Сергей Иванов Сергей Иванов Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЛЮДИ ХОТЯТ БЫТЬ НЕ ТУРИСТАМИ, А ПУТЕШЕСТВЕННИКАМИ»

Сегодня в казанском ресторане «Мархаба» госкомитет РТ по туризму вместе с рядом игроков туристического рынка презентовал журналистам новый маршрут по территории республики «Татарстан: 1001 удовольствие», призванный достойно поддержать созданный два года назад бренд Visit Tatarstan. «Суть продукта в том, что мы продвигаем не какие-то отдельные места и объекты, мы  предлагаем впечатления и эмоции, которые люди могут получать от поездки в Татарстан, — рассказал на презентации глава госкомитета Сергей Иванов. — На поверхности лежал  вопрос создания турмаршрута, который бы лежал в концепции нашего бренда». По его словам, на сегодняшний день устоявшиеся туристические продукты по Казани существуют и активно продаются как нашими, так федеральными и международными операторами. Но они не дают туристу полноценных эмоций. «Это в основном классические культурно-познавательные маршруты. Туриста забрали из отеля, повезли на один объект, второй, третий...  Акцент делается на конкретных символах. А люди  хотят быть не туристами, а путешественниками.  Они хотят получать новый опыт, индивидуализацию, больше изучать местный опыт, местный уклад жизни, жить как местные хотя бы несколько дней.  И мы разработали маршрут, чтобы каждый день человек получал определенную эмоцию, чтобы он запоминал».

Четырехдневный тур по Татарстану — два дня в Казани, по одному в Свияжске и Болгаре — был разработан центром развития туризма РТ совместно с пятью туроператорами: туристско-информационном центром Казани, «Бюро путешествий Казань», компаниями «Трэвэл&Вок», «Спутник-Гермес-Казань» и «Персона грата». Они же и будут продавать маршрут как аккредитованные. Туристов обещают удивить новыми стандартами гостеприимства. Это групповой тур составом не более 10 человек, их будут сопровождать внимательные атташе, которые смогут ответить на любые возникающие вопросы — вплоть до того, на какой точке у объекта лучше всего делать селфи. Организаторы заявляют, что каждый путешественник почувствует заботу и индивидуальное отношение, словно в персональном туре.

Три ночи и четыре дня обойдутся туристу от 26 тыс. рублей с размещением в номере на двоих в трехзвездочном отеле до 40 тыс. за сингл в пятизвездочном. Иванов соглашается с тем, что  цена чуть повыше, чем стандартные групповые туры по Татарстану, однако утверждает, что его задача не конкурировать со стандартным турпродуктом, а предложить услуги тем людям,  кто ценит свое время и комфорт. По данным центра развития туризма, мужчины-туристы, приезжая в Казань на несколько дней, обычно тратят около 26 тыс., женщины — 23 тыс. рублей. И если проанализировать аналогичные продукты по России, то в среднем цена за тур выходит конкурентная.


Иванов привел недавний пример, связанный с визитом турецкой делегации в республику. У одного из членов группы осталось самое большое впечатление от Нижнекамска, где он прокатился на санях с лошадьми, как в его любимом романе Пастернака «Доктор Живаго». По его словам, такие эмоции остаются в душе человека надолго.

— Да, туристы отметят наши объекты архитектуры и истории, но при этом они подержали в руках меч, надели на себя кольчугу, попробовали, как 300 лет назад, переплыть речку на ладье, что такое татарское чаепитие... Чтобы человек, возвращаясь из Татарстана, рассказывал о своих маленьких, но ярких эмоциях, — объяснял Иванова.

Этим эмоциям в Татарстане придумали даже свое определение.

— Обычно, когда что-то человека удивляет, на английском языке это звучит как wow. Мы решили дать этому удивлению татарский колорит и назвали его как «абау-эффект» (абау — „ого“ с тат.) », — говорит  директор АНО «Центр развития туризма РТ» Дильбар Садыкова. На такой эффект и рассчитан тур «Татарстан: 1001 удовольствие».

... Организаторы заявляют, что каждый путешественник почувствует заботу и индивидуальное отношение, словно в персональном туре
Фото: «БИЗНЕС Online»

РЕСТОРАН БЕЗ АЛКОГОЛЯ — ЭТО ТОЖЕ ОПЫТ

Что же представляет собой четырехдневное путешествие по Татарстану? В первый день туристов ждет встреча с легендарной царицей Сююмбике (видимо, разнаряженной артисткой). Она накормит гостей татарскими яствами и расскажет легенду о том, как она заставила Ивана Грозного построить одноименную башню, расскажет тайны Казанского кремля.  После этого по программе ожидаются прогулка по Кремлевской набережной на велорикше, кружок на новом колесе обозрения у «Ривьеры» и костюмированная чайная церемония с татарским колоритом.

На второй день гостей повезут в Свияжск, познакомят с местными жителями, которые расскажут про легенды острова, познакомят с блюдами уже русской кухни и отправят на конский двор по мастерским. По мнению Садыковой, в этот день можно будет почувствовать эпоху, когда Иван Грозный создавал Свияжск.

На третий день у туристов появится выбор. Так как дорога в Болгар занимает около трех часов в одну сторону и не все готовы на такой подвиг, есть альтернатива — сходить в музей и посмотреть на казанскую панораму, посетить Эрмитаж и отдохнуть в лучших казанских спа. А вечером — прогулка на ладье по Казанке. Напоследок, на четвертый день, организаторы оставили татарские удовольствия: национальные сказки, танцы, татарскую кухню на территории Старо-Татарской слободы, легенды озера Кабан и под конец — дегустацию местного спиртного, естественно, «Татспиртпрома».

При этом отели и рестораны, которые будут принимать туристов, должны будут пройти специальную аккредитацию для бренда Visit Tatarstan, и здесь есть определенные критерии. К примеру, у отеля не должно быть негативных отзывов в соцсетях и на специализированных сайтах вроде Booking.com. А если они есть, то администрация должна с ними проработать и минимизировать негативное ощущение у клиента. У ресторанов тоже есть свои критерии, в зависимости от концепции маршрута. «К примеру, есть ресторан халяль, соответственно, тут не продают алкоголь, — говорит Иванов. — Для человека, допустим, из средней полосы России это очень необычно, когда в ресторане нет спиртного. Он спрашивает почему, и ему объясняют про традиции, а также говорят, что тут есть молельная комната.  И турист получает новый для себя опыт».

Пока что тур ориентирован исключительно на внутренний рынок России, проводиться он в этом году будет всего шесть раз: с апреля по сентябрь. Пока, по мнению Иванова, это не массовый продукт, однако есть задача сделать тур брендом. Он надеется, что в каждый заезд получится набрать от одной до трех групп. В дальнейшем этот продукт можно будет предлагать и иностранцам — правда, все же придется немного изменить маршрут, поскольку их интересы несколько отличаются от интересов россиян.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Иванов признал, что этот продукт рассчитан на широкую аудиторию  25–35 лет. Тем не менее под брендом Visit Tatarstan могут появиться более нишевые туристические продукты.

«ЦЕНА СРЕДНЕГО ТУРПАКЕТА ОЧЕНЬ НЕМАЛАЯ»

«БИЗНЕС Online» опросил игроков туристического рынка Татарстана, насколько успешным может стать новое предложение и каких еще маршрутов не хватает республике.

Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль-тур»:

— Это не наш продукт, поэтому мне сложно его оценивать. Не мы его формировали, и какими соображениями руководствовались собственники этого турпродукта, сложно ответить сейчас. Видимо, есть спрос за 40 тысяч рублей на четыре дня. У нашей публики средняя цена — 8–9 тысяч рублей за трехдневный пакет. Цена среднего турпакета «Татарстан: 1001 удовольствие» очень немалая. Бо́льшая часть путешественников — средний класс и более бюджетные группы.

На мой взгляд, сейчас туристам, путешествующим в Казань, не хватает доступных для большей части населения музеев. На сегодняшний день если включить три музея, то стоимость для одного человека уже будет за тысячу рублей. Считаю, что это дорого. К сожалению, есть такая тенденция. Гостиниц не хватает с двухместным стандартным размещением, но эконом-варианта. У нас идет ориентир на более богатую публику, однако она привыкла отдыхать в Европе, никак не в Казани. К тому же обеспеченная аудитория тоже деньги считает.

Лада Сергеева — руководитель казанского подразделения агентства делового туризма «Таларии»:

— Если этот продукт хорошо, правильно преподнести, то спросом он пользоваться, наверное, будет. Цена от 20 тысяч рублей на двоих — это, в принципе, нормально. Этот продукт достаточно уникален. Чтобы преподнести это все «в одном флаконе», — такого, наверное, ни у кого еще не было. Пожалуй, этот продукт можно было внедрять немного раньше, поскольку люди сегодня сами приезжают в Казань и формируют для себя маршрут.  

Каких маршрутов у нас в Татарстане не хватает? Наши клиенты просят только обзорные экскурсии по городу — и то только потому, что у них остается время от какой-то встречи до обеда. Так что у нас эта программа («Татарстан: 1001 удовольствие») была бы не очень популярна.

Сергей Пасечник — генеральный директор туроператора Companion SP:

— Цена, безусловно, конкурентоспособная и привлекательная. Вопрос в том, кому будут разосланы эти предложения турмаршрутов. Думаю, они будут рассылаться по нашим партнерским агентствам России и не только. Пакет сертифицированный, имеет свои гарантии. Конечно, мы привыкли путешествовать по России по родственникам, по приглашениям друзей или знакомых, либо самостоятельно с целью экономии. Раз это предлагает турфирма, то, кажется, она зарабатывает на нас. По собственному опыту скажу, что все пакеты не дороже, чем если услуги приобрести отдельно. В данном случае цена хорошая — даже дешевле, чем самому бронировать отель и ездить. Считаю, что спросом этот турмаршрут будет пользоваться.

Есть оригинальные акценты — дегустация настоек, например. Кто-то любит танцы, а некоторые хотят посмотреть древний Болгар. У каждого свои предпочтения, прелесть в том, что гарантированы даты заездов, а значит, тур состоится. Если программа подходит, то почему бы ее не купить? Но я имею в виду туристов, которые остаются в трехзвездочных отелях минимум, а не «диких» туристов.

Сложности с проектом вряд ли возникнут. Первое время может быть 7–8 туристов, но свои покупатели будут.

Наша задача — держать как можно дольше туриста в Татарстане при условии, что ему хорошо все это время. Я бы добавил выезды на красивую природу. В красивых столичных городах мира всегда хочется прочувствовать туристический заповедник, увидеть водопад или парк. Всегда хорошо предложить неделю отдыха за городом — на Волге или Свияжских холмах. Но, к сожалению, таких примеров немного. В Марий Эл много озер, к примеру, но размещение не всегда поддается сертификации.

У Казани хороший PR последние 15 лет, на город уже смотрят платежеспособные туристы. Поэтому «Татарстан: 1001 удовольствие» подойдет как россиянам, так и иностранцам.

Надежда Секретова — председатель гильдии экскурсоводов РТ:

— Visit Tatarstan — программа, которая разрабатывается уже несколько лет. Мы ее активно продвигаем и, конечно, хотим, чтобы она звучала. Сказать, что на нее есть очень большой поток и ажиотаж, мы не можем. Мы этого пока не ощущаем. Но это значит, что над ней надо работать, ее нужно совершенствовать, переформатировать, может быть, в чем-то. И то, что вы мне сегодня озвучили, — это, как я понимаю, как раз такая программа, которая была разработана недавно.

Интерес к ней будет. В силу того, что у нас будет большое мероприятие, будет мундиаль, мы надеемся на большой поток посетителей, которым, может быть, захочется что-то такое неожиданное узнать и увидеть. Мы на это надеемся и постараемся этому соответствовать. А вот будет ли отклик — это всегда очень сложно спрогнозировать в силу того, что и внешнеполитическая ситуация сегодня достаточно напряженная, и внутриэкономическая тоже сложна: и зарплаты не растут, и очень сложное финансовое положение у многих. Люди будут выбирать, где дешевле. Но ценовая политика, которую вы озвучили, я думаю, хорошо просчитана, и наверняка это тот минимум, который может быть предложен на такую большую и интересную программу. Поэтому мы хотим, чтобы к нам приехали ее посмотреть. А приедут или нет — не знаю.