1. ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ (1742–1775)

предводитель Крестьянской войны 1773–1774 годов в России

Портрет Емельяна Пугачева, автор неизвестен / Public domain / wikipedia.org

«В первый раз он оказывается в Казани как арестант. В 1773 году содержится в казематах у Гостиного двора, его допрашивает губернатор в Казанском кремле», – пишет о Емельяне Пугачеве Искандер Гилязов, доктор исторических наук. «В январе 1773 года его бросили в „Черную тюрьму“ (подвал под губернской канцелярией в Казанском кремле) за попытку поднять восстание на Черниговщине и бежать с казаками в Турцию. В тюрьме бунтовщик был набожным и послушным. За хорошее поведение Емельяну Пугачеву даже разрешили ходить по городу – под конвоем, разумеется, и собирать пожертвования для заключенных. Это позволило ему хорошо изучить город, что в дальнейшем ему помогло при взятии Казани. 6 мая состоялся суд, на котором Пугачева приговорили к наказанию плетьми и пожизненной ссылке. Не смирившись с этим решением, тот 29 мая бежал. Первое время Пугачев прятался в Суконной и Кирпичной слободах, а после отправился в раскольничий скит на левом притоке Волги – реке Иргиз. Через два месяца он поднимет на восстание Яицкое казачье войско, возьмет многие крепости и станицы, Оренбург, Казань». Именно сбежав из Казани в мае 1773 года на реку Яик (современный Урал), он объявляет себя императором Петром Федоровичем. Он рассказывает сказку о чудесном спасении от рук убийц, подосланных неверной женой. В 1774 году восставшие терпят поражение в столкновении с правительственными войсками. За 100 тыс. рублей Пугачева предают соратники, и в степях Заволжья, рядом с рекой Большой Узень, предводителя восстания арестовывают.Пугачева помещают в клетку, в которой невозможно разогнуться во весь рост, и в таком виде, под личным конвоем Александра Суворова, доставляют в столицу. Смертный приговор согласовывают лично с императрицей Екатериной II. К четвертованию приговариваются, помимо Пугачева, его соратники Перфильев, Шигаев, Подуров, Торнов. 10 (21) января 1775 года приговор принародно приводят в исполнение на Болотной площади Москвы.


2. ВЛАДИМИР УЛЬЯНОВ-ЛЕНИН (1870–1924)

лидер Октябрьской революции, первый руководитель советского государства

Владимир Ульянов, 1887 г.Автор неизвестен / Public domain / wikipedia.org

Строго говоря, студент Казанского императорского университета Владимир Ульянов, будущий вождь мирового пролетариата, ни в тюрьме, ни в лагерях в наших краях не сидел. Но его исключение из вуза за участие в антиправительственной студенческой сходке 4 декабря 1887 года, последовавший затем отъезд в имение Александра Бланка, деда по материнской линии, в деревню Кокушкино (неофициальное татарское название – Апакай) в 10 км к северу от современного районного центра РТ Пестрецы, традиционно преподносился в годы советской власти как его первая политическая ссылка.

Теперь эту историю разные ученые излагают по-разному. Одни считают, что в студенческом выступлении было 350 участников, «в защиту попранных прав наших университетов» исключили 99 человек. Другие полагают, что в сходке участвовали 39 человек. Не было никаких арестов – лишь задержание для выяснения, без протокола. Было быстро установлено, что Ульянов в числе главных крикунов не числился, хотя и был младшим братом террориста Александра Ульянова, казненного за покушение на царя. На трибуну рвались 12 человек, остальные 27 стояли в сторонке. Утром 5 декабря 1887 года все студенты разошлись из участка по домам. И написали заявление «об изъятии из числа студентов» университетскому начальству, поскольку при поступлении дали обязательство «не состоять... не принимать». Полицмейстер рекомендовал 12 активным студентам – участникам сходки – покинуть город. Остальных спрашивал, что они намерены делать. Ульянов ответил, что поедет в родовое имение в Кокушкино. Это был его выбор, а не ссылка по распоряжению властей.


3. ГАЯЗ ИСХАКИ (1878–1954)

известный татарский писатель, политический и общественный деятель

.
Фото: commons.wikimedia.org

«Окончательно поселившись в Казани, я отдался душой и телом освободительному движению», – пишет он в автобиографии. В Чистопольскую тюрьму Гаяз Исхаки попал в 1906 году за «клевету». По одной из версий, это была чисто политическая акция: назревали выборы во вторую Госдуму, а у Исхаки были шансы пройти в нее. Выборы состоялись, писателя выпустили. Но через год он снова попал в казанскую тюрьму, где в заключении провел около полугода. Как позже вспоминал писатель, этот период только «пошел ему на пользу»: он написал рассказ «Алдым-бирдым» («Брачный договор»), начал повесть «Солдат».

Из Казани Исхаки был этапирован в Архангельскую губернию. В 1913 году в честь 300-летия дома Романовых в России объявили амнистию, под которую попал и писатель. В Казани он жить больше не смог. Сначала Исхаки издавал книги и газеты на татарском языке в Москве, потом в Санкт-Петербурге, а затем и вовсе переехал в Турцию, где жил вплоть до смерти в 1954 году.


4. КОНСТАНТИН ПЯТС (1874–1956)

первый президент Эстонии

.
Фото: estonica.org / commons.wikimedia.org

12 марта 1934 года Константин Пятс при поддержке главнокомандующего армией Йохана Лайдонера организовал в Эстонии переворот и объявил республику независимой. «Через четыре года Пятса избрали первым в истории страны президентом», – читаем на сайте «Русская семерка». В 1939 году новоиспеченная республика по договору с СССР разместила на своей земле советские военные базы, а уже в 1940 году в Таллин нагрянули войска Советского Союза, после начался процесс включения Эстонии в состав СССР. В связи с этим Пятса арестовали и отправили в Башкирию. Следом за президентом в ссылку последовали и члены его семьи: двое сыновей, невестка и внуки.

Поначалу бывшего президента определили на принудительное лечение якобы от душевной болезни в психиатрическую клинику тюремного типа, находящуюся в Казани. Там Пятс провел долгих 10 лет. Причем никакого обвинения в течение всего этого времени ему так и не предъявили. Приговор был оглашен только в 1952 году: четверть века заключения и конфискация имущества. В том же году в Бутырке скончался сын Пятса Виктор, а за 8 лет до этого в детдоме умер от голода и один из внуков президента. Много лет о судьбе самого Константина Пятса практически не было ничего известно. Только в 1990-х годах выяснилось, что он ушел в мир иной еще в 1956 году. Случилось это в психиатрической лечебнице в селе Бурашево Тверской области. Там же пациента Пятса и похоронили. Спустя почти 35 лет останки первого президента Эстонии перевезли на его родину.


5. СЕРГЕЙ КОРОЛЕВ (1906–1966)

основоположник советской космонавтики

///Фото: Автор: USSR - Soviet archives, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=29091778
Фото из архива НКВД

Сергей Королев был арестован по обвинению в троцкизме и вредительстве 27 сентября 1938 года, когда работал в Московском реактивном научно-исследовательском институте. На самом деле 31-летний ученый позволил себе заступиться за коллегу – Валентина Глушко, который ранее был арестован по 58-й статье. Тот же Глушко в дальнейшем сыграл в судьбе Королева значительную роль: по его просьбе Королева 19 ноября 1942 года переводят в Казань, в конструкторское бюро тюремного типа (на территории современного Казанского моторостроительного производственного объединения). Вместе с Глушко они успешно работают над созданием лучших бомбардировщиков Великой Отечественной Пе-2 и Ту-2, одновременно Сергей Павлович разрабатывает проекты управляемой аэроторпеды и нового ракетного перехватчика. «Работа в Казани окончательно убедила Королева заняться ракетами, – считает известный казанский историк Булат Султанбеков. – Сохранились записи, чертежи, расчеты, сделанные им в Казани...» 9 августа 1944 года Королев был освобожден.


6. ВАЛЕНТИН ГЛУШКО (1908–1989)

основоположник отечественного ракетного двигателестроения

///Фото из архива НКВД
Фото из архива НКВД

Валентин Глушко был арестован по 58-й статье в марте 1938 года. Позднее в своей книге «Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР» он писал: «По моему ходатайству Королев был направлен на работу в наше ОКБ. Он горячо взялся за руководство разработкой установки двигателей на боевых самолетах и проявил в этой работе блеск своего таланта. Еще в РНИИ нас связала преданность любимому делу и взаимная заинтересованность в сотрудничестве, так как под его руководством разрабатывались летательные аппараты, а под моим – двигатели для них».

По воспоминаниям современников, для снятия усталости Королев, Глушко и еще один их коллега, Доминик Севрук, в дальнейшем известный деятель ракетно-космической техники, профессор, заведующий кафедрой МАИ, иногда занимались борьбой. Задача состояла в том, чтобы затолкать «противника» под кровать. Королев физически превосходил своих товарищей, но и ему приходилось бывать под кроватью, когда Севрук и Глушко объединялись. После таких поединков каждый занимался своим делом – обычно читал. Книги брали в библиотеке или доставали через вольнонаемных. Тем хоть и не разрешалось приносить книги, брать хлеб и покупать кофе, но они это делали, видя самоотверженный труд заключенных специалистов и не веря выдумкам о врагах народа...


7. ВАЛЕРИЯ НОВОДВОРСКАЯ (1950–2014)

российский политический деятель, диссидент, журналист

Валерия Новодворская находилась в казанской психиатрической больнице специального (тюремного) типа с июня 1970 по февраль 1972 года с диагнозом «вялотекущая шизофрения, параноидальное развитие личности». В молодости она достаточно рано узнала неприятные факты про страну, в которой жила. Рассказы о существующем ГУЛАГе и процессе против писателей Юлия Даниэля и Андрея Синявского 1965–1966 годов, а также после ввода войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году Валерия стала резко негативно относиться к существующему строю и советской власти.

Она открыто занималась антисоветской пропагандой: распространяла листовки в общественных местах, устраивала митинги. В результате в возрасте 20 лет студентку Московского института иностранных языков имени Мориса Тореза с диагнозом «шизофрения» направили на принудительное лечение в Казань. Позже воспоминания об этом периоде жизни и о пытках пациентов она напишет в разоблачительной книге «Над пропастью во лжи»: «Несколько месяцев – и потеря рассудка гарантирована. Оказавшись дома, я должна была умереть: пища не усваивалась совершенно, не было желудочной флоры. Но достали югославские ферменты, и я выжила».

Новодворская вышла на свободу в феврале 1972 года и сразу занялась тиражированием и распространением самиздата, работала педагогом в детском санатории, воспитательницей детского сада, библиотекарем,переводчиком медицинской литературы. В 1977 году окончила вечерний факультет иностранных языков Московского областного педагогического института имени Крупской. С 1977 по 1978 год предпринимала попытки создать подпольную политическую партию для борьбы с КПСС. Подвергалась систематическому преследованию властей: неоднократно судима за диссидентскую деятельность. В мае 1988 года стала одной из участниц создания первой оппозиционной партии в СССР «Демократический союз».

Деятельность Новодворской – политического активиста, журналиста, публициста (ее библиография состоит из 5 книг), политика, полиглота(владела английским, древнегреческим, итальянским, латинским, немецким и французским языками), диссидента и даже блогера – была полномасштабной и заметной на всех уровнях жизни в Советском Союзе и Российской Федерации.


8. ЮРИЙ ШУХЕВИЧ (1933–2017)

советский диссидент, народный депутат Украины, сын гауптмана Романа Шухевича, начальника контрразведки при Степане Бандере

///Фото: By Russianname at Russian Wikipedia, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10057844
Фото: Russianname, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

В чистопольской тюрьме некоторое время сидел Юрий Шухевич. Этот заключенный называл своего отца культурным, образованным, интеллигентным человеком. Газета «Республика Татарстан» приводит папенькину цитату: «Не нужно бояться, что люди проклянут нас за жестокость... Пусть из 40 миллионов украинцев останется половина – не беда». Лишь бы Кубань, Белгородщина и южный Дон «вернулись» в состав Украины. Диссидент? «Ярый националист и настоящий предатель, – вспоминает бывший начальник оперативного отдела тюрьмы, ныне председатель совета ветеранов СИЗО-5 Николай Денисов. – Он такой же „диссидент“, каким был сидевший в соседней камере в этом же крыле корпуса дядя Федя – весь полосатый от наколок, 9 судимостей, множество побегов, на воле – ни кола ни двора. Чтобы не оказаться в 70 лет на воле, написал листовки „Генеральный секретарь Брежнев – бандит“, раскидал эти листовки по всей зоне. Его осудили за политические преступления. И он, довольный и сытый, говорит: „Какая красота – меня здесь кормят, водят в баню, уколы делают, никто не ругает и не бьет“. А все они были „политическими“. Настоящих диссидентов, может, было человек 10 из 30, остальные – хулиганье...»


9. ВИКТОР ИЛЬИН (РОДИЛСЯ В 1947 ГОДУ)

младший лейтенант Советской армии, совершивший покушение на Леонида Брежнева

Около 20 лет в стенах казанской психиатрической больницы провел младший лейтенант Советской армии Виктор Ильин, который 22 января 1969 года стрелял в 

автомобильный кортеж у ворот московского Кремля с целью убить генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и тем самым изменить государственный строй в СССР. Но Ильин попал в машину, в которой ехали космонавты Алексей Леонов, Андриян Николаев, Валентина Терешкова и Георгий Береговой. Космонавты остались живы, водитель погиб.

Ильину были предъявлены обвинения по пяти статьям Уголовного кодекса РСФСР: «организация и распространение клеветнических измышлений, порочащих советский строй»; «Попытка теракта»; «Убийство»; «Хищение оружия»; «Дезертирство с места службы». Официально было объявлено, что «провокатор» покушался на космонавтов. Он сразу же произвел на следователей впечатление человека, страдающего психическим заболеванием. Его лично допрашивал председатель КГБ СССР Юрий Андропов. Ильин был признан невменяемым и в мае 1970 года помещен в Казанскую специализированную психиатрическую больницу, где содержался в полной изоляции в одиночной палате площадью 4,2 кв. метра.

В 1990 году был освобожден, получил однокомнатную квартиру в Ленинграде, ныне – Санкт-Петербурге, где проживает и получает пенсию по инвалидности. Более того, ему выплатили армейское денежное довольствие за 20 лет в качестве оплаты больничного листа.


10. НАТАН ЩАРАНСКИЙ (РОДИЛСЯ В 1948 ГОДУ)

советский диссидент, депутат кнессета, заместитель премьер-министра Израиля в 2001–2003 годах

.
Фото: Kika Sso, CC BY 2.0, commons.wikimedia.org

Один из самых известных сидельцев Чистопольского тюремного замка – человек, побывавший как в списках «изменников Родины», так и в рейтингах самых влиятельных людей мира.

Диссидент Натан (при рождении – Анатолий Борисович) Щаранский, ученый-математик, один из основателей Московской Хельсинской группы, был осужден в 1978 году на 13 лет тюрьмы за измену Родине в форме шпионажа и «оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР». А именно за то, что передал агенту американской разведки Роберту Тоту, работавшему в Москве под видом журналиста, перечень из фамилий 1300 советских граждан, осведомленных о государственных тайнах. Кроме того, будущий заключенный активно боролся за права евреев в Советском Союзе и якобы сообщал на Запад сведения о нарушениях прав человека в СССР. Во время судебного процесса он отказался от услуг адвоката и защищал себя сам.

Рассказывает ветеран УФСИН Николай Денисов в газете «Республика Татарстан»: «Это был высококультурный человек, со всеми разговаривал только на вы, конфликтов никогда с нашей администрацией не создавал, и к нему претензий не было. А к другим были. Щаранский человек был спокойный, рассудительный и адекватный. Эта категория осужденных имела право не работать, но, чтобы как-то занять себя, да и заработать на продукты в ларьке, Щаранский поначалу, как и все, вязал авоськи и сетки, а потом попросил более интеллектуальное занятие – собирал комплектующие для часового завода. Выполнял норму – 1800 штук в день. За это к зарплате в 3 рубля в месяц полагался „поощрительный“ 1 рубль».

«Щаранский выписывал несколько газет на иностранных языках, – вспоминает бывший заместитель начальника по оперативно-режимной работе чистопольской тюрьмы Александр Буренков. – Устраивал продолжительные голодовки. Он часто говорил о том, что скоро в стране наступит демократия. Но, наверное, не о такой демократии он мечтал».

Освобождение Щаранского произошло в лучших традициях шпионских фильмов: в 1986 году на знаменитом Глиникском мосту в Германии его обменяли на целую группу советских, польских и чехословацких разведчиков, арестованных в странах Западной Европы. После освобождения Щаранский занялся политикой в Израиле, возглавлял несколько министерств, в том числе и МИД, и написал книгу о скитаниях по тюрьмам «Не убоюсь зла». На новой родине его признают национальным героем.