Сегодня в правительстве Татарстана появился новый вице-премьер. Курировать социальный блок – образование, здравоохранение, культуру – здесь теперь будет помощница президента РТ Лейла Фазлеева (справа) Сегодня в правительстве Татарстана появился новый вице-премьер. Курировать социальный блок — образование, здравоохранение, культуру — теперь будет Лейла Фазлеева Фото: prav.tatarstan.ru

НАЗНАЧИЛИ ПОЧТИ ЕДИНОГЛАСНО

Сегодня в правительстве Татарстана появился новый вице-премьер. Курировать социальный блок — образование, здравоохранение, культуру — теперь будет помощница президента РТ Лейла Фазлеева. Ее кандидатуру на пост вице-премьера сегодня совершенно неожиданно внесли в повестку 35-го заседания Госсовета РТ. Параллельно на сайте правительства появился указ Рустама Минниханова о том, что вместо 8 заместителей действующий премьер-министр РТ Алексей Песошин может иметь 9 замов.

Назначение Фазлеевой вице-премьером стало вторым пунктом повестки заседания Госсовета и главным его событием. «Комитет Госсовета по социальной политике на своем заседании рассмотрел эту кандидатуру, предложенную президентом», — объявил спикер Фарид Мухаметшин. К слову, такого вопроса в официальной повестке комитета до утра не значилось, поэтому событие и стало сюрпризом.

Для представления нового вице-премьера на трибуну парламента поднялся сам Песошин. «Лейла Ринатовна на должности помощника президента курировала блок социальных вопросов, в том числе социальную защиту, трудовые отношения, здравоохранение, пенсионное обеспечение. Важную роль в ее трудовой деятельности сыграл многолетний опыт, приобретенный на ответственных должностях муниципальной службы», — сказал он. Песошин напомнил ее трудовые вехи и подвел черту. «За время работы она зарекомендовала себя как эффективный и грамотный руководитель и профессионал, человек активной жизненной позиции, который может добиваться поставленных целей и требуемых результатов», — рекомендовал премьер.

Он же в общих чертах обрисовал задачи Фазлеевой на новом посту. «Лейла Ринатовна на должности заместителя премьер-министра РТ будет вести блок социальных вопросов, координировать работу правительственных комиссий по вопросам функционирования социальной сферы и осуществлять взаимодействие с общественными организациями социальной направленности. Уверен, Лейла Ринатовна четко определит пути решения поставленных задач и как заместитель премьер-министра будет активно участвовать в их реализации», — заключил Песошин.

Вопросов к премьеру у депутатов не возникло. Кандидатура была утверждена чуть ли не единогласно: за был 81 депутат, против — не оказалось, воздержавшихся — трое.

Сама же новоиспеченный вице-премьер свое назначение никак не прокомментировала — она лишь ненадолго встала с места, слегка поклонившись депутатам в качестве приветствия и приняла поздравительные аплодисменты.


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА, ДИРЕКТОР И ЧИНОВНИЦА

Фазлеева станет уже четвертым «министром без портфеля» в правительстве Татарстана, как и Рустам Нигматуллин, Василь Шайхразиев и Шамиль Гафаров (у которого, впрочем, в подчинении правительственный аппарат). Судя по сказанному Песошиным, Фазлеева будет плотно курировать министерство образования и науки под руководством Рафиса Бурганова, минздрав с новоиспеченным главой Маратом Садыковым, минкультуры под руководством Айрата Сибгатуллина и минтруд Эльмиры Зариповой. Обращает на себя внимание, что двое из подведомственных министров — тоже недавно назначенные, так что смело можно говорить о перезагрузке социального блока, которая, кстати, возможно, еще и не закончилась. В случае с Бургановым возникает и любопытная коллизия: он, как и Фазлеева, имеет статус вице-премьера, поэтому о прямом подчинении вроде бы речи идти не может. Как пояснили нам в пресс-службе президента РТ, Лейла Ринатовна будет курировать межведомственные проекты, в том числе касающиеся образования.

Фазлеева — давний боец команды Песошина и его протеже. По образованию она педагог, выпускница КГУ по специальности «преподаватель русского языка и литературы». 7 лет она преподавала в казанской школе №126, затем стала директором 15-й школы. В 2007 году, едва став главой Советского района, Алексей Валерьевич заметил бойкую руководительницу, сделал ее своим заместителем. А в 2011 году, поднявшись на ступень руководителя исполкома, забрал к себе на Кремлевскую, где она вновь стала его заместителем по социальным вопросам. Стоит ли удивляться, что вскоре после того как в 2014 году Песошин стал первым вице-премьером, молодая чиновница тоже вышла на республиканский уровень. Фазлеева стала помощницей президента, где курировала фактически тот же знакомый круг вопросов. На этом посту она сменила заслуженную Татьяну Ларионову, которая совмещала свой пост с работой в фонде «Возрождение» Минтимера Шаймиева, а в 2014 году стала вице-спикером Госсовета РТ. Те, кто знают Фазлееву, отмечают ее энергичность, оптимизм, организаторские способности, коммуникабельность и обаяние, а также пройденную школу Универсиады. Ее трудно назвать идеологом изменений и реформатором, но как четкий и дисциплинированный исполнитель, умеющий, если надо, проявить жесткость, она незаменима. Вряд ли Фазлеева будет глубоко погружаться в вопросы, скажем, медицины — Песошину скорее нужно доверенное надзирающее око, а также человек, который возьмет на себя текучку.

Фазлеева станет второй женщиной в должности вице-премьера после всесильной леди Зили Валеевой
Фото: art16.ru

Фазлеева станет второй женщиной в должности вице-премьера после культурного куратора времен Минтимера Шаймиева — всесильной леди Зили Валеевой и составит компанию в правительстве Зариповой – единственной на данный момент женщиной в роли татарстанского министра. Отчасти назначение сглаживает этот явный дисбаланс, хотя не стоит забывать о руководителях агентств, госкомитетов и управлений — Талие Минуллиной, Ираде Аюповой, Альбине Шавалеевой и Ольге Редько, не говоря уже о помощницах президента — Наталии Фишман и Олесе Балтусовой. Также Лейле Ринатовне придется нести серьезный груз — она должна будет не просто курировать исполнительную власть, но и быть представительным лицом, олицетворяя женскую ипостась татарстанской власти.

Фазлеева составит компанию Эльмире Зариповой — единственной на данный момент женщиной в роли татарстанского министраФото: «БИЗНЕС Online»

«УЧИТЫВАЮТСЯ ГЕНДЕРНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОРЫ, ПОТОМУ ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО — ЭТО В ОПРЕДЕЛЕННОМ СМЫСЛЕ ЛИЦО РЕСПУБЛИКИ»

«БИЗНЕС Online» опросил деятелей культуры, здравоохранения и образования, рады ли они назначению Лейлы Ринатовны и чего ждут от нее в роли вице-премьера.

Айгуль Горнышева — директор Театра юного зрителя Казани:

— Я знаю, что этот человек очень ответственный и инициативный. Досконально прорабатывает все вопросы, с головой погружается в дело. Фазлеева по-хорошему дотошная. Формальный подход — это не про нее. Она нетрадиционный и нестандартный чиновник. У нее опыт работы во многих сферах, в том числе образования и культуры. Каждое дело делает как свое и болеет за него сердцем.

Не все до конца знают все те проекты, которым Лейла Ринатовна дала жизнь. Например, она инициатор и мама социального проекта «Возьмемся за руки, друзья», где основными участниками являются особенные дети. При ее участии мы делали такие проекты, как «Литературные дворики» и «Поющая Казань». Она умеет работать с людьми и слышать их проблемы.

Я очень рада и хочу пожелать ей сил и времени. К сожалению, у всех 24 часа в сутках. В меня, как директора ТЮЗа, ее назначение вселяет надежды, что наш театр по-другому зазвучит, поднимется на новый уровень и вернет былую славу.

Ильгиз Фахриев — бывший спортивный директор ФК «Рубин», бывший председатель спорткомитета Казани:

— Мне всегда было очень комфортно с ней работать, потому что это профессионал. Я тогда работал председателем комитета, и у нее никогда не было никаких тайн в этой области физкультуры и спорта. Она прошла путь от учительницы до замруководителя исполкома. Она полностью компетентна во всех этих вопросах. В этом отношении с ней всегда было легко, она понимала, по земле ходила и все это знает, поэтому все наши начинания и инициативы полностью поддерживала.

Фазлеева все ступени прошла, всё знает, всю работу и структуру. Деловые качества ее внушают восхищение. Если она даже где-то и не уверена — послушает специалистов, профессионалов и примет взвешенное решение. То есть нет такого, когда ей что-то не понравилось — и все на этом. Этого не будет. По человеческим качества она очень общительна, с ней очень комфортно. Всегда очень переживает за свою работу, у нее чувство ответственности на очень высоком уровне. Для нее всегда на первом месте стоит человек, а потом работа.

Юрий Прохоров — председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки РФ:

— Она хороший человек. Постоянно помогала нам в решении различных проблем. Я доволен ее карьерным ростом. Я считаю, что для нас, для образования, это хороший выбор. Фазлеева знает образование, проблемы знает. Я надеюсь на дальнейшее сотрудничество с ней. Она сама вышла из учителей, была директором школы, прошла все стадии образования, так что досконально знает систему общего образования. Как человек она доступный и общительный, этому нужно отдать должное.

Павел Шмаков — директор школы «СОлНце»:

— Фазлеева — хороший чиновник. Человек, который детей не видит, а видит только бумаги — с ними она работает хорошо. Мы с ней неоднократно сталкивались. Она принципиально возражала, чтобы нам строили новое здание. Она была сторонником закрытия школы «СОлНце». Она считала, что нужно действовать цивилизованным путем: здание построить и только потом открыть школу. Мы сделали по-другому. Она сторонник формальных, бездушных решений, при всем при этом она действительно хороший чиновник. С бумагами работает качественно, не голословно что-то делает, а обдуманно. Очень умна, но  разговаривает жестко.

То, что она будет на образовании, это грустно. У нас в течение многих лет был Энгель Фаттахов: с одной стороны, это удивительно светлый человек, но с другой — не имел никакого отношения к образованию. Я считаю, что работу с детьми должен вести прежде всего светлый человек.

Сергей Сергеев — заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ, доктор политических наук:

— Правительство, видимо, после ухода Вафина нуждается в усилении социального блока. И достаточно давно ходили слухи, что Фазлеева переходит на работу в правительство. К тому же, видимо, работа представителей региональной элиты во многом, а последние перестановки это подтверждают, основана на принципе таких «вращающихся» дверей. То есть поработал в правительстве Татарстана, поработал в правительстве Дагестана, а потом еще куда-то. Вот поработал в аппарате президента, поработал в правительстве, и потом снова возвращается человек на какое-то место, если значительных проколов не было, как, например, у ангела-то... Энгеля Фаттахова, то возвращаются даже с некоторым повышением. Такая система круговой ротации внутри республики, а в некоторых случаях и расширенная не только на республику, но и на всю страну.

Надо учитывать также, что при комплектовании правительства учитываются в большей мере, чем при формировании администрации, различные гендерные факторы. Там в большей мере учитывается гендерный и этнический фактор, то есть должно быть определенное количество женщин, татар и русских. Потому что правительство — это в определенном смысле лицо республики. Видимо, это тоже учитывалось. А по поводу полезности Фазлеевой в правительстве нужно спросить непосредственно либо у нее самой, либо у ее прежнего начальства.

Что касается задач, которые теперь будут перед ней поставлены, то они как раз и будут связаны с произошедшими социальными потрясениями в республике. Нужно будет как-то продекларировать какие-то цели очень быстро накануне выборов президента, чтобы те или иные группы и слои активные на голосовании как-то морально стимулировать. То есть пенсионеры, бюджетники, женщины, матери и так далее. Да, тут и родители школьников, которых надо успокоить и сказать, что не будет возвращения прежней ситуации с татарским, что будет выдержана прежняя линия, что здравоохранение так или иначе будет улучшаться. Возможно, уже после выборов придется решать вопросы болезненные с пенсионной реформой. Тут очень ответственные задачи по каждому направлению. Вообще, знаете, формальное ли это назначение или деятельное, зависит от того, как она сможет себя сейчас поставить в исполнительной власти.

Андрей Тузиков — декан факультета промышленной политики и бизнес-администрирования, заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ-КХТИ, доктор социологических наук, профессор:

— Я считаю, что тут все достаточно очевидно. Речь идет о том, что у нас в стране сегодня применяется командный принцип в управлении. Естественно, что любой руководитель, будь он либо республиканского, всероссийского масштаба, всегда делает ставку на членов своей команды. А они в данном смысле — это те, кому руководитель доверяет, на кого он может положиться. Социальные вопросы сегодня играют крайне большое влияние в той повестке дня, которая диктует необходимость разработки соответствующих стратегий. Это жизнь людей, это очень чувствительная тема с точки зрения тех же каких-то предвыборных ситуаций.

Связано ли ее назначение с произошедшими кадровыми изменениями в министерстве образования, здравоохранения? Наверное, связано. Но я бы ваше внимание обратил несколько на иное. Стратегическое направление республики изложено в программе «Татарстан-2030». Там красной нитью проходит идея повышения качества жизни, как некоего императива. Качество жизни раскладывается в том числе и на доступность и качество образования, здравоохранения, то есть то, что сейчас называется социальным блоком. Это приобретает такое значимое политическое звучание. Если стратегия опирается именно на такие задачи и выдвигает их на первый план, то, конечно, руководство республики не может не уделять этим задачам первостепенное значение. И с экономической точки зрения это тоже значимо, потому что мы говорим, что человеческий капитал — это главный ресурс развития в XXI веке. А человеческий капитал должен быть здоровым, образованным, обладать энергией, определенными талантами, которые он превратит в экономический рост. Это экономический аспект, но есть еще и политический. Если ставится стратегическая задача обеспечить качество жизни и за счет этого развитие человеческого потенциала, то понятно, что руководство как бы несет за это ответственность. Цель заявлена, и она поставлена в политическую плоскость. Поэтому это назначение связано со многими причинами, в том числе и этими.