Сразу несколько источников сообщили о том, что свой пост покинул руководитель следственного отдела СУ РТ по Нижнекамскому району Азат АмирхановФото: e-nkama.ru

«КОГДА ВСКРЫЛСЯ ФАКТ, АМИРХАНОВА ВЫЗВАЛИ НА КОВЕР»

Сразу несколько источников сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, что свой пост покинул руководитель следственного отдела следственного управления РТ по Нижнекамскому району Азат Амирханов. По сведениям нашего издания, заявление о переводе в следственный отдел по городу Набережные Челны Амирханов написал под давлением руководства. Причиной критики, которая звучала за закрытыми дверями, стало громкое дело об убийстве Гульшат Котенковой. По данным источников нашего издания, в нижнекамский СК ранее поступало два заявления о попытках изнасилования, и оба будто бы касались предполагаемого убийцы нижнекамской лыжницы Даниила Котенева. По обоим заявлениям якобы был вынесен отказ.

Отметим, задержанный по подозрению в убийстве Котенев ранее дважды был судим по статье за изнасилование и осенью 2017 года действительно попадал в поле зрения правоохранительных органов. Эта история подробно описывалась в одном из материалов нашего издания. Осенью прошлого года нижнекамское телевидение «НТР» опубликовало видеорепортаж о том, как Котенев напал в подъезде своего дома по проспекту Строителей на 20-летнюю соседку и нанес ей травмы. В тот день девушка возвращалась домой около 11 часов вечера. По описаниям жертвы, мужчина схватил ее за волосы и ударил головой о перила. Сознания потерпевшая не потеряла, и тогда он силой затащил ее в свою квартиру, где попытался изнасиловать. Девушка, однако, вырвалась, сумела убежать и позвонила в полицию.

После выхода телесюжета в эфир Котенев сам явился к журналистам, заявив, что все показанное — клевета, а девушка в подъезде сама ударилась головой о бетонный пол, потому что была пьяна. По не выясненным пока причинам этот случай не вызвал пристального внимания ни полиции, ни следователей СУ СК по РТ, хотя материалы по факту нападения были направлены именно в следком для дальнейшего принятия решения. Ни нижнекамское УВД, ни МВД по РТ, ни СК комментариев на этот счет так и не дали. Накануне корреспондент «БИЗНЕС Online» попытался получить комментарий от самой девушки, которая едва не стала жертвой Котенева, но говорить она отказалась. Об эпизоде со второй девушкой, на честь которой также якобы покушался арестованный, пока ничего не известно.


«Когда вскрылся факт [направления отказных материалов заявителям], Амирханова вызвали на ковер, а тот оправдывался: мол, пришла какая-то пьяная женщина, что-то там рассказывала, — рассказал источник нашего издания. — В свете убийства Котенковой руководство попросило его написать заявление об уходе по собственному желанию».

«АЗАТ — ХОРОШИЙ ПАРЕНЬ, ЧЕСТНЫЙ, ЖАЛКО ЕГО»

Сотрудница приемной Амирханова в Нижнекамске в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заявила, что он по-прежнему работает, но в просьбе соединить с руководителем отказала: «Азат Минсалихович с журналистами напрямую не общается, обратитесь в пресс-службу». Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился с вопросами в ведомство, но ответа пока не последовало. 

Амирханов пробыл на посту руководителя следственного отдела по Нижнекамску всего 10 месяцев. Его представили городу 27 марта 2017 года во время очередного делового понедельника. «Выражаю уверенность в том, уважаемый Азат Минсалихович, что вы продолжите эффективно решать задачи по укреплению законности в Нижнекамском муниципальном районе. Мы все желаем вам успехов, добро пожаловать в Нижнекамск», — поприветствовал тогда нового главного следователя мэр Нижнекамска Айдар Метшин.

Официальная биография Амирханова довольно скудна. Известно, что он родился в 1982 году. В 19 лет, в 2001 году, начал работать в следкоме Набережных Челнов. За 14 лет работы дослужился до должности замруководителя. С этой позиции он и отправился в Нижнекамск, где сменил прежнего руководителя следственного отдела Рамиля Билалова, который пошел на повышение — возглавил первый отдел по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ. 

В городе химиков Амирханов не успел прославиться громкими делами. Первым тревожным звоночком для него стала трагедия с Ильназом Пиркиным. Напомним, 22-летний нижнекамец 19 октября 2017 года покончил жизнь самоубийством после длительного допроса в УВД Нижнекамска, а в предсмертном видеообращении обвинял полицейских в пытках. После случившегося Нижнекамск наводнили многочисленные проверки. Тогда вскрылись и другие подозрительные отказные дела по обращениям предполагаемых жертв полицейского произвола и их родственников. Так что история с убийством Гульшат Котенковой стала лишь последней каплей.  

В целом отзывы в адрес Амирханова в профессиональной среде положительные. «Парень умница, интеллигентный, специалист хороший, порядочный, ему можно любой вопрос доверить, он очень исполнительный, профессионал с большой буквы, за плечами у него богатый опыт работы. В свое время в Челнах он курировал все дела и в каждом деле принимал непосредственное участие, ему можно доверять», — рассказал один собеседник издания. «Азат — хороший парень, честный, жалко его», — отозвался другой.

Один собеседник нашей газеты, близкий к системе правоохранительных органов, рассказал и о дальнейшей карьерной судьбе Амирханова. «По слухам, он вернулся в челнинский СК — следователем», — рассказывает одну из версий наш источник. Эту версию подтверждает другой собеседник нашей газеты, который уточняет, что Амирханов уже приступил к работе в автограде.

По информации «БИЗНЕС Online», место Амирханова в Нижнекамске может занять 37-летний Константин Ачаев, который ранее возглавлял следком в своем родном городе — Елабуге. Окончив юрфак КГУ, он в 2003 году приступил к исполнению обязанностей следователя елабужской городской прокуратуры. Через год стал старшим следователем, а еще позже — помощником елабужского городского прокурора. Следственный отдел возглавляет с конца 2010 года. В 2009 году становился победителем республиканского конкурса среди руководящего состава отделов следственного управления по РТ в номинации «Лучший по профессии». В 2010 году фамилия Ачаева появилась на доске почета следственного управления. Женат, воспитывает двоих детей. Отец следователя — известный в Елабуге предприниматель Михаил Ачаев.  

«ПРОСТИТЕ, РОДНЫЕ. Я ОГОВОРИЛ НАИЛЯ, ЧТОБЫ ВЫЙТИ»

Отметим, вместе с руководителем нижнекамский СК потерял замначальника — еще в ноябре ушел майор юстиции Денис Евдокимов. Сейчас на своем посту остался только второй зам Амирханова — Айдар Хуснутдинов. Уход верхушки нижнекамского СК газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал старший помощник руководителя следственного комитета РФ по РТ Андрей Шептицкий. «Евдокимов уволился в декабре по собственному желанию, Амирханов прикомандирован в другой следственный отдел. Его перевод связан со внутренней ротацией кадров в управлении», — сообщил собеседник газеты.

По данным нашего издания, Евдокимова сняли с должности из-за вскрывшихся деталей проверки, проведенной после расследования дела Пиркина. По сведениям «БИЗНЕС Online», в следственный комитет ранее поступили материалы о самоубийстве некоего мужчины, который написал предсмертную записку, где обвинял двух сотрудников полиции. По этим материалам управление также выдало отказ, за что будто бы и сняли Евдокимова.

Схожий по описанию случай самоубийства (возможно, тот самыйприм. ред.) ранее также описывался в нашем издании. В конце августа 2017 года покончил жизнь самоубийством 46-летний житель Афанасово (пригород Нижнекамска). Мужчина работал водителем ООО «Авто-Камагруз», которое занималось подрядными работами на «Нижнекамскнефтехиме» (НКНХ). Компания вывозила с территории завода углеводородные отходы. Примерно в марте 2017 года вскрылся факт мошенничества. Оказалось, что водители ездили по точкам контроля порожняком, по сути, не вывозя отходы, экономя таким образом бензин. Ход делу дали только пару месяцев спустя, в июле. Полиция задержала водителя, который и занимался вывозом загрязненного грунта. После многодневного допроса в отделении водитель дал показания на своего руководителя, после чего подозреваемого отпустили. На следующий день должна была состояться очная ставка, однако, оказавшись на свободе, мужчина неожиданно свел счеты с жизнью. Он оставил записку: «Простите, родные. Я оговорил Наиля, чтобы выйти. Спасибо Красикову и Фазылзянову (сотрудники полиции прим. ред.)».

По поводу самоубийства мужчины дела не возбудили. Зато появилось другое дело (по статье «Мошенничество») — на Наиля Зиннатуллина, руководителя той самой компании, занимавшейся вывозом отходов. Судя по предсмертной записке, именно его оговорил повесившийся. По версии предварительного следствия, директор дал указание водителям совершать фиктивные рейсы, чтобы потом выставить счет НКНХ. В рамках дела Зиннатуллина сначала заключили под стражу, а сейчас он находится под домашним арестом

Пикантности истории добавляет то, что пост начальника службы безопасности «Нижнекамскнефтехима» занимает бывший руководитель УВД Нижнекамска полковник полиции в отставке Айрат Садыков. В связи с этим делом в приемную бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова поступило обращение от адвоката Зиннатуллина. В письме высказывается предположение, что уголовное дело было заведено с целью вмешательства в предпринимательскую деятельность ООО «Авто-Камагруз» — проще говоря, чтобы отодвинуть компанию от подрядов НКНХ. Как следует из обращения, в своих показаниях Зиннатуллин сообщил, что не знал о фиктивных рейсах. Работа каждого водителя оплачивалась сдельно — 1 тыс. рублей за рейс. При этом один из двух допрошенных водителей в своих показаниях заявил, что директор указаний совершать «пустые» рейсы не давал. А второй водитель, Башин (тот самый, который впоследствии свел счеты с жизнью), якобы изначально признался, что фиктивные рейсы совершал по своему усмотрению, однако позже уже без своего договорного представителя, а в присутствии адвоката, который не был дежурным в этот день, изменил показания, переведя стрелки на директора.

«Действия оперативных сотрудников подразделения ОБЭП УВД РФ по Нижнекамскому району РТ, а также следователей следственного управления по Нижнекамскому району при расследовании данного уголовного дела дают основания сомневаться в их независимости, отсутствии личной заинтересованности, являются незаконными и необоснованными», — написано в обращении. Источник «БИЗНЕС Online» в МВД по РТ, однако, не исключил, что к самоубийству и написанию предсмертной записки водителя вынудили представители оргпреступности, которые крышуют бизнес по вывозу отходов, так что не все в этой истории однозначно.

Нагуманов же на это обращение ответил тем, что не имеет права вмешиваться в работу следственных органов, поэтому дело с контроля уполномоченного по правам предпринимателей снято. Зато история, по нашим сведениям, привлекла внимание проверяющих, которых прислало в Нижнекамск из Москвы руководство МВД РФ.