Всех гостей встречали в спортивном комплексе с символическим названием «Алина», построенном известной спортсменкой Алиной Кабаевой

«ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ КОМПЛЕКС ПОСТРОЕН АЛИНОЙ КАБАЕВОЙ, ВЫ ЗНАЕТЕ ЕЕ ВСЕ, НАВЕРНОЕ. ОНА НАША ЗЕМЛЯЧКА!»

Слова о талантливых фермерах-гармонистах, произнесенные в четверг во время дискуссионной площадки схода предпринимателей татарских сел, оказались пророческими. Один из делегатов взял с собой в дорогу в Алькеевский район гармонь, и весь путь нас сопровождали мелодии народных и не совсем мелодий. «Каждый третий фермер — гармонист, вы все талантливые люди», — сказал тогда представитель Актанышского района Булат Шайхразиев, приглашая тружеников села на фестиваль татарской гармони, который планируется провести в районе, возглавляемом экс-министром образования РТ Энгелем Фаттаховым, в июле этого года.

Настроение и среди фермеров царило праздничное. Так, дав пару указаний своим подопечным по телефону, фермер из далекой Сибири отрезал: «Все, давай, сам решай проблемы, поработай, не звони мне больше. Дай отдохнуть культурно». Порассуждали фермеры и о проблемах ведения сельскохозяйственного бизнеса на селе сегодня: низкие закупочные цены на производимую ими продукцию, растущая стоимость на ГСМ и запчастей, равнодушие государства к проблемам сельхозпроизводителей... Но, несмотря на все трудности, никто из крепких хозяйственников не жаловался, а один и вовсе философски заключил: «Я небогатый человек, но зато свободный: ни от кого не завишу, никому ничего не должен, кроме своих детей».

Александр Никошин Александр Никошин: «Вы сегодня увидите наши производства, и для себя каждый сделает определенные выводы, возьмет для себя что-то с пользой»

Так, под звуки баяна и легкие разговоры незаметно добрались и до одного из сельскохозяйственных лидеров республики... Здесь всех гостей встречали в спортивном комплексе с символическим названием «Алина». Назвали его так в честь олимпийской чемпионки... Нет, не Загитовой, Кабаевой. Как оказалось, комплекс является настоящей гордостью и одной из главных достопримечательностей Базарных Матак – районного центра Алькеевского района: построила его известная спортсменка и экс-депутат Госдумы РФ, отец которой Марат Кабаев — уроженец этих мест. «Этот прекрасный комплекс построен Алиной Кабаевой, вы знаете ее все, наверное. Она наша землячка, ее папа — выходец из нашей деревни Нижнее Алькеево. Мы вместе с ней открыли этот замечательный комплекс», — с нескрываемой гордостью хвалился перед гостями глава Александр Никошин. Поприветствовав гостей на татарском «Исәнмесез! Хәерле көн!», Никошин перешел на русский. «Вы сегодня увидите наши производства, и для себя каждый сделает определенные выводы, возьмет для себя что-то с пользой», — напутствовал гостей руководитель района.

После подкреплениями чаем с традиционной татарской выпечкой гости под звуки песни «Әлкием — минем язмышым, бишегем» на слова Наби Даули, разделившись на три группы по 250 человек, отправились знакомиться с передовым опытом ведения сельского хозяйства Алькеевского района. «Наш район в первой десятке в республике по производству товарного зерна и молока... Два основных крупных инвестора — „Красный Восток Агро“ братьев Ильшата и Айрата Хайруллиных и СХПК „Хузангаевский“»,  — переняли эстафетную палочку гиды. Отец братьев Хайруллиных — из этих краев.

Роберт Гадиев Начальник сельхозуправления Алькеевского района Роберт Гадиев

«ТАТАРСКИЕ ЛОШАДИ БОЛЕЕ ВЫНОСЛИВЫЕ, ОНИ И НА СНЕГУ ЛЕЖАТ»

Первым пунктом назначения оказалась семейная ферма Рамиля Гиматдинова в деревне Татарское Муллино. Поселение это оказалось небольшим, здесь всего 39 хозяйств, в которых проживают 95 человек, четверо из которых занимаются фермерством. В деревне построена новая мечеть. Уже отъезжая из населенного пункта, корреспондент «БИЗНЕС Online» заметила интересную вещь: на заднем дворе новой мечети на земле, как монумент, стоял минарет с полумесяцем от старой мечети. То ли не поднялась рука отправить старый минарет на мусорную свалку, то ли оставили в назидание следующим поколениям, однако это могло бы стать интересной туристической фишкой для этой маленькой деревни.

«Всего в Алькеевском районе 98 тысяч гектаров посевных площадей, остальные 40 КФХ работают на 4 тысячах гектаров, более 32 тысяч голов КРС, из них 12 тысяч — дойное стадо, 800 голов КРС приходятся на КФХ. 28 из них уже приняли участие в различных госпрограммах и получили в общей массе 52 миллиона рублей со времени начала программы поддержки сельскохозяйственного производителя», — встречал гостей начальник сельхозуправления Алькеевского района Роберт Гадиев. Но, несмотря на такое бодрое начало, оказалось, что проблемы здесь все те же, старые, как мир. «Основная проблема? — задумался над вопросом корреспондента „БИЗНЕС Online“ Гадиев. — Цена на молоко упала по сравнению с прошлым годом на 6 рублей. Выход какой? Только собственная переработка. Объединившись, организовать пути реализации своей продукции — в крупные сети зайти тяжело...» — заключил глава сельхозуправления района.

«Татарские лошади более выносливые, они и на снегу лежат, только если пойдет град, зайдут под крышу»

Следующим на пути нашего следования оказалось КФХ Фаниса Бакирова в селе Татарское Ахметьево. Бакиров, как оказалось, занимается разведением лошадей старо-татарской породы. В 2017 году его семейная ферма вошла в сотню самых успешно работающих предпринимателей Республики Татарстан. Лошади Бакировым были приобретены в Башкортостане. Это на сходе предпринимателей татарских сел широко обсуждали в прошлом году. Сегодня у Бакирова 265 лошадей старо-татарской породы. «Было более 300, часть продали. Лошадей привезли из Башкортостана. Вот, дожив до 45 лет, я встретил своего приемного отца, — указывает хозяин на крупного фермера из Башкортостана, который одним из первых взялся за возрождение и разведение татарской породы лошадей, Хасана Идиатуллина. — Он мне как отец, консультирует каждый день, поверил мне, дал первых лошадей в долг». «Конечно, поверил. Во-первых, ты татарин, во-вторых, у тебя все руки в трудовых мозолях, в-третьих, от тебя фермой пахнет», — под общий смех собравшихся отшутился Идиатуллин. Разведение лошадей Хасанов начал с получения гранта в размере 2 млн рублей.   

«Татарские лошади более выносливые, они и на снегу лежат, только если пойдет град, зайдут под крышу. И даже вкус мяса татарской породы лошадей отличается. Моя цель — это не казылык, не колбаса, не мясо, а увеличение поголовья, разведение татарской породы лошадей», — несмотря на организованную тут же дегустацию казылыка — колбасы из этих самых коней, говорит Бакиров. По его словам, сейчас фермер ждет результатов ДНК из Рязани для подтверждения чистокровности своего стада. К слову, для реализации конины у фермера есть свое торговое место в казанском агропромпарке.

Хасан Идиатуллин и Фанис Бакиров Хасан Идиатуллин и Фанис Бакиров

«ШАЙТАН ЕГО ЗНАЕТ. НАМ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ РАБОТА БЫЛА»

Третьим и последним пунктом назначения оказалось хозяйство трудолюбивых братьев Шайхутдиновых в селе Нижнее Алькеево — том самом, откуда родом отец чемпионки Кабаевой Марат Вазихович. Бизнес Шайхутдиновых начался 20 лет назад с продажи... галош. 10 лет назад братья занялись перевозками различной сельхозпродукции, открыли ремонтную базу, специализирующуюся на починке и реставрации тракторов, занимаются перевозкой молока, для чего приобрели специализированные цистерны. Последнее детище Шайхутдиновых — маслобойный завод: последние полгода хозяйство занимается производством и реализацией подсолнечного масла, изготовлением семенного корма. Специально для этого братьями было приобретено чешское оборудование на несколько десятков миллионов рублей, более того, установкой ее также занимались чешские специалисты. «Оборудование завода обошлось нам в 93 миллиона рублей, плюс 10 миллионов сам корпус», — окидывает хозяйским взглядом свое детище один из братьев Шайхутдиновых Дамир. Не обошлось и без кредитных средств, причем не льготных: «В грантах, программах не участвовали, все на свои средства — от продажи молока, производства бетона и прочее», — говорит бизнесмен.

Дамир Шайхутдинов Дамир Шайхутдинов: «В грантах, программах не участвовали, все на свои средства — от продажи молока, производства бетона и прочее»

Производство здесь безотходное: кожуру от семечек забирают кирпичные заводы, делают брикеты для обогрева, гранулированный жмых забирают другие фермеры в качестве комбикорма. Слова гида по заводу «экологически чистый, витаминизированный продукт, масло холодного отжима» подействовали магически: все ринулись покупать масло, только что вышедшее из-под пресса. Сами семечки здесь не выращивают, все сырье закупается. «Рафинации и фасовки пока нет, в планах... Своей земли нет, закупаем и перерабатываем... В день производят 18 тонн в сутки... На производстве задействованы 100 человек...» — отвечал на многочисленные вопросы фермеров Шайхутдинов.

Сами семечки здесь пока не выращивают, все сырье закупается

Секрет успеха, по словам главы хозяйства Дамира Шайхутдинова, — спать по 4 часа в сутки. Но внешнеполитические трудности не обошли и это хозяйство: «Кризис очень сильно отразился: все оборудование импортное, запчасти, фильтры, подорожало на 50–70 процентов. А работа та же самая», — говорит фермер. Далее он продолжает: «Потребительская корзина уменьшилась. На прошлой неделе я разговаривал с коммерческим директором „Звениговского“, у них 622 собственных магазина. Так вот он говорит, что в прошлом году средний чек был 350 рублей, а в этом — 250. Газ подорожал, свет, ЖКХ, бензин, продукты питания — все подорожало, а зарплата осталась такой же, поэтому избыток молока, дефицита нет. Масло в избытке, вся сельхозпродукция в избытке, поэтому падает ее закупочная цена, а страдает сельское хозяйство. Наши затраты остались на том же уровне, затраты большие. Чтобы нам все это сейчас отбить, нужно работать и работать». «Сколько?» — спрашивает один из делегатов. «Шайтан его знает. Нам главное, чтобы работа была», — не унывает предприниматель.

Чистота и европейский уровень завода настолько поражает, что тут же делегат из Тюмени Фарит Курманов поинтересовался: возможно ли привозить на завод по производству подсолнечного масла туристов из Сибири?

Для маслобойного завода было приобретено чешское оборудование на несколько десятков миллионов рублей

«ЕСЛИ БЫ ХОТЬ ЧЕТВЕРТЬ ТЕХ ДЕНЕГ, ЧТО УШЛИ НА КАЗАНЬ, ДАЛИ НАМ, НАШИ ДЕРЕВНИ ЗАПОЛНИЛИСЬ БЫ ДЕТСКИМИ САДАМИ...»

«У нас, конечно, такой поддержки нет. И таких семейных ферм у нас нет, потому что молодежь уезжает в города. Сельское хозяйство ведут те, кто начинал еще в 1990-е годы. Земель нет, все заросло. Сначала их раздали по паям, люди умерли, не успели оформить, и получить эти земли теперь можно только через суд. Руководство Татарстана по сравнению с нашим больше помогает», — делится своими впечатлениями фермер из Свердловской области Раис Мухамадьяров.

«Вчера замминистра сельского хозяйства рассказывал, что на одну дойную козу выделяется субсидия в 1 тысячу рублей. У вас такого нет?» — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online» еще у одного делегата — Василия Иванова из Марий Эл, в хозяйстве которого 100 дойных коз. «Н-е-е-е-т! Откуда? Взяв грант в 1,5 миллиона рублей, я буду обязан принять три человека на работу с заработной платой не менее 12 тысяч рублей в месяц. Получается, весь этот грант будет уходить только на зарплату, я буду вынужден либо платить им меньше либо совсем их не брать на работу. Лучше я сам все буду делать», — заключает фермер и добавляет, что тех, кто взял однажды грант, сейчас терроризирует прокуратура. «В течение 7 лет будут проверять», — добавляет он.

Василий Иванов Василий Иванов

Проблемы у фермера из соседней республики все те же: «У нас 100 дойных коз, к весне их численность увеличивается до 120, к лету хотим увеличить поголовье, а к следующей зиме построить еще одну ферму. В соседней деревне тоже есть козья ферма, у них 5 тысяч голов, хотят увеличить до 10 тысяч. Молоко мы сдаем им, но летом у них своего молока бывает много, наше они не берут. Нам приходится сдавать козье молоко по цене коровьего — за 15 рублей за литр. Вот я приехал сюда, чтобы найти покупателя, я знаю, что в Татарстане есть пара козьих ферм, — делится он своими чаяниями с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Вчера ваш замминистра сказал, что в Сабинском районе есть большая козья ферма, хочу познакомиться с ними. Вы их случайно не знаете?» — спрашивает Иванов у нашего корреспондента. «У меня есть несколько предложений вашему министерству, может, Татарстан построил бы завод по переработке козьего молока? Детям не рекомендуют пить коровье молоко, весь диатез оттуда, нужно пить козье. Именно поэтому наши соседи вносят инвестиции в размере 60 миллионов рублей и планируют построить завод по производству детского питания», — рассуждает он.

«Я 15–20 лет не был в Казани, город изменился до неузнаваемости. До такой степени красивый! Если бы хоть четверть денег, вложенных в развитие Казани, дали бы нам, наши деревни заполнились бы детскими садами, и молодежь не уезжала бы в города в поисках работы. Завтра, если будет возможность, я скажу об этом Минниханову», — продолжает наш собеседник на обратном пути в Базарные Матаки.

«КАЖДЫЙ ИЗ НАС СЛЫШАЛ ТО ПОСЛАНИЕ ПУТИНА, И ЭТО ГОРДОСТЬ! А КАКАЯ ГОРДОСТЬ — НАША ХОККЕЙНАЯ КОМАНДА...»

Завершилось турне по Алькеевскому району все в том же спортивном комплексе «Алина». Здесь гостей встречали богато накрытые столы, праздничный концерт и глава района. Речь последнего, впрочем, больше напоминала предвыборный агитационный спич. «Поддержка фермеров — это основа для развития села. Говорят, можно много раз слышать, но лучше один раз увидеть. Мы вам показали три хозяйства, а всего в районе 69 населенных пунктов, 35 тысяч голов КРС, в день надаиваем 140 тонн молока — это то, что дает крупный бизнес. 45 КФХ, 28 семейных ферм, за три года создали 56 мини-ферм... — вновь остановился на цифрах Никошин. — Все это невозможно без поддержки правительства республики. Сегодня не было бы всего этого, если бы министр и президент не оказали поддержку от 120 тысяч рублей на каждую мини-ферму. Благодаря этой поддержке многие стали строить свои мини-фермы, закупать поголовье, заниматься. К сожалению, есть населенные пункты, где осталось 10–15 домов, их нужно поддержать, это наша задача. Мы встречаемся с ними, объясняем, подсказываем, говорим, втягиваем его в эту программу. Многие не знают, что такое субсидия, и сомневаются, что деньги не нужно возвращать. Это многих удивляет. Мы сажаем их в машины, показываем, как живут и развиваются фермы, получившие эти субсидии, таким образом, сохраняем село. Благодаря Минниханову в республике работают 37 программ!»    

«Пользуясь случаем, хочу сказать, что не за горами 18 марта, призываю всех очень активно принять участие и сделать правильный вывод. Я думаю, мы с вами его сделаем. Мы видим те изменения, которые происходят в стране, мы видим сегодня международную обстановку, когда авторитет России растет с каждым днем. Каждый из нас слышал то послание Путина, и это гордость! А какая гордость наша хоккейная команда, как здорово, что мы стали чемпионами! Это тоже наше второе дыхание», — завершил свой пламенный спич глава района.

А между тем, среди фермеров царили совершенно другие предвыборные настроения: «Молоко в магазине сколько стоит?» — обратился к корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из фермеров уже на обратном пути. «60 рублей?» «А фермеры сдают за 15. Переработчик берет это молоко, добавляет туда воду и продает за 60 рублей. Он за счет только этой воды окупает эти 15 рублей, которые заплатил фермеру. Все все знают, все понимают, но ничего не делают, поэтому у нас все собираются голосовать за Грудинина», — практически шепотом заключил собеседник «БИЗНЕС Online».