. Сегодня следователи продолжают выяснять причины крушения Ан-148 «Саратовских авиалиний». На его борту находились 65 пассажиров и 6 членов экипажа, все погибли
Фото: ©МЧС РФ, РИА «Новости»

«ВСЯ ЖИЗНЬ ВПЕРЕДИ, ПОЛНАЯ РАДОСТИ И ЭНЕРГИИ, ТAКОЙ ТЫ НАВСЕГДА И ОСТАНЕШЬСЯ, ЦАРСТВО ТЕБЕ НЕБЕСНОЕ»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в авиакатастрофе погибла уроженка Казани 31-летняя Екатерина Насырова. Эту информацию нашей газете подтвердили родственники погибшей, однако от комментариев они отказались — трагедия для всех стала шоком. На странице Насыровой в социальной сети «ВКонтакте» сообщается, что девушка в последний раз выходила в сеть вечером 10 февраля. «Признаюсь честно, каждое утро мне хочется убивать и плакать, я сова, вынужденная жить в мире жаворонков! Когда это произошло? Когда они захватили мир?» — сказано в последнем сообщении Насыровой на ее странице. К сообщению прикреплена фотография летнего парка, где она сидит на зеленой траве в окружении десятков деревьев.

Судя по группам «ВКонтакте», на которые была подписана девушка, она увлекалась чтением книг, интересовалась искусством, слушала песни блюзмена Джо Кокера и любила путешествовать. В феврале 2016 года Екатерина была на концерте рок-группы «Пикник», а, судя по аккаунту в «Инстаграме», 17 декабря прошлого года ходила на концерт группы The Matrixx (российская рок-группа, организованная одним из участников распавшейся группы «Агата Кристи» Глебом Самойловым) в Москве. Она регулярно занималась фитнесом и слушала стихи поэтессы Веры Полозковой.

Из обрывочных сведений на странице девушки «ВКонтакте» следует, что она работала в ООО «Теленеделя Казань». Как заверили нашего корреспондента бывшие коллеги Насыровой, девушка уволилась еще год назад и переехала в Москву. «Екатерина была очень спокойной, уравновешенной. Абсолютно неконфликтная, при этом в любой ситуации находила решение. Очень ответственная и педантичная. Наверное, один из немногих сотрудников „Теленедели-Казань“, которая сразу после выхода, буквально в течение недели, сразу же погрузилась в работу», — рассказал директор представительства медиахолдинга «Форвард медиа» (издает в Республике Татарстан «Комсомольскую правду», «Теленеделю», «ВаБанк. Казанский выпуск») Леонид Афиногентов. По его словам, он принимал на работу Насырову еще в бытность свою гендиректором ООО «Теленеделя-Казань» в 2014 году. Девушка проработала до 2017 года в должности директора по продажам тиражей. После этого Екатерина вышла замуж и уехала с супругом, которому предложили хорошую работу, в Москву. При этом фамилию мужа девушка не взяла. «Мы по работе общались больше. В работе она не особо рассказывала о своих каких-то увлечениях», — вспоминает Афиногентов.

В столице Екатерине приходилось много работать, в том числе и в выходные. Один из постов был размещен в воскресенье, 28 января, в московском бизнес-центре «Дербеневская Плаза». Под фотографией с печальным лицом девушки была размещена лаконичная подпись «Воскресенье. Работа».

Муж погибшей Равиль Шамсутдинов сразу после трагедии удалил или ограничил доступ к своим аккаунтам в социальных сетях. «Я тебя люблю», — это единственное, что написал он под последней фотографией своей возлюбленной, под которой теперь один за другим появляются комментарии вроде «RIP», «Скорбим», «Царствия небесного...» и пр.

«Самолеты должны приземляться. Мои соболезнования всем семьям и друзьям погибших. Я чувствую, соболезную с вами. Светлая память нашим любимым, и пусть земля им будет пухом. Как быстро и неожиданно жизненная нить может оборваться. Моя племянница Катя была на борту этого рейса, всего 30 лет, вся жизнь впереди, полная радости жизни и энергии. Тaкой ты навсегда и останешься, красавица ты наша. Царство тебе небесное», — написал дядя погибшей Дмитрий, опубликовав у себя несколько последних фотографий Насыровой, под которыми тут же стали появляться слова соболезнований.

... Наиболее вероятными причинами катастрофы Ан-148 считаются неисправность датчика скорости, обледенение и ошибка пилота
Фото: МЧС РФ

КРУШЕНИЕ АН-148: ЖЕРТВЫ И ВЕРСИИ

Напомним, пассажирский самолет Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии», выполнявший рейс Домодедово — Орск, потерпел крушение накануне в 14:28 в Раменском районе через несколько минут после взлета. На его борту находились 65 пассажиров и 6 членов экипажа, все погибли (список пассажиров). В числе погибших оказался 44-летний депутат горсовета Норильска и глава агентства по развитию города Сергей Панченко, 22-летняя невеста хоккеиста Сергея Ильина (ХК «Адмирал», Владивосток) Дарья Толмасова и гражданин Швейцарии.

По факту трагедии следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). Вчера до позднего вечера сотрудники следственного комитета РФ и прокуратуры работали в компании «Саратовские авиалинии», аэропортах Орска и Домодедово и ПАО «Воронежское авиастроительное объединение» — изымали документацию и допрашивали сотрудников аэропорта, готовивших самолет к вылету, и авиадиспетчеров. Ространснадзор проведет внеплановую проверку Домодедово.

Наиболее вероятными причинами катастрофы Ан-148 считаются неисправность датчика скорости, обледенение и ошибка пилота. Поводом для катастрофы также могло стать моментальное разрушение двигателя во время полета — лопасти двигателя могут в считаные секунды разрушить фюзеляж, после чего самолет рухнет на землю. Такие случаи уже бывали ранее, сообщает «Коммерсантъ», а косвенным подтверждением этой версии являются кадры с места трагедии с найденным спасателями разрушенным двигателем Ан-148.

Как сообщают в «Саратовских авиалиниях», Ан-148 прошел перед вылетом в Орск необходимую проверку, отклонений не было выявлено. Техники, осматривавшие Ан-148 перед вылетом, находились на борту самолета в момент катастрофы. Как свидетельствует аудиозапись последних переговоров пилота с диспетчерским пунктом, сообщений о каких-либо проблемах с самолетом не поступало, не было слышно и криков отчаяния, свидетельствующих, что экипаж внезапно попал в чрезвычайную ситуацию, самолет просто не отвечал на запросы, которые в последние десятки секунд направляли и с соседних аэродромов, в том числе с Жуковского. При этом радары зафиксировали некоторую странность в поведении самолета непосредственно перед падением: набрав высоту примерно в 1,8 тыс. м и скорость около 600 км/ч, лайнер неожиданно резко «нырнул» вниз до 1,5 тыс. м, затем набрал прежнюю высоту и сразу же рухнул на землю. Последний раз он был виден на экранах диспетчеров в 14:28 на высоте около 900 метров.

... Версия теракта пока среди основных не рассматривается, хотя и не отбрасывается совсем
Фото: МЧС РФ

Версия теракта пока среди основных не рассматривается, хотя и не отбрасывается совсем. Эксперты отмечают, что террористы-смертники обычно дожидаются того момента, когда им дадут возможность встать с кресла и отойти в сторону, чтобы беспрепятственно совершить самоподрыв, тогда как вчерашняя трагедия произошла через несколько минут после взлета. Два черных ящика были найдены на месте трагедии, но пока не исследованы, кроме того, не проверены на предмет наличия остатков взрывчатых веществ обломки самолета. Другие возможные причины катастрофы были исключены еще вчера. В их числе заправка самолета некачественным топливом: тем же топливом в тот день заправлялись еще десятки бортов, и ни у одного не возникло проблем. Не нашли сотрудники МЧС на месте трагедии и обломков какого-либо другого воздушного судна (ранее сообщалось, что самолет на взлете столкнулся с вертолетом Почты России). Тем более что Ан-148 был оснащен системой предупреждения столкновений TCAS, и о приближающейся опасности экипаж наверняка предупредил бы диспетчеров.


Как сообщили в «Саратовских авиалиниях», командир экипажа Валерий Губанов имел солидный опыт работы: общий налет у него составлял 5 тыс. часов, на Ан-148 — 2,8 тыс. часов. До перехода в гражданскую авиацию он служил в военной, участвовал в боевых действиях. У второго же пилота опыта было мало: Сергей Гамбарян имел на своем счету 812 часов налета.

Компания «АльфаСтрахование» выплатит родственникам пассажиров страховое возмещение в размере 2 млн рублей, еще по миллиону семьям погибших выделят власти Оренбургской и Московской областей. В Оренбургской области в понедельник объявлен траур. Президент РФ Владимир Путин отменил назначенную на понедельник поездку в Сочи в связи с трагедией.

Контрольный пакет акций «Саратовских авиалиний» принадлежит Аркадию Евстафьеву (в центре). Фото с пресс-конференции  «Мосэнерго» в 2002 году
Фото: ©Игорь Михалев, РИА «Новости»

СОБСТВЕННИК ПЕРЕВОЗЧИКА — БЫВШИЙ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ ЧУБАЙСА, УВОЛЕННЫЙ С ПОСТА «МОСЭНЕРГО» С ПОДАЧИ ПУТИНА

История компании-перевозчика «Саратовские авиалинии» начинается еще с 1931 года, когда в Саратове сформировали подразделение сельскохозяйственной авиации. В конце 90-х годов авиакомпания выполняла рейсы на Як-42, Ан-2, L-410 и Ан-24, передает ТАСС. В начале 90-х предприятие было выделено в самостоятельную компанию, которая была акционирована. Контрольный пакет акций до 2011 года принадлежал «Аэрофлоту».

Сегодня контрольный пакет акций (55,5%) «Саратовских авиалиний» принадлежит ООО «Союз инвест», 100-процентным учредителем которого является известный бизнесмен Аркадий Евстафьев. По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», предположительно, 68,86% компании распоряжается Евстафьев, 6,66% — Владимир Чистяков, 5,33% — Сергей Науменко, 1,33% — Александр Сутягин, в составе конечных бенефициаров еще 8 собственников.

Воздушный флот «Саратовских авиалиний» состоит из 11 самолетов, в числе которых четыре Ан-148-100, пять Як-42Д и два Embraer EMB-195. Средний возраст авиапарка колеблется от 16,8 до 18,8 года. Под управлением авиакомпании находится также и аэропорт «Саратов-Центральный». До сегодняшнего дня серьезных аварий у перевозчика не было. Согласно данным статистики, «Саратовские авиалинии» перевезли порядка 800 тыс. пассажиров 2016 году, а средний процент загруженности самолетов всегда был не меньше 80%. Чистая прибыль предприятия за 2016 год составила 151,9 млн рублей при выручке в 3,77 млрд рублей.

Евстафьев закончил высшую школу КГБ СССР и дипломатическую академию МИД СССР. В 1990-х годах он был советником и пресс-секретарем первого вице-премьера Анатолия Чубайса, первым заместителем гендиректора телекомпании «ОРТ».

Известен как фигурант дела «о коробке из-под ксерокса». В 1996 году Евстафьев и Сергей Лисовский, будучи членами предвыборного штаба Бориса Ельцина, возглавляемого Чубайсом, были задержаны при выносе из Дома правительства коробки из-под бумаги для ксерокса с $538 тыс. наличными, якобы предназначавшимися на избирательную кампанию. Впоследствии их отпустили, а инициаторы задержания были отправлены в отставку.

В 2002 году Евстафьев стал гендиректором «Мосэнерго», но через три года ушел в отставку из-за крупной аварии на сетях — Путин тогда обвинил руководство «Мосэнерго» в «цинизме и очевидной профессиональной непригодности».

Был доверенным лицом Михаила Прохорова в Саратовской области. Покинул «Гражданскую платформу» из-за несогласия с действиями Рифата Шайхутдинова. Кроме «Энергетического союза» контролирует банк «Агророс» и «Тольяттинский трансформатор». 

За заслуги перед государством, связанные с завершением первого этапа чековой приватизации, Евстафьев удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.