... На форуме в Сочи Татарстан подписал свыше 15 соглашений, а вот сумму твердых контрактов Талия Минуллина (справа) сообщить не смогла по причине коммерческой тайны Фото: prav.tatarstan.ru

СОЧИНСКИЙ ФОРУМ: МЕМОРАНДУМЫ И УСЛЫШАННАЯ ПРОСЬБА О МОЛОКЕ

Сегодня на традиционном вторничном брифинге в кабмине РТ подвели итоги визита татарстанской делегации на российский инвестиционный форум в Сочи, который запомнится исторической сделкой по продаже Сергеем Галицким почти всей своей доли в «Магните» Банку ВТБ за 138 млрд рублей. По словам главы агентства инвестиционного развития (АИР) РТ Талии Минуллиной, в ходе двухдневной программы представители Татарстана подписали свыше 15 соглашений, большая часть из которых — это меморандумы о сотрудничестве, а вот сумму твердых контрактов в ходе брифинга глава АИРа сообщить не смогла по причине коммерческой тайны.

Любопытной оказалась сочинская встреча президента РТ Рустама Минниханова с генеральным директором «Метро Кэш энд Керри Россия» Джери Калмис, который вкратце рассказал о планах компании по расширению бизнеса в Татарстане. Подробности на брифинге раскрыла замминистра экономики РТ Наталья Таркаева.

Выяснилось, что в ходе встречи Калмис заявил о планах по открытию в Татарстане 150 франчайзинговых магазинов «Фасоль» в формате «у дома» к 2020 году. По данным компании, в республике работает 17 магазинов «Фасоль» (первый открыт четыре года назад), а сама фирма имеет в регионе три реализованных проекта: два торговых центра в Казани, один — в Набережных Челнах.

Согласно официальному сайту Metro, франчайзинговая программа «Фасоль» направлена на поддержку малого и среднего бизнеса — владельцев магазинов продуктов площадью от 50 до 150 кв. метров. Компания освобождает франчайзи от уплаты роялти и паушальных взносов, но требует от них соблюдения обязательств, связанных с ассортиментом: 600 артикулов различных товарных категорий, включая постоянный ассортимент товаров, должны быть под торговыми марками Mеtro. 

Остальная часть товаров приобретается клиентом на основе его свободного выбора. Среди требований к покупателям франшизы — ежемесячные закупки в магазинах Metro Cash&Carry на сумму от 400 тыс. рублей без НДС.

Франшиза «Фасоль» развивается в 38 городах России и разделена на три категории — магазины «у дома», «экспресс» (в местах с большой проходимостью — пешеходные переходы, вблизи торговых центов и метро), «АЗС» (магазины на заправочной станции). Стоимость открытия одного магазина по договору коммерческой субконцессии составляет от 700 тыс. до 7 млн рублей.

Также немецкий ретейлер намерен запустить в Казани первый в России торговый центр Metro компактного городского формата. ТЦ появится на участке 3,3 га по улице Патриса Лумумбы, в данное время ведутся проектно-изыскательские работы. Metro планирует развивать в РТ и собственный образовательный проект «Ресторанный ответ» по подготовке и переподготовке специалистов ресторанного бизнеса, а также проект по поддержке малого и среднего бизнеса в Татарстане.

Наше издание обратилось в Metro с запросом о том, чем компактный ТЦ городского формата отличается от существующих, а также о размере инвестиций в РТ в ближайшие годы и намерениях по захвату доли рынка за счет развития франчайзинговой сети, но на момент подготовки материала ответа не поступило.


«План открыть 150 магазинов в Татарстане за два года вполне осуществим. Если сравнивать с работой „Пятерочки“ или „Магнита“, то они тоже в последние два года открывали где-то 150–200 магазинов. Так что, на мой взгляд, такие планы реализуемы. Другой вопрос, что Metro планирует развивать все это через франчайзинг. Если сетка сама развивается, то у них есть финансовые мощности, есть поисковики, средства для ремонта, для покупки оборудования, в таком случае открытие происходит достаточно быстро. Вопрос: смогут ли они найти столько франшизодержателей, чтобы развить такую сеть по Татарстану? — рассуждает владелец казанской консалтинговой компании A-Development Мурат Ахмеров. — Я считаю, что для развития магазинов больше подойдет формат как у «Августины». Я имею в виду небольшие супермаркеты площадью 150–200 квадратных метров, где будет самое необходимое: вышел из дома и купил продукты первой необходимости. Этот рынок пока не полностью освоен. Да, „Пятерочка“ тоже заходит в новые жилые комплексы „у дома“, но не настолько активно, небольших форматов еще не хватает».

По подсчетам Ахмерова, открытие одного магазина Metro площадью 150–200 кв. м может стоить в районе 5 млн рублей, это касается и вложений в ремонт помещения и оборудование. «Если учитывать еще покупку продуктов, то, наверное, обойдется где-то до 10 миллионов рублей. То есть общие инвестиции могут быть до полутора миллиардов рублей», — говорит он.

Что касается открытия нового торгового центра в Казани компактного городского формата, то, скорее всего, по мнению эксперта, имеется в виду микрорайонный формат. «Если куплена земля площадью 3,3 гектара, то, учитывая, что пятно застройки где-то 50 процентов, сам торговый центр будет занимать 15–20 тысяч квадратных метров. Скорее всего, первый этаж будет продуктовым, а второй — магазины для обслуживания, зоомагазины, оптика, к примеру, — рассуждает Ахмеров. — Микрорайонные форматы тоже вполне востребованы сегодня. Взять хотя бы открытие магазина „Бахетле“ в Авиастроительном районе или в Дербышках, которые функционируют  вполне успешно. В целом месторасположение неплохое, тем более что на Патриса Лумумбы строится много новых жилых комплексов».


«РОСАТОМ» КООПЕРИРУЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КОМПОЗИТОВ ТРЕХ РЕГИОНОВ

Вернемся к сочинскому форуму. Напомним, что на минувшем форуме президент РТ на встрече главы правительства РФ Дмитрия Медведева с высшими должностными лицами субъектов попросил председателя правительства вмешаться в ситуацию с закупочными ценами на молоко. «Просьба наша была услышана», — сказала на брифинге Минуллина, отвечая на вопрос нашего издания, уточнив, что премьер-министр РФ поручил зампредседателя правительства РФ Аркадию Дворковичу продумать меры по разрешению этой ситуации.

На форуме было также подписано четырехстороннее соглашение между Татарстаном, UMATEX Group (предприятие госкорпорации «Росатом» и инициатор соглашения), Московской и Саратовской областями по созданию в РФ межрегионального промышленного кластера «Композиты без границ». «Речь идет о создании производственной цепочки полимерных композитных материалов — от сырья, волокон, полуфабрикатов до конечных продуктов, — объяснила „БИЗНЕС Online“ глава АИРа. — У нас есть „Татнефть-Пресскомпозит“, завод „ЗаряД“, „Завод стеклопластиковых труб“, ОКБ имени Симонова, вузы, „Химград“, „Алабуга“. Совсем скоро откроется завод „Алабуга-Волокно“ — и кластер откроет для нас рынок сбыта. Кроме того, соглашение подразумевает создание новых стандартов и сертификацию новых материалов».

Объединение предприятий на данный момент пока не имеет организационно-правовой формы. «Мы просто хотим скоординировать усилия», — заявила Минуллина, уточнив, что у «Росатома» есть перспективные разработки.

В целях межрегионального промышленного кластера стоит задача кратного увеличения российского рынка композитных материалов к 2025 году и снижение уровня зависимости от поставок импортного сырья. Об участии в проекте заявили более 20 предприятий отрасли композитов, пять вузов трех регионов. Участники кластера получат доступ к финансированию совместных проектов по 41 постановлению правительства РФ, которое позволяет возмещать до 50% затрат на создание производства и продукции в целях импортозамещения. В федеральном бюджете предусмотрено 2,6 млрд рублей на поддержку проектов участников промышленных кластеров на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов.

ЗАЧЕМ ПРЕЗИДЕНТУ РТ «ЗВОНЯТ И ПРОСЯТ КОГО-ТО КУДА-ТО ПЕРЕНАПРАВИТЬ»

Большой популярностью на форуме пользовался и положительный опыт республики в формировании качественных кадров, которые пользуются спросом в других регионах. Напомним, экс-министр экономики РТ Артем Здунов стал премьер-министром Дагестана, бывший замглавы исполкома Пестрецов Энвер Арпатлы назначен на пост вице-премьера Карачаево-Черкесии.

«Предложения о трудоустройстве поступают и мне, и моим коллегам, и в федеральный центр, и в другие регионы России, — рассказала Минуллина. — Последние года три точно. Предложения поступают и к президенту Татарстана, ему звонят и просят кого-то куда-то перенаправить».

А еще одним из самых острых вопросов в повестке секции федеральной ассоциации агентств инвестиционного развития на форме стало обсуждение причин потери инвесторов. С идеей обсудить эту тему выступило татарстанское агентство инвестиционного развития. «Понятно, что он происходит везде, — сказала Минуллина. — Тут надо смотреть, на каком этапе уходит инвестор. Если на этапе договоренности, то это один разговор, если проект не складывается экономически, то это другой момент. Другое дело, когда производство сворачивают и вообще уходят. На инвестиционные процессы влияют геополитические факторы».

Так, по словам главы АИР РТ, произошло с французской компанией Schneider Electric, которая в 2013 году свернула открытое в 2008 году производство в Татарстане и перенесла его в Екатеринбург. «Это в том числе была вина и агентства, которое я возглавляю, и я это признаю, — сказала Минуллина. — В чем дело? Где-то сломалась коммуникация... Они были резидентами частного Q-Park в Лаишевском районе, была поднята арендная плата, а это не входило в планы компании. Мы даже не знали, что эта проблема есть. Моя вина и вина моих сотрудников была в том, что мы должны быть постоянно на связи с инвесторами. В том случае нас поставили перед фактом вывезенного оборудования. Ошибки мы свои знаем и исправляем».

В середине 2017 года завод «Шнейдер Электрик Урал» прекратил свою работу и в Екатеринбурге, распределив оборудование по другим предприятиям России. Впрочем, в прошлом году Schneider Electric анонсировал открытие в Иннополисе научного центра.