«Мы знаем, на чем сконцентрировать усилия. Прежде всего — на создании стабильных и предсказуемых правил игры для бизнеса, на росте инвестиций, на дальнейшем улучшении бизнес-климата».

Дмитрий Медведев

Главным бизнес-событием недели в России, безусловно, стала сенсационная сделка, по итогам которой основатель «Магнита» уступил за 138 млрд рублей 29,1% акций торговой сети Главным бизнес-событием недели в России, безусловно, стала сенсационная сделка, по итогам которой основатель «Магнита» уступил за 138 млрд рублей 29,1% акций торговой сети Фото: «БИЗНЕС Online»

«МАГАЗИНЫ НИЗКИХ ТАРИФОВ»

Прошедший на минувшей неделе в приморском городе Сочи инвестиционный форум оказался, как обычно, мероприятием сугубо протокольным. Много речей за все хорошее и против всего плохого, солидные цифры объемов заключенных контрактов – настолько солидные, что становится очевидной долгая проработка этих цифр еще до самого форума. Был, однако, среди этих контрактов один, относительно которого такой уверенности почему-то нет. Да, речь идет о продаже госбанку ВТБ ключевого пакета акций торговой сети «Магнит» – 29,1%, которыми владел основатель сети Сергей Галицкий (Арутюнян). Слово «ключевой» использовано не просто так – у сети нет главного акционера, который имеет контрольный пакет, Галицкий был мажоритарием при большом количестве миноритариев вокруг. Теперь таким мажоритарием станет ВТБ, самому же Галицкому остается доля в скромные 3%.

На первый взгляд, история «Магнита» выглядит как классическая success story – хоть вставляй в учебник в раздел «лучших практик» как очередной кейс. Собственно, почему бы и нет, ведь сеть «МАГазинов НИзких Тарифов» (название – результат конкурса среди топ-менеджеров) началась с нескольких небольших магазинчиков, изначально торговавших различной бытовой химией, которые были успешны, приносили прибыль, тем самым позволяли владельцу стабильно расширять бизнес, вести экспансию на новые территории, модернизировать торговый формат под запросы клиентуры – в общем, всячески развиваться. Особый интерес ситуации добавляло то, что сеть появилась на свет не в столице либо каком-то ином крупном городе, который служит естественным центром концентрации денег, но в сугубо региональном Краснодаре, хоть и стремительно растущем и богатеющем в последние годы. Экспансия, соответственно, тоже шла из Краснодара – сеть из городской стала региональной, после чего, успешно оседлав входящие денежные потоки нулевых годов, вышла на федеральный уровень.

Более того, экспансии придавалось очень большое значение: уже в 2007 году у «Магнита» было более 2 тыс. магазинов (правда, лишь часть из них подходила под категорию «супермаркет»), а 10 лет спустя их число выросло семикратно. Для сравнения: по состоянию на 2016 год у ближайшего конкурента по числу магазинов – сети Х5 Retail Group (бренды «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») – их немногим более 9 тыс., у следующей в списке сети «Дикси» – еще втрое меньше.


СЧАСТЬЕ ПРОДЛИЛОСЬ НЕДОЛГО

С фондовой точки зрения положение сети тоже было все эти годы вполне хорошим. Так, на биржу «Магнит» вышел в 2006 году, когда провел IPO и привлек инвестиции. Спрос на бумаги тогда превысил предложение втрое, а цена самих акций за 4 года с апреля 2006 года по апрель 2010 года выросла в 2,5 раза, и это при том, что сам индекс РТС за эти годы снизился на 6%. Напомню, что 2007 и 2008 годы были периодом бурного роста, который, однако, чуть позже обернулся жестоким крахом. Более того, эти годы не особо повлияли на объемы выручки сети – в 2008 и 2009 годах она показала рост на 41% и 27% соответственно, а в целом выручка ежегодно росла не менее чем на 20%.

Увы, счастье продлилось недолго, ситуация вскоре начала меняться. Так, в 2016 году довольно резко ухудшились финансовые показатели компании. Это отразилось на цене акций, которая заметно пошла вниз, достигнув локальной «ямы» в конце июня, – впрочем, к концу 2016 года более-менее восстановилась. Тем временем сам Галицкий понемногу избавлялся от своей доли акций: у него остался контрольный пакет по итогам IPO (вообще говоря, на IPO в 2006 году было выставлено только 18% акций), но в дальнейшем он его уменьшал. Контрольного пакета Галицкий лишился в 2011 году в результате допэмиссии акций, и его доля в уставном капитале компании установилась около 40%, постепенно снижаясь.

2017 год в этом смысле тоже не принес позитива, и это стало особенно заметно осенью, когда по итогам отчетности за III квартал оказалось, что результаты «Магнита» сильно уступают таковым у вышеупомянутого конкурента Х5 Retail Group. Выручка последнего, для сравнения, выросла тогда на 24,7%; выручка «Магнита» тоже подросла на 6,5%, но для «Магнита» это было замедлением по сравнению с показателями годовой давности. Более того, общая торговая площадь «Магнита» выросла год к году на 15,3% – соответственно, выручка на единицу рабочей площади (по сути, эффективность бизнеса как такового) фактически снизилась. Это привело к мощной распродаже акций, кроме того, в ноябре большой пакет акций продал сам Галицкий, но он использовал полученные деньги на выкуп акций из очередной допэмиссии – фактически, проведя своего рода «обратный выкуп» акций. Это несколько поддержало курс, но надолго этого импульса не хватило.

Вместе с тем говорить о том, что сеть была перед продажей в плохом состоянии, все же не стоит. Она была и остается прибыльной, кроме того, у «Магнита» относительно небольшой уровень задолженности, примерно равный EBITDA (доналоговая прибыль) за два года. Ухудшение финансовых показателей, падение цены акций – не те поводы, чтобы так оперативно избавляться от актива. Соответственно, эти соображения обуславливают то самое непонимание, с которым сообщение о сделке было встречено рынком. Кроме того, обращают на себя внимание еще и иные факторы, связанные со всей этой историей.

ВОПРОСЫ ВОЗНИКАЮТ ПРИ ВЗГЛЯДЕ НА ПОКУПАТЕЛЯ

Во-первых, решение о продаже Галицкому далось очень трудно в эмоциональном плане, что отметили присутствовавшие при этом наблюдатели. Кроме того, довольно сомнительно звучит объяснение сделки, которое дал Галицкий: мол, «инвесторы не совсем так видят будущее, как основатель». Какие, простите, инвесторы? Почти 63% акций сети свободно торгуются на рынке, регулярно меняя своих хозяев, более 31% принадлежит Галицкому, еще чуть менее 5% владеют американцы – фонд OppenheimerFunds Inc. По сути, Галицкий, обладая такой долей, пусть даже не являющейся контрольным пакетом, мог диктовать свою волю всем остальным акционерам.

Во-вторых, вопросы возникают при взгляде на покупателя. ВТБ – госбанк, бывший (теперь уже – бывший; впрочем, сделку еще должны одобрить антимонопольщики) миноритарий «Магнита» с долей 0,01%. Какое отношение банк имеет к сетевому ретейлу (кстати говоря, сюда же идет и вопрос сети «Лента», малой долей которой владеет ВТБ), к абсолютно непрофильному для него активу? Никакого, это совершенно разные бизнесы. Нет, я бы еще понял, если бы у нас в стране присутствовал государственный федеральный ретейлер, условная «Роспища», и долю «Магнита» покупал бы именно он, но это явно не тот случай.

В-третьих, настораживает цена покупки, она идет на 4% ниже рынка, в то время как обычно одна компания, покупающая другую (или часть ее), предлагает цену дороже рыночной. Кроме того, обращает на себя внимание объем в 29,1% – он, что характерно, меньше 30%, а при покупке такой или большей доли акций покупатель обязан, по закону, выставить предложение всем миноритариям о выкупе у них их доли. Соответственно, указанные 29,1% вполне могут быть способом обхода этого правила.

Подводя таким образом итоги, можно высказать предварительную гипотезу, что данная сделка является, если можно так выразиться, форсированной национализацией. Она же, в свою очередь, обусловлена может быть вообще чем угодно. И я совершенно не уверен, что она послужит тому самому «улучшению бизнес-климата», о котором в кулуарах форума в Сочи говорил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции