Назиф Фатыйхов

«ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ УЧАТ МНОГИМ СЛОЖНЫМ ВЕЩАМ, НО НЕ ОБЪЯСНЯЮТ, ПОЧЕМУ НЕ НАДО РИСОВАТЬ НА СТЕНАХ ПОДЪЕЗДОВ»

– Полтора месяца назад газета «БИЗНЕС Online»  провела интернет-конференцию, посвященную проблемам ЖКХ. Тогда было много откликов читателей. Думаем, им интересно будет узнать ваше мнение как руководителя саморегулируемой организации об общей ситуации и тенденциях развития в сфере управления многоквартирными домами.

– В России с момента начала приватизации жилья сформировался класс собственников квартир. Причем они являются еще и сособственниками МКД, многоквартирного дома, – всего общедомового имущества в нем. Но сегодня многие этого не осознают! Поэтому часто жители МКД искренне считают, что органы власти, управляющая компания или кто-то еще должны принимать за них решения, брать на себя ответственность по содержанию их дома. Но в соответствии с законодательством именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. При этом собственники жилья вправе сами определять и стоимость его содержания, а наши граждане полагают, что тарифы на его содержание устанавливаются государственными или муниципальными органами. На самом же деле это относится только к тарифам на коммунальные услуги – электроэнергия, газ, вода, тепло, – а стоимость жилищных услуг определяют собственники дома самостоятельно. И только если они не приняли решения по тарифу на содержание, вступает в силу положение статьи 156 Жилищного кодекса РФ и применяется муниципальный тариф. К сожалению, в республике очень высокий процент многоквартирных жилых домов, собственники которых не воспользовались своим правом устанавливать тарифы на жилищные услуги. Считаю, тут надо и государству принять меры. Вот детей в школах по-прежнему учат разбирать автомат Калашникова, но не объясняют, почему неразумно рисовать на стенах подъездов и ломать двери лифтов.

– В обществе сформировался некий негативный стереотип восприятия УК (управляющих компаний) как бизнес-структур. Дескать, они больше думают о том, как поживиться за счет населения, а не о качестве услуг…

Негативный имидж УК формируется большей частью из-за несовершенства нормативно-правового регулирования их деятельности, отсутствия выстроенных отношений между УК и жителями с одной стороны и между УК и органами власти – с другой, а также из-за недостаточной грамотности и пассивности большинства населения, низкой платежной дисциплины собственников жилых помещений. Негативную роль играют и СМИ, формируя представление об отрасли в целом по единичным случаям. При этом и представители органов власти, и депутаты различных уровней, и журналисты, негативно высказываясь о коммунальщиках, имеют в виду всегда только управляющие компании или ТСЖ, а вот организации, поставляющие коммунальные ресурсы, как правило, остаются вне зоны критики. Но ведь рост платежей населения в последние годы происходит главным образом из-за повышения тарифов поставщиками энергоресурсов. Если еще 10 лет назад соотношение стоимости коммунальных и жилищных услуг в общем размере месячной оплаты за жилье составляло 50/50, то сейчас это соотношение уже 75/25 в пользу стоимости коммунальных платежей. Для примера: рост тарифа на текущий ремонт и содержание общедомового имущества с 2010 по 2016 год составил около 12 процентов, а на коммунальные ресурсы – более 30 процентов. Таким образом, именно рост регулируемой государством стоимости коммунальных услуг в первую очередь виновен в существенном увеличении размера квартплаты, но обвиняют в этом управляющие компании.

Совершенно необоснованно УК обвиняют и в других «грехах», ответственными за которые должны быть ресурсоснабжающие организации – это несоблюдение температурных графиков подачи теплоносителя, аварии на транзитных трубопроводах, проходящих через подвалы домов, но не входящих в состав общедомового имущества, недостаточное давление в сетях холодного и горячего водоснабжения…

В отрасли существуют и другие нерешенные проблемы, которые от УК не зависят. Например, эксплуатация ветхих предаварийных и малоэтажных жилых домов для управляющих компаний нерентабельна, а по настоянию собственников у части домов статус аварийности снят. Мы предлагаем перейти на тарифы по текущему содержанию индивидуально на каждый такой дом по фактическим затратам, тогда у собственников отпадет желание ставить вопрос о снятии статуса аварийности. Еще одна большая проблема – ветхое состояние наружных инженерных сетей водоотведения и их низкая пропускная способность, что приводит к постоянным засорам и затоплению подвальных помещений. Никак не решается и проблема так называемых бесхозных сетей – это десятки километров внутриквартальных тепловых сетей, сетей ливневой канализации, транзитных трубопроводов, проложенных по подвальным помещениям МКД, но не входящих в состав общего имущества. Многие годы техническое обслуживание этих сетей никем не проводится, они имеют высокий процент износа. Актуален и вопрос по расширению внутридворовых проездов и устройству парковок. Наши дворы просто перегружены автомобилями…


Так что проблем много. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» говорили о том, что, к сожалению, у нас не налажено нормального информационного обмена между населением, органами власти и УК, нет нормальной площадки для обсуждения вопросов отрасли ЖКХ. Согласен с этой позицией. Создать такую площадку мы считаем одной из важных задач нашей СРО.

«БЫЛО ОРГАНИЗОВАНО ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БОЛЕЕ 19 ТЫСЯЧ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖКХ»

– Известно, что в городах и поселках Татарстана 17,5 тысяч многоквартирных жилых домов. Кто их обслуживает, достаточная ли квалификация у работников ЖКХ?

– Еще в начале своей деятельности наше партнерство проанализировало кадровый состав специалистов, работающих в сфере ЖКХ республики. Здесь трудятся около 34 тысяч работников. Результаты анализа показали, что на тот момент уровень профессиональной подготовки специалистов в 80 процентов случаев не соответствовал квалификационным требованиям к должности. Главная причина – утрачена отработанная в советское время система подготовки и переподготовки кадров для отрасли ЖКХ. Так, в советский период в нашей республике через сеть учебных центров ежегодно проходили около 5 тысяч специалистов ЖКХ. Учитывая сложившуюся ситуацию, мы выступили с инициативой принять республиканскую долгосрочную программу подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ. И такую программу в 2012 году правительство РТ приняло. Одновременно соответствующие программы были приняты и в муниципальных образованиях РТ. И с 2012 по 2016 годы партнерством совместно с муниципалитетами через обучающие центры было организовано обучение и повышение квалификации 19 221 специалиста. В декабре 2016 года эта программа была пролонгирована до 2021 года.

Какие изменения в законодательстве произошли за последнее время в области управления многоквартирными домами?

– С 2018 года вступили в силу ряд изменений в Жилищный кодекс России, имеющих прямое отношение к управлению многоквартирными домами. Так, в новой редакции ЖК уточнено понятие государственного жилищного надзора, появились новые основания для внеплановых проверок, прописан механизм взимания штрафов за неправильное начисление платы за коммунальные и жилищные услуги. В статью 44 ЖК РФ внесены изменения, расширяющие состав участников общего собрания собственников помещений МКД за счет лиц, участвующих в строительстве дома, но не оформивших право собственности на свое помещение. Изменениями, внесенными в статью 156 ЖК РФ, определены размер и порядок оплаты штрафов, уплачиваемых управляющими организациями собственникам и нанимателям жилых помещений в МКД в случае необоснованного увеличения размера платы за жилое помещение. Изменения, внесенные в статью 161 ЖК РФ, определяют порядок и сроки передачи имущества и документации многоквартирного дома в случае принятия решения собственниками о смене управляющей организации. Вообще, законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется: принимаются новые законы, бесконечно вносятся поправки в ранее принятые, появляется огромное количество подзаконных актов. В этом многообразии изменений трудно разобраться даже специалистам отрасли, не говоря о собственниках жилья…

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о саморегулируемой организации, руководителем которой вы являетесь.

– Наша СРО была создана как добровольное сообщество управляющих компаний в 2010 году и является единственной в этой сфере ЖКХ на территории Татарстана. Мы ставим перед собой несколько основных задач. И первая из них – формирование в республике высокопрофессионального и конкурентного рынка услуг в сфере управления многоквартирными домами. Такого, который обеспечит качественные жилищно-коммунальные услуги населению. Кроме того, мы осуществляем контроль за деятельностью членов нашего партнерства в части соблюдения ими требований стандартов и правил управления многоквартирными домами, а также подготавливаем свои предложения по решению проблемных вопросов в сфере ЖКХ, в том числе и на законодательном уровне.

Мы очень тесно взаимодействуем с управляющими компаниями, всегда предельно внимательно относимся к инициативам и предложениям УК, ведь они, что называется, работают «на земле». Со своей стороны СРО пытается максимально мотивировать УК на повышение качества услуг населению. Для этого регулярно проводим конкурсы, составляем рейтинги, поощряем сами и ходатайствуем о поощрении лучших перед органами власти. Мы тесно взаимодействуем с министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, с государственной жилищной инспекцией, комитетом общественного контроля ЖКХ, уполномоченным по правам человека в РТ, Общественной палатой РТ, Казанским государственным архитектурно-строительным университетом.