«КАМАЗ-Мастер», вновь триумфально откатав «Дакар», привез на родину «Золотого бедуина» и «Бронзового бедуина»

«ЗА ВСЕ ГОДЫ СВОЕЙ ЖИЗНИ Я НЕ ПОТРАТИЛ СТОЛЬКО НЕРВОВ»

«Отрепетируйте, как будете встречать героев», – в московском аэропорту Шереметьево прилет команды КАМАЗа ждали нервно. Особого энтузиазма не было – сотни зрителей не пожертвовали рабочим днем для встречи героев. Это довольно странно, учитывая, что гонки грузовиков – спорт, в котором Россия регулярно собирает титулы и на одном победном духе можно было сформировать неплохую армию фанатов. Впрочем, встреча все равно была теплой.

Нынешний «Дакар» чуть ли не официально признан самым сложным за последнее десятилетие. С этим утверждением, безусловно, согласны и многие из его участников. В грузовом зачете до финиша добралась едва ли половина участников.  Пилоты бились за минуты и секунды, и интрига была поистине невероятной. Отрыв между главными претендентами на победу в какой-то момент сократился до одной секунды. Иногда было совсем тяжело: на одном из этапов машина Эдуарда Николаева просто завалилась на бок, но выручил чешский коллега Мартин Коломы. Не обязан был этого делать, но остановился и помог поставить машину на колеса. Самое удивительное, что тот этап Николаев еще и смог закончить с лучшим временем!

Перелет из Латинской Америки явно дался пилотам непросто – Владимир Чагин попивал спонсорский энергетик явно не для маркетинговых целей. Руководитель «КАМАЗ-Мастера» был едва ли не самым бодрым среди всей команды: много говорил, в том числе и о планах: «Все увидели, какая конкуренция в зачете грузовиков, лидеров разделяют секунды. Техника у всех подготовлена на высоте, сложно конкурировать. Разница в том, кто сломается, кто потеряет время. В этих условиях важно не отстать технически. Уже вчера после финиша мы провели совещание по тому, что нужно изменить в грузовиках. Нельзя терять ни минуты. Уже в июле следующее грандиозное соревнование – „Шелковый путь“. Все участники прощались с нами со словами „До встречи на Silk Way!“ Впереди интереснейшая борьба, команда будет готовиться к гонке, и мы как организаторы сделаем все для хорошего соревнования». А потом Чагин признался: такого нервного «Дакара» в его жизни еще не было: «Сложнейшая двухнедельная гонка. Наверное, за все годы своей жизни я не потратил стольких нервов, сколько в этом году. Кто выдержит, кто раньше сломается? Спасибо всем, кто был рядом с нами, мы чувствовали вашу теплоту и поддержку. Вы не представляете, какая радость и гордость была у каждого из нас, когда мы перед подиумом крепили флаг нашей страны на грузовик!»

Вместе со всеми «КАМАЗ-Мастер» встречал и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Он зачитал поздравительную телеграмму от президента России Владимира Путина Вместе со всеми «КАМАЗ-Мастер» встречал и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Он зачитал поздравительную телеграмму от президента России Владимира Путина

На фоне легендарного Царя, как уважительно называют Чагина конкуренты и журналисты, остальные пилоты выглядели достаточно скромно. Николаеву на правах победителя говорить все-таки приходилось, и он честно признавался, что были моменты, когда даже он не верил в итоговый успех. «Здесь отработала вся команда. Бывают случаи, когда ночью ведутся очень серьезные объемы работ, после которых нужно протестировать автомобиль. Тебя ночью будят, чтобы провести тесты, ты садишься за руль, и не к чему придраться, хотя грузовик был разобран почти полностью! Когда был разрыв в секунду, опыт команды и ее руководителя помог настроиться. Всем спасибо за поддержку! Бывало, что проводили за рулем по 12 часов, приезжали на бивуак глубокой ночью. Не хватало времени, чтобы восстановиться. Но мы весь год готовились, да и поддержка болельщиков и партнеров команды помогала. Соперники, похоже, почувствовали себя уже на полпути к подиуму и повышали темп. Обычно не бывает таких разрывов, а тут на подиуме экипажи с отставанием в три-четыре часа. О многом говорит случай Мартина Коломы: они сломали машину на старте последнего спецучастка! Ну а Федерико Виллагра – соперник, который не будет сдаваться до самого конца». Николаева не могли не спросить о теме допинга и отстранения российских спортсменов от Олимпиады, хотя формально КАМАЗ и гонки к этой истории не имеют абсолютно никакого отношения. Эдуард ответил, что на фоне всеобщего напряжения и борьбы с Россией в спорте хотелось доказать превосходство нашей страны, ее пилотов и техники.

Вместе со всеми «КАМАЗ-Мастер» встречал и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Он зачитал поздравительную телеграмму от президента России Владимира Путина. Рассказывают, что в дни «Дакара» на предприятиях КАМАЗа проходили тренинги топ-менеджеров, и по настроению Сергея Анатольевича сразу можно было понять, как дела у команды. Когогин весь «Дакар» был на связи с Чагиным, одним из первых узнал о победе, а вчера руководитель команды долго ему о чем-то рассказывал. Они настолько увлеклись, что гендиректор, кажется, выбился из своего графика, но потом, «очнувшись», быстро удалился.


УБОЙНЫЙ «ДАКАР»

Как выяснилось, рулевой автогиганта (а сейчас еще и сопредседатель предвыборного штаба Путина) полетел в Набережные Челны, чтобы вместе с мэром Наилем Магдеевым еще раз засвидетельствовать свое почтение команде, которая в юбилейный  для себя год (30-летие) и в 40-й по счету «Дакар» не подвела. Привезя домой вожделенных «бедуинов», «КАМАЗ-Мастер» стал, таким образом, уже 15-кратным победителем самого престижного в мире ралли-марафона. Вчера же стало известно, что один из грузовиков «КАМАЗ-Мастера» из спортивного центра «КАМАЗ-Автоспорт» перегнали в Казань. Не исключено, что прилетевший накануне в столицу Татарстана Путин сегодня может поздравить команду с победой.

Пока самолет с «КАМАЗ-Мастером» находился в воздухе, в Бегишево известный челнинский шоумен Максим Веденеев заводил фанатов команды, родственников и друзей спортсменов. «Непобедимая дружина команды „КАМАЗ-Мастер“. Три-четыре: „Молодцы!“», – командовал шоумен. Народу в аэропорту собралось столько, что обычные пассажиры с трудом протискивались со своим скарбом к выходу из аэровокзала. Одним из первых встречать коллег приехал Фирдаус Кабиров, дважды становившийся победителем престижнейшего ралли-марафона. «Я очень внимательно каждый день в режиме онлайн следил за тем, как для наших ребят проходит гонка, а затем или поздно вечером или утром смотрел и телевизионные репортажи оттуда, – рассказал он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. – Впечатления после первых этапов? Думаю, как у всех остальных болельщиков команды, сразу стало понятно – начался настоящий „Дакар“, а не тот, что в последние годы. Этот „Дакар“ даже круче, чем в Африке. Уже на второй день у многих экипажей начались большие проблемы. Нужно было очень сильно постараться, даже чтобы просто доехать до финиша. Начало было не то что интересное, а тяжелое, драматичное! Да, были обидные моменты, когда ребята допускали ошибки, но было очевидно, что обойтись в этой гонке вовсе без ошибок не так просто. Один только Эдик Николаев в первой ее половине сумел их избежать, проехал очень удачно. После такого начала предполагал, что вторая половина марафона будет уже не такой сложной, но тут начались поломки – ломалось даже то, что никогда в жизни на наших машинах не ломалось. Одним словом, гонка была такая же интересная и разнообразная, как это было раньше, в Африке. Такого убойного „Дакара“ в Южной Америке совершенно точно еще не было».


По словам Кабирова, в том, что «КАМАЗ-Мастер» окажется на подиуме, он не сомневался ни секунды, но за судьбу «Бедуина в золотом» поволноваться пришлось и ему: «Что касается первого места, то да, за четыре дня до финиша поволноваться пришлось. Эдик лидировал с приличным отрывом от ближайшего преследователя в 52 минуты, но когда он сначала в первый раз слил Виллагре 25 минут, потом во второй раз еще 20 минут и между ним и аргентинцем осталась всего лишь 1 секунда разницы, конечно, поволновался». Но, по его мнению, это же обстоятельство и заставило соперников Николаева ехать в темпе, которого техника выдержать была просто не в состоянии:  «К мастерству Виллагры вообще никаких вопросов. Он очень ровно, хорошо, быстро, технично, тонко едет! Ошибок по вождению  на протяжении всей гонки почти не допускал. Но чтобы совсем без ошибок „Дакар“ проехать, надо сбрасывать скорость. Но ему нужно было ехать не быстро, а очень быстро. Автомобиль и не выдержал».

Другой легендарный челнинский автогонщик восьмикратный чемпион России по трековым гонкам и автокроссу Фарит Бадретдинов, сам до последнего времени  выезжавший на «Дакары» за рулем тяжелых «техничек» команды, отметил, что  организаторы юбилейного ралли выполнили свое обещание сделать гонку крайне сложной для людей и техники: «Они говорили, что этот „Дакар“ будет похож на „Дакар“ африканский, и так на самом деле и получилось. Ралли это было очень сложным. Когда перевернулся автомобиль Айрата Мардеева, конечно, появились сомнения в том, что мы сможем претендовать на подиум. Но Айрат смог добраться до него, а Эдик вообще молодец! Это значит, что командный дух на высоте. Если машина ложится на бок, там повреждается очень много всего. И суметь за ночь восстановить автомобиль так, чтобы он смог выехать и быстро ехать дальше, могут очень немногие команды. Мы можем!»

Сергей Когогин: «Давайте поблагодарим их, скажем, что они лучшие в мире и мы их любим!» Сергей Когогин: «Давайте поблагодарим их, скажем, что они лучшие в мире и мы их любим!»

«ТАКИХ ГРУЗОВИКОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ НА ПЛАНЕТЕ»

Когда ведущий объявил, что борт с измотанными многочасовыми перелетами и сменой часовых поясов камазовцами наконец сел, зал разразился бурным ликованием. Победителей по традиции встретили красавицы в национальных костюмах, с чак-чаком и караваем, но без обычного в прежние годы шампанского. Когда гонщики, держа над головами завоеванные трофеи, выстроились на импровизированной сцене, с приветствием к ним и болельщикам обратился Магдеев: «Сегодня в нашей стране, в нашей республике, в нашем любимом городе большой национальный праздник – «Синяя армада», наша любимая команда, наши дорогие настоящие мужчины привезли  в Челны долгожданную победу. Наша команда во главе Владимиром Геннадьевичем Чагиным достойно несла имя нашей родины, авторитет нашей страны. И мне хотелось бы от имени всех челнницев высказать слова благодарности и признательности нашим ребятам. Вы настоящие мужчины, вы настоящие герои. Мы вас любим, мы вами гордимся. Мы за вас очень переживали, и слава Всевышнему, вы все живые-здоровые вернулись в родные пенаты. С возвращением, с победой, команда „КАМАЗ-Мастер“! Ура!»

«Дорогие челнинцы, я команду сегодня встречаю уже во второй раз. Первый раз в Москве, теперь здесь, – обратился к болельщикам Когогин. – Конечно, мы все ждали команду, ждали победу, что они какой-то приз возьмут. Но я точно знаю, что у нас в городе команду ждали так, как никогда и никого не ждут. Вы приехали домой! В команде нет почти ни одного варяга – только жители Набережных Челнов, все они выросли в этом городе, в нашей компании. И, конечно, мы понимаем, что они бьются за всех за нас с мировыми грандами и побеждают – и себя, и трассу, и соперников, – голос Когогина заметно задрожал, а в глазах появилась скупая мужская слеза: рулевой КАМАЗа был настолько рад победе команды, что не захотел совладать с эмоциями, и, лишь выдержав небольшую паузу, он продолжил. – Давайте поблагодарим их, скажем, что они лучшие в мире и мы их любим!»


Алаверды Чагина было не менее проникновенным: «Спасибо огромное вам за то, что вы сегодня приехали сюда встречать нас. Мы так рады этой минуте, мы счастливы как никогда! Вы знаете, что команда в этом году отметит юбилей – 30-летие. Поэтому всем нам, команде, болельщикам очень хотелось победить – задать такой победный тон, импульс нашему городу, нашему заводу. Две недели мы с вами были в жутком напряжении. Как началось с первого дня и так до самого финиша! Ни одного участника гонки поломки не обошли стороной. Профессиональные, уже титулованные и всем известные пилоты попадали в аварии. 19 января — это, наверное, кульминация не только этого „Дакара“, но и последних 30 лет, как проводятся ралли-рейды. Две недели гонки, много тысяч километров позади, и всего одна секунда разделяет лидеров зачета в борьбе за первое место! Тот темп, который в этот день задали экипажи Эдуарда Николаева и Федерико Виллагры, не мог выдержать ни один грузовик в мире, таких грузовиков не существует на планете. Кто-то должен был сломаться первым. И у Iveco были проблемы, и у Николаева, но «КАМАЗ» до финиша доехал! Мы с вами все пооо-беее-диии-лиии!»

На этом официальная часть встречи, собственно, и завершилась, но продолжилась неофициальная – интервью, автограф-  и фотосессии, а родственники и друзья членов команды наконец получили возможность обнять своих близких. Все приехавшие в аэропорт желали сфотографироваться или сделать селфи с победителями гонки и с завоеванными ими трофеями. Уставшие камазовцы стоически перенесли это нелегкое испытание, никому не отказывая в просьбах попозировать с «бедуином» в руках.

Николаев рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что самым сложным для его экипажа был этап, когда случилась поломка редуктора переднего моста: «Эта поломка реально могла привести к тому, что мы могли просто встать в песках. Если бы это был жесткий грунт, то вопросов бы не было, мы могли бы финишировать и на заднем кардане. Но в сложных песках без полного привода просто не выедешь. И тут помогла смекалка механика экипажа Володи Рыбакова. Он вовремя подсказал, что нужно сделать, и мы смогли довести автомобиль до финиша этапа. А понимание того, что мы стали победителями гонки, пришло  только на последнем спецучастке, когда перед нами махнули финишным флагом. До самого последнего момента шла борьба. Я понимал, что наш автомобиль очень сильно нагрузился при борьбе и с Виллагрой, и с другими соперниками. И хоть наши механики каждый день машину как хрустальную вазу берегли, все равно переживали, чтобы машина доехала. И она доехала!» По словам Николаева, новый 13-литровый мотор, на котором на следующий год в случае участия КАМАЗа в ралли придется ехать уже всем экипажам команды, вполне конкурентоспособен: «На этом моторе Дмитрий Сотников уже выезжал на „Шелковый путь“, в прошлом году показал хороший результат. На этом „Дакаре“ мы увидели, что на большой высоте над уровнем моря мотор тоже выдает неплохие характеристики, но, конечно, есть еще над чем работать. Мы сейчас привезли очень много наработок – что бы мы хотели в этом моторе поменять, изменить в лучшую сторону».

«Ты всех-то секретов не раскрывай, – в шутку осадил Николаева Кабиров. – Он сегодня напишет, а завтра уже Де Рою на голландский язык будут переводить то, что ты здесь наговорил». Но КАМАЗ, кажется, уже взял такой разгон, что его соперникам никакие «шпионы» не помогут.