The ride of the wicked, the first sin was trust.

Kill without warning – for blood now I lust!

Manowar – Blood of My Enemies

«ФАКТОР ТРАМПА»

Всемирный экономический форум (ВЭФ), ежегодно в конце января проходящий в швейцарском Давосе, – одно из важнейших мировых «протокольных» мероприятий в сфере экономики. Точнее сказать, не только в сфере экономики, даже с присовокупленными к ней финансами. Форум как место претендует на то, чтобы устами своих участников озвучивать ключевые смыслы, которые, по идее, будут определять мировую экономику в течение ближайшего года, и сюда относятся и различная социология, и футурология, и различные смежные дисциплины.

Заявка, безусловно, серьезная. Вместе с тем любое мероприятие такого рода просто по определению требует от участников высказываний в стиле «за все хорошее против всего плохого» – само же хорошее и плохое при этом образуются через актуальную повестку дня. Это, впрочем, своего рода фон и некая «проверка на комплиментарность», относиться к этому надо соответственно. Более любопытен другой аспект, ради которого, по сути, и стоит читать отчеты с форумов, – это мероприятия тех или иных ключевых спикеров, которые зачастую еще до самого мероприятия задают определенную повестку дня, которая затем надолго закрепляется в дискурсе.

За примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить 2016 год и заявленную создателем и бессменным президентом форума Клаусом Швабом «четвертую промышленную революцию». Дискурс был задан: Шваб подвинул идеолога и теоретика «третьей промышленной» Джереми Рифкина, была спешно поправлена вся имевшаяся до того методология всех этих революций, а сам термин и соответствующее ему понятие прочно закрепились в самой широкой прессе.

Аналогичная ситуация была и в 2017 году, но здесь героем вечера стал только-только входящий в должность Дональд Трамп. Самого его, впрочем, там не было, но его инициативы этакого «экономического национализма», включающего в себя репатриацию капитала, массовое снижение налогов, возврат промышленности и так далее, с которыми он вошел в президентскую гонку и выиграл ее, заслужили самого внимательного обсуждения на форуме. Пикантности добавляло то, что аудитория форума традиционно довольно специфическая, – это (если не брать бизнесменов, но лишь политиков и экспертов) глобалисты, которым заявленные инициативы Трампа были совершенно поперек идеологии.

Впрочем, на тот момент одним Трампом дело не ограничивалось. Прошлый год был первым за десятилетие, когда участники его излучали заметный оптимизм относительно перспектив мировой экономики, причем был он не натужно-протокольным (очевидно, все персоны такого уровня  понимают важность настроений для экономики, посему и делают максимум возможного для их поддержки), но вполне искренним. Формальный повод к тому был прост: как оказалось, очередной январский (данный в 2016 году) прогноз МВФ по росту мировой экономики совпал с реальностью, его не пришлось, по уже сложившейся невеселой для МВФ традиции, пересматривать в сторону ухудшения. В общем, будущее казалось вполне безоблачным, несмотря на «фактор Трампа» – особенно после нескольких лет беспросветной серости, тоски и фальшивого надувания щек.

«В КАЖДОЙ ПЯТОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СТРАНЕ УРОВЕНЬ ДОХОДОВ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В МИНУВШЕМ ГОДУ СНИЗИЛСЯ»

Ситуация этого года стала еще приятнее. Как оказалось, МВФ в прошлом году вновь ошибся с прогнозом по мировой экономике, данным в январе 2017 года, но уже в обратную сторону. Как оказалось, спрогнозированные изначально 3,4% роста были пересмотрены до 3,5% в июле и до 3,6% в октябре. Пересмотр роста в сторону повышения – дело, конечно же, не совсем уж неслыханное, но почти забытое, а потому он явился поводом для мощнейшего оптимизма. Понятно, о фактических источниках этого роста надо говорить отдельно. Так, я придерживаюсь мнения, что мировая экономика подтянулась за экономикой китайской (которая тоже выросла сильнее прогноза или, точнее, заявленного плана), а ее заметный рост, критически необходимый в год съезда, был в заметной степени обусловлен кредитно-долговым форсированием, но факт остается фактом, и его влияние на умы тоже никуда не спрятать.

Оптимизм этот – увы и ах – все же не стоит считать серьезно обоснованным. Так, несмотря на рост экономики, в каждой пятой развивающейся стране уровень доходов на душу населения в минувшем году снизился, что с точки зрения того самого глобализма грустно и печально. Кроме того, на форуме было зафиксировано продолжение многолетнего (я бы даже сказал, многовекового) тренда концентрации капитала: всего 42 богатейших человека планеты имеют состояние, примерно равное всему совокупному богатству беднейшей половины человечества. Год назад таких миллиардеров был 61 – эмпирический закон «деньги к деньгам» никто не отменял.

Кроме того, нельзя не отметить сложившийся тренд на ужесточение денежно-кредитной политики. ФРС США, помимо сворачивания эмиссии, занялись сокращением баланса. ЕЦБ устами своего главы Марио Драги неоднократно предупреждает о схожих действиях – правда, с европейской спецификой и в некотором неопределенном будущем. По сути, приверженцем мягкой политики остался лишь Банк Японии, который недавно лишний раз словесно подтвердил это. На практике это означает, что весь спектр накопленных незалеченных структурных проблем в развитых (в первую очередь) экономиках станет куда более выделяющимся – впрочем, это уже выходит за рамки заявленной темы.

«ЭТО ЗАЯВКА НА УСИЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ГЕГЕМОНИИ»

Однако главным «возмутителем спокойствия» на этом форуме опять стал Трамп, при этом на сей раз куда более значимым, чем год назад. Причина тому проста – американский президент принял и осуществил решение посетить этот форум самолично, во плоти, и не только в амплуа посетителя и, вероятно, закулисного переговорщика, но и как полноценного спикера с речью по актуальной экономической повестке. Еще более важным является то, что последним американским президентом, посетившим Давос, был Билл Клинтон, и было это аж в 2000 году. Опять же, стоит вспомнить глобалистскую повестку как «базовое умонастроение» форума (надо сказать, что о торможении глобализма очень много говорилось, понятное дело, в печальном ключе) – фактическое присутствие «экономического националиста» Трампа сильно встряхивало это устоявшееся сообщество. В общем, речь обещала быть весьма любопытной, и Трамп не подвел.

Так, обошлось без ритуальных заявлений обо всем хорошем и всем плохом, хотя в одном месте Трамп все же подмазал лево-толерантных европейцев, сообщив, что темпы снижения безработицы среди темнокожих и латиноамериканцев максимальны относительно всех прочих групп населения; с другой стороны, он говорил об ужесточении миграции. По сути, Трамп выступил с немного завуалированной, но вполне внятной и однозначной рекламой США. Он упирал на американские экономические успехи 2017 года, он говорил о том, что с США можно и нужно работать, можно и нужно инвестировать, фокусировал внимание аудитории на дерегулировании и своей налоговой реформе – бизнес, неважно, глобалистский или нет, для которого любое снижение налогов есть бальзам на душу, слушал его затаив дыхание. Вместе с тем он говорил и в адрес своего избирателя – условного «водопроводчика Джо», американского рабочего, которого чрезмерная избыточная автоматизация и «нечестная торговля» лишают рабочих мест. Последней было уделено особое место: многосторонние торговые соглашения были раскритикованы, а двусторонние – наоборот, поддержаны.

Речь эта в целом была краткой, около 20 минут, но из нее можно сделать далеко идущие выводы. Ладно там реклама США – это, в конце концов, ожидаемо, ровно так же нахваливали себя и свою страну француз Эммануэль Макрон и индиец Нарендра Моди. Фактически Трамп, приехав на большое собрание глобалистов, заявил там свою повестку дня: сугубо националистическую, весьма конкретную и, главное, прямо сопряженную с заявкой на мировую гегемонию. Что у него (и у США вместе с ним) получится – вопрос отдельный, но сам подход, думается, предельно ясен. По сути, это заявка на усиление и укрепление американской гегемонии. Уже не на уровне «лидер и союзники», но – «лидер и вассалы». И это, на мой взгляд, весьма опасная дорожка...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции