Алина Загитова Алина Загитова Фото: Takashi Aoyama, gettyimages.com

ВСЕ ЗНАЛИ , ЧТО ЗАГИТОВА КРУТА, НО...

Россия в последние годы — абсолютный лидер в женском одиночном фигурном катании. После Олимпиады в Сочи, где все только и говорили про Аделину Сотникову и Юлию Липницкую, в стране выросло с десяток юниоров, лучше которых нет никого в мире. Порой чемпионат России был более представительным и конкурентным, чем международные турниры. Все эти годы блистала Евгения Медведева. Фигуристка настолько популярна, что в Японии про нее рисуют комиксы и собирают огромные фан-клубы.

До минувших выходных не было сомнений в том, что Евгения привезет в Россию олимпийское «золото» и будет первым номером сборной в на Играх в Корее. Но чемпионат Европы, прошедший в Москве, все перевернул. 15-летняя уроженка Ижевска Алина Загитова взяла и выиграла у Медведевой, которая из-за травмы ноги пропустила почти два месяца. Все знали, что Загитова крута в этом сезоне, но никто не думал, что настолько. Следующее очное противостояние ждет нас уже в феврале на олимпийском льду, пусть девушки и будут выступать под нейтральным флагом, но вряд ли кто-то будет сомневаться в том, что Медведева и Загитова представляют Россию. Кто же такая татарская красавица, сумевшая бросить вызов двухлетней гегемонии Медведевой?


ОТ БЕРЕГОВ АГИДЕЛИ

Глава семейства Загитовых, Ильназ Насихович, родился в 1976 году в деревне Татарский Азибей Актанышского района Татарской АССР. Населенный пункт располагался на берегу реки Агидель (Белая), и во время строительства Нижнекамского водохранилища его решили затопить, выплачивая в качестве компенсации за переселение ее жителям по 35 тыс. рублей. В качестве выбора у жителей деревни были Пермь, Ижевск и Воткинск. Большое семейство Загитовых в итоге разделилось надвое: три сестры отправились в Чайковский Пермской области, а четыре брата, среди которых и отец Ильназа, – в Ижевск. Родители годовалого мальчика обосновались в самом большом частном секторе Ижевска, который носит название Татар Базары.

Сам Ильназ начал заниматься хоккеем и по окончании спортшколы «Ижстали» мог выбрать два города в качестве продолжения карьеры. Ижевчане тогда активно выбирали Казань и Омск, Ильназ выбрал последний и его «Авангард». Судьба тем не менее дважды сводила Ильназа Загитова с родиной предков. Вначале в 2002 году он оправился в Лениногорск, где играл с бывшими «барсами» Ильнуром Гизатуллиным и Айратом Кадейкиным. К Загитову в Лениногорск приехала семья – супруга Лейсан с 4-месячной Алиной, которая начала делать первые шаги в этом городе. В 2006 году Загитова позвали в другой «Нефтяник» – альметьевский, где в качестве его партнеров также выступали казанцы Роман Баранов, Халим Нигматуллин, Ремир Хайдаров. Там 4-летнюю Алину отвели в секцию по фигурному катанию, к аксакалу местного тренерского цеха Дамире Пичугиной (Карамовой). «Конкретно Алину я не помню, потому что каждый набор таких четырехлеток приводил к тому, что у меня на льду было до сотни таких „грибочков“, которые учились кататься на коньках, держась за стульчик, – рассказала „БИЗНЕС Online“ Дамира Мирзануровна. – Отца ее запомнила – Ильназа, он играл в хоккей за нашу команду, привел дочку, а потом и увез, когда вернулся в Ижевск. И, откровенно говоря, это было правильно. Не знаю, как можно было бы прогрессировать в Альметьевске, где категорически не хватает льда – все занимает хоккей. Поэтому мои воспитанницы либо бросают спорт, либо вынуждены ездить на тренировки в другие города, как это сейчас делают девочки, которые тренируются в Заинске».

Пичугина, которая на раннем этапе работала хореографом с другой звездой российского катания, Евгенией Тарасовой, вспомнила крошку Загитову после слов сына. Он помогал маме в работе с малышами в качестве тренера по общефизической подготовке, выделял Алину среди прочих как дочь хоккеиста местного «Нефтяника» и как очень исполнительную девочку, старавшуюся копировать движения тренеров. Но главное – альметьевские тренеры сумели привить ей любовь к фигурному катанию.

.
Фото: Фото: Takashi Aoyama, gettyimages.com

МАМА ЛЕЙСАН КАК ВТОРОЙ ТРЕНЕР

Вернувшись в Ижевск в 2008 году, Загитов-старший отдал 6-летнюю Алину в местную группу фигурного катания к известному тренеру Наталье Антипиной. Кстати, сам Загитов, который на раннем этапе занятий много времени уделял дочке, в дальнейшем отмечает активное участие мамы, Лейсан, в становлении Алины: «Если бы не мама, она просто-напросто не смогла бы заниматься фигурным катанием». Его слова в беседе с «БИЗНЕС Online» подтверждает Антипина, которая первой увидела в Алине талант и потенциал: «После возвращения в Ижевск Алина занималась не у меня, а у других тренеров, а потом ее перевели ко мне. Не могу сказать, что Алина очень серьезно была настроена на занятия, но постепенно с помощью родителей, которые приучали ее к серьезным тренировкам, у нее проснулся интерес, тогда я и взяла ее к себе в группу. Характер проявлялся постепенно, но в ее становлении очень большую роль сыграла мама – Лейсан, добивавшаяся того, чтобы Алина как можно более ответственно тренировалась, заставляла ее работать. Когда у девочки что-то не получалось или не возникало желания что-то сделать, то хватало разговора с мамой, чтобы вернуться к проблеме и решить ее».

У Антипиной к тому времени сформировалась сильная группа одиночниц. Со временем они перебирались в более известные школы. Первопроходцем стала Наталья Огорельцева, вслед за ней – Алиса Лозко, ровесница Загитовой, которые перебрались в Санкт-Петербург, в знаменитую школу Алексея Мишина. Правда, обе тренировались не у мэтра, а у его супруги Татьяны Мишиной и Алексея Татаурова. Еще одна ученица, Диана Шамсутдинова, тренировалась в Питере у Галины Кашиной. А вот Загитова выбрала себе в качестве продолжения карьеры группу Этери Тутберидзе в Москве.

По словам Антипиной, у ее воспитанницы чувствовались красивые линии, она хорошо сложена, тонкокостная, худенькая, была очень симпатичная девочкой, которая выросла в красивую девушку. Помимо этого, она выделялась артистизмом, чувствовались хорошие хореографические данные. «Первоначально все равнялись на успехи Огорельцевой, которая была очень способной, трудолюбивой и упорной, добилась первых успехов, еще катаясь в Ижевске, когда она выиграла первенство России среди фигуристок младшего возраста, – говорит Антипина. – Если сравнивать этих девочек по одаренности, то у Натальи она сразу была видна, а Алина развивалась постепенно. Помимо способностей, я отмечу, что, по-видимому, в развитии Алины хорошую службу сослужили папины гены, профессионального спортсмена, поскольку девочка, постепенно окрепнув, стала очень выносливой, что позволяет ей катать очень сложную программу. Все прыжки у нее находятся во второй части программы, поскольку Алина не чувствует усталости». Специалисты отмечают, что Алина стала первой, на ком попробовали насыщать прыжками именно вторую часть программы. Поначалу она с большим трудом выдерживала нагрузки, но достаточно быстро освоилась. Первый свой прыжок в олимпийской произвольной программе Алина совершает после 2:10. Это дает прибавку в оценках, увеличивая элемент процентов на 10 от его базовой стоимости.

ПРОРЫВ

«Мне очень нравится нынешняя произвольная Алины, когда у нее все идет по нарастающей – и темп музыки, и сложность катания, – радуется Антипина. – Насколько я знаю, эту программу Алина ставила со вторым тренером Тутберидзе – Даниилом Глейхенгаузом. Конкретно с ним Алина установила хорошие отношения, заметно, что он очень положительно влияет на ее работу, настраивает на выступления».

Именно непосредственная работа с Глейхенгаузом – та самая «мелочь», которая позволяет не сталкивать Загитову с Медведевой как двух фигуристок из группы Тутберидзе. Все-таки, Этери Георгиевна больше сосредоточена на Евгении, а Даниил ездит на соревнования с юниорками, среди которых еще в прошлом году была и Загитова. Если выискивать проблемы, то они могут начаться в следующем сезоне, когда из юниорок во взрослые перейдет Алена Косторная, которую также опекает Глейхенгауз.

Надо заметить, что прорыв Загитовой случился почти внезапно. С 1 января 2014 года она стала тренироваться в группе Тутберидзе, а жить с ней в Москву отправилась бабушка, поскольку в семье есть еще младшая дочь – 10-летняя Сабина, которая также сейчас тренируется у Антипиной, и ей больше нужно внимание мамы. Еще в 2016 году на первенстве России среди юниорок Алина была всего лишь 9-й, но затем она сверкнула, выиграв этап Гран-при во Франции, а под занавес стала победительницей этапа Кубка России в Казани, победив на турнире «Идель». В конце года она была уже второй на взрослом чемпионате России, обыграв в произвольной программе саму Медведеву. Но из-за того что Загитовой не было 15 лет, она не имела права стартовать на взрослых соревнованиях, а поехала на мировое первенство среди юниоров, в итоге выиграв его.

В текущем сезоне Загитова была сильнейшей по итогам всех произвольных программ на обоих этапах Гран-при и в его финале, компенсируя этим свое отставание в короткой программе. Но с чемпионата России Алина переломила и эту тенденцию. «Провалы в короткой программе были непонятны для меня, поскольку по ее тренировкам я знаю, что она хорошо исполняет каскад прыжков лутц-ритбергер, – недоумевает Антипина. – Мы выезжали на чемпионат России в Санкт-Петербурге, где наблюдали и тренировки и соревнования и не видели проблем с исполнением каскада. Возможно, проблемы скрывались на уровне психологии, и слава Богу это удалось преодолеть, поскольку на чемпионате Европы Алина чисто исполнила этот каскад». Даже уехав, Алина невольно помогает Антипиной в нынешних тренировках. «Если прокат приходится на время проведения тренировки, то я ее останавливаю, мы включаем планшет и смотрим вместе с ученицами, проводя, что называется, своеобразный мастер-класс», – пояснила тренер свежеиспеченной чемпионки.

Загитова уже точно едет на Олимпиаду – возможно, главный старт ее жизни и доказательство того, что в спорте можно достичь выдающихся высот и в 15 лет, но главный фактор – труд.