Владимир Путин вместе с Шаймиевым договорились, что финансирование объектов будет производиться на паритетных условиях: и федеральным, и республиканским бюджетом В 2009 году Владимир Путин и Минтимер Шаймиев договорились, что финансирование возрождения Болгар и Свияжска будет производиться на паритетных условиях Фото: shaimiev.tatarstan.ru

О ЧЕМ МИНТИМЕР ШАЙМИЕВ ДОГОВОРИЛСЯ С ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ

Текущий год станет последним в деле возрождения Болгара и Свияжска. В 2018 году заканчивается реализация программы по двум этим историческим объектам, начавшаяся ровно 8 лет назад. Об этом на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» рассказала исполнительный директор республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Татарстана, вице-спикер Госсовета РТ Татьяна Ларионова.

«Действительно 2018-й — последний бюджетный год», — заявила Татьяна Петровна. Она напомнила, как создавалась эта программа, принесшая республике Болгар и Свияжск в том уникальном виде, в котором мы можем видеть их сегодня. Все началось в конце 2009 года, когда первый президент РТ Минтимер Шаймиев заявил руководству страны о своем намерении отойти от дел, уступив свое кресло «молодому, энергичному и перспективному» Рустаму Минниханову. Тогда же Минтимер Шарипович, напомнила Ларионова, сообщил, что хотел бы заняться вопросами возрождения Болгара и Свияжска. Руководство страны его в этом поддержало, и Владимир Путин вместе с Шаймиевым договорились, что финансирование объектов будет производиться на паритетных условиях: и федеральным, и республиканским бюджетом. «По-моему, вся республика знает, что ежегодно выделяется по 400 миллионов и федеральным, и республиканским бюджетом, — пояснила Татьяна Петровна. — Я должна сказать, что федеральный бюджет иногда несколько сокращает финансирование, но это бывает не так много — скажем, 10–20 миллионов, не более того». 

Под выделяемые деньги ежегодно утверждается программа, которая в обязательном порядке согласуется с минкультуры России и утверждается правительством РТ. Первоначально договоренность с руководством страны была достигнута на 4 года реализации программы по возрождению Болгара и Свияжска, но позднее она была продлена до 2018 года, и вот настал последний год действия документа. За все эти 8 лет в Болгаре и Свияжске было построено, отреставрировано и законсервировано по 43 объекта. Кроме того, стоит добавить, что Болгар и Успенский собор, а также Успенский монастырь Свияжска получили статус объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а значит, международную защиту.


«ЭТО БУДЕТ ТАКИМ ХОРОШИМ, ГДЕ-ТО ДАЖЕ И ЗАВЕРШАЮЩИМ, АККОРДОМ...»

«В связи с этим 2018-й для нас будет годом завершения начатых работ. Мы практически не берем на этот год каких-то новых объектов», — отметила исполнительный директор фонда «Возрождение». Начатые работы планируется завершить на нескольких объектах как в Болгаре, так и в Свияжске. Так, например, в Свияжске откроется музей по реставрации дерева и музей возвращенных свияжских икон. В Болгаре же начнет работу музейный квартал. 

Музей по реставрации дерева станет единственным в своем роде в России. «Под водой были обнаружены целые остатки строений, улиц в Свияжске. Их нужно показать людям», — пояснила Ларионова. Кроме того, планируется возвращение на остров-град икон, которые находятся в запасниках музея изобразительных искусств, — ожидается, что на острове будет открыт отдельный музей. То есть это не возвращение икон церкви. «Особых разногласий с церковью нет. Понятно, что желание вернуть иконы в храмы есть. Но, поскольку сейчас эти иконы являются государственной собственностью, они являются собственностью музея, то, что они вернутся ближе к своим исконным родным корням, — это и для церкви положительный момент. В целом данный вопрос мы решаем по рекомендациям ЮНЕСКО, это практика всемирная, — рассказала Татьяна Петровна. — Почему это не было сделано раньше? В Свияжске не было условий для сохранности этих икон. Они, учитывая большой срок своей истории, требуют особенных условий температуры, влажности. Они требуют и особых условий безопасности. Сейчас все эти условия мы можем обеспечить. При проектировании данного музея мы этим вопросам уделяли самое пристальное внимание».

Ожидается, что музей дерева будет открыт уже в течение основного туристического сезона — не 1 июня, но точно в летний период. Музей свияжских икон появится во всей красе во второй половине года — «одновременно непросто выполнять эти работы».

Вместе с тем по традиции не останется обделенным и Болгар. Там в этом завершающем году будет создано сразу несколько небольших музеев по улице Назаровых. Местные жители нескольких старых жилых домов были переселены с территории, прилегающей к городищу, в другие дома в поселке Приволжском. Освободившиеся помещения, представляющие исторический интерес, были отреставрированы, теперь в них разместят музеи. Некоторые из них функционируют уже с прошлого года. До конца года в домах на улице Назаровых можно будет посетить сразу 8 новых музеев. Среди них, например, музей дворянства Спасского уезда, музей болгарского чаепития, музей Волжской Атлантиды, музей воинской славы, музей Абдуллы Алиша, художественная галерея и др. Тематика остальных музеев пока еще находится на стадии согласования.

. В Болгаре в этом году будет создано сразу несколько небольших музеев. Среди них, например, музей болгарского чаепития, Волжской Атлантиды, воинской славы, Абдуллы Алиша Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ ФОНД СОЗДАВАЛСЯ ДЛЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ, ТО ПОЧЕМУ БЫ, СКАЖЕМ, И НЕ ПОСТАВИТЬ ТОЧКУ?»

В ходе интернет-конференции исполнительный директор не исключила возможности того, что после программы, под которую фонд «Возрождение» был создан, он может быть свернут. Это объясняется просто: уставные цели, прописанные в учредительных документах фонда, достигнуты.

«Мы пока об этом не объявляем, потому что есть еще огромные работы, которые нужно выполнить, — оговорилась Ларионова. — Но в принципе фонд создавался для того, чтобы возродить культурное наследие в Болгаре и Свияжске. Мы эту задачу практически выполнили. Нам есть о чем говорить, что представить населению как результат работы фонда. Если фонд создавался для этих целей, то почему бы, скажем, и не поставить точку? Я не исключаю... Пока не могу ответить на этот вопрос однозначно, тем более что у нас есть еще собор Казанской иконы Божией Матери, который мы, безусловно, в 2018 году не завершим. Мы здесь продолжим, конечно, свои работы. Но каких-то других задач перед фондом пока не ставится. Вообще, это вопрос прежде всего председателя попечительского совета фонда „Возрождение“ Минтимера Шариповича Шаймиева и президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова».

Так что, когда спрашивают относительно возрождения Биляра, Шелкового пути, эти вопросы в рамках работы фонда «Возрождение» пока не рассматриваются, но на повестке дня они есть. В частности, ученые КФУ предложили поднять вопросы, связанные с Шелковым путем. По словам Ларионовой, многие коридоры этого древнего торгового тракта проходят практически через 53 региона страны, включая Татарстан.

«Есть проект „Ногайский коридор“, который затрагивает и Казань, и Болгар, и Свияжск. Если объекты уже вошли в список ЮНЕСКО, то они только поддерживают значимость этого коридора. Но здесь же и Биляр, и та же Елабуга, Арский район. Вообще, этот коридор очень интересен. Мы предложили министерству культуры РФ рассмотреть наш научный потенциал с точки зрения создания новой российской программы по принципу Болгара и Свияжска, но связанного с Шелковым путем. Безусловно, данная программа могла бы быть общероссийской. Вот если бы она была бы принята, то могли бы здесь рассматривать и Биляр, и Елабугу, и целый ряд наших других муниципальных образований. Но это предложение пока не нашло поддержки в минкультуры РФ. Найдет или нет, каковы дальнейшие перспективы, мы сказать, к сожалению, с уверенностью не можем», — отметила Ларионова.

Говоря о возрождении Биляра, она отметила, что такое желание действительно есть, но реализовано это будет точно «не в контексте Болгара или Свияжска». Решение может быть либо найдено в рамках вышеуказанного федерального проекта по Шелковому пути, либо реализовано как отдельный республиканский проект. Вряд ли это получится в ближайшие три-пять лет — здесь необходимы значительные финансовые ресурсы.

«Каких-то других задач перед фондом пока не ставится»Фото: shaimiev.tatarstan.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ: ОТ 57 ТЫСЯЧ ПОСЕТИТЕЛЕЙ В 2010-М К МИЛЛИОНУ ТУРИСТОВ ЗА 2017 ГОД

Глядя на озвученные Ларионовой данные турпотока, можно с уверенностью сказать, что за 8 лет фондом проделана колоссальная работа. Один из показателей — рост турпотока. На момент начала действия программы Болгар в 2010 году посетили около 50 тыс. туристов. Через несколько лет, в 2013 году, эта цифра выросла до 192 тыс. туристов, в 2015 году число туристов составило более 350 тыс., а в 2017 году — уже 540,9 тысячи. «У нас международный турист появился в Болгаре. Если брать итоги последнего года, то Болгар посетили люди примерно из 100 городов России. Их количество возрастает. В позапрошлом году были туристы из 21 страны мира, в этом году — уже из 30 стран», — отметила Татьяна Петровна.

По Свияжску цифры также поражают воображение: в 2010 году остров-град посетили 7 тыс. туристов, а в 2017-м их число уже составляло более 491 тысячи. При этом по географии они были из 62 городов России и 46 зарубежных стран.

«По сути, это результат той работы, которую провел фонд вместе со всеми заинтересованными сторонами, нашими союзниками, помощниками, друзьями и коллегами. Вот он, результат. Это заслуга в том числе и включения в список ЮНЕСКО. Те туристы, которые приезжают из зарубежных стран, преимущественно едут только на объекты всемирного культурного наследия», — подчеркнула Ларионова. 

По ее словам, обычно международные туристы приезжают в Болгар и Свияжск семьями или поодиночке, неорганизованно. Сегодня в музеях-заповедниках предоставляются услуги экскурсоводов на французском, английском, китайском языках. Есть аудиогиды с переводом на французский, английский, китайский, а в Болгаре — еще и арабский, татарский языки. Не так давно на каждом из объектов установили турникеты: их задача — вести подсчет числа туристов, а не ограничить доступ к достопримечательностям, подчеркнула Ларионова. 

Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери «Мы имеем огромное желание к 4 ноября текущего года завершить все работы по внешнему фасаду собора. То есть это будет уже полностью завершенный фасад, с куполами» Фото: «БИЗНЕС Online»

НОВЫЙ СОБОР ПОД КРЕМЛЕМ В СПИСОК ЮНЕСКО НЕ ПОПАДЕТ

Однако с завершением программы по Болгару и Свияжску работы для фонда «Возрождение» еще предостаточно. Например, это относится к возрождаемому собору Казанской иконы Божией Матери. Напомним, 4 ноября 2015 года Минниханов подписал указ «О строительстве Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери». С того момента вот уже два с лишним года ведутся серьезные как изыскательские, так и строительные работы практически под стенами Казанского кремля.

«Этот объект тоже под пристальным вниманием фонда, при этом мы, конечно же, не ставим перед собой задачу включения его в последующем в список ЮНЕСКО. Он никогда не был в списке ЮНЕСКО! Мы этот объект должны воссоздать с точки зрения сохранения всемирной универсальной ценности Казанского кремля. Собор входит в его буферную зону. То есть он не должен оказать отрицательное влияние на объект всемирного культурного наследия — Казанский кремль, должен со всех точек поддерживать историческую значимость Кремля, но не спорить с ним архитектурно. Это задача тоже непростая», — рассказала Татьяна Петровна.

Перед началом работ по воссозданию собора фондом «Возрождение» было проведено специальное исследование, результаты которого направили в ЮНЕСКО на согласование. Там результаты этого исследования одобрили, а руководство Татарстана учло все риски, чтобы сохранить международный статус и универсальные ценности Казанского кремля.

На сегодняшний день собор вырос до отметки в 38 м, вес здания составит 124 тыс. тонн (по сути, одна шестая знаменитого небоскреба Empire State Building). В принципе, осталось немного — достичь отметки в 45 м по проекту за счет установки главки и креста. Все основные общестроительные работы, в том числе и по пещерному храму, уже практически завершены. 

Болгарская исламская академия Болгарская исламская академия Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы имеем огромное желание к 4 ноября текущего года — а это дата подписания указа президента нашей республики по воссозданию данного собора и Болгарской академии — завершить все работы по внешнему фасаду. То есть это будет уже полностью завершенный фасад, с куполами. Он будет с подсветкой, заказали уже все внешние настенные иконы», — поделилась Ларионова последними новостями по возрождению собора Казанской иконы Божией Матери. Всех деталей отделки она раскрывать, впрочем, не стала. После завершения фасадных работ намерены приступить к внутренним работам.

Будет ли колокольня? Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, как известно, не раз заявлял, что возрождение собора ему видится в первоначальном облике. Ларионова, однако, снова обратилась к уставу фонда «Возрождение» — по поручению президента РТ фонд воссоздает сам собор. И точка. «Да, у нашего владыки есть желание отреставрировать и другие здания, сооружения, которые входят в комплекс Богородицкого монастыря, в том числе воссоздать колокольню, — заметила она. — Но это вопрос не сегодняшнего дня, это не вопрос фонда „Возрождение“. Если на то будет дальше воля патриарха, нашего владыки, президента РТ, чтобы как-то помогать епархии, то фонд, безусловно, поможет, прежде всего с точки зрения согласования этого вопроса с ЮНЕСКО. Колокольня будет выше собора, она может быть и не поддержана ЮНЕСКО», — пояснила Татьяна Петровна.

Митрополит Феофан, как известно, не раз заявлял, что возрождение собора ему видится в первоначальном виде Митрополит Феофан, как известно, не раз заявлял, что возрождение собора ему видится в первоначальном облике Фото: «БИЗНЕС Online»

Дома по соседству от Богородицкого монастыря никто расселять не собирается, успокоила она жителей. Дома не мешают. Хотя были вопросы по поводу переноса части забора или установки мусорных баков, но все это решается с исполкомом Казани в рабочем порядке. Для местных жителей поводов для беспокойства нет. «Пока пусть живут спокойно. Дальше я не знаю. Но это не вопросы фонда, это не в нашей компетенции», — отметила она. 

Разговор продолжался более трех часов. Ларионова скрупулезно ответила на все поступившие вопросы читателей. Рассказала несколько живых историй «Возрождения», развеяла мифы об «обязательных пожертвованиях» для бюджетников, объяснила, почему не удалось включить в список ЮНЕСКО целиком остров-град Свияжск, а также прошлась по скандальной истории о свияжском бизнесе. Полная стенограмма интернет-конференции будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».