Виктория Штанке Виктория Штанке

«ГОВОРИТЬ, ЧТО У НАС МНОГО КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ, — ЭТО КАКОЙ-ТО САМООБМАН»

— Виктория, в конце февраля на культурно-образовательной платформе «Метро» запланировано третье по счету открытие — на этот раз после капитального ремонта. Работы ведутся уже около года, их стоимость в общей сложности составила почти 10 миллионов рублей. Как удалось получить финансирование?

— Мы вошли в федеральную программу «5 шагов развития моногородов» во второй шаг — он называется «Будущее есть». По этой программе республика выделила на ремонт «Метро» 9,6 миллиона рублей. Вообще, если вспоминать, первая сумма на капремонт, которую нам посчитала служба градостроительного развития, составила 40 миллионов рублей. Со всеми оптимизациями получилось 20 миллионов, потом еще сократили — стало 17 миллионов. Дальше оптимизировать было невозможно. Для полноценного старта нужна эта сумма. Например, сейчас у нас нет вентиляции, потому что она не вошла в сумму 9,6 миллиона. Надо учитывать, что некоторые помещения «глухие»: в них вообще невозможно находиться, потому что нет нормальной циркуляции воздуха. Сейчас мы ждем дополнительное финансирование: насколько нам известно, часть — от города, часть — от республики.

— Почему первоначальная сумма ремонта была такой большой?

— Мы находимся в одном здании с молодежным центром «Нур», в подсобном помещении площадью около 400 квадратных метров. Существуем мы относительно автономно. Первоначально требовалось 40 миллионов, потому что туда закладывались деньги и для нужд «Нура» тоже — это одно здание и общие коммуникации. И аргументы вроде «это же совсем другое пространство» в данном случае не работали. Мы не можем поменять, скажем, систему водоснабжения только в нашей части — надо менять везде. С «Нуром» мы в хороших отношениях, просто мы, наверное, разными способами осуществляем свою деятельность.

— Впервые «Метро» как общественное пространство открылось в 2014 году в цоколе одного из домов в 9-м микрорайоне. Почему вы решились на этот проект?

— Некоммерческие проекты люди чаще всего создают по личной причине. Мы сделали «Метро», потому что нам хотелось жить в немного другой среде. Например, ты хочешь заниматься чем-то, а этого в городе нет. Или тебе хочется посетить мероприятие, а его никто не проводит, или проводит, но не на том уровне, и тебе неинтересно. Мы сами хотели как-то менять общество и пространство вокруг себя. Поэтому создали организацию, место, которое помогало объединять ресурсы, идеи и которое позволило нам самим делать то, что никто не делал. Само название об этом говорит. Нам часто говорят: «Это сложно, „Метро“ созвучно с магазином „МЕТРО“, от этого дополнительные проблемы в понимании, так не делается». Мы назвались так неслучайно. Метро не бывает в маленьких городах — это говорит о том, что пространства, подобные нашему, прерогатива скорее городов-миллионников. Это амбиция. Мы, конечно, не миллионник, но хотим, чтобы у нас тоже было что-то, что есть у крупных городов. Кроме того, метро — это объединение и оперативность, оно связывает разные точки города. Мы взаимодействуем с разными городскими структурами, организациями, с деятелями. Мы не просто сидим где-то и решаем свои задачи, мы реально задействованы во многих процессах.

— Через год после открытия вы перебрались в «Нур» из-за невозможности платить аренду. Что сейчас на том месте, где было первое «Метро»?

— Насколько я знаю, там магазин матрасов. Мне нравится искать какие-то взаимосвязи между событиями. Очень часто, когда мы работаем с городским пространством, у молодежи всплывает такая ассоциация с городом, как «спальный район»: кровати какие-то, все спят, вокруг ничего не происходит. Я, если честно, не люблю находиться на позиции, что в Челнах вообще ничего не проводится, но при этом говорить, что у нас много культурных событий — это какой-то самообман. Когда я слышу, что человек так рассуждает, я думаю: «Окей, живи в своей вселенной». И забавно, что когда мы ушли из этого помещения, его заполнили матрасы. Город поглощает пространство. Матрасы — радуйся и не рыпайся, пожалуйста.

.

«МЫ СТАРАЕМСЯ ПРОВОДИТЬ ЧТО-ТО БЕСПЛАТНО ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО ЭТО ВАЖНО»

— Как ты думаешь, почему проект «Метро» все же получил поддержку? Вам помогали?

— Прошла серия общественных обсуждений по «5 шагам» и вообще по развитию города. На одном из таких обсуждений жители несколько раз говорили, что в самом начале, в 2014 году, когда «Метро» еще располагалось в 9-м микрорайоне, оно было тем общественным пространством для города, которого так не хватало. А сейчас в «Нуре» — это уже не то: мало, холодно, капает с крыши. То волшебство, которое было, теперь пропало. «Метро» как бы есть, но по сути его уже нет.

Мне кажется, наша платформа закрывает потребности, с которыми в городе никто или почти никто не работает. Об этом много говорили как жители, так и эксперты — есть понимание, что такое пространство нужно для современного города. Кроме того, Наталия Фишман, образно выражаясь, приложила руку к «Метро». Здорово, что в республике появился человек, который помогает культурным и креативным проектам. У нас нет неформальных отношений, но она сама довольно неформальный человек — по сравнению с многими чиновниками. У нее более простой, быстрый подход к решению вопросов. Так получилось, что наш проект был поддержан на разных уровнях. Сами мы никаких заявок не писали — что вот, мол, есть «Метро», услышьте нас, у нас все плохо. Скорее об этом говорили жители.

— Команда Фишман собиралась в «Метро», когда обсуждался проект набережной Тукая. Как ты оцениваешь результаты их работы в плане создания общественного пространства?

— Я вижу посыл, который направлен на то, чтобы в городе было хорошо. Я не знаю, что лежит в основе этого посыла — то ли это «если я делаю какую-то работу, я буду делать ее хорошо», то ли альтруистическое «я буду менять пространство, пусть людям будет хорошо». В любом случае это хорошо. Я считаю, что то, что делает Фишман, она делает неравнодушно. Ее заботит качество.

Когда открылась набережная Тукая, я в этот же вечер прогулялась по ней. И я видела носящихся подростков, которые кричали: «Это в Челнах! Это на ГЭСе!» Они были просто в восторге. Можно лично оценивать, а можно смотреть на реакцию жителей. Я никогда не видела такой реакции ни на одно общественное пространство у нас в городе.

.

— Какие проекты мы увидим в «Метро» после открытия?

— Мы говорим о создании доступной среды в широком понимании этого слова: доступная среда в общении, в установке диалога между разными людьми, жителями города. Задача «Метро» — это в первую очередь культурное развитие города, но культура включает в себя много разных аспектов.

Мы расширяем те проекты, которые у нас были на базе прежнего «Метро», что-то пришлось временно прекратить и законсервировать. Сейчас мы обсуждаем создание книжного клуба и магазина — уникального, атмосферного, где можно было бы приобрести книги для определенного читателя, причем именно лучшие экземпляры того, что есть на рынке, разных издательств. Будет книжный клуб, чайная зона. Кроме того, будут развиваться направления кино и анимации — это не только курсы, мастер-классы, лекции, но и привоз в Челны фестивалей.

Часть помещения займет социальный бизнес-инкубатор от фонда «Солнце внутри» — там будут располагаться творческие мастерские керамики, линогравюры и офорта. В том числе на базе него мы продолжим разработку современного челнинского дизайна, который, надеемся, можно будет транслировать даже за пределы республики.

Один из резидентов — наши давние партнеры по социальной деятельности , кулинарная арт-студия L’Art Culinaire. Еду в «Метро» давно ждали. Это то, что волнует людей, когда мы говорим об общественном пространстве. Это социально ориентированный бизнес. Могли бы возникнуть вопросы — мол, это же бизнес-проект... Хоть мы и некоммерческая организация, мы можем и должны вести коммерческую деятельность: нам надо покрывать затраты на коммунальные платежи, пожарку, охрану, обслуживание помещения. Это обязательная составляющая таких креативных пространств, как «Метро» — надо за счет чего-то существовать. Бизнес-проекты у нас должны быть.

Мы надеемся, что на базе нового «Метро» сможем развивать горизонтальный театр. Он в первую очередь работает с социумом, исследует, вскрывает социальные проблемы. Это опять же к вопросу диалога между разными людьми, осмыслению того, что происходит вокруг нас, в окружающем мире.

Будет также проект, который мы презентовали на фестивале «Сказки на Каме», — это лаборатория инженерных решений. Он нужен, чтобы по-другому взглянуть на инженерную мысль. Ведь инженер — это не тот человек, который работает на заводе и что-то там себе считает, а творческая личность, которая находит нестандартные эффективные решения задач, которые окружают нас, улучшая тем самым пространство, процессы. В «Сказках на Каме» нужно было создать навес над сценой, который был бы экономичен, легок в установке и с wow-эффектом. В принципе, все эти вопросы были закрыты. Конечно, проектов и уже запланированных мероприятий гораздо больше.

— На каких условиях проекты приходят к вам? Вы берете арендную плату или процент от мероприятий?

— Поскольку мы некоммерческая организация, у нас нет конкретного прайс-листа. Это создает трудности. Допустим, если кто-то хочет с нами посотрудничать, он хочет увидеть прейскурант, сколько стоит час аренды и так далее. Но, учитывая нашу социальную направленность, мы смотрим, с каким запросом к нам приходит человек. Если его проект интересен нам, закрывает важные социальные вопросы и это не сходит с вектора нашего культурного развития, тогда это нам подходит, мы стараемся создать самые лояльные условия. Мы стараемся проводить что-то бесплатно просто потому, что это важно. Если же мы понимаем, что у самого человека тоже есть своя выгода, но проект интересный, мы находим какое-то среднее компромиссное решение, какую-то сумму. Здесь все очень подвижно. Конечно, мы ищем возможность, где мы можем зарабатывать. Мы хотим выйти на самоокупаемость, а не постоянно просить деньги у государства. Но при этом мы смотрим, кого мы можем поддерживать и кого надо поддерживать. Естественно, если мы можем это потянуть.

.

«МЫ НЕ ГОВОРИМ, ЧТО ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ — ЭТО ПЛОХО, ПРОСТО ЭТО НЕ НАША СФЕРА»

— «Метро» позиционирует себя как безалкогольная зона. Однако в прошлом там довольно часто проводились музыкальные вечеринки, концерты и акустические вечера, где алкоголь явно присутствовал. Это мало вяжется с вашей концепцией.

— Естественно, за этим надо следить лучше. Понятно, что это было без нашего одобрения. Мы периодически ругались с организаторами на эту тему, и они обещали, что ничего этого не будет, что они будут серьезней отслеживать. В будущем эти вопросы будут серьезно контролироваться, мы уже сейчас это обсуждаем. Если не будет получаться — значит, мы не будем сотрудничать с этими сообществами. Но я не думаю, что этим закончится. Просто будет выбран более подходящий для «Метро» формат проведения мероприятия.

— Вы это разрешали из-за хорошего отношения к организаторам или это было финансово выгодно?

— Это было сделано из хорошего отношения к сообществу. Оно развивает неформальную молодежную среду, можно сказать, что делает это хорошо. Есть нюансы, но это все-таки поддержка музыкальных групп, молодых дизайнеров, популярная площадка самореализации (концерты часто совмещаются с творческими маркетами, выставками). «Метро» не всегда берет это на себя, у нас тоже есть некий ценз: какую выставку мы можем провести, какую не можем. А такие сообщества позволяют расширить эти границы и дать людям хороший старт под своим крылом. Мы за то, чтобы их поддерживать. Но с определенными нюансами.

— Расскажи о самом неожиданном предложении, которое поступало в «Метро» по поводу проведения мероприятия.

— Оно поступило в самом начале, в 2014 году. Скорее это было потенциально возможное предложение, потому что «Метро» бы не подошло для этого. Мы тогда еще не открылись и обсуждали, какие события точно никогда, ни при каких условиях не будут проходить на нашей площадке. Пришли к выводу, что это тренинги Павла Ракова. Примерно на следующий день или через день нам позвонили — Павел Раков собирается приехать в Челны и ищет место для выступления. Мы очень смеялись. А ведь нам как раз нужны были деньги на открытие! Это была такая шутка судьбы.

— Чего точно никогда не будет в «Метро»?

— Мы аполитичны и стараемся не лезть в религию и эзотерику.

— То есть политика и религия — нет.

— Нет. Но если говорить про религию.... Допустим, Рождество у нас проводилось. Сейчас это довольно светский праздник. Но если кто-то придет и скажет «у меня есть религиозная тема, я хочу проводить лекции», то скорее нет. Хотя кто знает. Опять же, если это именно образовательный проект, почему нельзя что-то рассказывать о религии? Но мы стараемся все же туда не лезть — это сложно и в этом легко запутаться. Это как с политикой: начнешь углубляться — и появится куча нюансов, которые нам не нужны, потому что мы про другое. Мы стараемся объединять людей вокруг общечеловеческих ценностей. То же самое с религией. Мы не хотим тратить время, разбираясь, секта это или нет, кого мы поддерживаем, кого нет.... Мы сразу это отсекаем. Мы ни в коем случае не говорим, что политика и религия — это плохо, просто это не наша сфера. Зачем туда лезть, учитывая, что все не так однозначно и люди часто разобщаются?

.

БИЗНЕС ДУМАЕТ: «ОКЕЙ, Я ПРОВЕДУ ЭТО МЕРОПРИЯТИЕ, А СКОЛЬКО РАЗ ВЫ ПРО МЕНЯ НАПИШЕТЕ?»

— Вы когда-нибудь получали спонсорскую помощь?

— Спонсорская помощь была, когда мы открывались в 2014 году, — это было за пару месяцев до кризиса. Тогда были люди, которые немного поддерживали проект. Но с кризисом они пересмотрели свои расходы — может, душой остались с нами, но финансово нет. С кем-то мы продолжаем сотрудничать — если мы организуем крупное мероприятие, они включаются в него, но не на постоянной основе.

Сотрудничество складывается исходя из того, интересно ли этому бизнесу именно развитие города, общества, сходимся ли мы по мировоззрению. Когда у нас сходятся ценности, у нас строятся адекватные взаимоотношения. Обычно же бизнес, как он привык у нас в России, думает: «Окей, я проведу это мероприятие, а сколько раз вы про меня напишете?» Это вроде бы нормальный подход считается, но он не всегда верный с точки зрения глобальных ценностей.

— Приведи пример успешного сотрудничества с бизнесом.

— С «Леруа Мерлен» во время фестиваля «Сказки на Каме» — не было вообще никаких проблем, когда они поддержали нас материалами для строительства геокупола. Мы пообщались, поняли, что мы «про одно», что нам это интересно. Никакой галиматьи. Мы не заключали сложных договоров по типу «где именно вы расположите наш логотип». При этом теперь половина тех, кто был на «Сказках на Каме», считает, что геокупол построил исключительно «Леруа Мерлен». Потому что логотип был огромным — и не потому, что они нас попросили. Нам не жалко. С ними было приятно сотрудничать — они вместе с нами сидели и его собирали. Оперативно реагировали. Они получили себе отличную PR-акцию. Они увидели не только выгоду для себя, им было интересно участвовать в подобном проекте.

— Перечисли несколько организаций Челнов, у кого, на твой взгляд, есть та самая социальная ответственность.

— Этого бизнеса не так много, после «Сказок на Каме» могу назвать: RBR 16, RU-Drive, «2ГИС», «Ремдизель», «Формула цвета», «Фабрика картона», картонно-бумажный комбинат, «Идея комфорта», «Ильстрой», компания Mugenov и другие. Это те, с кем мы уже неоднократно сотрудничали.

— Как существуют проекты, подобные «Метро», в других городах?

— В крупных городах ситуация обстоит иначе, потому что там есть аудитория. Мне нравится высказывание Бориса Павловича, который работал в Кирове режиссером в горизонтальном театре. Он говорил: «В этой культурной пустоши есть только то, что ты инициировал сам». Если ты не вложил в это максимум энергии, всего себя, — события не получится. Потому что нельзя начать, немножко раскрутить, запустить и ждать, что люди сами подтянутся. В Челнах так же — здесь есть только то, что ты инициировал сам. Если ты заморачиваешься с этим, тогда оно получается. Если ты хочешь, чтобы что-то само собой получилось, то нет, потому что аудитория еще не настолько готова. В этом плане в крупных городах легче — больше людей, которым интересно, которые понимают, как и зачем с этим работать.

У таких пространств, как «Метро», везде разные условия. Например, одно ярославское креативное пространство находится в здании бывшего завода, которое они не арендуют — завод просто дает им возможность периодически проводить там мероприятия. Если у них есть возможность платить, они платят, если нет — завод идет им навстречу. Когда я им сказала, в каких условиях мы делаем проект, они ответили, что никогда бы за это не взялись. Это было еще в период коммерческой аренды.

У нас, в общем-то, довольно уникальная ситуация: муниципалитет дает пространство проекту, при этом не вторгаясь в деятельность, а взаимодействуя скорее на партнерских условиях.

.

«ЕСЛИ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ ЧЕМ-ТО ИНТЕРЕСНЫМ, ПРИХОДИТСЯ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОС: «А ПОЧЕМУ ТЫ ЕЩЕ В ЧЕЛНАХ?»

— Ты сказала, что аудитория еще не готова. Почему?

— В первую очередь люди уезжают из Челнов. Молодежь, которая, по сути, и есть аудитория, уезжает. Мы не про то, чтобы оставить всех здесь: если надо уезжать, уезжай. Но если тебе не хочется или ты не можешь уехать — вот тебе «Метро», улучшай город вместе с нами.

Если ты занимаешься чем-то интересным, то часто приходится отвечать на вопрос: «А почему ты еще в Челнах? Почему ты здесь остался?». Один из запомнившихся мне примеров — подросток, который летом приходил в «Метро». Он окончил школу и собирался уехать поступать в вуз. Мы спросили у него: «Ну что, когда отучишься, собираешься назад возвращаться?» Он удивленно посмотрел на нас и ответил: «Надеюсь, что нет». Видно было, что это для него негативное развитие событий и что только если все разрушится, не получится, ему придется сюда вернуться.

— Вы занимаете помещение молодежного центра, но при этом у вас договор с администрацией города. Насколько сильно власти «не вторгаются» в вашу работу?

— Мы вообще не испытываем давления. Я надеюсь, такой баланс сохранится и дальше, иначе просто невозможно будет работать. Мы по возможности стараемся сами включаться в общественные вопросы. Что касается мероприятий — если мы понимаем, что не сможем себя нормально там показать или общий концепт не про нас, то мы стараемся не участвовать. Мы лучше сделаем это по-своему, а не просто так, для галочки. Не хочется формальности. С властями у нас выстраивается адекватное взаимодействие. Не знаю, насколько это в перспективе возможно улучшить. Мы все-таки разными способами действуем.

.

— Что не так с городскими культурными мероприятиями?

— Не люблю обобщать. Тем более в нашей сфере мало что делается. Мы ведь про современную культуру говорим и социальные инновации. В целом плохо то, что они делаются по плановой системе. Надо провести мероприятия — их проводят. Мало кто думает: «А зачем? А чтобы что? А мне это нравится делать или нет?» Там есть план. Мне кажется, невозможно делать какой-то нормальный проект в нашей сфере в муниципальной структуре. Надо исходить из цели, а не из плана. Иногда мы не можем состыковаться с муниципальной организацией, потому что у нас разные взгляды. Я говорю — мы не можем это сделать вот так, а они — мы отчитываемся по цифрам, что ты такое говоришь, реальная жизнь — вот эта. А для меня реальная жизнь совсем не эта, а другая, и хорошо, когда она совпадает с циферками, но иногда может и не совпадать — ну извините. Там другое мышление, у него своя логика — у нас своя. Иногда ты не понимаешь их, они не понимают тебя. Но это не всегда так. И это не повод кричать, что кто-то из нас дурак. Просто надо всем постоянно расти.

Есть история, которую я рассказываю, когда меня в Питере или Москве спрашивают, как там в Челнах обстоят дела с современным искусством и культурой. Где-то в середине осени я просматривала ленту «ВКонтакте» и увидела, что кто-то сделал репост записи — не помню уже, откуда. Взгляд зацепился за фразу: «Первый фестиваль современного искусства в Набережных Челнах». Первая мысль: «Странно, мы ведь не раз уже проводили». А вторая мысль была очень позитивной, из разряда: «Не мы проводим — значит, есть жизнь в этом плане в городе!» Я начинаю читать — там говорится о том, что современное искусство может быть понятным и прочее. Я такая: вау! Читаю дальше и дохожу до программы мероприятия. И тут вижу: «Стихи Марины Цветаевой....» И тут я понимаю — вот оно. Меня это напугало, потому что... как можно этого не понимать? Вот как это было сделано? Наверное, кто-то сказал организаторам: «Что-то по современному искусству ничего не делается». Они такие: да, надо сделать. А что такое современное искусство? Может, кто-то какую-то статью прочитал; может, эта статья была старая или недалекая. И поэтому появилась Марина Цветаева и иже с ними.

Когда рассказываешь людям, которые делают в России крутые современные проекты, об этом — даже не надо объяснять, почему это смешно. А в нашем городе надо объяснять, почему это нелепо. Это отсутствие современного культурного контекста, отсутствие понимания в этой области, отсутствие насмотренности — какие сейчас тренды, что интересно, какие могут быть способы подачи. Зачастую используются старые, заезженные формы. Поэтому нас это тревожит, поэтому мы сами этим занимаемся. Наша область — скорее как пустошь.