33,9 млрд рублей заработало в 2017 году АО «Агросила» — плюс 12% по сравнению с 2016-м. Об этом вчера на традиционном ежегодном пресс-ланче сообщила генеральный директор компании Светлана БарсуковаФото: «БИЗНЕС Online»

ТРИ БИЧА «АГРОСИЛЫ»

33,9 млрд рублей заработало в 2017 году АО «Агросила» — плюс 12% по сравнению с 2016-м. Об этом вчера на традиционном ежегодном пресс-ланче сообщила генеральный директор компании Светлана Барсукова. Точные цифры по чистой прибыли, как отметили в компании, появятся к концу месяца. Курс холдинга на 2018 год, помимо обновления производственных мощностей, — это работа над внутренними ресурсами компании и над себестоимостью. Все это глава «Агросилы» связывает с известными событиями 2017-го — падением рынка мяса птицы, переизбытком сахара, молочным кризисом.

«Тенденция падения рынка мяса птицы обозначилась еще в конце 2016 года, и в 2017-м она себя ярко проявила», — констатировала Барсукова. Падение цен на мясо птицы относительно 2016 года — 18 процентов, поэтому теперь холдинг старается ориентироваться на экспорт и открывает для себя новые направления. Так, в марте на полках появятся сырокопченые колбасы от завода «Челны-Бройлер» под брендом «Сочные гаммы». Компания планирует ежедневно выпускать около 80 тонн такой колбасы.

Что касается сахара, падение цен на который началось в августе прошлого года (минус 15% на сахар и минус 30% на свеклу), то здесь «Агросила» находится в наиболее выгодном положении. Несмотря на то что компании удалось продать лишь 40% от 200 тыс. т произведенной продукции, положение, как считает гендиректор, некритичное: «Нам не удалось достичь того результата, на который мы рассчитывали именно в связи с тем, что рынок повел себя достаточно специфично и нетривиально. Такого не было никогда. Но с учетом того, что у меня есть склады для реализации песка, я могу отодвинуть продажу продуктов, которые произвожу». По ее словам, сейчас в сахарном союзе России обсуждают возможность ограничения ввоза сахара, чтобы защитить местного производителя. Сахар в Россию, к слову, завозится из Узбекистана, Беларуси и Казахстана. «Работа идет на уровне евроазиатской комиссии со странами СНГ, где можно напрямую договариваться с поставщиками сахарного песка из этих стран», — добавила руководитель холдинга.

Самый больной вопрос у сельхозпроизводителей сегодня это цены на молоко Самый больной вопрос у сельхозпроизводителей сегодня — это цены на молоко Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАРДИНАЛЬНО ЗАПРЕТ НА ВВОЗ МОЛОКА ИЗ БЕЛОРУССИИ СИТУАЦИЮ НЕ ИЗМЕНИТ»

Самый больной вопрос у сельхозпроизводителей сегодня — это цены на молоко. И если о «сахарной» и «птичьей» проблемах слышно не очень, то «молочная» с подачи президента РТ Рустама Минниханова доведена даже до премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. «Осенью 2017 года началось падение цен на сырое молоко и продолжается до настоящего времени, а с учетом того, что нас ждет большой сезон сырого молока летом, говорить о том, что стоимость на него будет стабилизирована или начнет расти, не приходится», — признала вчера Барсукова. Напомним, что если в 2016 году сырое молоко стоило порядка 35 рублей, то теперь — 26–27. В Татарстане эта цифра и того ниже — 21,7 рубля. По ее словам, больше всех пострадали именно фермерские хозяйства, потому как для них цена за литр и вовсе составляет от 14 до 17 рублей. «Это даже ниже себестоимости», — подчеркнула Барсукова.

К слову, 22 февраля Россельхознадзор объявил о том, что в РФ поступает небезопасная молочная продукция из Беларуси и, чтобы остановить этот поток, вводятся временные ограничения на поставки. Правда, потом это ограничение было перенесено на 6 марта — «по техническим причинам». Барсукова прокомментировала этот вопрос: «Давайте будем реалистами . Учитывая то, что запрет вводится с 6 марта, до этого времени сырье спокойно поступало в Россию, из чего мы можем сделать вывод, что созданы какие-то запасы этого сырья, которое может быть использовано производителями. Поэтому говорить о том, что это кардинально изменит ситуацию, я бы не стала. Если бы запрет был введен в августе прошлого года, то, возможно, было бы другое развитие ситуации».


Впрочем, Набережночелнинский молочный комбинат нашел выход из положения. Напомним, «Агросила» приобрела этот завод, который раньше входил в УК «Просто молоко», в июне прошлого года. «Мы рассматривали вопрос либо строительства мощностей по переработке молока, либо приобретение уже существующих, — рассказала Барсукова. — Если говорить о НМК, то он хорошо расположен в центре Закамской зоны, вокруг которой — все наши животноводческие хозяйства...Если говорить о том, где мы планировали строительство, то это была территория промышленной площадки „Заман“ Заинского района». По ее словам, пока что планов по приобретению новых производственных мощностей у холдинга нет. Сегодня объем переработки НМК — порядка 115 т в сутки, а производственная мощность — 230 тонн. По итогам 2018 года комбинат продал «молочки» на 600 млн рублей. Что касается инвестиций в модернизацию молочного комбината, то в 2018 году речь пойдет о 80 млн рублей, из которых 46 млн будет направлено на приобретение нового оборудования и 40 млн — на приобретение техники. На ремонт заводов уйдет еще около 300 млн рублей.

Так вот, чтобы выйти из «молочного кризиса» сухим, агрохолдинг начнет выпускать детское питание, а также халяльное и функциональное молоко. «Сейчас в пакете компании (имеется в виду молочное направлениеприм. ред.) порядка 100 позиций в трех видах упаковки — в основном это традиционные продукты. В этом году мы запускаем линейку молока „халяль“ — это уникальное предложение в России», — заявила заместитель генерального директора по продажам «Агросилы» Анастасия Доброхотова.

Чтобы выйти из «молочного кризиса» сухими, агрохолдинг начнет выпускать детское питание, а также халяльное и функциональное молоко Чтобы выйти из «молочного кризиса» сухим, агрохолдинг начнет выпускать детское питание, а также халяльное и функциональное молоко Фото: «БИЗНЕС Online»

К концу 2018 года компания закончит разработки по производству продукции детского питания и в 2019-м начнет ее внедрение. «Сейчас в разработке как бренд, так и линейка продукции для малышей с трех лет, — рассказала Доброхотова. — Этот рынок достаточно динамично растет в России, и пока не наблюдается такого процента конкуренции, как в остальных сегментах». По ее словам, у компании уже есть зарегистрированный бренд «Веселые зверята», который она и будет продвигать на рынке. Заметим, что сегодня в Татарстане детскую молочную продукцию под брендом «Обнимама» также производит Зеленодольский молочный комбинат. 

Доброхотова также пояснила, что направление функционального молока подразумевает линейку безлактозного молока на основе растительной составляющей, однако конкретно будущие продукты еще не определены. А вот выпуск сыров компания начинать не планирует. «Почему? Рынок очень насыщен сырами, можно долго спорить об их качестве, но насыщен. У нас очень много мягких сыров, плавленых и твердых. Лучше сделаем акцент на нишу, которая даст быструю отдачу», — объяснила политику агрохолдинга Барсукова, добавив, что качественные сыры не могут быть дешевыми.

Кроме того, компания планирует уместить все свое поголовье коров в новый комплекс. «У нас были планы по строительство нового молочного комплекса на единовременное содержание 4,5 тысяч голов. В настоящее время банки рассматривают наше предложение по строительству данного комплекса. Стоимость — это примерно 1,2 миллиарда. Это не увеличение голов, которые уже содержатся в агрохолдинге, а скорее реструктуризация», — заявила Барсукова. Сейчас, по ее словам, есть несколько небольших молочных комплексов, в которых содержатся от 300 до 400 голов.

 компания планирует уместить все свое поголовье коров в новый комплекс. «У нас были планы по строительство нового молочного комплекса на единовременное содержание 4,5 тыс. голов» Компания планирует уместить все свое поголовье коров в новый комплекс. «У нас были планы по строительство нового молочного комплекса на единовременное содержание 4,5 тысяч голов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗДОРОВЫЙ МИР» ПРИДЕТ В УФУ И КАЗАНЬ

Что касается развития розничной сети «Агросилы», то в ближайшее время, по словам Доброхотовой, в Казани и Уфе откроются новые магазины. Напомним, в конце 2017 года Барсукова заявила о ребрендинге сети магазинов «Челны-Бройлер» — вместо нее появится «Здоровый мир». Отметим, что сегодня работают 54 магазина под старым брендом, к концу года все они будут переименованы в «Здоровый мир». Общий объем инвестиций, по словам гендиректора, на эти цели составил около 48 млн рублей.

Вспомнили журналисты и несколько «старых» проектов «Агросилы». Например, в 2016 году стало известно о создании научно-селекционного центра по разработке генетического материала, используемого в птицеводстве, в который требовалось вложить порядка 7–8 млрд рублей. «Мы от этой мысли не отказались. На текущий момент мы ее отодвинули на более поздний период, поскольку ситуация на рынке складывается таким образом, что наука фундаментальна и она требует больших вложений. И, наверное, это должно быть все-таки частно-государственное партнерство», — ответила Барсукова на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Кроме того, в компании уточнили, что пока не идет речи о строительстве в 2018 году и птицекомплекса в селе Мусабай-завод Тукаевского района, который вызвал протесты местных жителей.

Зато активно, по словам Барсуковой, идет работа в рамках пищевого кластера, созданного в 2017 году. Сегодня в него, помимо предприятий «Агросилы», вошли КФУ, Ветеринарная академия и КНИТУ. «Мы работаем как в области научных разработок, которые у них есть, так и в области обучения кадров», — подчеркнула руководитель агрохолдинга. Так, в 2017-м компания выиграла совместный с КФУ грант по использованию биочара на основе птичьего помета.