«В ЧЕЛНАХ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ ВООБЩЕ НЕ ЛЮБЯТ КАМАЗ»

В конце февраля в аэропорту Бегишево закроется последний магазин по продаже фирменной одежды KAMAZ sport. С 2014 года он ни одного месяца не проработал в убыток и продолжает приносить прибыль по сей день. Как рассказал «БИЗНЕС Online» разработчик бренда и директор по развитию ООО «Троянс» Артем Хабеев, одежда с символикой КАМАЗа пользовалась большим спросом у иностранцев и приезжих из других городов. Однако из-за постоянного повышения арендной платы и необходимости заказывать продукцию большими партиями бизнес пришел в упадок.

«Этот магазин всегда был с прибылью, мне его очень жалко закрывать, — сказал Хабеев. — Было бы у меня два магазина — на них можно было бы шить без проблем. А с одним невыгодно: закончилось несколько размеров — сразу надо 500 футболок заказывать. Это большие деньги для такого маленького магазинчика».

Магазин KAMAZ sport в аэропорту действительно небольшой — 19 кв. метров. По словам Хабеева, инициаторы проекта не планировали продавать одежду в одном месте, но так получилось, что она оказалась востребована только в Бегишево. В разное время магазины бренда открывались в ТРЦ «Сити Молл», ТЦ «Волна» в Москве и ТЦ «Родина» в Нижнем Новгороде. Однако все они прекратили работу из-за нерентабельности. Так, например, точка в ТЦ «Сити Молл» не показала ни одного прибыльного месяца с момента открытия.

«В Челнах, как я понял, местные жители вообще не любят КАМАЗ, — высказал мнение Хабеев. — Наоборот, то, что я слышал, — это какие-то плохие отзывы, что зарплату не платят, что какие-то проблемы, работы нет. У них сложился какой-то негатив вокруг КАМАЗа, поэтому они даже думать не могли носить что-то с его логотипом. А приезжие об этих внутренних проблемах города и КАМАЗа знать не знают, и им нравилось. Основная часть покупателей была в Москве и Питере».

«БЫЛИ ЦЕНЫ И ВЫШЕ, И НИЖЕ — ЭТО НИКАК НЕ ПОВЛИЯЛО»

Напомним, о создании собственной линии одежды под маркой KAMAZ sport челнинский автогигант официально объявил в 2014 году. КАМАЗ пришел к этому решению, изучив опыт Mercedes, Volvo и Iveco: на каждой выставке, где присутствуют ведущие игроки грузового рынка, всегда есть их брендовая одежда, причем она продается, а не раздается. Тогда же в большинстве дилерских центров предприятия по России — а у КАМАЗа их порядка двух сотен — в продаже появилась одежда с фирменным логотипом компании: футболки, куртки, кепки и спортивные костюмы. Следом открылся интернет-магазин, затем появился и розничный. Стоимость первого этапа проекта по выпуску брендированной спортивной одежды составила 10 млн рублей. Пошив продукции осуществляла небольшая фабрика, расположенная в Подмосковье.

Одежду KAMAZ sport планировали продвигать не просто как «сувенирку», а как самостоятельный бренд — в среднем ценовом сегменте по России на тот момент почти отсутствовала продукция заметных отечественных производителей. Разработчики надеялись, что имя КАМАЗа может изменить ситуацию: поскольку автогигант известен не только в стране, но и за ее пределами, это был шанс в будущем развивать экспортный потенциал одежды.

Договор на использование бренда KAMAZ между автогигантом и ООО «Троянс» был заключен на пять лет. Разработчики платили предприятию достаточно существенную сумму роялти, взяв на себя при этом все затраты на создание стиля, бренда, макетов. Для КАМАЗа это не стоило никаких денег.

За все время существования бренда KAMAZ sport в розницу было продано продукции на 13,2 млн рублей — это около 9,5 тыс. единиц, большая часть из которых — футболки. Что касается цен, то фирменную бейсболку в интернет-магазине можно было приобрести за 1000 рублей, футболку — за 600 - 800 рублей, спортивные штаны — за 1300 рублей.

«Мы строили разные стратегии — были цены и выше, и ниже, и акции, но это никак не влияло, — сказал Хабеев. — Мы ставили футболки и по 700 рублей, и по 1,5 тысячи — одинаково говорили, что это дорого. Иногда одинаково говорили „Ой, какая хорошая цена“ и на ту, и на другую цену».

«ЭТО НЕ НАШ МАГАЗИН, НЕ НАШ БРЕНД»

Пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев пояснил корреспонднту «БИЗНЕС Online», что автогигант к магазину в Бегишево, как и вообще к распространению бренда KAMAZ sport, отношения практически не имеет. «Изначально была идея молодежи КАМАЗа разработать бренд KAMAZ sport, и он был создан, — напомнил он. — А для реализации этой идеи права были переданы господину Хабееву. За это он платил нам положенные лицензионные сборы. Поэтому это не наш магазин, не наш бренд. Лицензионное соглашение было заключено на пять лет. Когда они пройдут, тогда мы и будем рассматривать, что делать дальше».

Что касается торговых точек, расположенных на территории официальных дилеров, то в них, по словам Афанасьева, продается только сувенирная продукция ПАО, а дилеры уже сами, если им это было интересно, закупали у фирмы Хабеева одежду бренда KAMAZ sport.

По словам Хабеева, КАМАЗ был заинтересован в продукции KAMAZ sport только в самом начале — в 2014 году. Тогда он заказал партию футболок, рубашек поло и костюмов. После этого автогигант ничего не заказывал, не просил придумать новые модели, и суббренд жил сам по себе. 

«Расширяться возможности нет, потому что с КАМАЗом очень шаткие отношения, — сказал Хабеев. — Я вижу, что на КАМАЗе это никому особо не интересно, и как только там сменится какой-нибудь человек, мне могут сказать: все, закрывайся. А у меня будет отшито много вещей и открыто несколько магазинов. Я существую отдельно — никто не интересуется, что, как, поэтому для меня опасно расширяться. Но я считаю, что мы неплохо отработали — прикольно было, людям нравилось, все довольные ходили».