Жанна Алпарова появилась на заседании при параде и с надеждой в глазах на то, что приготовленные доводы о ее непричастности к возбужденным уголовным делам будут услышаны Жанна Алпарова появилась на заседании при параде и с надеждой в глазах на то, что приготовленные доводы о ее непричастности к возбужденным уголовным делам будут услышаны

«ЭТО МНЕ КАЖЕТСЯ СМЕШНЫМ...»

Продлевать ли меру пресечения Жанне Алпаровой — пожалуй, самому известному сегодня приставу республики, — решали накануне в Советском райсуде Казани. Напомним, начальника межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам оперативники УБЭП задержали 1 ноября 2017 года, и после допроса следователей СК она две ночи провела в изоляторе временного содержания, а затем последовал домашний арест.

Алпарова явилась на заседание при параде и, кажется, с надеждой в глазах — на то, что приготовленные доводы о ее непричастности к возбужденным уголовным делам будут услышаны. Отметим, что пристав сменила имидж и выглядела куда бодрее, чем при избрании меры пресечения.

Первым к трибуне вышел следователь второго отдела по расследованию особо важных дел следственного комитета РФ по РТ Ринат Кантемиров. Он выступил со стандартным ходатайством о продлении меры пресечения еще на месяц до 1 марта 2018 года. «Завершить расследование уголовного дела к указанному сроку не предоставляется возможным, — зачитал он. — Необходимо выполнить следственные действия, направленные на завершение расследования по уголовному делу, а именно дать окончательную юридическую оценку действиям Мухамедшиной (Эльвира Мухамедшина — ранее задержанная подчиненная Алпаровой — прим. ред.) и Алпаровой...»

На протяжении последующих 15 минут судья Сергей Аптулин изучал документы, в основном всевозможные постановления о возбуждении дел, продлениях процессуальных сроков. Впрочем, в материалах дела были и показания свидетелей, которые на продлении меры пресечения обычно не зачитывают. Наши близкие к расследованию собеседники отмечают, что в свидетельских показаниях действительно много интересного. Обвинение основывается на допросе совладельца теперь уже скандального дела iBOX Рамиля Ямалова, пристава-исполнителя Кристины Кочневой или замещавшей Алпарову Ольги Беспаловой (теперь — Денисовой). Впрочем, куда интереснее было бы узнать, что рассказали следователю замруководителя УФССП по РТ Эльвира Лабашова или бывший главный пристав РТ Радик Ильясов.

Адвокат Алпаровой Наталья Фарукшина, 6 лет проработавшая следователем в отделе по борьбе с экономическими преступлениями, попросила суд приобщить к материалам дела ходатайство, предоставив огромную пачку документов с плашкой «Арбитражный суд РТ». Среди них решение АС РТ от 7 декабря 2017 года по делу Ямалова, согласно которому действия судебных приставов признаны законными. Фарукшина пояснила, что документы взяты с официального сайта суда, и добавила, что стороны по данному делу намерены заключить мировое соглашение. Что касается иных эпизодов, возбужденных 29 ноября в отношении Алпаровой, адвокат приобщила ряд других решений Арбитражного суда РТ, которые опровергают причастность ее подзащитной к инкриминируемым ей следствием эпизодам. Фарукшина попросила суд отказать следователю в продлении домашнего ареста.

Слово взяла сама Алпарова и прокомментировала каждый эпизод уголовного дела, продемонстрировав безупречные знания федеральных законов об исполнительном производстве. Как и всегда, монолог Жанны Александровны был эмоциональным. Она сама сообщила суду, что является фигуранткой по другому уголовному процессу — по делу о пожаре в ТЦ «Адмирал». «Я постоянно допрашиваюсь и никуда не скрываюсь, — без лишних эмоций обратилась она к суду. — Все знают, что у меня трое детей. Я 7 месяцев не работаю. Это просто давление для того, чтобы я осталась без средств к существованию, как Пиркин, на 15-й этаж залезла. Я не знаю, чего от меня хотят». Стоит сказать, что Алпарова и правда осталась без средств к существованию: на время проведения служебной проверки она отстранена от службы, а из-за домашнего ареста проверку приостановили. По словам следователя, в планах провести вторую служебную проверку, а на иждивении Алпаровой трое малолетних детей.

Выслушав участников процесса, Аптулин удалился в совещательную комнату. Выйдя оттуда, он постановил: отказать следователю в продлении домашнего ареста фигурантки: «Следователем не предоставлены убедительные и достаточные доказательства приведенных в ходатайстве оснований, что Алпарова, находясь на свободе, может угрожать участникам уголовного процесса, может оказать противодействие предварительному следствию путем искажения, составления и подписания документов».

Неожиданному решению удивились все. Алпарова пустила пару скромных слез и не смогла скрыть широкой улыбки на лице. «Наконец-то», — коротко произнесла она. Следователь Кантемиров принялся искать в своем мобильнике необходимый контакт. «Отказали нам», — сообщил он собеседнику по телефону. Впрочем, расслабляться Алпаровой в любом случае не стоит. Во-первых, наверняка, это решение будет обжаловано. Во-вторых, по информации «БИЗНЕС Online», уже в пятницу ее снова приглашают на допрос СК, а значит, вероятность нового задержания по вновь возбужденным делам сохраняется.

Адвокат Алпаровой попросила суд приобщить к материалам дела ходатайство, предоставив огромную пачку документов с плашкой «Арбитражный суд РТ» Адвокат Алпаровой попросила суд приобщить к материалам дела ходатайство, предоставив огромную пачку документов с плашкой «Арбитражный суд РТ»

ПО СЛЕДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СПОРА ДВУХЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

Напомним, 31 октября Алпарова стала фигурантом уголовного дела о превышении служебных полномочий, в основе которого изначально лежали два эпизода о превышении — экономический спор вокруг антирадарной империи iBOX и взыскание исполнительного сбора с ООО «Ясная поляна». Третий эпизод связан с экс-сенатором, а ныне депутатом Госсовета РТ Вагизом Мингазовым, обанкротившим империю «Вамин».  

Картина такова: руководители компаний ООО «Инженерные сети Радиант» и ООО «Ясная поляна» разругались и начали делить бизнес. Первая организация обратилась в арбитраж РТ с иском ко второй. Предмет спора — долг в 17,6 млн рублей и 239 тыс. неустойки. Иск был принят к производству 2 ноября 2015 года.  После этого решением суда в межрайонном отделе приставов возбуждено и исполнительное производство. Тем временем иск приняли к рассмотрению по существу, и в суде оказалось, что 21 января 2016 года стороны пошли на мировую: «Ясная поляна» долг признала, суд установил, что в целях устранения спора ответчик до 1 марта 2016 года возвращает 3,5 млн рублей, до 1 апреля — еще 3,6 миллиона. Соответственно, и исполнительное производство в отделе приставов было закрыто.

Однако, как окажется позже, в отделе в этот период возникли проблемы с почтой: услуги не оплачивались, корреспонденция, соответственно, своевременно не уходила. Кроме того, конверт, прикрепленный к производству, не имел к нему никакого отношения. Любопытная деталь заключается в следующем: Алпарова в тот момент отделом не руководила, ее — с приставкой «и. о.» — замещала Беспалова. В марте 2016 года, когда отделом уже руководила Алпарова, приставом-исполнителем Захаровым было принято решение о новом возбуждении производства и взыскании 7% исполнительного сбора с «Ясной поляны» в размере 1,4 млн рублей. Естественно, фирма с этим не согласилась и выставила приставам административный иск, который рассматривался в том же Арбитражном суде. В ходе судебного разбирательства было установлено, что производство возбуждено с процессуальными нарушениями и ответчик не был заблаговременно уведомлен. В итоге предмет спора был исчерпан, а иск отозвали.

В начале сентября СК и УБЭП задержали Мухамедшину, подчиненную Алпаровой, по подозрению в превышении должностных полномочий по делопроизводству о споре вокруг бренда iBOX. Тогда же началась и внутриведомственная война приставов: Алпарова писала заявления в прокуратуру на заместителя Ильясова — Лабашову. В письме, о котором подробно писала наша газета, указывается, что Лабашова якобы пыталась давить на Алпарову. Ответа из органов так и не последовало, но собеседники «БИЗНЕС Online» отметили, что Лабашова затаила обиду и нанесла удар в самый нужный момент. Она лично инициировала собственный допрос в СК и УБЭП, где подробно рассказала обо всех грехах пристава. В итоге СК задержал Алпарову.

Что касается двух других эпизодов, связанных с Мингазовым, то следствие считает: в 2016 году на Алпарову вышли некие «представители» Мингазова, которые попросили пристава «нарушить правила» в пользу некоего Гарифзянова и Франгизы Мингазовой (родственница ли она Вагизу Василовичу, неизвестно) и помочь им избежать оплаты. Алпарова, уверено следствие, имела «желание повысить свой авторитет перед Вагизом Мингазовым». Впрочем, она отвергает все обвинения.

Собеседники нашего издания не раз отмечали, что Алпарова перешла границы самообороны и защиты подчиненных, атаковала правоохранительные органы и писала жалобы на действия УБЭП и СК. Однако ясность предполагаемой роли начальника межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам в деле пока не наступает: в чем злой умысел и где состав преступления — остается загадкой.    

Отметим, Алпарова — не первый высокопоставленный пристав, который предстал в последние месяцы перед судом: замглавы УФССП России по РТ Сергей Плющий проходит как фигурант уголовного дела о выброшенном на помойку архиве УФСПП по РТ.