КИСЛЫЙ И ПЕЛЬМЕНЬ КАК УЧАСТНИКИ КРИМИНАЛЬНЫХ РАЗБОРОК НА МЕНДЕЛЕЕВА

Накануне Нижнекамский городской суд поставил точку в громком деле одной из самых крупных и наиболее агрессивных криминальных группировок 90-х. Суд вынес приговор 41-летнему Олегу Титову и 43-летнему Александру Кислякову за убийства трех человек, а также двух покушений на убийство во время передела сфер влияния в Нижнекамске на исходе века между влиятельными на тот момент ОПГ «Тридцатовские» и «Стрелковские». Два бойца «Тридцатовских» – Титов и Кисляков – свою вину признали только в двух убийствах участников конкурирующей с ними группировки. 

При этом на стадии следствия оба вину категорически отрицали. Судья Ленар Салахов, взвесив на чаше весов Фемиды все за и против, постановил Кислякову провести следующие 17 лет в колонии строгого режима, а Титову – 16 лет.

Мужчины во время оглашения приговора закрывали лица, опасаясь попасть в объективы камер. Титов, с надвинутой на глаза кепкой, все время прикрывал лицо исписанным от руки листом бумаги. Кисляков же не расставался с большой тетрадью, которую ни на минуту не отнимал от лица.  

Непосредственными участниками потасовки, которая изначально не предполагала никаких активных действий вроде пальбы, стали Титов (на фото) и Кисляков, известные тогда в криминальной среде как Пельмень и Кислый Непосредственными участниками потасовки, которая изначально не предполагала никаких активных действий вроде пальбы, стали Титов (на фото) и Кисляков, известные тогда в криминальной среде как Пельмень и Кислый Фото предоставлено МВД по РТ

«Стрелковские» и «Тридцатовские», бойцами которой и были двое молодых на тот момент парней (Кислякову было 23 года, а Титову, соответственно, 21 год), были структурами одной из влиятельнейших нижнекамских группировок «Татары». Эта ОПГ по дурной славе могла легко конкурировать с легендарными «Мамшовскими». По оперативной информации, в 1997 году между двумя филиалами «Татар» возник конфликт на «профессиональной» почве – не поделили вопрос крышевания одного из местных предпринимателей. Разрешить спор решили по модной тогда традиции на совместной «стрелке», которая состоялась 23 июня на пустыре на улице Менделеева. Непосредственными участниками потасовки, которая изначально не предполагала никаких активных действий вроде пальбы, стали как раз Титов и Кисляков, известные тогда в криминальной среде как Пельмень и Кислый. По сути, «стрелка» проходила на территории «Тридцатовских» – за спорткомплексом «Юность», где и тренировались бойцы группировки.

Привлечь Кислякова (на фото) и Титова к уголовной ответственности сразу не удалось – свидетели не стали давать какие-либо показания – боялись расправы от агрессивных «Тридцатовских» Привлечь Кислякова (на фото) и Титова к уголовной ответственности сразу не удалось, свидетели не стали давать какие-либо показания – боялись расправы от агрессивных «Тридцатовских» Фото предоставлено МВД по РТ

«Стрелковские» выставили 20 человек против пятерых «Тридцатовских». Изначально предполагался только разговор «старших», от чего «Тридцатовские» попросили их отойти в сторону. Как только отошли, то тут же их всех расстреляли, а потом безнаказанно уехали», – рассказал источник, знакомый с материалами уголовного дела. Результатом этой перестрелки стало убийство на месте двух участников «Стрелковских», еще двоих госпитализировали в ближайшую больницу с огнестрельными ранениями из пистолетов ТТ. Один из раненых смог чудесным образом сбежать из больницы с простреленной ногой. Оперативники задержать его по горячим следам не сумели.

Но через некоторое время сотрудники подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД Татарстана вышли на след нападавших. Почти сразу выяснилось, что стрелками были Титов и Кисляков. Однако привлечь их к уголовной ответственности сразу не удалось – свидетели не стали давать какие-либо показания – боялись расправы от агрессивных «Тридцатовских». А сами «Стрелковские», выступившие в этом деле потерпевшими, также воздержались от комментариев правоохранителям, так как сами были участниками преступного сообщества. По крайней мере, с простреленной ногой из больниц так просто никто не сбегает. Таким образом, перестрелка на улице Менделеева 23 июня была отложена в долгий ящик.

УБИЙСТВО КОММЕРСАНТА ИЩЕНКО КАК СЦЕНАРИЙ К «ВОРОШИЛОВСКОМУ СТРЕЛКУ»

Спустя два года «Тридцатовские» снова дали о себе знать – 9 августа 1999 года на своей даче в нижнекамском садовом обществе «Индустрия» в поселке Красный Ключ был убит 35-летний предприниматель Ищенко. Мужчина получил шесть выстрелов в упор. По версии следствия, убийство бизнесмена носило чисто заказной характер.

«У этого предпринимателя была собака ротвейлер, с которой он никогда не расставался, – всегда брал своего верного пса в любую поездку. Загородная дача не стала исключением, – рассказал источник о некоторых деталях зверского убийства. – Когда оперативники приехали на место убийства, то нашли собаку запертой на замок в собственной конуре. А застрелили мужчину на глазах у жены и дочери. Они сейчас в Штаты перебрались и там живут. Оперативники до сих пор не могут разгадать загадку, почему закрыли собаку».

Во время судебного заседания установили, что Пельмень дал указание Кислому и его коллеге Радику Калимуллину расстрелять Ищенко, потому что тот поругался с «Тридцатовскими» и Титовым персонально. Источником конфликта стали похождения «Тридцатовских» в новогоднюю ночь с 1998 на 1999 год, когда несколько участников группировки изнасиловали падчерицу Ищенко. Та сразу же рассказала об инциденте отчиму, после чего он решил устроить самосуд над насильниками. Он взял пистолет и отправился в квартиру, где члены ОПГ праздновали Новый год. Предприниматель ранил двоих, после чего безнаказанно покинул квартиру. Потрепанные «Тридцатовские» потребовали у Ищенко 20 тыс. рублей в качестве компенсации за нападение на них. Предприниматель эти деньги им передал. Но, несмотря на это, участники группировки все равно решили от него избавиться.

Убийство Ищенко долгое время оставалось также нераскрытым. По этому эпизоду в отдельное производство выделено участие в убийстве Калимуллина. Тот в настоящий момент находится в федеральном розыске.

«ЗНАЛИ, ЧТО КИСЛЫЙ И ПЕЛЬМЕНЬ ПО ЛОКОТЬ В КРОВИ...»

Возбужденные уголовные дела сдвинулись с мертвой точки только после того, как МВД по Татарстану приступило к ликвидации ОПГ «Татары» в начале 2000-х годов. Уголовное дело в отношении членов преступного сообщества было возбуждено в мае 2003 года по ст. 209 («Бандитизм») и ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»). К делу прилагался также ряд еще нескольких тяжких и особо тяжких преступлений, которыми когда-то успели прославиться «Татары», а вместе с ними филиалы «Стрелковские» и «Тридцатовские». Во время массовой облавы у членов группировки изъяли гранатомет, ручной пулемет, 7 автоматов, 12 ружей и обрезов, 33 пистолета, гранаты и боезапас к стрелковому оружию.

Январь 2007 года, а следом и июль 2009 года стали для ОПГ «Татары» роковыми. Верховный суд Татарстана вынес обвинительные приговоры в отношении 35 участников преступного сообщества. В начале 2007 года были осуждены 29 человек, которых признали виновными в десятках преступлений, в том числе 13 убийствах. Последние оставшиеся в живых лидеры группировки «Татары» Ильдар Ахметов (Сухой) и ветеран афганской войны Александр Мирошниченко (Мирон) были на волоске от пожизненного, на чем настаивало обвинение, но ограничились лишением свободы на четверть века каждому. В числе осужденных был также лидер и идейный вдохновитель, пожалуй, самой многочисленной бригады «Тридцатовских» Семен Николаев (Семен) – бывший глава федерации бокса Нижнекамска. Он получил 17 лет колонии строгого режима.

Задержание Семена, который четыре года находился в федеральном розыске, и других лидеров «Татар» обезглавило криминальную гидру Нижнекамска.  

«Знали, что Кислый и Пельмень по локоть в крови. Но тогда не хватило чисто показаний, все боялись. Задача была главных головорезов закрыть. Чуть позже дошли руки и до этих», — отметил источник газеты.

Оперативники подразделения по БОП МВД по РТ при поддержке сотрудников СОБРа в сентябре 2016 года задержали последних «Тридцатовских» — Титова и Кислякова, не считая Калимуллина, который в розыске.

Ни Титов, ни Кисляков в момент задержания не находились в розыске. Брали их в Казани, куда мужчины перебрались из Нижнекамска на постоянное место жительства. Здесь мужчины остепенились. Оба семейные, имеют детей – у Титова взрослая дочь, а у Кислякова двое несовершеннолетних детей. Титов официально безработный, некогда окончил нижнекамский техникум. Кисляков госслужащий – работал в пожарной службе, имеет высшее образование, учился в нижнекамском филиале Московского гуманитарно-экономического института. Он в момент задержания как раз ехал на работу, его машину просто остановили. Титов находился дома. Двери выламывать не пришлось. Ни тот ни другой сопротивления не оказали. Задержание производили сотрудники ОБОП.

Уголовное дело расследовалось довольно быстро – в Нижнекамский суд материалы дела поступили в середине мая 2017 года. Суд признал вину обоих в совершении трех убийств доказанной и вынес обвинительный приговор.

Титов и Кисляков были из числа старших в группе «Тридцатовских». Структура выглядела так: лидер, приближенный к лидеру, группа старших и «молодые», которых насчитывалось более 30 человек. В задачи старших входило смотреть за «молодыми», собирать деньги в «общак», а также решать конфликты с участниками других группировок.

КРИМИНАЛЬНЫЙ НИЖНЕКАМСК

«Татары», ранее известные также как «Биши», «Пятаки» и «Татар-мафия», зародились в Нижнекамске еще в начале 80-х. В конце 80-х у молодой группировки появился первый лидер – Иван Стрелков (Стрелок) (основатель ветки «Стрелковские» – прим. ред.), который вывел своих подопечных на новый уровень, перейдя от драк к крышеванию кооператоров. В различные периоды времени численность группировки достигала 200 участников. «Вскоре „Пятаки“ переименовали себя в „Татар“ или „Татар-мафию“. Впрочем, с начала 90-х в милицейских сводках группировка „Татары“ стала фигурировать под названием ОПГ „Красный Ключ“. Правоохранительные органы считали кощунственным упоминание названия титульной нации в названии преступного формирования», — пишет «Прайм крайм».

Молодые «Татары» впервые погорели во время крышевания продавцов арбузов на местном рынке. Лидеры группировки Стрелков и Мирошниченко попали за решетку, после чего делами бригады на время отсидки Стрелка начал заниматься Равиль Тимершин (Пузырь). Именно с ним связывают первый раскол среди «Татар» — он сверг Стрелка и даже устроил на него неудачное покушение. В группировке при Пузыре стали образовываться многочисленнее мелкие бригады, промышлявшие вымогательством денег у коммерсантов и хищением продукции «Нижнекамскнефтехима» и Нижнекамскшины». В их числе была и самая многочисленная бригада «Тридцатовских», которой руководил Семен Николаев (Семен), стоявший у истоков «Татар».

Бригада «Тридцатовских» сама была образована в начале 90-х годов и получила свое название по микрорайону, где проживали основные ее участники. Под их контролем находились несколько коммерсантов на местном вещевом рынке, кроме этого они занимались продажей похищенных с «Нижнекамскшины» автомобильных покрышек. Вражда с бригадой Стрелка – «Стрелковскими» – была неотъемлемой составляющей жизни сторонников Николаева.

Тем временем «Татары» при Пузыре активно сотрудничали с другими республиканскими группировками – например, принимали участие в войне ОПС «Жилки» с ОПС «Драконом». В 90-е «Татары» процветали, пока на свободу не вышел обиженный Стрелок. Его взяли под свое крыло небезызвестные «Мамшовские», с помощью которых Стрелок пытался вернуть былое влияние на «Татар». В ответ Тимершин устроил охоту на Стрелкова и после неудачных попыток попросил киллера казанской «Жилки» убить Стрелка, что и было исполнено. После этого «Мамшовские» на время сдружились с «Татарами» для войны с «Аляшевскими» — третьей по могуществу в городе группировкой.

Эта война за сферы влияния привела к убийству Тимершина в 2001 году. Его место сначала занял самый старший Иван Шурликов (Дядя Ваня), а после его гибели через год – сразу трое, Мирошниченко, Ахметов и Олег Лазарев (Лазарь), которые весьма успешно справлялись с управлением группировки. После смерти Дяди Вани Николаев вывел своих «Тридцатовских» из состава «Татар», так как посчитал новых лидеров не авторитетными.

Вместе с тем через год на Ахметова было совершено покушение на почве конфликта с владельцем нижнекамского казино «Парадиз» Эдуардом Тагирьяновым. Его имя стало известно в начале нулевых после покушения и убийства гендиректора компании «КАМАЗ-Металлургия» Виктора Фабера, совершенного «тагирьяновскими». По некоторым данным, Тагирьянов входил в орбиту влияния «Мамшовских». В результате «Татары» организовали ответное покушение на легендарного Мамшова, но безуспешно. Собственно, после этого и началась зачистка «Татар».

Лидер «Тридцатовских» Семен, пока шла облава на его бывших коллег по цеху, следующие четыре года скрывался от органов, будучи в федеральном розыске. Но позже был все-таки задержан и осужден на 17 лет. По словам собеседников «БИЗНЕС Online», тот сидит на зоне как «правильный» арестант, пользуется авторитетом и имеет даже статус смотрящего за зоной. «Семен имел большой авторитет среди молодых в Нижнекамске. И спортсмены его уважали, и „бандосы“, – пояснил собеседник газеты. – До сих пор боксом занимается. И, похоже, в колонии его греют его бывшие подчиненные».

К слову, Семен всегда пользовался непререкаемым авторитетом в криминальном мире Нижнекамска. Например, даже когда был конфликт между «Тридцатовскими» и «Стрелковскими» в 1997 году, в городе между группировками был введен мораторий на стрельбу. «Установили смотрящие: „В городе не стреляем!“ А тут его бойцы четверых подстрелили на стрелке. Но он этот вопрос на городской сходке сумел тогда разрулить», — пояснил источник «БИЗНЕС Online».