ли жалобы, когда в последний раз летали? Потому что перерыв между полетами должен быть не менее чем 10–12 часов. Потом врач проверяет давление и пульс», — рассказывает летчик. На этом медосмотр заканчивается, и если нет никаких отклонений, то врач записывает эту информацию в журнале. «Если все-таки у врача появляются какие-то подозрения, то он составляет специальный акт и отправляет пилота на сдачу анализов», — замечает наш эксперт.

В случае если у пилота все-таки обнаружили алкоголь в крови, то эту информацию вносят в специальный список Росавиации. «Каждый пилот знает, что от его состояния зависит безопасность, и даже среди моих знакомых коллег нет людей, которые пьют перед полетом. А в этом списке Росавиации всего 7–8 пилотов, при том что всего нас в стране около 10 тысяч. Так что я думаю, случай с „Аэрофлотом“ — это скорее исключение из правил», — говорит наш эксперт. Тем более что за подобные ЧП пилот в первую очередь несет ответственность, ведь сорванный рейс — это задержка по времени и лишние финансовые затраты авиакомпании. «В таком случае пилота либо увольняют, либо взыскивают большой штраф и, как я уже говорил, уведомляют об этом все вышестоящие органы. В „Аэрофлоте“, насколько я знаю, жестко следят за тем, чтобы пилоты не употребляли алкоголь, и даже есть правило не употреблять алкоголь за 12 часов до вылета», — утверждает эксперт.

Помимо ежедневной консультации с врачом, перед полетом пилоты раз в год проходят полноценный медицинский осмотр, где сдают анализы на наркотики. В предполетный осмотр такие анализы не включены.

Замглавного врача Республиканского наркологического диспансера МЗ РТ Ильдар Тазетдинов рассказал корреспонденту нашего издания, что 0,5 промилле — это стадия «легкого опьянения». «Конечно, здесь все индивидуально, зависит от возраста, от веса, от того, покушал человек или выпил на голодный желудок, — пояснил Тазетдинов. — После бокала красного вина „вчера“ такой степени опьянения, конечно, быть не может. К утру человек должен быть уже кристально трезвым. Скажу так: взрослый человек с нормально работающей печенью 100 граммов водки перерабатывает за час, и он может быть трезв. Поэтому он выпил, скорее всего, уже ночью, и не бокал вина, а может быть, даже и водки».

В практике врача был такой случай: работники ГАИ задержали человека, который выпил водки и сразу сел за руль, правда, плотно покушав. Анализы показали, что клинически он совершенно трезв. Но если взять анализ попозже, то он будет пьяным, так как алкоголь всосется в кровь.

«Поэтому хорошо, что медики сняли пилота с рейса. Если предположить, что он выпил перед полетом, то это сейчас прибор может показать 0,2 промилле, а через час будет больше. Ни водитель, ни тем более пилот в пьяном состоянии вообще не должен садиться за руль — за ним же люди. Опьянение влияет на координацию движения, человек становится другим, не так воспринимает ситуацию, по-другому интерпретирует многие вещи. Коллеги, которые не допустили его к полету, поступили очень правильно», — заключил собеседник издания.

«ЕСЛИ В КРОВИ ПИЛОТА ОБНАРУЖАТ АЛКОГОЛЬ, ТО ОН, МОЖНО СКАЗАТЬ, САМ СЕБЕ ВЫПИСЫВАЕТ ВОЛЧИЙ БИЛЕТ»

Эксперты в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметили, что для пилотов нет никаких минимальных доз алкоголя в крови.

Евгений Ковбасенко — руководитель авиационного клуба «Скатт»:

— Перед полетом пилот проходит медицинское освидетельствование: врач смотрит внешнее состояние, оценивает адекватность человека, спрашивает, есть ли жалобы, проверяет кровяное давление. Я не припомню такого случая, чтобы за штурвалом самолета летчик оказался пьяным, такое исключено. Непонятно, зачем он вообще пошел на этот медосмотр, зачем рисковать? 0,2 промилле — это серьезное нарушение.

Магомед Закаржаев — гендиректор Казанского авиапредприятия:

— Нет никаких минимальных доз алкоголя в крови, при которых летчику разрешено лететь. Конечно, в небольших количествах наш организм сам вырабатывает алкоголь, но 0,2 промилле там не должно быть, это человек с похмелья. Вряд ли с одного бокала вина на следующий день какие-то остаточные явления будут. Такой практики, чтобы летчики летали пьяными, нет. Это ЧП, в советское время сразу увольняли с изъятием свидетельства пилота, человек сразу терял работу и оказывался с волчьим билетом.

Почему «Аэрофлот» защищает своего сотрудника? Это такая дискредитация, пятно на самую компанию ложится, тем более что это «Аэрофлот» — одна из лучших авиакомпаний Европы, это признанный факт. Но «Аэрофлот» — это большая компания, за каждым уследить крайне сложно. Не думаю, что на уровне гендиректора этого пилота кто-то станет защищать, если такое случилось. Но в любом случае это повод для разбирательства и как минимум для служебного расследования.

Конечно, 0,2 промилле — это не так много, раз уж совсем недавно с 0,3 промилле разрешали за рулем ездить! В давние времена бывало и такое, что ловили — летчик на ногах не стоял. Но это было раньше, когда работали в отрыве от баз, на оперативных точках — в колхозах, на авиахимработах. Вылетали и ночью и днем, пьяные-полупьяные, хулиганили, и это кончалось катастрофами. Здесь же перед каждым вылетом пилоты проходят медицинский контроль, поэтому странно, на что можно было надеяться.

Медики аэропорта головой отвечают за свою работу, конечно, они въедливые и не пойдут ни на какой подлог, я практически уверен в этом. Подход строгий, если у врача есть сомнения — как минимум пилота до полета не допустят, а так — должны составить протокол и доложить начальству. Кстати, в других странах летчики не проходят медицинский контроль, все на доверии, они дорожат своей репутацией.

Вы говорите, что есть второй пилот, но это ведь не запасной пилот, у него есть свои четкие обязанности, которые он выполняет. «В запасе» никого нет. Это в футболе бывают запасные, а здесь нет замены. Аварии на пассажирских самолетах по причине пьяного пилота, конечно, бывали. Могу вспомнить пермскую катастрофу (14 сентября 2008 года 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» совершал регулярный пассажирский по маршруту Москва — Пермь прим. ред.) , когда комиссия пришла к выводу, что неадекватно себя вел командир. Почему он вел себя неадекватно, непонятно — пьяный он был или что-то там принял. Но эту катастрофу можно было предотвратить, если бы сразу это было выявлено.

Роман Гусаров — главный редактор «Авиарунет»:

— Я не вижу причин для паники. Наоборот, я скажу, что у нас система контроля работает. Есть предполетный осмотр, и все быстро выявили. Скорее всего, пилот был не пьян, а у него в крови обнаружили остаточный алкоголь, который как раз был выявлен в результате анализов при предполетном осмотре. На самом деле такие случае бывают, и я бы не сказал, что они бывают редко. В год, наверное, выявляется с десяток аналогичных случаев в разных компаниях по всему миру. Чаще всего это происходит по остаточному принципу, ведь алкоголь выходит из организма в течение суток. Главное, чтобы такой пилот не оказался на борту.

Вообще, предполетный осмотр экипажа воздушного судна проводят сотрудники аэропорта, и ему всегда уделяют большое внимание.

Азат Хаким — председатель совета директоров «Тулпар Аэро групп»:

— К сожалению, такие случаи с обнаружением алкоголя в крови пилота бывают, но не так часто. Слабости у человека никто не отменял. И за границей буквально в начале года такое было: пилота воздушного судна в Лондоне сняли с рейса. В Татарстане за последнее время таких случаев я не припомню.

Алкоголя в крови пилота категорически не может быть. В последнее время и вовсе ужесточили проверку экипажа воздушного судна перед полетом, и если, например, задержка рейса произошла более чем на три часа, то приходится заново проходить медосмотр.

Вообще, если в крови пилота обнаружат алкоголь, то он, можно сказать, сам себе выписывает волчий билет и уже не сможет найти работу в России и даже за границей. Вся эта история с алкоголем плохо скажется на его репутации.