Исхак Ахмеров Исхак Ахмеров

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ТАЛАНТ — ДВЕ ВЕЩИ СОВМЕСТИМЫЕ

Классик советской разведки Исхак Абдулович Ахмеров родился 7 апреля 1901 года в бедной татарской семье в Троицке Оренбургской губернии (сейчас — город в Челябинской области, важный пограничный пункт на государственной границе Российской Федерации с Республикой Казахстан — прим. ред.). Отца знал лишь по рассказам матери: Абдул Ахмеров скоропостижно скончался, когда Исхаку было всего два месяца. Мать с грудным сыном перебирается в один из уездных поселков Казанской губернии, к своему отцу. У того была большая семья, которая сама едва перебивалась с хлеба на воду. Дед Исхака, кустарь-скорняк, научил смышленого внучка своему ремеслу. Кто знал, что оно пригодится ему через 40 лет на другом конце Земли, да еще в качестве прикрытия в разведывательной работе!

Дед умер, когда мальчику было всего 12 лет. Так что Исхак хоть и был весьма молодой человек к моменту Февральской революции 1917 года (в тот год юноше исполнилось 16 лет), но на своем коротком веку к тому времени он успел хлебнуть старой жизни. В течение последующих пяти лет успел побатрачить на местных баев, побыть мальчиком на побегушках в галантерейном магазине, поработать шлифовальщиком, подмастерьем в типографии, помощником электромонтера, хлебопеком. Но после Февраля матушка его была очень довольна, когда сыну удалось-таки устроиться приказчиком в мануфактурном магазине. Вроде бы жизнь начала по тем меркам налаживаться, когда грянули сначала еще одна революция (на сей раз Октябрьская), а чуть позже как ее кошмарное следствие  Гражданская война. В магазине не стало чем торговать, у населения пропало на что покупать. Так его карьера в торговом бизнесе закончилась.

В душе Исхак не очень-то по этому поводу переживал, потому как предпочитал прилавку настоящую учебу, хотел приобрести действительно полезную специальность. И советская власть ему в этом помогла: по путевке Казанского Совета он направляется в Москву на бухгалтерские курсы, по окончании которых в 17 лет поступает на работу в наркомат просвещения в Казани. В 1919-м вступает в партию большевиков, через год молодого активного работника избирают депутатом в казанский горсовет. К тому моменту где-то и как-то проявились его природные способности к языкам, а сам Исхак выразил огромное желание продолжить учебу и получить высшее образование. В 1921 году его вновь направляют в Москву, на этот раз в Университет народов Востока, где он стал изучать турецкий язык.

Александр Коршунов  историк, журналист-международник, лауреат премии СВР  в радиопередаче из цикла «Иностранный отдел» (по названию службы разведчиков-нелегалов ОГПУ — прим. ред.) сказал очень важную вещь: «Пример Исхака Ахмерова одно из ярчайших подтверждений того, что происхождение и талант человека это вещи отнюдь не связанные. Он один из людей, которые выдвинулись в ту эпоху благодаря своим исключительным способностям...»

Ветеран КГБ Игорь Мильмухаметов Ветеран КГБ Игорь Мильмухаметов

«АХМЕРОВ ПОТРЯСАЮЩЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ НАШЕЙ ПАМЯТИ»

«Это был очень трудолюбивый, очень смышленый и активный человек, который тяжелую жизнь познал и увидел», — эти слова о легендарном нашем земляке по просьбе действующего директора службы внешней разведки России Сергея Нарышкина президент Татарстана Рустам Минниханов произносит в фильме «Мистер Резидент» (подробнее об этом в предыдущей публикации «БИЗНЕС Online» об Исхаке Ахмерове — прим. ред.). — Он состоялся. Никто ему не помогал, и вот этот его фундамент, то есть то, что ему пришлось пережить, я думаю, послужило хорошей базой для разведчика».

«Фильм потрясающий, — с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ делится впечатлениями от „Мистера Резидента“ Игорь Мильмухаметов, подполковник КГБ в отставке, прослуживший более 30 лет на оперативной и руководящей работе, в том числе и за границей; заместитель председателя совета ветеранов УФСБ РФ по РТ, член-корреспондент Российской академии военно-исторических наук. — Это надо же: впервые по федеральному телеканалу чуть ли не целый час показывали серьезнейший политический триллер о самых „верхних этажах“, о высочайшем уровне решаемых задач: о настоящей подоплеке начала войны между США и Японией в годы Второй мировой войны. Фильм документальный, очень достоверный, и это дорогого стоит. Во-вторых, четко и в то же время оригинально преподносится материал, в том числе и абсолютно новый, ранее неизвестный. Ну а „фишка“, конечно, это участие в нем президента нашей республики. Раньше никогда такого не было. Раньше ведь как преподносили про нас? Председатель, какой-нибудь начальник управления доложит или кто-то еще, но обязательно из нашего „цеха“. Ну я, конечно, по-новому взглянул и на операцию „Снег“, лишний раз себе сказал: Ахмеров просто потрясающе заслуживает нашей памяти. Он ведь, кроме всего прочего, попал в расстрельный список и остался жив, сумел выстоять, выдержать такое, в отличие от многих разведчиков того времени...»

Но вернемся к изложению последующих событий из жизни нашего земляка.

«МНЕ В КОМАНДИРОВКУ, В ЛОГОВО МЕЖДУНАРОДНОГО ШПИОНАЖА»

В 1921 году Москве вкупе с уже известными нам способностями к освоению языков, у Ахмерова обнаруживается недюжинный талант коммуникабельности. Он оказался обладателем этого важнейшего качества будущего разведчика-нелегала. Но пока что предстояло в кратчайшие сроки освоить еще две важные специальности — педагога и дипломата. После окончания МГУ в 1923–1924 годах Ахмеров работает заместителем директора Московского педагогического техникума, и педагогический опыт в дальнейшем пригодится ему в вербовочной работе. В 1925 году он переводится в Наркомат иностранных дел СССР. После короткой стажировки был откомандирован в город Термез, в посольство СССР в Бухарской Республике. После ее воссоединения с Узбекистаном Ахмерова — уже отлично владеющего турецким языком — назначают секретарем советского генконсульства в Стамбуле. В 1928–1929 годах он исполнял обязанности генерального консула СССР в Стамбуле. «По существу, за три года он прошел путь от стажера до генконсула, — рассказывает в одном из своих видеоинтервью Юлдуз Халиуллин, уроженец Агрызского района, советский и российский дипломат, проработавший около 20 лет в восьми дипломатических представительствах нашей страны. — Такой путь нынешние российские дипломаты при нормальном стечении обстоятельств проходят примерно за 25–30 лет! Можно с уверенностью предположить, что именно к этому периоду относится и начало сотрудничества Ахмерова с внешней разведкой. Он установил обширные связи с влиятельными представителями турецкой элиты, завел полезные знакомства с представителями иностранной колонии, приобрел опыт общения с иностранцами, познакомился с основами вербовочной работы, усовершенствовал знание турецкого, французского и английского языков».

По данным СВР, в 1930–1931 годах Ахмеров участвовал в борьбе с басмачеством в Бухарской республике в качестве оперативного работника контрразведывательного подразделения ОГПУ. После возвращения из этой командировки был зачислен на работу в один из секретнейших отделов нашей разведки — Иностранный, или «отдел нелегалов» (ИНО ОГПУ) и направлен на учебу в Институт красной профессуры, поскольку в те времена специальной разведшколы не было. В январе 1933 года его вызывает на беседу легендарный Артузов (Артур Христианович Артузов (1891–1937) — один из основателей советской разведки и контрразведки, корпусной комиссар. Руководил крупными операциями «Трест» и «Синдикат-2», а также несколькими десятками других менее известных. Расстрелян в 1937 году, реабилитирован в 1956-м — прим. ред.). Главный разведчик страны объявляет Ахмерову о решении руководства направить его на работу в Китай — уже нелегалом.

СЛУЖИЛИ ДВА ТАТАРИНА. ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ВОЙНЫ

В Пекин, в логово международного шпионажа, Исхак Абдулович должен был выехать как турецкий студент-востоковед. Затем легализоваться и приобрести источники, которые могли бы информировать внешнюю разведку об обстановке в стране и планах белогвардейцев и японцев в отношении СССР. Первоначально «Юнг» (оперативный псевдоним Ахмерова — прим. ред.) планировал ехать в Пекин через Европу, где «турецкому гражданину» предстояло получить китайскую визу, на пароходе из Италии проследовать до одного из китайских портов. Когда в Риме он обратился в туристическое агентство для организации поездки в Китай, ему объяснили, что большинство европейцев направляются туда через СССР, поскольку это быстрее, дешевле, а главное безопаснее. После успешного визита в китайское посольство он должен был получить еще и советскую транзитную визу. Это тоже не составило большого труда. Но после выхода из советского посольства итальянские карабинеры доставили его в полицию для допроса. Их интересовало, зачем он посетил «красное посольство»: его посетители брались на особую заметку, поскольку в стране уже властвовал фашистский режим Бенито Муссолини. Однако после толкового объяснения турецкоподданного отпустили.

Смертельно опасным оказался и небольшой эпизод, когда Ахмеров пересекал российско-китайскую границу в оккупированной японцами Маньчжурии. Японский офицер-пограничник допрашивал «турецкого гражданина» через своего переводчика. И надо же такое происходит в одном случае на миллион переводчик тот оказался по национальности татарином! Он переводил с турецкого на русский и обратно. В какой-то момент «земляк» заподозрил неладное: действительно ли перед ним стоит турок, а не татарин со знанием турецкого языка? Кровь обмануть сложнее сложного. Но Ахмерову это с трудом, но удалось переубедить засомневавшегося переводчика в том, что перед ними стоит не его «брат по крови», а стопроцентный гражданин Турецкой Республики...

В Пекин разведчик «Юнг» добрался благополучно и поступил в самый престижный американский университет, где обучались в основном иностранные студенты и представители тогдашней китайской элиты. Он быстро установил доверительные контакты с нужными носителями информации, которая получала положительную оценку в Центре. Поэтому там уже назревали планы о переброске «Юнга» с Востока на Запад.

В 1934 году руководство разведки приняло решение направить Ахмерова на нелегальную работу в США. После небольшой подготовки в Москве «Юнг» в 1935 году оказывается в Нью-Йорке студентом знаменитого Колумбийского университета. Нашему нелегалу в его первый приезд в предвоенные Соединенные Штаты удалось восстановить связь с ранее «законсервированными» агентами, наладить собственные обширные контакты с помощью молодой привлекательной американки Хелен Лоури  племянницы лидера компартии США. Сначала она была его вернейшим соратником, а потом стала женой; благодаря этому браку, который вызвал ярость у самого Лаврентия Берии, чудом удалось избежать расстрела. Выступить «автором сценария» уникальной, головокружительной по мастерству задумки и исполнению операции «Снег», результатом которой стала ни много ни мало война США с Японией. Курировал операцию лично Иосиф Сталин, о ней долгое время не упоминалось даже в кабинетах ГРУ и КГБ.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ АХМЕРОВЫХ В «СТРАНУ ЖЕЛТОГО ДЬЯВОЛА»

В июле 1941 года было принято решение ввести законсервированную «Юнгом» нелегальную резидентуру в США и срочно направить туда вновь Ахмерова в качестве руководителя нелегальной разведсети. К этому времени Хелен (позывной — «Таня») приняла советское гражданство и стала полноценной сотрудницей советской внешней разведки. В сентябре 1941 года Исхак и Елена — разведчики-нелегалы — отбыли к месту работы в США окольными путями через Восток.

Сразу же по прибытии Ахмеров приступает к выполнению задания Центра. Для надежного прикрытия Исхак создает коммерческую фирму по пошиву и торговле меховыми изделиями. Вот когда пригодились ему навыки скорняка, полученные от деда! Каждый день с утра до обеда он работал в конторе, занимался финансовыми и коммерческими делами. Это позволило вывести фирму в число благополучных и серьезно закрепить положение разведчика в ранге преуспевающего бизнесмена, свободно путешествовать по стране, встречаться со всеми, кто мог оказаться нужным, и не вызывать при этом ни тени сомнения! А заодно он зарабатывал приличные деньги для нашей разведки... Элен-Елена-Таня кроме «основной работы» в разведке умудрялась учиться в университете на факультете педагогики. Для сна семье нелегалов оставалось лишь пять-шесть часов, и то не всегда.

За несколько лет круг советской резидентуры увеличился в разы. Источники резидентуры — агенты Ахмерова — находились на многих объектах правительства США, и особо охраняемые американцами секреты регулярно поступали к нему, а затем направлялись в Москву. Например, накануне и во время Тегеранской конференции великих держав советская делегация заранее получила информацию о планах и намерениях американцев. По сведениям Юлдуса Халиуллина, Ахмеров располагал ценными источниками в Государственном департаменте, Администрации зарубежной экономики, Управлении департамента военной промышленности, ФБР, департаменте юстиции и других учреждениях. Один из его агентов добывал информацию по атомной проблематике (проект «Манхэттен»). Другой, работавший в Управлении стратегических служб (внешняя разведка), передавал документальные материалы о военной инфраструктуре США, мероприятиях по подготовке военных операций. Большой объем секретных материалов поступал и от других источников.

По сведениям СВР, Ахмеров официально возглавлял советскую нелегальную резидентуру в США с 1942 по 1945 год. За годы войны он переправил в СССР более 2,5 тыс. пленок с секретными материалами, утверждает ИА «Уралпресс». Среди этих материалов были сведения об оценках американцами военно-политического потенциала Германии, военных и политических планах правительства США, проекты документов, подготовленных для важных международных встреч, данные о переговорах германского посла в Ватикане с представителями президента Рузвельта об условиях выхода Германии из войны. Вся эта информация имела большое значение и докладывалась непосредственно высшему руководству.

«Если бы не Ахмеров, мир, возможно, был бы другим, — полагает Макс Бодягин, челябинский писатель и блогер, автор недавно вышедшей в свет книги „Ахмеров: история подвига“. — Представьте, что Япония напала бы не на американцев, а на нас: Союз бы попросту разорвало пополам! А что касается ядерного оружия... Есть данные о так называемом „списке Трумэна“ (Гарри Эс Трумэн (1884–1972) — 33-й президент США в 1945–1953 годахприм. ред.), который планировал отбомбить ряд ключевых промышленных центров нашей страны. Там были Челябинск, Магнитогорск и еще 28 точек. С учетом чудовищной антикоммунистической истерии, американцы бы точно на наши головы бомбы скинули».

БЕЗ ПРАВА НА СЛАВУ

По возвращении в Москву в 1946 году Ахмеров был назначен заместителем начальника Управления нелегальной разведки КГБ и плодотворно трудился на этом посту около 10 лет. Неоднократно выезжал в краткосрочные спецкомандировки для восстановления связи и оказания помощи разведчикам-нелегалам. Выполнял и другие ответственные задания. После отставки по выслуге лет читал лекции в учебных заведениях советской внешней разведки.

Вот как пишет о том времени Борис Смирнов, разведчик с 28-летним стажем, ученик Ахмерова в Высшей школе КГБ, автор почти двух десятков книг о госбезопасности: «Он никогда нас не ругал, всегда был внешне спокоен. Но чувствовалось, что он переживал, когда у студентов долго что-то не получалось. Однако он всегда сдерживал свои эмоции. Произошел все же случай, когда Исхак Абдулович не сдержался. Отмечалась 18-я годовщина Победы нашего народа над Германией в Великой Отечественной войне. В Большом зале Высшей школы собрались ветераны-преподаватели, студенты, другой персонал, руководство школы. Выступали ветераны. Пригласили высказаться и наших славных разведчиков Исхака Абдуловича Ахмерова и Василия Михайловича Зарубина. Первым из них выступил генерал Зарубин. Затем взял слово Исхак Абдулович. Оба говорили о вкладе советских разведчиков в дело разгрома немецких оккупантов. Говорили страстно, но общими фразами. Исхак Абдулович в тот момент неожиданно для нас показал себя очень эмоциональным. Он говорил необычно громко и торопливо. Потом начал немного путаться в мыслях. Наконец, сорвался и... зарыдал. Правда, быстро взял себя в руки. Это не были слезы радости по случаю праздника Победы. Это было что-то другое... Он, видимо, хотел сообщить студентам, слушателям о чем-то важном, и не смог, НЕ ИМЕЛ ПРАВА... Разведчикам долго аплодировали».

Ахмеров скончался 18 июля 1976 года на 76-м году жизни. Его жена и боевая подруга Елена Ивановна (Хелен) умерла в 1981 году. «Она подарила Ахмерову четверых детей», — пишет в газете татарстанских чекистов «Вестник Совета ветеранов УФСБ по РТ» Э. Мингазова, майор КГБ в отставке.

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН: ПРОЦЕСС ПОШЕЛ, ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ ЧЕЛЯБИНСК!

В апреле 2011 года на родине разведчика — в городе Троицке Челябинской области — в его честь открыли мемориальную доску; 16 апреля 2015 года уже в центре Челябинска торжественно открыли памятник герою-земляку. Автор монумента — председатель союза художников России, народный художник Российской Федерации, скульптор Андрей Ковальчук. В работе над монументом автору помогала дочь разведчика Екатерина Исхаковна, благодаря чему удалось добиться портретного сходства. На церемонии открытия присутствовал губернатор Челябинской области.

«Челябинцы — молодцы! Они впервые в истории страны увековечили память разведчику-нелегалу, — не без горечи не так давно комментировал эти события Халиуллин. — Нет пока памятников ни Филби, ни Абелю, ни Зорге — никому другому. Только Ахмерову, который прожил на территории современной Челябинской области... два месяца после рождения! Это делает честь нашим уральским друзьям. А что же Татарстан? Ведь здесь он жил без малого лет двадцать, вырос, возмужал и даже был в казанском Совете депутатом. Но, к великому моему удовольствию, не так давно по инициативе руководства республики и представительства Республики Татарстан в Российской Федерации, были начаты съемки документального фильма об Ахмерове...»

В ответ на упреки дипломата сегодня можно сказать: Татарстан в этом отношении исправляется, процесс пошел! Фильм, о котором он упомянул, и есть тот самый «Мистер Резидент», о котором мы уже говорили выше. Он был показан на днях, сразу после 100-летнего юбилея органов безопасности России по федеральному телеканалу «Звезда». Мнение авторитетного специалиста вы уже успели прочитать. В Казани в скором времени по предложению минкульта РТ и ФСБ появится мемориальная доска разведчику Исхаку Ахмерову. Ее установят на фасаде дома №4 на улице Жуковского. Соответствующее постановление 14 декабря подписал премьер-министр РТ Алексей Песошин, о чем «БИЗНЕС Online» не преминул оперативно сообщить. Недавно в НКЦ «Казань» начала работу постоянно действующая экспозиция об Ахмерове и его коллегах. А самые последние новости корреспонденту «БИЗНЕС Online» 28 декабря по телефону из Москвы сообщил Равиль Ахметшин, заместитель премьер-министра Республики Татарстан — полномочный представитель Республики Татарстан в Российской Федерации, он же — один из главных инициаторов создания фильма «Мистер Резидент». Ахметшин сказал, что буквально несколько часов назад СВР передала представительству РТ в Москве уникальные документы — паспорта, с которыми выполнял свои миссии разведчик Ахмеров в США и Турции, а также несколько его фотографий, которые мы и публикуем с разрешения нашего московского представительства. И главное: в эти же часы была достигнута официальная договоренность о выходе книги об Ахмерове в рамках авторитетной и популярнейшей серии «Жизнь замечательных людей». Как говорит по телевизору один известный профессиональный любитель прогнозов: «Знай наших!»