В числе главных тем «делового понедельника» в исполкоме Казани стала тема обманутых дольщиков В числе главных тем делового понедельника в исполкоме Казани стали обманутые дольщики Фото: metshin.ru

О ДРОБЛЕНИИ ДОЛЬЩИКОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ТЕРРОРИЗМЕ

Сегодня в числе главных тем делового понедельника в исполкоме Казани стали обманутые дольщики. Напомним, неделю назад, обсуждая результаты 2017 года в сфере строительства, эту тему было решено оставить на потом — с тем, чтобы можно было вникнуть в детали. По словам первого замруководителя исполкома Казани по градостроительной политике Азата Нигматзянова, по итогам 2017 года в городе сдали пять проблемных домов и столько же жилых блоков дома №1 в жилом комплексе «МЧС» (ГК «Фон»).

Казань выруливает из второй волны обманутых дольщиков. В 2008 году в Казани было 75 проблемных объектов, и к 2014 году городу удалось решить вопросы по 69 из них. Казалось бы, еще чуть-чуть, но грянули «Фон» и «Свей»... В результате к концу 2015 года в Казани вновь насчитывалось 30 проблемных домов на 8,1 тыс. квартир. За два года удалось достроить 14 домов — это 3491 квартира, то есть «расшить» проблемы 43% обманутых дольщиков. 

«Это большая тяжелая работа, и в этом году процент будет расти, — сказал мэр Казани Ильсур Метшин, высказав надежду в этом году перейти за экватор решения проблем дольщиков. — Нет ни одного похожего объекта, везде работаем в ручном режиме».

За минувший год в эксплуатацию ввели 1,3 тыс. квартир в 6 домах. В городе на сегодняшний день два крупных проблемных застройщика — структуры ООО «Фирма Свей» и ГК «Фон». Проблемное жилье дольщиков в Казани составляет чуть больше 10% от общего числа строящегося жилья с привлечением дольщиков. В апреле прошлого года в квартале №71а ввели в эксплуатацию дом №5 на 427 квартир (застройщик — ООО «Фирма Свей»), в сентябре в ЖК «Солнечный город» (ГК «Фон») — блок-секция №4 на 136 квартир, в октябре — дом по ул. Четаева на 128 квартир (ЗАО «Вектр»). В декабре сданы два объекта: дом №1 в ЖК «Симфония» на 180 квартир и дом №3 в ЖК «Молодежный» на 112 квартир (оба ГК «Фон»). В течение года были сданы пять секций дома №1 в жилом комплексе «МЧС» (ГК «Фон»), обманутые дольщики получили ключи от 377 квартир.

За минувший год в эксплуатацию ввели 1,3 тыс. квартир в 6 домах Фото: metshin.ru

Интересный факт: после анализа интенсивности заселения сданных в прошлом году объектов выяснилось, что фактически въехали в свои квартиры или начали отделку квартир лишь 13,6% дольщиков. «Можно сделать вывод, что остальными собственниками квартир являются дольщики-инвесторы», — сказал Нигманзянов. По его мнению, большинство граждан использует сейчас только два инвестиционных инструмента — это банковский депозит и долевое строительство. «Высокая концентрация дольщиков-инвесторов в проблемных объектах основана на том, что застройщики вели рискованную ценовую политику, основанную на демпинге. Результат оказался отрицательным для обеих сторон. Застройщики потеряли бизнес и репутацию, инвесторы получили проблемы», — продолжал анализ замглавы исполкома.

В итоге поддержку получают нерадивые застройщики, которые вели рискованную ценовую политику в целях быстрого привлечения средств и вывода их из оборота.

«Данная тенденция может отрицательно сказаться и на здоровых застройщиках. У некоторых из них может возникнуть желание сорвать куш и ждать, что государство поможет им достроить дома», — считает Нигматзянов. Он предлагает законодательно разделить дольщиков на обманутых и дольщиков-инвесторов. Последние не брезгуют и «потребительским терроризмом», выискивая с помощью юристов отклонения в исполнении договорных обязательств и взыскивая сумму неустойки. Это ставит застройщиков в сложное положение и тормозит строительство объектов.

«У нас есть данные от правоохранительных органов о том, что есть дольщики, которые приобрели до 26 квартир! Разделение позволило бы организовать адресную помощь и быстрое решение проблем для действительно обманутых дольщиков и снизить спекулятивный интерес».


ПРИСТУПИТЬ К РАБОТАМ НА ВСЕХ ОБЪЕКТАХ НЕ ДАЕТ ДЕФИЦИТ СРЕДСТВ

А затем Нигматзянов перешел к оставшимся проблемным объектам. В Казани их 16, в них 4,6 тыс. квартир. Процесс достройки продолжается. В настоящее время к сдаче готовится жилой блок «Г» в доме №1 ЖК «МЧС» на 72 квартиры. Активные строительно-монтажные работы ведутся на четырех объектах: дом №5 в ЖК «МЧС» на 102 квартиры, блок «А» дома №2 в ЖК «МЧС», первый этап жилого дома по ул. Фучика на 132 квартиры (ЖК «Царицынский бугор», ГК «Фон»), дом №3 в ЖК «Симфония» на 180 квартир. Подготовка к возобновлению строительства ведется в ЖК «Молодежный» на домах №1 и №2 на 108 и 190 квартир соответственно.

В связи с отсутствием конкурсного управляющего вынужденно была приостановлена работа по объектам «Свея». Сейчас он найден, как и решение по возобновлению работ по дому №4 на ул. Четаева.

По дому №5 ЖК «Молодежный» («Фон») формируются источники финансирования. По дому №3 ЖК «МЧС» ведется подготовка проектной документации, которую затем в качестве типовой применят на доме №4. По дому №4 ЖК «Симфония» есть два варианта решения — жильцы могут объединиться в ЖСК по опыту дома №1, который достраивал «Бриз». Если этого не случится, то придется определять источники финансирования, но последний путь будет подольше.

В жилом доме по ул. Заслонова подготовлен реестр дольщиков, в соответствии с которым будет определяться объем свободных активов, начата разработка проектной документации.

Проблемное жилье дольщиков в Казани составляет чуть больше 10% от общего числа строящегося жилья с привлечением дольщиков
Фото: metshin.ru

По жилому дому №6 в квартале 71а, где вместо 9 построили 19 этажей, продолжаются судебные разбирательства.  В том же квартале — дом №3, возводившийся по поддельной проектной документации. Там найден проектировщик, готовый разработать проект с сохранением построенных конструкций. По дому на ул. Достоевского («Свей») и в квартале №68 ведется поиск источников финансирования.

«К сожалению, приступить к работам на всех объектах не представляется возможным из-за дефицита средств», — сказал Нигматзянов, назвав основной принцип: первыми завершаются объекты, на которые требуется минимальный объем инвестиций. 

Градоначальник также поручил правовому управлению проработать возможность ведения управлением капстроительства технического контроля строек в городе (что составляет до 1,7% от расходов во время стройки).

«Непонятно какие ООО „Рога и копыта“ получают эти лицензии. А когда мы приходим — не было экспертизы, технадзора, стройнадзора, — сказал Метшин. — Необходимо ввести единый стандарт по городу Казани. Я прошу подготовить необходимое предложение».

Нигматзянов с этим согласился и напомнил, что в минувшем году формирования подушки безопасности были внесены изменения, согласно которым в России создан компенсационный фонд, куда все застройщики, привлекающие средства граждан, обязаны перечислять 1,2% от суммы сделок. Обязанность отчисления распространяется на договоры, заключенные после 21 октября 2017 года. Предполагается, что фонд будет работать по аналогии с агентством по страхованию вкладов в банковском секторе. Но на компенсации можно рассчитывать только тем гражданам, которые имеют не более 120 кв. метров в одном объекте долевого строительства. И вдобавок при этом размер компенсации не может быть выше средней стоимости жилья в регионе. При этом не получат возмещения инвесторы-предприниматели, никаких компенсаций не предусмотрено и юридическим лицам: с точки зрения закона, это квалифицированные инвесторы, и их риски государство на себя не взяло. 

В связи с отсутствием конкурсного управляющего вынужденно была приостановлена работа по объектам «Свея». Сейчас он найден, как и решение по возобновлению работ по дому №4 на ул. Четаева Фото: metshin.ru

«ПОЛУЧИЛАСЬ КУБЫШКА, КУДА ДЕНЬГИ МОЖНО ВКЛАДЫВАТЬ, А ПОЛУЧИТЬ НЕВОЗМОЖНО»

Вместе с тем Нигматзянов выступил в защиту долевого строительства. Он напомнил, что до падения «Свея» и «Фона», в 2008 году, систему лицензирования строительных и проектных предприятий в России заменили на членство в саморегулируемых организациях.

«На заре создания СРО заявлялось, что их участники в ответе за действия каждого из своих членов и в целях компенсации возможного ущерба формируются фонды, пополняемые за счет членских взносов, — рассказал Нигматзянов. —  Планировалось, что застройщики и подрядчики в рамках саморегулирования будут нести ответственность за отрицательные поступки своих партнеров по СРО. То есть средства будут направляться на завершение проблемных объектов, устранение недостатков и так далее, а добросовестные члены затем будут самостоятельно требовать от нерадивых партнеров возмещения средств фонда. Но на деле получилась кубышка, куда деньги можно вкладывать, а получить практически невозможно. Пока СРО обороняли от нее строители, ключи к ней нашли другие».

По данным минстроя РФ, с 2008 года в фонды СРО собрали 100 млрд рублей, 40 млрд из них просто пропали в проблемных банках.

Нигматзянов предложил выступить с инициативой и извлечь из кубышек четырех работающих в РТ СРО 2,2 млрд рублей, которые никак не задействованы в стройке и просто лежат на депозитах в банках.

«Цифра внушительная, — согласился Метшин. — Надо инициировать! Давайте обсудим это с нашим министерством строительства, проведем круглый стол. Любой федеральный закон — это же не конституция страны. Надо, чтобы хоть какой-то процент от этой суммы участвовал в процессе. Мы тут по сусекам собираем крохи, чтобы достраивать, а тут 2,2 миллиарда лежат. Это решение не быстрое, но нужно инициировать такие вещи».


ОТКАЗ ОТ «ДОЛЕВКИ»: «ГОТОВЫ ЛИ БАНКИ КРЕДИТОВАТЬ ЗАСТРОЙЩИКОВ НА ТАКИЕ СУММЫ?»

Для предотвращения повтора ситуации с обманутыми дольщиками на федеральном уровне ужесточают условия привлечения средств населения: увеличены требования к размеру уставного капитала застройщиков, опыту работы, особое внимание уделено финансовой и налоговой дисциплине компаний-застройщиков.

«На мой взгляд, принятые меры являются очень жесткими. Некоторые застройщики были вынуждены отложить намеченные проекты и изменить форматы предприятий», — дал оценку новшеств Нигматзянов.

Тем более что в Казани механизм контроля «долевки» найден. По распоряжению президента республики контроль за строительством и вводом в эксплуатацию проблемных объектов долевого строительства возложено на управление капитального строительства Казани. Планируется, что это же управление на договорной основе будет осуществлять технический контроль и сопровождение всех объектов долевого строительства.

С опаской Нигматзянов относится и к отказу от схемы долевого участия в строительстве в пользу проектного финансирования с привлечением банков.

«Данный процесс планируется выполнить поэтапно в течение трех лет, — сказал Нигматзянов. — При этом возникает вопрос: куда денутся уже собранные к тому моменту средства компенсационного фонда долевого строительства? Отмечу, что на многочисленных митингах по проблемам обманутых дольщиков, на которых пострадавшие граждане озвучивают самые радикальные требования, ни разу не звучало требование о запрете долевого строительства!»

По словам замглавы исполкома, в случае полного отказа от «долевки» застройщики будут вынуждены обратиться за кредитами в размере 65 млрд рублей. Именно такая сумма сегодня привлечена от граждан и находится в обороте у строителей.

«Все последние предлагаемые меры по ужесточению федерального законодательства проходят под лозунгом защиты обманутых дольщиков. Но если внимательно приглядеться, то основными выгодоприобретателями этих изменений являются банки, — назвал Нигматзянов бенефициаров законодательных новшеств. — Готовы ли банки кредитовать застройщиков на такие суммы? Самый негативный сценарий — полная остановка долевого строительства. Это означает, что наш город потеряет около четверти валового продукта. Более 40 тысяч строителей останутся без работы. А один строитель занимает 10—12 смежников! Вырастет цена на жилье. В равной мере есть желание решить проблемы и сохранить баланс на рынке жилья».

Мэр Казани предложил активнее участвовать в обсуждении этой темы на всех уровнях власти, подписать обращение, чтобы позиция миллионного города как лидера по строительству в Поволжье и в целом по многим показателям в РФ была услышана.

«На самом деле законодатель хочет раз и навсегда решить проблему обманутых дольщиков, но, к сожалению, тот механизм может серьезно подкосить объем вводимого жилья», — сказал градоначальник.


КАК 90-Е ПОРТЯТ КАРТИНУ РОЖДАЕМОСТИ И НЕОБЫЧНЫЕ ИМЕНА НОВОРОЖДЕННЫХ: ДИРЕКТОР, БОБ-БАГРАТИОН, АЛИСА-ПРИНЦЕССА

Более жизнерадостным оказался доклад главы загса Казани Риммы Миннуллиной. По ее словам, в Казани по итогам 2017 года родились меньше 22 тыс. детей — рождаемость упала на 10,9%. Причина в том, что столица РТ вступила в полосу демографической ямы 90-х. Впрочем, уровень рождаемости по-прежнему превышает уровень смертности, эта тенденция продолжается вот уже 9 лет.

«Демографическая яма дает свои результаты. В те годы люди на второго ребенка редко шли, мало кто тогда имел троих, четверых детей. За 10 лет количество многодетных выросло в 10 раз. В любом случае если сравнивать рождаемость десятилетней давности, то мы ее в два раза превышаем. Цифры говорят сами за себя, они радуют, срабатывают государственные стимулы», — сказал Метшин. По его мнению, новые «путинские» субсидии за рождение первый детей благоприятно скажутся на демографической ситуации.

В прошлом году первенцами стали 43% родившихся. Больше родилось мальчиков — 11159, девочек — 10729. В 283 семьях появились двойняшки, а в 10 — тройняшки. 

По итогам прошлого года в Казани на 5% до 11,3 тыс. выросло количество заключенных браков, в том числе межнациональных — 31%, 853 брака зарегистрировали с иностранными гражданами, причем доля последних за 2017 год выросла. Выходят замуж казанские девушки за граждан Великобритании, Австралии, Бельгии, Германии, Канады, Мексики, Нидерландов, Словакии, Финляндии, Швеции, Швейцарии, а также стран ближнего зарубежья. Впрочем, большинство девушек остались вместе с мужьями-иностранцами в Казани.


Основная доля от 4,6 тыс. разводов, зарегистрированных в прошлом году, пришлась на семьи, прожившие совместно не более пяти лет. Причем 76% разводов происходит по решению суда, инициаторами расторжения брака в равных долях выступают как женщины, так и мужчины.

Необычными мужскими именами в Казани в прошлом году стали Боб-Багратион, Ангел, Кубрат, Добрыня, Нестор, Остап, Янислав, Батыр. Среди редких имен для девочек — Лукерья-Стефания, Кирияна, Бернара, Анна-Аврора, Златослава, Мальвина, Сельма.

«Мамы и папы продолжают удивлять выбором необычных имен, — сказала Миннуллина, но напомнила, что с 1 мая 2017 года запрещается использовать в именах новорожденных цифры, бранные слова, символы (кроме дефиса), ранги, должности и титулы. — А до 1 мая 2017 года детей, случалось, называли Директор, Алиса-принцесса».

Меньше в Казани стало умерших — выписано 13067 актов о смерти, на 2,2% меньше, чем годом ранее. Так что по соотношению рождаемости и смертности Казань лидирует среди городов Поволжья. 

Подводя итог, мэр отметил, что высокие показатели — это результат работы на всех фронтах и демография по-прежнему останется одним из приоритетов работы городских властей. Ведь чем больше детей, тем больше нужны школы и детские сады. Если в этом году за парты сели 15 тыс. первоклассников, то в нынешнем сентябре ждут уже 19 тыс., напомнил градоначальник в ходе встречи с работниками «Казаньоргсинтеза». Несмотря на то что столица РТ занимает первое место среди городов-миллионников России по числу построенных социальных объектов за последние 10 лет, по мнению мэра, важно сохранить эти темпы и в дальнейшем.