Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, в шестой раз претендуя на пост президента РФ, пошел ва-банк: пытаясь заручиться голосами 11-миллионного тюркского населения страны, он заявил, что в России мог бы быть президент со знанием татарского и башкирского языков, для убедительности сопроводив свой спич фразой на турецком языке. Однако в Татарстане и других республиках есть тяжелый бэкграунд отношений с лидером ЛДПР и, по мнению экспертов, популистский ход не принесет ему новых голосов.
Владимир Жириновский: «Я попросил у них, чтобы все тюркоязычные народы мне отдали свой голос, им приятно, чтобы президент России говорил на их языке, такого еще никогда не было, всегда только русский язык, а я буду обращаться к ним и на татарском»
«НА ТАТАРСКОМ, БАШКИРСКОМ И ДРУГИХ ЯЗЫКАХ»
Владимир Жириновский неожиданно сделал реверанс в адрес избирателей-представителей тюркских народов РФ. Накануне в ходе теледебатов на Первом канале он заявил, что россиянам было бы интересно, если бы президент страны говорил не только на русском языке. Жириновский, участвующий в избирательной кампании на выборах президента России, имел в виду прежде всего себя — как известно, он владеет турецким языком.
«У нас есть тюркоязычные народы, им, наверное, было бы интересно, чтобы президент говорил не только на русском, но и татарском, башкирском и других языках», — сказал Жириновский. И произнес обращение на турецком языке (некоторые федеральные СМИ ошибочно приняли его за татарский), к избирателям. В переводе с турецкого цитата выглядит так: «Я обращаюсь к вам. В ближайшее время пройдут выборы первого лица страны. Отдайте ваши голоса за меня. Спасибо». «Я попросил у них, чтобы все тюркоязычные народы мне отдали свой голос, им приятно, чтобы президент России говорил на их языке, такого еще никогда не было, всегда только русский язык, а я буду обращаться к ним и на татарском», — сразу же прокомментировал Жириновский.
При этом лидер ЛДПР отметил, что придерживается своей прежней позиции: административное деление России должно строиться только по территориальному принципу, без национальных республик. Он в очередной подчеркнул, что обязательного изучения национальных языков в регионах России быть не должно, причем и иностранные языки тоже должны преподаваться факультативно.
Жириновский не впервые обращается к тюркским народам на их языках. В 2014 году, в разгар событий вокруг Крыма, он сказал несколько фраз на крымско-татарском языке в эфире телеканала «Россия-1». Правда, сами крымские татары отметили, что и в этом случае лидер ЛДПР говорил на турецком, с которым крымско-татарский очень схож.
Жириновский изучал турецкий язык в институте восточных языков при МГУ и по его окончании некоторое время работал в Турции переводчиком. По его собственному признанию, был там даже задержан полицией и на некоторое время посажен в тюремную камеру по подозрению в распространении коммунистической пропаганды. Кстати, в период конфликта России и Турции Жириновский призывал нанести ядерный удар этой стране: «Стамбул уничтожить очень легко: достаточно одну ядерную бомбу в пролив бросить — и его смоет. Это будет такое страшное наводнение, столб воды поднимется на 10–15 метров, и города не будет, а там 9 миллионов живут».
Попытка заинтересовать своим высказыванием российских тюрков выглядит довольно неуклюжей, но очевидно, что Жириновский рассчитывает привлечь голоса какой-то их части. Аудитория достаточно крупная — в общей сложности в РФ проживают около 11 млн представителей различных тюркских народов. Здесь нужно учитывать, что ситуация у Жириновского по-своему сложная. На этот раз на президентских выборах (они являются уже шестыми для лидера ЛДПР) нет никаких гарантий, что он сможет войти в тройку лидеров. Напомним, что максимальный результат ему удалось получить в 2008 году, когда он набрал 9,35% голосов россиян, уступив только Дмитрию Медведеву и Геннадию Зюганову. На выборах 2012 года ситуация была намного хуже: он набрал 6,21% голосов, пропустив вперед Владимира Путина, Геннадия Зюганова и даже Михаила Прохорова, который по сравнению с Жириновским являлся политиком-юниором. Нынешний отказ лидера коммунистов от участия в выборах — тревожный звонок и для политической карьеры 71-летнего создателя ЛДПР. По сути, по итогам нынешних выборов речь, скорее всего, идет об окончательном сходе со сцены политических динозавров образца 90-х, и Жириновский здесь главный кандидат на вылет из обоймы вечных кандидатов в президенты. Очевидно, по этой причине он еще активнее использует свой старый прием — ублажить любого избирателя, даже если недавно он сам же говорил прямо противоположные вещи.
«НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИКАКИХ БУРЯТИИ, ТАТАРСТАНА, БАШКИРИИ»
В Татарстане уже давно сложилось устойчивое общественное мнение о Жириновском. История скандальных отношений стартовала в начале 90-х годов, когда Жириновский заявил, что хочет выслать «татар и башкир в Монголию, где грязь и сифилис». Высказывание до сих пор гуляет по интернету с указанием, что оно опубликовано в одном из материалов «Независимой газеты». Сам Жириновский позже неоднократно опровергал эти слова, утверждая, что они были «скомпонованы» журналистом из нескольких его высказываний.
Первая публичная словесная стычка официальной Казани и лидера ЛДПР состоялась еще в 1994 году, когда президент РТ Минтимер Шаймиев вынужден был публично выступать с опровержением слов Жириновского о том, что он якобы с ним знаком и поддерживает связь. Такое высказывание enfant terrible российской политики сделал во время встречи со своими сторонниками в столице Татарстана. «М.Ш. Шаймиев считает, что команда В. Жириновского путем спекуляции на якобы имеющихся контактах с М.Ш. Шаймиевым выбрала беспроигрышный, на ее взгляд, способ попытаться завоевать доверие некоторых слоев населения Татарстана. Это заранее продуманный, но ложный ход с расчетом воспользоваться доверием народа к своему президенту, подчеркнул М.Ш. Шаймиев», — говорилось в августе 1994 года в сообщении казанского Кремля.
Жириновский регулярно высказывает свою позицию по всем ключевым вопросам, касающимся взаимоотношений Татарстана с федеральным центром и языковой политики в республике. Сейчас мало кто помнит, но еще задолго до конфликта вокруг обязательного преподавания татарского языка именно фракция ЛДПР начала педалировать этот вопрос. В 2012 году фракция ЛДПР в Госдуме заявила о нарушении федеральных стандартов преподавания русского языка в некоторых национальный регионах (в том числе в Татарстане). В российском парламенте по инициативе либерал-демократов рассматривался законопроект об отмене обязательного обучения детей государственным языкам республик. В прошлом году, в разгар конфликта в Татарстане, Жириновский сделал несколько резких высказываний, в частности, пытаясь провести параллели с ситуацией на Украине. «Вот в Киеве сегодня запрещают русский язык! Они одного поля ягода! На Украине запрещают, а в наших регионах отдельных заставляют учить местный национальный язык. Это путь к одному — выдавливанию русских в России из национальных регионов. Посмотрите статистику, и вы увидите — везде уменьшается количество русских в национальных регионах, особенно на Северном Кавказе», — заявил Жириновский.
Также в прошлом году он высказался против продления договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан. Жириновский заявил: «В этом году истекает срок договора о разграничении полномочий между Татарией и федеральным центром, в июле. Надеемся, что больше он продлеваться не будет. Единая страна — и никаких договоров по распределению каких-то там полномочий. Все полномочия заложены в Конституции страны».
Жириновский постоянно высказывается по поводу нынешнего административного устройства РФ, настаивая на том, что никаких национальных республик в стране быть не должно. В 2007 году в Бурятии он заявил, что в названиях субъектов должен отсутствовать национальный оттенок, а население России следует увеличить до 300 млн человек. «Не должно быть никаких Бурятии, Татарстана, Башкирии. Все мы граждане одной страны — России», — сказал он.
Таких скандальных заявлений было немало. Например, в 2011 году Жириновский предложил переименовать Татарстан в Казанский край, а Башкортостан — в Уфимский. «Если бы у нас не было республик, никто и никогда не употреблял бы слово „национальность“», — заявил политик, добавив, что, мол, такого национального устройства, как в России, нигде в мире больше нет.
В прошлом году он вновь вернулся к этой теме. „Была же Казанская губерния. Что, хуже, что ли, было? Когда национальное название, то мы определяем, что здесь живут люди этой национальности, что они — хозяева, что они как бы люди первого сорта, а все остальные здесь в гостях. Ведь что такое „Татарстан“? Страна татар! По-русски-то давайте переводить! Русским там не надо жить, что ли? Или чувашам? Мы предлагаем безобидное — географию. И потом, назовите мне страну, где было бы название национальное. В Индии все штаты называются, например, штат Бомбей (Мумбай), Калькутта, там живут сотни национальностей».
Жириновский не раз высказывался и по поводу переименования должности первого лица Татарстана. В декабре 2015 года, когда этот вопрос обсуждался особенно активно, он предложил называть президента РТ «башкан», как в Турции, или «хан». «Зачем чужое английское слово „президент“? Назовите „хан“! Это исконно татарское слово», — сказал Жириновский. Тогда же он снова высказался о названии и республики, призвав переименовать ее в Казанскую губернию или, на худой конец, Татарию, сославшись на то, что здесь проживает меньшая часть татар.
«ЭТО НАДО ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ, КТО «ОПУХ»
Чаще всего подобные скандальные выступления власти Татарстана не комментируют, хотя они бурно обсуждаются в республике, прежде всего в среде национальной интеллигенции. Однако на некоторые прямые выпады первые лица республики все же несколько раз реагировали.
Так, в 2014 году, когда Жириновский шел «паровозом» в партийном списке ЛДПР на выборах в Госсовет РТ, Шаймиев заявил следующее: «Сколько хотел Жириновский понравиться нам! Сейчас опять в Татарстане список своей партии возглавляет зачем-то. Но ведь слово не воробей: он сказал как-то, что всех татар надо отправить обратно в Монголию. Во-первых, он историю не ахти знает, во-вторых, если в порядке ответа, то такой партии не место в Татарстане. Мы разговаривали с ним, он спрашивал, почему в Татарстане ничего у него не получается. Я ему говорил: „А вы публично извинитесь“. Пока не слышно его извинений. Он допустил грубейшую и очень опасную политическую ошибку. Ведь это попытка дестабилизировать ситуацию. Цена мира и согласия очень высока, и мы знаем, какими усилиями это достигается».
После выборов президента Татарстана в 2015 году Жириновский вновь обрушился на Казань. Он объяснил высокий результат (94,4%) голосов за Рустама Минниханова подтасовкой и большими финансовыми вливаниями Москвы в экономику республики. «Распухла Казань. Живет как на свадьбе. Стадионы, инфраструктура и прочее! А рядом русские регионы подыхают. Дайте другим регионам столько денег, сколько Казани, и там 100 процентов на выборах у губернаторов будет!» — сказал Жириновский. На эти слова Минниханов ответил на церемонии вручения удостоверения президента РТ. «Владимир Вольфович — эмоциональный руководитель. И когда что-то не по его духу, он очень эмоционально высказывается, — сказал он. — Это не первый случай — когда-то он нас в Монголию отправлял, в другой раз обозвал татаро-монгольским игом. Он должен знать географию, мы живем в центральной части России. Здесь живет много национальностей, не только татары. Нельзя делить русских, живущих в другом месте, от русских в Татарстане. Другие русские чего-то не получили, а Казань „опухла“? Это надо посмотреть еще, кто „опух“».
«ТУРЕЦКИЙ ОН, ВИДИМО, ПОДЗАБЫЛ»
Предвыборный ход скандального политика прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».
Азат Ахунов — исламовед, доцент КФУ:
— Это популизм — с русскими он говорит: «Россия для русских, надо бороться и выгонять мигрантов». Кроме того, это попытка заигрывать с разными слоями населения и в первую очередь — с населением Татарстана. Речь не идет о Башкортостане, каких-то других тюркоязычных областях и народах. Он хочет получить голоса здесь — только это, и больше ничего. Татары — вторая по численности нация в стране, это большая часть избирателей. Он знает особое отношение к себе в Татарстане — после своих высказываний, по-моему, о том, что нужно татар изгнать в Монголию. В местной власти ему постоянно напоминают о том, что это его давнее высказывание не забыто, и здесь, в Татарстане, он никогда не наберет достаточное количество голосов. В этот раз таких заявлений не было со стороны властей, но он об этом помнит.
Жириновский говорил на турецком — он его, видимо, подзабыл, давно не разговаривал. Раньше, в молодости, он говорил по-турецки лучше. Что он хотел сказать, вообще никому не понятно из тюркоязычных народов. К тому же турецкий и татарский языки — это две большие разницы. Понятно, что, кроме всего прочего, он пытался тут еще и тему языка обыграть, что он станет президентом, который не будет запрещать языки — наоборот, будет их разрешать. Но это все предвыборные обещания, которые на самом деле за собой ничего не несут. Это работа на публику, работа за голоса избирателей.
А президент, конечно, не обязательно должен разговаривать на языках народов Российской Федерации. Он должен просто работать и стремиться к улучшению экономики страны, благосостояния населения. Это самое главное, а не языки, на которых он умеет разговаривать.
Фандас Сафиуллин — экс-депутат Госдумы РФ, полковник в отставке:
— Нам, татарам, все равно, на каких языках кандидат в президенты призывает к ликвидации национальных республик или на каком языке президент даст поручение об отмене дискриминационных ограничений школьно-языковых прав нерусских коренных народов. Нам, татарам, все равно, на каком языке президент осудит и потребует отменить языковое унижение татарского народа путем опущения школьного статуса татарского языка с обязательного предмета преподавания до уровня добровольного факультатива.
Но нам, татарам, не все равно, кто из кандидатов станет президентом. Наших голосов и нашего уважения удостоится лишь тот кандидат, кто, в свою очередь, одинаково, в равной степени, уважает все родные языки всех народов нашей многонациональной страны, кто готов отменить исключение национального компонента из государственного стандарта образования и запрет ЕГЭ на родном татарском языке обучения, кто готов восстановить национальные школы, вынужденно перешедшие на русский язык обучения, кто обеспечит и гарантирует равноправие родных языков.
Умные отреагируют на высказывания Жириновского по-умному, не очень умные могут и поддержать.
Дамир Исхаков — доктор исторических наук:
— Это предвыборный ход, чтобы привлечь голоса. Жириновский в свое время изучал турецкий язык — он довольно неплохо его знает и по-татарски немного может говорить, потому что языки близки. У него очень плохой имидж в Татарстане издавна — неоднократно по этому поводу писали, что он татар хотел сослать в Монголию. Поэтому, сколько бы он ни старался, голосов он не получит: татары не забыли, как он высказывался. Его подлинный взгляд вскрывают другие его слова — о том, что в России должен быть только один государственный язык. После этого с ним не о чем говорить национальным меньшинствам России — особенно коренным народам, таким как татары. Когда он вещает о том, что одного государственного языка достаточно, — фактически, он татарам как будущий глава государства не подходит. Вряд ли его слова на кого-то подействуют: Жириновский хорошо известен в татарском мире своим отрицательным отношением, поэтому на его удочку никто не клюнет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.