Павел Грудинин Павел Грудинин в трехминутной речи постарался изложить главные тезисы своей программы

«СИЛА ВОЖАКА»

Такого аншлага ДК им. Ленина в Казани, наверное, не видел давно, даже на фестивале фантастики и ролевых игр «Зиланткон». Уже за час до запланированного выступления кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина все места в зале были заняты, люди стояли в проходах, у стен и даже прямо на подоконниках! Предусмотрительные организаторы поставили ряды стульев еще и в фойе второго этажа — оттуда, конечно, ни зал, ни президиум не видно, но можно хоть что-то услышать. Однако и этого не хватило. Люди все шли и шли — разного возраста, но в основном, конечно, пенсионеры. Когда в гардеробах закончились свободные крючочки для пальто и курток, дверь в ДК попытались закрыть. Ха! Любопытствующие смели охрану и заняли вообще все свободные уголки на втором этаже, а потом прорвались на третий. С балкона третьего этажа, конечно, все было отлично видно, но только из двух первых рядов. Те, кому достались места дальше, вставали на стулья. Было очень тесно — куда там автобусам в часы пик...

Во встрече участвовали не только татарстанцы, но и делегации из соседних регионов. Самая большая — из Марий Эл — 200 человек, из Чувашии — 100 человек, поменьше — из Удмуртии, совсем небольшая — из Ульяновской области, откуда и приехал вчера во второй половине дня в Казань Грудинин. Мы попробовали подсчитать, сколько всего народа собралось на встречу с ним. Посадочных мест в зале ДК Ленина — 800, но набилось туда, наверное, больше тысячи. Плюс еще человек 300 в фойе, где тоже было не повернуться. Плюс взятый штурмом балкон на третьем этаже... Получается тысячи полторы минимум. А еще кто-то, несмотря на морозец, слушал выступления на улице — из зала ДК шла прямая и очень громкая трансляция.

Ну а в самом Доме культуры атмосфера аж искрила от эмоций. В руках у многих были красные флаги, большие и маленькие плакаты, кто-то даже любовно соорудил себе вместо стяга эмблему из серпа и молота. Стол президиума, позади которого был установлен (как же иначе!) большой бюст Ленина, украшал огромный плакат «Татарстан за Грудинина». В зале были плакаты «Нижнекамск за Грудинина», «Йошкар-Ола за Грудинина», на русском и на татарском: «Грудинин — наш президент», «Грудинин — безнең президент». Всюду раздавали агитгазеты с заголовками типа «Сила Вожака» и «„Батька“ совхоза им. Ленина». Похоже, теперь политтехнологи КПРФ решили сравнивать Грудинина не со Сталиным, как вначале, а с Лукашенко, который действительно в советские годы возглавлял совхоз. Да и усы присутствуют в обоих случаях.


...С красными флагами ждали Грудинина и на улице, правда, не сторонники, а, наоборот, противники — десятка три местных «Коммунистов России» вместе со своим челнинским лидером Татьяной Гурьевой. Две женщины в красных жилетках пытали журналистов: «Кто здесь депутат?! Где депутат?!» Рассказали, что хотят пожаловаться на ЖБИ-210 Набережных Челнов, где им с 2015 года не платят зарплату. Обращались во все инстанции, имеют решения судов, но все бесполезно. Может, Грудинин подсобит?

— За него будете голосовать? — удивился кто-то из фотокоров. 

— Нет, мы за Максима Сурайкина! — честно ответили челниночки.

Как оказалось, приехали они зря. По программе Грудинин вроде как должен был возложить цветы к памятнику Ленина у ДК, тут-то его и намерены были отловить представители КР. Даже повесили большой — белым по красному — и сердитый плакат на заборе: «Власть народу, а не миллиардеру Грудинину!». Плакат быстро свалился, и его бросились поднимать. А напрасно — программу визита, как стало известно позднее, переиграли, Павел Николаевич с товарищами-коммунистами от КПРФ цветы возложил к тому памятнику Ленина, что на площади Свободы. Можно сказать, в засекреченном режиме... И с «Коммунистами России», да и другими недоброжелателями не повстречался.

. Такого аншлага ДК им. Ленина в Казани, наверное, не видел давно — все места в зале были заняты, люди стояли в проходах, у стен и даже прямо на подоконниках

«СИЛЬНАЯ РОССИЯ — ЭТО СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ»

И вот к крыльцу ДК, где уже стояли автобусы делегаций из других регионов, подкатил черный мерс с долгожданным гостем и сопровождающими. Встретили Павла Николаевича традиционными хлебом-солью и чак-чаком, а также гармошкой. А уж когда он появился в зале — похоже, стены дворца дрогнули от оваций и приветственных криков. Дальше так и было: выступавшие намеренно бросали в зал, например, фразу «Будем голосовать за Грудинина?», в ответ гремело «Да!».

Открыл и вел встречу первый секретарь рескома КПРФ, руководитель фракции коммунистов в Госсовете РТ Хафиз Миргалимов. Первым выступил заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы России Юрий Афонин: «Я хотел бы вам передать большой привет от Геннадия Андреевича Зюганова, который любит вашу республику и благодарит за большую поддержку...»

Выступали руководители делегаций, выступали представители казанских дальнобойщиков и дольщиков... Громкими криками, приветственным свистом и аплодисментами встретили выступление Грудинина. Он в трехминутной речи постарался изложить главные тезисы своей программы «20 шагов Павла Грудинина». Говорил: «Мы хотим, чтобы богатые платили большой налог, а бедные не платили бы вообще...» Говорил, что в стране должны быть действительно «бесплатное образование и бесплатное здравоохранение».

Выступил и депутат Госсовета Татарстана, второй секретарь рескома КПРФ Артем Прокофьев: «Дорогие друзья, с первого дня предвыборной кампании мы ждали этого момента. Нам звонили люди и спрашивали: когда приедет Павел Николаевич Грудинин? Спрашивали, не приедет ли он, а когда он приедет... На этих выборах мы ощутили такую поддержку! Нам пишут люди, нам звонят люди, к нам приходят люди. Они хотят агитировать, они хотят помогать с контролем на выборах. Люди поддерживают Павла Николаевича Грудинина, поддерживают программу „20 шагов“... Нужен новый курс, и этот курс — „20 шагов Павла Грудинина“!» (Свист, крики, аплодисменты.)

. Позади стола президиума был установлен (как же иначе!) большой бюст Ленина

«ИПОТЕКИ ДЛЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ, У НАС В СОВХОЗЕ БЕСПРОЦЕНТНАЯ ССУДА»

Конечно, самой интересной частью встречи с кандидатом были его ответы на вопросы из зала. Однако организаторы ставить микрофоны в зале не стали — то ли опасаясь провокаторов, то ли просто избегая неудобных тем. Так что вопросы гостю посылали в письменном виде, Павел Николаевич с трибуны их зачитывал и отвечал. В основном в понятной массам стилистике «фабрики — рабочим, землю — крестьянам». То, что аудитории все это нравилось, можно было понять по частым аплодисментам, а то и восторженному свисту.

О коррупции: «Я предлагаю уничтожить коррупцию. Но для того, чтобы уничтожить коррупцию, нужно сделать несколько вещей. Один известный лидер (первый премьер Республики Сингапур Ли Куан Ю — прим. ред.) сказал: чтобы все поняли, что ты борешься с коррупцией, надо посадить несколько своих друзей. И эти друзья, и вы знаете, за что ты их посадишь. Тогда все поймут, что ты борешься с коррупцией...»

О китайцах на нашем Дальнем Востоке: «Слушайте, у нас столько денег, что нам не надо приглашать китайцев. Нам нужно свою промышленность развивать. Мы должны быть конкурентоспособными. Я считаю, что все законы, которые позволяют китайцам брать на 45–50 лет в аренду земельные участки... нужно срочно отменить. В нашей программе это есть. Мы должны развивать собственное производство. Не должно быть так, что китайцам выгодно, а россиянам невыгодно!»


О перевозчиках: «Я предлагают отменить систему „Платон“ вообще!..»

О жилье для молодой семьи: «Ипотеки для молодой семьи не должно быть. У нас в совхозе беспроцентная ссуда. Если у тебя есть семья из трех человек, ты должен получить минимум двухкомнатную квартиру. Если рождается еще один ребенок, то квартира должна быть увеличена... (Радостные аплодисменты молодой части зала.) Должны быть беспроцентные ссуды. При рождении одного ребенка должно списываться 25 процентов, при рождении двух детей — 50 процентов, а если третий родился, то ссуда полностью».

О сельском хозяйстве: «Не надо поддерживать агрохолдинги, надо поддерживать средний и малый бизнес... Они вкладывают деньги в развитие территории, а агрохолдинги уводят деньги за рубеж и хранят их в офшорах».

Об изменения Конституции РФ: «В 81-й статье нашей Конституции записано: „Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд“. Надо убрать слово „подряд“. Надо сделать так, чтобы власть была сменяемой».

...Поскольку народа набилось чересчур много, то везде — в зале, в фойе, на балконе — было очень душно, а в зале одному из мужчин стало плохо. К нему сразу кинулись несколько человек, позвали врача. Один из наших читателей с ником «КОЛХОЗНИК» написал в своем комментарии: «Я там был. Там давка была, в зал попала малая часть людей из числа желающих. Люди стояли битком просто в холле у входа в зал ДК имени Ленина и слушали, смотреть не было возможности. Всевозможные балконы, лестницы, подоконники — все было забито людьми. Не было в принципе свободного места во всем ДК. Там физически реально некуда больше заходить было. Я не говорю про зал, он был заполнен за час до начала, просто в ДК зайти было невозможно, не было больше места. Вот такая встреча была. Плохо стало одному старику в зале, и депутат Госдумы от Ульяновска Куринный А. В. оказал ему первую медицинскую помощь. Хирург по специальности. На руках лично выносил в машину скорой помощи. Вот такой депутат».


«НА МЕСТА НАДО ОТДАВАТЬ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ И БОЛЬШЕ ВЛАСТИ»

Вопросов Грудинину было очень много. Но свои удалось задать и нам — кандидат в президенты России дал «БИЗНЕС Online» эксклюзивное интервью.

— Павел Николаевич, в вашей программе «20 шагов» есть тезис о возрождении «провинциальной» России, о выравнивании региональных бюджетов. Вы за самостоятельность регионов или за укрепление федерации?

— Я за самостоятельность регионов, потому что наша страна — это федерация. А что такое самостоятельность? Власти без денег не бывает. И в нашей программе написано, что 50 процентов всех налогов должно оставаться на территории. Сильная Россия — это не сильный президент, это сильные регионы. Если регионы сильны, тогда и Россия будет сильной. Мы, кстати, очень много внимания местному самоуправлению уделяем — на места надо отдавать больше денег и больше власти, потому что все проблемы людей фактически решаются на местах.

— Часто не решаются, к сожалению...

— Именно поэтому у нас проблемы. Когда вы стягиваете все деньги в крупные города или в столицу, а потом оттуда выдаете... А вы знаете, что у нас в России при движении денег всегда что-то теряется. Всегда. Туда идут деньги — теряются, обратно идут деньги — теряются. Они должны остаться на территории. Кстати, пример — Германия, там 50 процентов всех без исключения налогов остается в землях. А вот потом идет процесс выравнивания, то есть на вторые 50 процентов можно выравнивать бюджетное обеспечение, потому что не все регионы богатые. И некоторые регионы Германии говорят: да, когда-то нам помогали, а теперь мы помогаем. И это нормально. У нас же делается совершенно по-другому — все деньги забирают, потом идут какие-то... ну не подачки, а выравнивание бюджетов. А самое страшное — государство говорит: слушайте, это ваши проблемы, мы вам написали указы, а выполнять их вы должны сами, берите коммерческий кредит в банках. И всех загоняют в эту кабалу. Потом, скажем так, хорошим губернаторам дают деньги, меняют на бюджетные кредиты, там 0,1 процента годовых. А все остальные в долговой яме. Вот это абсолютно неправильно. Тем более что вы же видите, какая общая ситуация. Неделю назад Глазьев (Сергей Глазьев — российский экономист, советник президента РФприм. ред.) сказал, что увели за рубеж 80 процентов тех денег, которые в 2008 году выделили на поддержку экономики, раскидав банкам 2 триллиона. Деньги в стране есть. Но они не достались регионам, они не достались производству, производителям — они достались банкам. А банки их опять увели куда? Правильно, за рубеж. А теперь, какой банк ни грохнется, там дыра — 200 миллиардов, 300 миллиардов. У вас в Татарстане тоже грохнулся банк...

— Татфондбанк...

— Это глобальное воровство получилось. Поэтому у нас в программе написано, что нужно банки национализировать (ЦБ и АСВ, заметим, эту задачу уже почти выполнили — порядка 70% банковской системы приходится на госсектор прим. ред.). Банки должны работать как банки, а не как ростовщики, должны стимулировать развитие производства в своей стране. Не играть на валютной и другой бирже, не загонять всех в долговую кабалу сумасшедшей процентной ставкой, а работать на развитие производства.

— А как вы относитесь к резкому сокращению числа банков в России? Для Татарстана вопрос болезненный...

— Думаю, это произойдет естественным путем. Наличие большого количества банков не является гарантией того, что банковская система здоровая, потому что реально нет конкуренции. По большому счету все банки ходят на поклон в Центральный банк. И все зависит от одного банка — от ЦБ. Это не банковская конкуренция, это другое. Каждый организовывал себе придворный банк, а работали они на отмывание денег. Известно, какое количество банков оказалось в этой системе отмывания, в системе обналичивания. И я считаю, что государство должно было давным-давно навести порядок и с Центральным банком в том числе. Потому что ЦБ у нас очень интересная структура, которая вроде бы не государственная, она как будто бы отдельно, но не стимулирует развитие производства. И у нас в программе записано, что ЦБ должен стать государственным и подотчетным парламенту банком, выполнять определенные функции, которые опять же направлены на развитие экономики России, быть банком, который развивает страну.

. Пришли на встречу не только татарстанцы, но и делегации из соседних регионов

«НАСАЖДЕНИЕ — СНАЧАЛА ВСЕ УЧАТ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК, А ПОТОМ ВСЕ НЕ УЧАТ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК — ЭТО ПЛОХО»

— В вашей программе не говорится про национальную политику России. Для Татарстана оказался очень острым вопрос о том, следует ли в обязательном порядке изучать в республиках национальный язык или он должен остаться факультативом.

— Я считаю, что это должны сами люди определять. Сначала обиделась какая-то часть русского населения, которую заставляли изучать татарский. Потом обиделась часть татарского населения. Но само население-то никто не спрашивал. Все время пытаются какими-то административными методами надавить на людей. Один министр образования считает так, потом появляется другой министр, который считает по-другому. А я считаю, что именно люди должны решить эту проблему. Если в какой-то школе родительское сообщество считает, что нужно обязательно учить татарский язык, значит, пусть учат.

— А если общество раскололось?

— В Советском Союзе этот вопрос решался, причем решался достаточно лояльно ко всем. Не нужно все время задавать обществу вопросы, которые его раскалывают. Нужно дать возможность обществу самому — на референдуме, путем голосования в школе — решить этот вопрос. Ну если тебе не нравится изучение татарского языка, ты должен иметь альтернативу, перейти просто в ту школу, где учат русский язык. Это же возможно сделать? А вот насаждение — сначала все учат татарский язык, а потом все не учат татарский язык — это плохо. Кстати, вот пример Финляндии — там по желанию родителей учат шведский язык, финский язык, английский язык. Но родительское сообщество с учительским коллективом само это определяет, без «указилок» сверху. Знаете, до чего там вообще дошло: нет ни управления образования, ни министерства образования. Там есть только две категории — родители и учителя.


— Мечта наших учителей!

— У нас огромное количество чиновников сидят и пишут инструкции, а потом еще большее количество учителей сидят и переписывают эти инструкции в обратную сторону, пытаются как-то ответить на них. Недавно мы были на встрече, учитель говорит: мы уже не учим, мы заполняем формуляры, мы отвечаем на какие-то дурацкие вопросы, мы детей уже не видим, только формы заполняем! Но это же ненормально, когда учитель вместо того, чтобы заниматься детьми, учебным процессом, занимается отписками в министерство или в управление образования. Вот это надо поменять. И поэтому — только родители и учителя. Они точно знают, что нужно детям. А чиновников никаких не нужно.

— Вы упомянули СССР. В те времена в Казани была только одна школа, в которой преподавали на татарском языке. С вашей точки зрения, этого достаточно?

— В Советском Союзе тоже не было взаимоотношений между гражданским обществом и властью. Мы всё говорим, что строим демократию... Но мы сейчас другое совершенно построили, когда интересы людей, мнения людей не учитываются. Если что строить — публичные слушания носят рекомендательный характер. Если мусоросжигательный завод где-то хотят построить — казалось бы, сначала людей-то спросите. Проголосуют люди за это — одно, не проголосуют — ну как вы можете строить?! Поэтому демократические принципы должны вернуться и даже быть более расширенными.  

.

«ДАЖЕ В ВАШЕЙ ПРЕКРАСНОЙ РЕСПУБЛИКЕ — НУ ПОЧЕМУ НАМ НЕ ДАЛИ «ПИРАМИДУ»?»

— Избирательная кампания подходит к концу — как вы ее оцениваете?

— Нам же обещали честную избирательную кампанию... Но любого, кто идет по улице, спросите: честная была кампания? Ответит: точно, нет. Это безобразие, конечно, что власть опять нечестным путем пытается добиться результата, который ей нужен. А ей нужно сохранить саму себя. Мы бьемся, видите, как... Я про себя столько нового узнал, вообще удивительные вещи. Но главное другое — это все дискредитирует понятие «выборы», потому что люди понимают, что если с самого начала неправда, что нет свободного волеизъявления... Даже в вашей прекрасной республике — ну почему нам не дали «Пирамиду»?

— Мы рассказывали об этом...

— Почему это происходит? Неужели нельзя понять, что ничего страшного, если сталкиваются разные мнения?! Мы предлагаем социалистический путь развития, мы предлагаем вернуть Конституции ее предназначение, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение... И нас слышат люди. Ну дайте такую возможность всем! Если вы такие сильные и ничего не боитесь, так поставьте нас в равные условия. А почему-то не ставят... Почему-то обязательно нужно показать коленопреклонение вождю. Поэтому, если честно, эта кампания нечестная. Мы это видим. Другое дело, если ты что-то начал, нужно закончить данный процесс, уходить посередине невозможно. И мы добьемся своего. И люди за нас. Вы видите, какой подъем, какое количество людей...

— У вас все время на встречах так бывает?

— Да. Представляете, в проходах стоят. Даже зомбирование по TV не дает ничего. Наступило такое время, когда люди перестали верить телевизору. Потому что им говорят, что все хорошо, что цены не поднимаются, а люди же видят, что поднимаются. По ТV говорят: жить стало лучше! А они видят, что жить стало хуже, поэтому телевизору уже не верят и приходят за правдой, за справедливостью...   

— Знаете, было бы интересно посмотреть ваши дебаты с действующим президентом России...

— Мне самому было бы интересно! Но я так понимаю, что этого счастья мы не дождемся.

— Вы не раскаиваетесь, что ввязались в драку, стали кандидатом в президенты России?

— Это не раскаяние. Я просто не думал, что настолько грязной будет борьба. Но что тут раскаиваться?.. С нашей стороны никаких грязных действий не предпринимается. И я могу сказать, что мы честную кампанию ведем. Другое дело, что другие ведут нечестную кампанию, но что тут сделаешь?.. Будь честен перед собой. Мне не за что упрекнуть себя и своих товарищей.