ВЫСЛУЖИЛ ВСЕ МЫСЛИМЫЕ СРОКИ, НО...

Москва готова вернуть Киеву оставшиеся в Крыму корабли военно-морских сил Украины (ВМСУ), заявил на прошлой неделе президент России Владимир Путин. В Госдуме вдогонку заверили, что состояние этих кораблей еще в 2014 году, когда первые из них были переданы Украине (процесс остановился из-за войны на Донбассе), приближалось к стадии «металлолом», поскольку не обслуживались с 90-х годов. Командующий ВМС ВСУ вице-адмирал Игорь Воронченко в ответ заявил, что весной 2014 года корабли были в рабочем состоянии. В этом контексте интересен «привет» из Украины, который осенью прилетел в Зеленодольск. Тогда в Одессе поставили на ремонт малый противолодочный корабль (МПК) проекта 1124П «Альбатрос», носящий имя «Винница». Этот — по украинской классификации — корвет спроектировали в Зеленодольске и там же спустили на воду в 1976 году. До 1992-го на нем ходили советские пограничники, затем — украинские, а в 1995-м корабль передали ВМС Украины.

Как пишет портал lb.ua, в пресс-службе ВМС Украины (ВМСУ) уточнили, что корвет уже долгое время по техническим причинам не выполняет задачи по назначению. «Действительно, кораблю почти 40 лет, и определенные сомнения, которые высказываются в СМИ, имеют право на жизнь, — отметил тогда Воронченко. — С другой стороны, нам очень нужны корабли такого класса». Учитывая существующие вызовы и угрозы, прежде всего поступление на вооружение ЧФ (Черноморский флот Россииприм. ред.) шести новых подлодок, для защиты Украины с морского направления необходимы противолодочные корабли, подчеркнул он. И указал, что в ближайшие годы получить их от промышленности не получится. «Поэтому, я надеюсь, что корвет „Винница“ еще послужит Украине», — добавил он.

«Главная причина задуматься о ремонте этого выслужившего все мыслимые сроки корабля чисто политическая, — прокомментировал „БИЗНЕС Online“ эти надежды независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов. — Украинские военные хотят, чтобы в составе ВМСУ было хоть что-то с противолодочными возможностями (против наших новых подлодок), но возможно ли это технически — сильно сомневаюсь. Во-первых, неизвестно физическое состояние 40-летнего корпуса. Во-вторых, в строю ли его главная энергетическая установка (два дизеля и турбина) или хотя бы дизеля? И, в-третьих, действует ли радиоэлектронное вооружение (РЭВ) и, собственно, само противолодочное оружие — реактивные и сбрасываемые глубинные бомбы и каково состояние гидроакустических станций? В-четвертых, дадут ли на ремонт достаточно гривен? В-пятых, если дадут, то найдутся ли на Украине запчасти для ввода в строй всего необходимого?»

Интересно, что 5 «Альбатросов» сегодня служат «по другую линию фронта», на ЧФ, а всего в составе Тихоокеанского, Северного и Черноморского флотов числятся два МПК проекта 1124 и 18 — 1124М. И, как пишет авторитетный ВПК-журнал «Национальная оборона», России сегодня очень желательны новые корабли такого класса, тем более что 1124 зарекомендовали себя превосходно.

ОХРАНА ДЛЯ АТОМНЫХ ПОДЛОДОК

Что это за проект — «Альбатрос»?

В 1963 году главком ВМФ СССР Сергей Горшков дал указание разработать малый противолодочный корабль (МПК) для обеспечения выхода в океан атомных подлодок с баллистическими ракетами, охраны военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоев судов в прибрежных районах. Проектировщиком выбрали ЦКБ-340 (ныне – ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» — ЗПКБ). Головной корабль проекта 1124 «Альбатрос» заложили 26 декабря 1966 года на заводе «Красный металлист» (ныне — АО «Зеленодольский завод им. Горького»). 12 января 1967-го (получается, проекту уже более 50 лет) первый корабль зачислили в состав ВМФ СССР. Всего построили 38 «Альбатросов»: 19 — в Зеленодольске, 5 — на киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница», и 14 — на Хабаровском судостроительном. Корабли проекта 1124 служили в составе Северного, Балтийского, Тихоокеанского и Черноморского флотов, а также несли боевую службу в Красном и Средиземном морях. Пришлось и повоевать: в 1990 году МПК-118 «Комсомолец Молдавии» во время эскортирования отряда советских судов подавил обстрелявшие его батареи эритрейских сепаратистов. В августе 2008 года МПК «Суздалец» применил оружие по грузинским быстроходным целям.

После того как в 1972 году на рейде Большой Ялты головной корабль серии посетил Леонид Брежнев, было решено строить пограничные «Альбатросы» — 1124П, для морских частей погранвойск КГБ СССР. В Зеленодольске построили 12 таких кораблей. Два из них — «Днепр» и «Измаил» — при разделе Черноморского флота отдали Украине, где они стали именоваться «Винница» и «Чернигов» (списан).

«Сам проект 1124П в свое время был очень хорош, — говорит Глухов. — Он представлял собой вариант МПК со снятым зенитно-ракетным комплексом, но — с полным набором противолодочного оборудования (ПЛО), в том числе с продвинутыми для 60-х годов гидроакустическими системами — подкильной и особенно опускаемой. Можно сказать, что по своим противолодочным возможностям эти МПК соответствовали корветам и даже фрегатам вероятного противника водоизмещением вдвое-втрое больше. Даже сейчас эти корабли могут оставаться опасными для любых подводных лодок, в том числе и атомных. Но в 90-е пограничники перестали быть своего рода резервом ВМФ в военное время, а потому тут же забросили всё им несвойственное — торпеды, глубинные бомбы, акустику. В российской береговой охране „Альбатросы“ давно списали и строят для себя неплохие, в общем, корабли на замену, но только вооруженные одной 76-миллиметровой, а чаще 30-миллиметровой артустановкой да парой пулеметов. Такое вооружение годится только для борьбы с браконьерами, для войны — почти бесполезно. Зато комфорт, штаты (только контрактники на мичманских должностях) и оклады — на зависть флотским. Яркий пример — флагман пограничного флота „Полярная звезда“ (кстати, зеленодольской постройки) с умопомрачительно комфортными условиями, размером с корвет и с вооружением как у катера».

НА ЧТО РАССЧИТЫВАЮТ АДМИРАЛЫ

Но, как полагают некоторые эксперты, аналог «Альбатроса» срочно необходим не пограничникам, а ВМФ. Россия тратит огромные ресурсы на модернизацию и развитие своих морских сил ядерного сдерживания, объясняют ситуацию авторы «Национальной обороны». Однако эти титанические усилия могут оказаться тщетными. Дело в том, что через два-три года придется списать остающиеся сейчас в строю МПК проекта 1124М «Альбатрос», и субмарины потенциального противника получат возможность блокировать российские подводные атомоходы прямо на старте их боевой службы.

В 2010 году главное командование ВМФ РФ объявило тендер на проект корвета охраны водного района. Корвет ОВР должен совмещать в себе возможности МПК, ракетных катеров и тральщиков. Победил тримаран от ЗПКБ под названием «Русич-1500». Но тему решили закрыть — ВМФ вообще отказался от дальнейших работ по корветам ОВР в пользу разработки больших надводных кораблей океанской зоны. Но, как пишут эксперты, грамотные моряки и судостроители понимают, что без противолодочных кораблей прибрежной зоны обойтись никак нельзя. И разработки в этой области в инициативном порядке ведутся. Например, ЗПКБ разработало современный вариант «Альбатроса». В бюро «БИЗНЕС Online» подтвердили, что такая разработка есть, но она не вызывает особого интереса у флота.

«Ситуация абсолютно ясна как технически (запредельные сроки службы МПК проекта 1124, устарелость их ПЛО), так и просто организационно (кто физически обнаружит врага у наших ворот?), что ее не могут не видеть ответственные лица в генштабе, ГШ ВМФ, в ОСК и других госструктурах, отвечающих за нашу безопасность с моря, — уверен Глухов. — Не могут не видеть, но для решения этой проблемы как бы ничего не предпринимается. Во всяком случае на замену „Альбатросам“ есть только картинки, а о перспективных планах массового строительства новых кораблей подобного назначения широким народным массам ничего не известно. Мы не можем, конечно, знать самые тайные тайны наших адмиралов, но программа под названием „Корвет ОВР“, задуманная как раз заменить 1124, умерла еще при предыдущем главкоме ВМФ. Почему? Видимо, дело в смене концепции: взамен кораблей планируется обнаруживать врага (как под водой, так и на воде) другими средствами, например позиционными гидроакустическими комплексами, загоризонтными радиолокационными станциями, были сообщения о планах создания чуть ли не глобальной системы мониторинга океана. Да и для чего строятся на том же заводе имени Горького два крупных кабельных судна — „Волга“ и „Вятка“? Может, потому так спокойны флотоводцы, что надеются на новую, достаточно результативную и менее затратную систему? Слишком много поменялось (как теория, так и техника)  в современной морской войне по сравнению с воззрениями 50-60-х годов — компьютеры, сетецентрика,  средства обнаружения и поражения и так далее. Но молчат флотоводцы и промышленные генералы — может, действительно пока это не для публики... А заново строить МПК типа „Альбатрос“? Нет, вряд ли. Дважды в одну воду войти невозможно».

К слову, в составе ВМСУ есть еще один чисто зеленодольский продукт. Это судно контроля физических полей проекта 18061 (именование – «Северодонецк»). Спроектировали его в том же ЗПКБ, головное спустили на воду 1 июля 1972 года. При Советском Союзе построили 17 таких судов, а одно достроили и сдали аж в 2005-м.

Интересно, что во время «крымской весны» и над «Винницей», и над «Северодонецком» были подняты флаги России, но потом корабли вернули Украине.