МАРКЕТИНГОВАЯ СЛУЖБА «РУБИНА» СОСТАВИЛА ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ БРЭНДА КЛУБА 

О перспективных планах развития брэнда казанского клуба, планируемых рекламных компаниях и о том, как привлечь искушенного болельщика на стадион, журналисту «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель отдела маркетинга ФК «Рубин» Иван Мешков. 

ПЕТИЦИЮ ПОДДЕРЖИВАЮ, НО… 

- Недавно болельщики «Рубина» выступили с петицией на имя президента Татарстана Рустама Минниханова, в которой просили главу республики обратить внимание на некоторые недочеты в футбольной инфраструктуре Казани. На ваш взгляд, насколько обоснованы претензии?  

- Видимо, это крик души болельщиков. Не стал бы никого осуждать, так как практически со всеми пунктами петиции я согласен. Другое дело, - высказано это все было немного по-детски. Что касается пунктов по стадиону, то обвинять стадион я бы не стал, так как и «Рубин», и Центральный - заложники системы: арена не принадлежит клубу, и руководство стадиона заведует делами, которыми должен заведовать «Рубин» и которыми по всему миру заведуют футбольные клубы . 

- На чем это конкретно отражается? 

- Да даже на той же самой рекламе. С 2006 по 2008 год никто не мог пожаловаться на недостаток футбольной рекламы в городе. Рекламная компания была очень качественная, у нас был серьезный прирост по посещаемости, мы дошли до восемнадцати тысяч средней посещаемости и были одними из лидеров в лиге, при том, что «Рубин» в 2006 году занимал пятое место и еще не был чемпионом. А в 2009-м, несмотря на возвращение Алехандро Домингеса и то, что хороший футбол сочетался с чемпионским званием, интерес зрителя, как это ни парадоксально, упал. Потому что рекламную компанию стал вести стадион. Обвинять их глупо, так как у них совершенно конкретная задача – получить прибыль с продажи билетов. На рекламу они готовы потратить лишь определенный процент от этой прибыли, долгоиграющих планов у них нет. И это понятно, но нельзя забывать социальный аспект футбола, - в России футбол еще пока не совсем бизнес. И поэтому задача клуба - не сиюминутно разрекламировать матч и продать билеты, а расположить к себе болельщика, создать положительный имидж. Поэтому очень жаль, что рекламные компании оборвались. В свое время мы делали такие проекты, которые участвовали в международных фестивалях рекламы и по итогам года входили в призовые тройки, причем, по сравнению с конкурентами, с достаточно небольшим бюджетом. 

 

НУЖЕН КУРС НА ЕВРОПУ 

- Каковы были его цифры? 

- Сейчас точно не вспомню, но сегодня на рекламную компанию, длиной в стандартный футбольный сезон, необходимо потратить порядка одного миллиона долларов. Причем в эту сумму войдет не только реклама в СМИ, наружная реклама, но и различные шоу на стадионах, сезонные акции, турниры для фанатов и прочее. А для Центрального стадиона эта сумма слишком большая. Эти деньги не должны уходить в пустоту, а должны давать отдачу в виде проданных абонементов и билетов. А с этим у нас проблема. Прежде всего, из-за того, что мы начинаем продавать последними в лиге. Необходимо начинать продажу в декабре, на волне Лиги чемпионов, а в Казани начинают продавать накануне старта чемпионата, когда остальные клубы уже закрывают продажи абонементов. А при условии затрат на рекламу в один миллион долларов, можно продать абонементов на пять миллионов, как в принципе везде в Европе и происходит. И к этому надо стремиться. А на сегодня продано всего около тысячи абонементов. 

- Но ведь проблема не только в этом. Чтобы покупали билеты, нужны условия… 

- Несомненно! Кроме налаженной программы продажи абонементов нужны и условия, а условия на стадионе, которому исполнилось пятьдесят лет, – минимальные. Даже с учетом реконструкции, которая была проведена, мягко говоря, не лучшим образом, есть множество проблем. Например, необходимы более вместительные турникеты, потому как люди крупного телосложения через те турникеты, которые сейчас существуют, пройти не в состоянии. Еще одна болячка - туалеты, это просто беда. Здесь можно решить проблему за счет предстадионной территории, поставив на ней биотуалеты, плюс просто необходимо расширять двери в туалетах на самом стадионе. Опять же женские и мужские туалеты - они идентичны. Это неправильно при статистических показателях посетителей стадиона 80 процентов - мужчины и 20 процентов - женщины. Повторюсь, что необходимо занять предстадионную территорию, как это делают другие клубы, например  «Твенте». Энсхеде - небольшой городок. Когда я туда приехал, и шел из отеля до супермаркета пешком тридцать минут, то не встретил ни одного человека. Откуда они все взялись в день матча, когда был забит битком весь стадион, мне непонятно. И вокруг стадиона было все забито палатками с атрибутикой, едой, и все это выглядело пристойно и приятно. В Казани такого нет. А ведь можно оцепить территорию у стадиона, сделать еще один рубеж контроля, что, кстати, повысит безопасность на стадионе, а у самой Ярмарочной площади устроить настоящий предфутбольный праздник, футбольные конкурсы, раскрашивание лиц в цвета команды, поставить фут-корты… 


ХОД-ДОГИ ОТ «РУБИНА»
 

- Насколько мне известно, эта идея была включена в маркетинговый-проект, который разработала служба маркетинга «Рубина». 

- Да, это проект, который разрабатывал отдел маркетинга «Рубина» под названием «Рубин – фудс». Он представляет из себя следующее, - оборудованные фургончики, в которых продают болельщикам еду, две-три позиции - ход-доги, чай, кофе…. Это может стать и информационным поводом, например, можно договориться с одним из мясокомбинатов об изготовлении эксклюзивного сорта сосисок, секрет которого не будет раскрыт никому и который будет продаваться только на стадионе под названием, например, «Рубин-дог», - и сделать его непременным атрибутом посещения матча. Плюс можно было бы договориться с сетью «Бэхетле», чтобы их знаменитые треугольники продавали на стадионе во время матчей. 

СХОДИЛ НА МАТЧ? СХОДИ В КИНО! 

- Какие еще линии существуют в PR-проекте? 

- Работа была проведена огромная, направлений в нем множество, например, это программа лояльности. Клуб заключил договор с компанией «Норбит», которая внедряет CRM-системы, в нашем случае FRM-системы, – по управлению работы с болельщиками, и является компонентом комплексной информационной системы спортивного клуба. Подобные системы используют практически все клубы английской футбольной премьер-лиги, включая «Манчестер Юнайтед», «Арсенал», «Челси», «Ливерпуль», «Манчестер Сити». Компания проводит интеграцию официального сайта, с перспективой, что у каждого зарегистрированного болельщика будет свой личный кабинет, они смогут получать информацию обо всех новостях клуба плюс получать дополнительные льготы. Будут созданы карты болельщиков, такая карта будет являться и абонементом, и одновременно предоставлять скидки в фирменных магазинах. То есть пришел болельщик на матч, вставил карту, ему зачислились определенные баллы, то же самое и на выездной игре, а по окончанию сезона он сможет поменять эти баллы на комплект атрибутики или оплатить ими часть стоимости абонемента на следующий сезон. К тому же мы организуем партнерский проект с кинотеатром «Магия кино», там уже сейчас оборудован стилизованный зал 3D, который называется «Рубин». Набрав определенное количество баллов, болельщик сможет сходить посмотреть фильм. 

- Кроме работы с фанатами, как планируете призвать народ на стадион? 

- Вариантов море. Можно работать со студенческой футбольной лигой, и в целом со школами и вузами, где хотелось бы установить мобильные электронные точки по продаже абонементов, а специалисты отдела по работе с болельщиками разъясняли бы молодежи, как правильно и красиво болеть за команду. Еще одной фишкой, которая работает уже сейчас, является «Рубин ТВ» - интернет-канал, который вещает двадцать четыре часа в сутки с ежедневными обновлениями, единственная проблема - нехватка материала. Но есть интересная идея, я ездил в Москву, встречался с генеральным продюсером спортивных каналов Сергеем Чуковским, с ним у нас состоялся разговор о том, чтобы «Рубин ТВ» перевести на кабель, НТВ плюс согласно продать региональным телеканалам право на трансляцию домашних и выездных матчей команды. Какие у нас есть каналы, транслирующие спорт? ТНВ? Это спутниковый телеканал, НТВ не хотят с ними работать, да и ТНВ особого желания транслировать матчи не испытывает, в результате, болельщик не может смотреть матчи по ТВ. В случае, если бы «Рубин ТВ» дали кнопку на кабеле, НТВ плюс с удовольствие пойдет на сотрудничество, даст картинку в прямом эфире, на весьма льготных условиях 

ПЛОДЫ БУДУТ, ГЛАВНОЕ НЕ БОЯТЬСЯ 

- Реализуя эту программу, сколько «Рубин» сможет на ней заработать? 

- Сложно сказать, сколько точно эта программа принесет денег в скором будущем, но она сто процентов принесет довольного болельщика, система встанет на рельсы - и окупится с лихвой. Довольный болельщик пойдет на стадион, соберем их, сделаем условия, чтобы болельщик получал удовольствие от похода на стадион, можно будет начать повышать средний чек. Если начать с того, что средний чек - пятьдесят рублей, то здесь простая арифметика. Если мы, благодаря программе, добиваемся посещения двадцати тысяч человек, умножаем на пятьдесят, получаем миллион с игры, причем, пятьдесят рублей - это мизер. Подними чек до пятисот рублей, это уже десять миллионов. А ведь мы планируем в будущем заполнять арену в сорок пять тысяч. Главное сейчас - не бояться и провести эту работу. Со своей стороны мы работу сделали, теперь слово за попечительским советом, потому как бюджет клуба определен, но какой-то конкретики по деньгам на маркетинг клуба до сих пор нет, а между тем сезон уже стартовал. 

Тимур Гайнутдинов