Банхофштрассе – главная улица Церматта

БИЗНЕС НА КУСКЕ ВЕРЕВКИ

Январские новогодние каникулы – очень популярное среди обеспеченных россиян время, когда многие из них направляют свои взоры в сторону горнолыжных курортов. Особенно популярны швейцарские, среди которых первое место у любителей зимнего отдыха занимает Церматт. Я не случайно вспомнил об этом местечке, расположенном на юге Швейцарии в кантоне Вале. Вторая неделя нового года увенчалась сообщениями об обильных снегопадах в Церматте, в результате которых на курорте оказались заблокированными около 13 тыс. гостей. В памяти остались сюжеты Euronews с кадрами спасательной операции по разблокированию автомобильного и железнодорожного сообщения. Комментатор не без ехидства сообщал, что самым нетерпеливым туристам пришлось заплатить по несколько сот франков на человека, чтобы на вертолете попасть на большую землю. Между тем Церматт – весьма интересный пример успешного развития по-швейцарски. Здесь все связано с туризмом, причем не только зимним, но и летним. Источником превращения Церматта в центр международного туризма стала гора Маттерхорн (4 478 м), одна из высочайших вершин Швейцарии, неофициальный символ этой страны.

Остроконечная вершина Маттерхорна (на заднем плане) – главная достопримечательность Церматта

История современного Церматта фактически начинается с 1865 года, когда Маттерхорн был покорен четырьмя английскими альпинистами и тремя сопровождавшими их проводниками. Так получилось, что при спуске с вершины трое англичан и один проводник погибли, а имя единственного оставшегося в живых англичанина Эдуарда Уимпера стало олицетворением героической легенды, распространение которой помогло развитию туристической инфраструктуры Церматта. Драматическая гибель четырех людей усилила мрачный ореол этой горы. Остроконечная вершина Маттерхорна, мифологизированная трагедией первого восхождения, стала притягательным элементом для будущих туристов.

В центральной части Церматта находится небольшой музей Маттерхорна с подземной экспозицией. Посещение музея входит в программу минимум большинства прибывающих на этот курорт туристов. Он по-своему интересен, так как знакомит с традиционным бытом жителей Церматта полуторавековой давности.

Одна из экспозиций музея Маттерхорна в Церматте

Особое внимание привлекает макет интерьера деревенской церквушки. Ее экспозицию составляет лишь правая часть церковного зала, а вдоль его воображаемой центральной оси размещено большое вертикальное зеркало, в отражении которого можно увидеть недостающее пространство. У посетителя создается иллюзия, что он видит весь церковный зал. Впрочем, не это главное. Важная роль в экспозиции музея отводится истории местного альпинизма. А ключевым элементом этого раздела является обрывок той самой веревки, которую использовали для восхождения Уимпер и его товарищи. Злопыхатели сомневаются в происхождении веревки, однако в местном сообществе стойко доминирует убеждение в ее аутентичности и в определенном смысле святости. Восхождение первопроходцев и гибель некоторых из них – это реальный исторический факт, но для большей притягательности он должен подтверждаться наглядными артефактами. С этой точки зрения абсолютно неважно, аутентичны они или нет. Легенды, как и мифы, даже если в их основу положены реальные исторические события, живут благодаря вере. Это старый проверенный временем маркетинговый ход. Именно на основе этой легенды Церматт и стал развиваться как курорт, причем летний. Лишь к середине ХХ века горнолыжная тематика стала определяющей в его развитии.

Один из представителей крупных международных компаний, присутствующих на рынке общепита в Церматте

КАК СДЕЛАТЬ КУРОРТ ЭЛИТАРНЫМ

Особенность Церматта в том, что туристическая инфраструктура и общественная жизнь этого курорта негласно контролируется тремя местными кланами – Перренами, Бинерами и Юленами, воспринимаемыми как три аристократических рода. В центре деревни располагается старое кладбище, где значительную часть похороненных составляют носители именно этих трех фамилий. Иногда, правда, эти фамилии двойные, как, например, Юлен–Лаубер. Это лишь подчеркивает, что потомки трех родов даже при смене фамилии предпочитают сохранять свою принадлежность к местной аристократии, пусть и имеющей крестьянские корни.

Старое кладбище в центре Церматта, где похоронены многие представители Перренов, Бинеров и Юленов

Представители трех кланов входят в неформальное общественное объединение, которое по сути выступает лоббистской структурой. Перренам, Бинерам и Юленам принадлежит большинство отелей, магазинов, ресторанов и предприятий обслуживания в Церматте. Конечно, чаще всего они работают как семейные предприятия, бизнес передается из поколения в поколение. Но в условиях растущей конкуренции представители многочисленных семей каждого из трех кланов осознают общность интересов и предпочитают объединять свои усилия в борьбе за место под солнцем. Здесь тоже случаются межклановые войны за контроль над объектами туристической инфраструктуры или сферами доходов, но без стрельбы и убийств, с уважением швейцарских законов, чаще всего вообще без какого-либо публичного шума. Разрешаются такие конфликты закулисными договоренностями. Конечно, в определенной степени отголоски этих конфликтов могут проявляться публично, например, в рамках обсуждения программ развития Церматта или дискуссий в совете общины. Но главные вопросы, замешанные на распределении финансовых потоков, решаются тихо и мирно, по принципу «деньги любят тишину».

Такая ситуация имеет историческую подоплеку. Полтора столетия назад Церматт был небольшой и ничем, кроме Маттерхорна, не примечательной деревушкой, затерянной в горах. Жизнь этой деревни, как и всей общины, объединяющей несколько окрестных селений, шла размеренно под неусыпным контролем глав трех кланов. Даже наличие демократических институтов (выборных общинных советов) не могло разрушить олигархический характер местной системы управления. Электорат у каждого из кланов был устойчивым (люди в основном голосовали за людей из своего клана), поскольку архаичные условия местной жизни не позволяли развиться конкурентной политике. Даже вторжение в Церматт цивилизации в виде многочисленных туристов, дорог, отелей и прочей инфраструктуры обслуживания так и не смогло оказать кардинального воздействия на местную политическую культуру. Она, конечно же, стала современнее, но под фраком внешней цивилизованности по-прежнему скрывается традиционная крестьянская ментальность.

Этой особенности есть свое объяснение. Жители Церматта с древних времен жили в условиях ограниченных ресурсов, прежде всего пастбищ и скота. При сохранении формального равенства членов общины было чрезвычайно важно контролировать их разумное количество. По этой причине возникли очень жесткие требования к претендентам на членство в общине. Развитие туризма сформировало альтернативный источник дохода, позволив большинству жителей Церматта переключиться с малопродуктивного в горах сельского хозяйства на более доходную отрасль обслуживания туристов. Однако это не сильно ослабило ограничения в приобретении общинного гражданства. Чтобы чужаку стать полноправным гражданином Церматта, необходимо прежде всего вложить в развитие общины большие инвестиции. Но даже это не гарантирует должной самостоятельности в сфере развития бизнеса. Те же международные отельные сети, имеющие бизнес в Церматте, вынуждены все принципиальные вопросы в обязательном порядке согласовывать с боссами местной общины.

Электротакси в Церматте

Можно привести пример использования местного административного ресурса в сфере бизнеса. Церматт развивается как экологически чистый курорт, где используется только электрический транспорт. Традиционные автомобили на территории общины запрещены. С одной стороны, это является мощным фактором расширения туристического потока, с другой – монополизирует сферу транспортного обслуживания, причем эта монополия контролируется местными боссами. Турист на собственном автомобиле легально в Церматт не попадет. Оставив машину в Тэше, что за 5 км от курорта, он вынужден будет добираться либо на электрическом автотранспорте, либо по электрифицированной железной дороге. В самом Церматте перемещаться можно или пешком, или на электрическом такси.

Подобные ограничительные меры, направленные на повышение экологических стандартов, и, главным образом, высокая ценовая политика являются факторами привлечения в Церматт обеспеченных туристов. Местным жителям уже нет смысла бороться за обычный рост туристического потока – он и так достаточно велик с учетом обширной инфраструктуры. Акцент в Церматте делается на привлечении обеспеченных туристов, а бюджетные категории постепенно отсекаются.

Продолжение следует.

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции