Полиграфическую подарочную продукцию крупных компаний Татарстана оценили Игорь Козлов и Сергей Насекин

КАЛЕНДАРЬ — ХОРОШИЙ ПОВОД РАСПИЛИТЬ РЕКЛАМНЫЙ БЮДЖЕТ

Ежегодный традиционный обзор корпоративных календарей «БИЗНЕС Online» на сей раз решил поручить двум дизайнерам, дабы ни у заказчиков, ни у исполнителей календарной продукции не было повода упрекнуть издание в необъективности. Полиграфическую подарочную продукцию крупных компаний Татарстана оценивали известный казанский дизайнер, руководитель студии «Айбат» Сергей Насекин и доцент кафедры графического дизайна Камского института искусств и дизайна, член международной ассоциации «Союз дизайнеров» Игорь Козлов.

Прежде чем приступить к обзору, Насекин отметил, что выступает обеими руками за иллюстрированные перекидные 12-полосные календари. «У них намного шире возможности и палитра. В Казани хорошая художественная школа. Кроме того, уже лет пять или даже 10 как народ наелся просто красивых фотографий, которые размещали, добиваясь нормального полиграфического качества. Сейчас даже в мировом масштабе тенденция создавать иллюстрированные календари на заданную тему сохраняется. Художник не ограничен в средствах, все зависит только от его таланта и фантазии, что календари этого года очень наглядно продемонстрировали. При этом могу сказать, что уровень иллюстраторов год от года повышается», — рассказал Насекин.

Его коллега Козлов отметил, что его отношение к календарям как презентационной продукции в целом крайне скептическое. «Карманный календарь годен только для того, чтобы отмечать критические дни. Календарь-постер (обязательно с обнаженкой) хорош для авторемонтных мастерских. Настольный призма-календарь — потерянная вещь на офисном столе. Ежеквартальный календарь — находка для бухгалтерий и отделов сбыта. Подарочный перекидной календарь на 12 месяцев — хороший повод распилить рекламный бюджет», — смело заявил дизайнер.

В итоге Козлов решил оценивать работы по 10-балльной шкале — по мнению дизайнера, она позволяет точнее определить степень мастерства исполнителя. «Почему исполнителя, а не заказчика? — уточнил наш эксперт. — Потому что именно исполнитель ответствен за „плевок в вечность“, как однажды сказала гениальная Фаина Раневская о плохом исполнении кинороли. И, наконец, все мои оценки субъективны, так считаю только я, это мое оценочное суждение, и если кого-нибудь обидел, извините, не по злобе, а токмо во имя роста профессионального уровня креативной публики. Была идея дать и примерную стоимость макетов календарей, но потом подумал, что это чревато — сразу будет понятно сколько распилили».

«Татспиртпром» не изменил своей традиции и в этом году создал продолжение своего бестселлера о ханах Фото: Ирина Ерохина

ДЛЯ ЭСТЕТИКИ И УМА

«Татспиртпром» не изменил своей традиции и в этом году создал продолжение своего бестселлера о ханах. На сей раз компания решила просветить получателей своего корпоративного календаря и опубликовать на каждый месяц историю о ханствах. Причем начинается она не с Казанского ханства, как можно было бы предположить, а с Кыпчакского. К каждому дается краткая историческая справка, карта и некоторые особенности культуры, языка, торгово-экономических связей. Оформлено это в благородную белую «рамку» с орнаментом.

Насекин: «В прошлом году «Татспиртпром» делал рисунки булгарских ханов. Тогда это было чисто фантазийное мнение художника о том, как мог выглядеть тот или иной хан. Здесь художник выполнил рисунки в манере лубка, даже в духе арабской миниатюры, миниатюры великих моголов. Это очень хорошо, потому что прослеживается некая историческая взаимосвязь между картинкой и изображаемой тематикой. Насколько она точная — сказать сложно, но видно, что проделана кропотливая работа, календарь детально проработан — приятно посмотреть.

В подобных календарях труд художника составляет 70 процентов от всей работы. Графика в календаре «Татспиртпрома» сложная, детализированная. Одна такая картинка делается неделю. Даже самую сложную съемку с моделями, которых нужно одеть, причесать и накрасить, можно провести за три дня. А у художников более кропотливый труд, соответственно, и более высоко оплачиваемый. Думаю, я бы, если взялся за иллюстрирование, тысяч 20 за каждую картинку взял. Плюс дизайн, плюс предпечатная подготовка — думаю, в целом тысяч 300 такой календарь будет обходиться, а может, и больше. От 5 до 30 тысяч за картинку можно — вилка тут большая.

Фото: Ирина Ерохина

Что еще ценно в этом календаре — его познавательная часть. К каждой иллюстрации дана аннотация, что представляет собой каждое из ханств. Уверен, подавляющее большинство получателей календаря этой истории не знало. А тут волей-неволей свой запас знаний пополнили».

Козлов: «С большим трудом можно назвать титульные изображения на каждом листе средневековой восточной миниатюрой, хотя видны старания, поэтому за работу художника и колористическое решение — 5 баллов. Предположу, что художник — девушка, потому что слишком кропотливая работа была проведена — эдакая старательно выполненная «дипломная» работа. За мастерство коммерческого текста — тройка: «много букав» написали. За работу графического дизайнера — ноль, потому что был применен тот же графический ход, что и в прошлогоднем календаре «Великие ханы», тот же рамочный орнамент, то же паспарту, вялая календарная сетка. За творческую идею ставлю минус 10! Возможно, я субъективен, но на фоне того, что ранее на месте нашей республики было Казанское ханство, идея рассказать о древних суверенных ханствах в федеральном государстве становится опасной и двусмысленной.

По композиции ставлю тройку — унылая модульная сетка, повторяемая из месяца в месяц. Посмотрите на роскошные композиционные решения шамаилей — вот где бушует фантазия! Оформление печатного текста на двоечку — размер кегля в творческих текстах такой малипусенький, что впору к календарю прикладывать лупу. Средний балл: 1 балл. Диагноз: Если есть желание подарить нечто фирменное и дорогое избранным партнерам и почетным людям, закажите в Китае богатые корпоративные чайные сервизы из тонкого бисквитного фарфора и на донышко чайных пар нанесите имя своего бизнеса — век будут вспоминать вас добрым словом».

 Под философским названием «Алфавит жизни» «Татнефть» решила явить своим партнерам таблицу витаминов и микроэлементов, призванных насытить организмы полезными веществами

Не корпоративных интересов ради, а исключительно пользы для — так можно сказать о календарной продукции, которую в этот раз выпустила для партнеров «Татнефть». Под философским названием «Алфавит жизни» команда Наиля Маганова решила явить своим партнерам таблицу витаминов и микроэлементов, призванных насытить организмы полезными веществами. К каждому витамину дана подробная инструкция, где его может встретить получатель сего дивного календаря. Витаминно-минеральная энциклопедия объединена общим лозунгом — с заботой о людях. Его сложно оспорить, ведь «Татнефть», сгенерировавшая чистую прибыль до нового исторического рекорда в 106,1 млрд рублей, став лидером среди самых прибыльных компаний республики, априори не может не радеть за здоровье татарстанцев. По крайней мере, работающих в компании.

Насекин: «Сделан хорошо, свежо. Стиль понятный, несколько простоватый по верстке, но в целом все выглядит неплохо, с минимальными трудозатратами сделан. Натюрморты — самая простая съемка, причем не могу сказать, что как-то шедеврально снято, можно было и лучше. Знаю, что можно снять капельку на фрукте так, что она будет блестеть, использовав не воду, а немецкий гель. Так что бюджетный календарь получился. Человек, владеющий двумя пакетами — фотошопом и иллюстратором, — может сделать этот календарь за две недели. Вопрос в данном случае только один: как их календарь связан с «Татнефтью»? Если только слоган «С заботой о людях» связан с какой-то экологической составляющей их предприятия. Хотелось бы хоть какой-то косвенный намек на основную деятельность предприятия».

Козлов: «За идею — единица. Нефтяникам что, нечем гордиться, не о чем мечтать? Слоган потерялся. Девиз «С заботой о людях» можно отнести и к службе соцобеспечения, и пенсионному фонду, и центру планирования семьи, поэтому копирайтеру тройка. Вообще, за типографику 2 балла я бы поставил — какой-то лук-севок получился: много и кучно. Работа художника — 1, работа графического дизайнера — ноль. За колористическое и композиционное решение — по тройке. А вот работа фотографа выполнена на 7 баллов. Средний балл: 2,5 балла. Диагноз: «Кризис жанра»: о чем бы еще сделать календарь? Почему бы не рассказать людям о профилактике ЗППП? Тоже полезно будет знать».

Банк Казани выбрал тематику футуризма, обозначив кредо компании лаконично — банк будущего Фото: Ирина Ерохина

БУДУЩЕЕ: ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И АВТОМОБИЛЬНОЕ

Банк Казани выбрал тематику футуризма, обозначив кредо компании лаконично — банк будущего. Банкиры, если судить по их календарю, видят грядущее вплоть до 8102 года. Согласно стратегическому плану развития Банка Казани, земляне к 2675 году должны наконец построить города в Антарктиде, к 3130 году воздвигнуть дома на Эвересте и к 6390 году — в пустыне Сахара. Космические корабли, бороздящие просторы Вселенной, в которых можно будет жить, работать и отдыхать, обозначены в плане на 7620 год, а планету Альфа человечество покорит к 8102 году. Правда, с планетой не совсем понятная ситуация — пока такой планеты нет, есть созвездие Альфа-Центавра. Но, вероятно, планету Альфа за столько-то лет планируется открыть.

Насекин: «Тема неплохая — само желание изобразить будущее похвально. Но иллюстрации несколько слабоваты — и выбранная графика, и сам подход. Думаю, графика под детскую иллюстрацию не оправдана в банковской тематике, да и владение инструментом слабее, и фантазии достаточно традиционные. Думаю, за каждую такую картинку Банк Казани заплатил не более 10 тысяч».

Козлов: «За идею зеркально отразить 2018-й в 8102-й год я бы балл поставил. И художнику тоже — за детские рисунки на конкурс «Как я вижу будущее». За композиционное решение — 2 балла. Остальное — по нулям. Средний балл: 0,5 балла. Диагноз: Похоже на творческую заявку, а не на профессиональный календарь».

Высоких технологий коснулся и КАМАЗ, очевидно, намекая на свои беспилотники, которые должны выйти на трассу как раз в наступившем году. В прошлом году эта тема также эксплуатировалась автогигантом в полиграфических сувенирах, только девиз был несколько иным — «Мы из будущего». Под бодрым лозунгом «Технологии будущего» в календаре-2018 все же обозначились вполне реалистичные модели грузовиков. К примеру, открывает год гоночный автомобиль, на котором прославленная команда «КАМАЗ-Мастер» покорила южноамериканское ралли «Дакар». На мартовской странице календаря автогигант отразил электробус «КАМАЗ-6282», который колесит пока только в Подмосковье по маршруту Славянский бульвар — «Сколково». В остальном — все по стандарту: самосвалы, фургоны, зерновоз и «КАМАЗы» с полуприцепами.

Насекин: «Календарь стильный. Сама съемка большегрузных автомобилей достаточно сложная, потому что таких больших студий не существует. Это сложнее, чем живых людей снимать. Местами они с этой задачей не справились, но я понимаю, что и исходный материал был, возможно, не того качества. Но, в принципе, они это смогли скрыть монтажом и дизайном, только календарная сетка не очень удобная, но это мелочи».

Козлов: «Такой календарь может понравиться только отделу сбыта КАМАЗа. За колористическое и композиционное решение ставлю 4 и 3 соответственно, потому что много цветовой каши и графическая куча мала. За оформление печатного текста двойка — выбран случайный шрифт, неоправданные лигатуры, неряшливые выключки. Работа художника и графического дизайнера — на тройку, а вот фотограф на 7 баллов постарался. Средний балл: 3 балла. Диагноз: Подобный календарь может сделать студент 3-го курса отделения графического дизайна профильного института. Такой мировой бренд, как КАМАЗ, мог бы позволить себе календарь масштаба Pirelli (имею в виду качество идеи, фотографий, полиграфии)».

ПОШЛОСТЬ — ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ

Крановый завод в этот раз еще в октябре опубликовал на YouTube бэкстейдж со съемочной площадки, где обозрел процесс создания своего календаря — одиннадцатого по счету. Называется календарь коротко — «Мужской». От названия, собственно, ничего не поменялось ни в степени эпатажа, ни в глубине идеи. Тренд на изображение полуобнаженных женщин в недвусмысленных зазывных позах сохранен. Однако, как пояснили на предприятии, в этот раз задумка была в том, чтобы показать женщин в ситуациях, стандартных для мужчин, поэтому и изобразили своих работниц (а на Крановом заводе в качестве моделей всегда выступают только свои сотрудницы) на футбольном матче, при свете открытого холодильника и, разумеется, в стриптиз-баре. У завода есть обязательное правило: свой календарь они не афишируют до тех пор, пока не раздадут всем партнерам, хотя заказать его можно и не будучи партнером крановщиков — достаточно заполнить заявку на сайте, заплатив символическую сумму.

Насекин: «Календари Pirelli с обнаженными моделями выпускаются более 50 лет. Они уже стали легендой. Каждый год они берут новую тематику, оплачивают съемку ведущим манекенщицам и фотографам. Крановый тоже пытается эксплуатировать эту тематику, причем еще и в некоем юмористическом ключе. Ничего против не имею: хочется Крановому заводу в таком виде своих сотрудниц изобразить — ради бога. Да, балансируют на грани фола. Пошлость — их фирменный стиль. Но жанр ню родился не вчера, а несколько веков назад, и красивое женское тело всегда вдохновляло и художников, и фотографов, и тех, кто на него смотрит. Снимать своих сотрудниц, кстати, тоже тренд не новый. Лет 10 назад это было модно. Ну, Крановый завод еще не наигрался. Работа проделана хорошо: съемка, подсветка... Чего же еще надо?»

Козлов: «За идею — ноль. Это визуальный пир для пубертатного периода. Работа фотографа — 7 баллов. Композиционное решение — 3 балла, типографика — 2 балла. Все остальное — на нуле. Средний балл: 1,5 балла. Диагноз: Наберите в поисковике НЧКЗ и кликните на закладку «Картинки» — выскочат нюшные тетеньки, много тетенек... Может, этому заводу уже перестать краны выпускать и назваться не НЧКЗ, а, допустим, «Play Малай», «Pent йорт» или «Hustлар»?»

«ТрансТехСервис» решил оттолкнуться от ключевого события 2018 года — чемпионата мира по футболу, который, как известно, пройдет в России. Продвигают в жизнь спортивные и автомобильные символы опять же эффектные полуобнаженные девушки модельного агентства «Персона», подконтрольного ТТС. И позирующих с мячом моделей и рекламируемые машины автосалона дизайнер расположил прямо на футбольном поле.

Насекин: «Тут обсуждать особо нечего — ну девушки, ну автомобили.... Дали еще мяч в руки — в этом все отличие от прежних календарей. Снято профессионально. При помощи фотомонтажа «посадили» девушек с машинами на футбольное поле».

Козлов: «Работа художника, фотографа и колориста в одном флаконе — 10 баллов. Чисто, профессионально, эротика — не подкопаешься! Браво фотомастеру! За работу копирайтера — ноль. К тому же он допустил ошибку в написании слогана «Год футбола в России» на английском. Пропущен артикль «the» — следует писать так: «The year of football in Russia». Графический дизайнер забыл о своих обязанностях, рассматривая замечательных девушек: обложка провалена, модульной сетки нет, календарная сетка ищет свое место и режет ноги девушкам, название месяца «пачкается» схемой игровых комбинаций. Так и хочется сказать дизайнеру: «Отойди в сторону, не порть фотокартины». За творческую идею — 10 баллов из 10, потому что в календаре реализовано то, что нравится мужчинам: женщины, тачки, футбол. Композиция и типографика — ноль: две декоративные шрифтовые гарнитуры не подружились, размера шрифта тоже может быть продолжен. Средний балл: 2,5 балла. Диагноз: Перекидной фотоальбом с классными девчонками! Календаря нет».

Компания-разработчик систем электронного документооборота и отчетности Тaхnet решила не заморачиваться над иллюстрациями к своему корпоративному календарю и просто выдернула их из интернета Фото: Ирина Ерохина

ДЕТИ — НАША ГОРДОСТЬ

Компания-разработчик систем электронного документооборота и отчетности Тaхnet, чей календарь также перепал «БИЗНЕС Online», решила не заморачиваться над иллюстрациями к своему корпоративному календарю и просто выдернула их из интернета. На черной подложке изображены разные представители фауны, которые словно сотканы из узоров.

Насекин: «Мне календарь понравился, я, правда, не уверен, что это заказной календарь, и, мне кажется, эти картинки я уже где-то видел. В разрисовке прослеживаются какие-то ассоциации с народными промыслами, но это, скорее всего, только намек».

Козлов: «Работа художника вызывает вопрос, так как титульные изображения месяцев очень похожи на архивные рисунки каталога Shutterstock. Я не понял, что в цифровых технологиях делает живность. За композицию могу два поставить, в остальном — все по нулям. Средний балл: 0,25 балла. Диагноз: Люди не заморачивались: нужен календарь к Новому году — вот вам».

«Кориб» на этот год представил календарь под девизом «Дети — наша гордость и будущее». На иллюстрациях, выполненных в стиле детского рисунка, изображены сотрудники предприятия, как правило, руководящие работники и менеджеры среднего звена, но есть и простые рабочие, например, слесари МСР. Компанию им составляют их дети — победители танцевальных турниров, творческих конкурсов, спортивных соревнований. Так, из календаря можно узнать, что сын заместителя генерального директора Михаила Найданова увлекается футболом, а дочь директора по персоналу Алеси Гуцу  чемпионка-баскетболистка. Любопытно, но гендиректор «Кориба» Олег Коробченко, будучи отцом пятерых детей, наверняка имеющих таланты, скромно отказался от участия в иллюстрации календаря.

Насекин: «Я ничего не имею против совмещения рисованного изображения с фотографиями, но главное — как. Здесь сделано слабенько. И дизайн на уровне 90-х годов. А фотосъемка, похоже, на мыльницу производилась».

Козлов: «Замечательная идея рассказать об увлеченных детях собственных сотрудников! Прекрасный способ популяризации семейных ценностей! Браво! За идею — 10 баллов. Художнику — один балл, просто чтобы не обидеть старавшегося человека. За композицию — двойка. Все остальное — опять же по нулям. Средний балл: 2 балла. Диагноз: Такой календарь может сделать сотрудник предприятия, увлекающийся фотошопом, освобожденный на неделю от работы».

«БАНК БОИТСЯ ВЫДЕЛЯТЬСЯ НА ФОНЕ САНАЦИЙ ЦЕНТРОБАНКА»

Помимо 12-полосных календарей, «БИЗНЕС Online» собрал и трехблочные ежеквартальные календари. Однако большого энтузиазма у дизайнеров они не вызвали. По мнению Насекина, их обсуждать нет смысла, так как «это чисто технический расходный материал». Козлов же дотошно рецензировал и их. Посмотрев на календарь «АК БАРС» Банка, наш эксперт решил, что это финансовое учреждение боится выделяться на фоне банковских санаций Центробанка. За слоган Альфа-Банка «Побеждайте с нашей подачи!», созданный для ЧМ-2018, дизайнер поставил минус 10 баллов. «Слоган как будто издевается над теми российскими предприятиями, с которыми Альфа-Банк отказался сотрудничать из-за международных санкций. Как сейчас говорят в Киеве: «Позор коллаборантам!» — объяснил Козлов и вывел диагноз: банк, который очень хочет выжить.

Календарь Казанского энергетического университета вызвал восклицание: «Товарищи! Денег дали мало, поэтому совместим календарь, юбилейную продукцию и абитуриентское пособие». Челнинскому бизнес-центру «2.18» дизайнер поставил балл за находку имени «2.18» в порядковом числе 2018 года, в целом наградив календарь характеристикой «скромненько, со вкусом».

Казанский вертолетный завод, будучи подразделением «Вертолетов России» Рособоронпрома, по мнению Козлова, должен иметь ударные календари, а не черновые макеты. Полиграфический продукт ОАО «Булгарпиво» напомнил эксперту календарь из 90-х. Настенный календарь «Махеева», на котором изображена деревенька, Козлов и вовсе обвинил в плагиате. «Посмотрите съедобные пейзажи Карла Уорнера, и вам не захочется смотреть на деревню Махеевку», — предложил дизайнер. Завершился обзор аэропортом Бегишево, который для календаря «сделал простенький топ-слайд, а календарные сетки купил в типографии».