Ильшат Гафуров (справа) на итоговой пресс-конференции рассказал, что начал готовить новую методику преподавания родному языку Ильшат Гафуров (справа) на итоговой пресс-конференции рассказал, что начал готовить новую методику преподавания родному языку Фото: kpfu.ru

О ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ: «МЫ НЕСЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЕРВИЧНУЮ ПОДГОТОВКУ УЧИТЕЛЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ РОДНОГО ЯЗЫКА»

Уже во вступительном слове на пресс-конференции ректор КФУ Ильшат Гафуров заявил, что университет начал работу по обновлению методики преподавания родных языков. Поэтому первый вопрос от журналистов касался именно этой темы. «Пока мы готовим собственное видение. В качестве работодателя выступает министерство образования и науки РТ. Мы еще даже официально заказ не получили», — пояснил он.

Как оказалось, Гафуров уже встречался с Рафисом Бургановым и они договорились о том, что буквально в конце января – начале февраля будет сформировано поручение о том, кто и какой сферой будет заниматься. «Я думаю, все равно этим делом в какой-то степени будем заниматься мы. По крайней мере, мы свое видение руководству республики дадим <...> Мы несем ответственность за первичную подготовку учителей, в том числе родного языка», — заявил ректор. Он отметил, что новая методика должна учитывать потребности всех слоев населения, в том числе татар, детей из смешанных браков и русских семей. Пока что, по его мнению, вопросов больше, чем ответов: «Мы должны определить формат: сколько часов это будет преподаваться, какой контингент будет [изучать]. Мы должны понять, какую цель мы преследуем».

Кроме того, он подчеркнул, что сейчас нужно обратить внимание и на методику переподготовки учителей татарского языка, которые остались не у дел. Она будет разработана с учетом возраста педагогов. «Я не могу сказать, что мы в январе все это сделаем. Но к 1 сентября 2018 года мы это должны завершить, если это будет поручено нам. Мы должны быть готовы, поэтому я дал такое поручение», — объяснил ректор.

Тут же от журналистов последовали другие вопросы, касающиеся темы, но уже на татарском языке. Гафуров поначалу пытался отвечать на татарском (ранее он признавался, что выучил язык уже во взрослом возрасте ради трудоустройства), но вновь и вновь переходил на русский, оправдываясь тем, что все-таки он получал образование физика.

«Я понимаю, говорю на бытовом уровне, но мне тяжело изъясняться на татарском на уровне ректора. Как-то, говоря об одном институте, я употребил одно слово („пипирочная структура“ про институт им. Марджаниприм. ред.), потом полмесяца журналисты писали, что оно означает. Вы делайте мне скидку, я же физфак окончил», — попросил Гафуров.

Какое мнение у самого Гафурова насчет перевода изучения татарского языка на добровольную основу? Этот вопрос ректор решил не обсуждать, заметив, что его не нужно политизировать и это предмет работы для профессионалов. Зато уверенно ответил, что не считает КФУ даже отчасти ответственным за проблему. «Нет, я не считаю, что в том, что  не разработана методика преподавания татарского языка, центром ответственности или крайним является Казанский университет. Во-первых, нам не было никогда поручено разрабатывать те методики. В инициативном порядке мы постоянно вносили свои предложения. То, что эти предложения не всегда воспринимаются — за это мы ответственности не несем», — отчитался Гафуров. Между тем он признал, что некоторые моменты в обучении педагогов были сделаны «не так, как хотелось бы».

Большой ажиотаж вызвал вопрос о парковке на месте обещанного сквера возле КФУ Большой ажиотаж вызвал вопрос о парковке на месте обещанного сквера возле КФУ Фото: «БИЗНЕС Online»

№2. О ПАРКОВКЕ В ЛЕНИНСКОМ САДИКЕ: «ЭТО ВОПРОС К НАТАЛИИ ФИШМАН, К ЕЕ ЧЕСТНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ»

Большой ажиотаж вызвал вопрос о парковке на месте обещанного сквера возле КФУ. Напомним, что в прошлом году инициативная группа обратилась к помощнику президента РТ Наталии Фишман — на месте вырубленного сквера за библиотекой им. Лобачевского, вопреки обещаниям, образовалась-таки стихийная парковка. На итоговом брифинге в кабмине РТ Фишман с сожалением сказала, что КФУ, несмотря на заверения, так и оставил на месте вырубленных деревьев парковку и забор. «Я комментировать это не могу. Дождемся, пока у нас появятся деньги и возможность осуществить благоустройство. Мы эту историю добьем», — пообещала помощник президента.

Когда впервые журналисты подняли эту тему, то Гафуров заявил, что этот проект тормозится из-за отсутствия ресурсов. «Все, что связано с этим садиком, — там территория, принадлежащая университету, очень маленькая. Проект с помощником президента Наталией Фишман мы обсуждали уже в прошлом году. Почему он не реализуется? Наверное, ресурсов сегодня не хватает. Поскольку он подразумевает достаточной большой объем денежных средств... Наверное, на следующий год доберутся и до этой части. По крайней мере, мне бы этого хотелось», — подчеркнул ректор. Он также добавил, что общественное обсуждение проект этой территории уже прошел.

Тем не менее журналисты уточнили, что, по словам Фишман, проект остановлен именно из-за разногласий с КФУ.  И тут ректор как будто взорвался: «Университет не создавал там парковку. Это вопрос к Наталии Фишман, к ее честности и открытости. Нельзя сваливать все, что ты не успеваешь, на голову других. Мы сказали: „Как вы хотите, так и делайте“». Кроме того, он особенно обратил внимание на то, что «университет не может тратить ресурсы на нецелевые вещи». «Мы тоже можем высказывать свое недовольство по тем или иным территориям, которые нам не нравятся как жителям Казани. Но мы же этого не делаем! Отдаем предпочтение авторитету и знаниям тех людей, которые это делают», — возмутился Гафуров и еще долго рассуждал на тему того, за какие еще непрофильные направления должен отвечать КФУ.

«То, что выиграл не наш ученый, ничего плохого нет, поскольку за всю историю премии наши выигрывали очень мало. Это премия международных ученых» (на фото — Ричард Шейн) «В том, что выиграл не наш ученый, ничего плохого нет, поскольку за всю историю премии наши выигрывали очень мало. Это премия международных ученых» (на фото — Ричард Шейн) Фото: kpfu.ru

О МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЕМИЯХ: «В ТОМ, ЧТО ВЫИГРАЛ НЕ НАШ УЧЕНЫЙ, НЕТ НИЧЕГО ПЛОХОГО»

Вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» касался недавно возрожденной в университете международной премии им. Лобачевского: не обидно ли было отдавать премию заграничному ученому и не лучше было бы все-таки поддерживать своих, отечественных специалистов? Отметим, что лауреатом возрожденной премии в 2017 году стал профессор Калифорнийского университета из США Ричард Шейн. Гафуров объяснил, что возрожденная премия — это прерогатива университета и его попечительского совета и никаких бюджетных денег там задействовано не было (на самом деле, по информации «БИЗНЕС Online», спонсором выступил СИНХ, на что указывало и участие Валерия Сорокина в церемонии).

«В том, что выиграл не наш ученый, ничего плохого нет, поскольку за всю историю премии наши выигрывали очень мало, — уверил Гафуров. — Это премия международных ученых. Если бы Нобелевскую премию сделали только для определенной страны, как бы это было? Мы делаем международную премию за выдающиеся работы в области математики. И как здесь делить по национальному признаку, я просто не понимаю!» По словам ректора, до революции премию ни один русский ученый не выигрывал и в основном это были представители Германии. Что ж, традицию нарушать нельзя...

Тем не менее Гафуров подчеркнул, что привлечение ученых в стены университета привело к тому, что КФУ стал одним из шести центров математического образования в РФ. Более того, Шейн продолжает работать и консультировать казанских ученых и будет давать им мастер-классы.

В следующем году на базе университета будет учреждена международная награда за достижения в литературе и языкознании им. Льва Толстого. Будет ли в рамках премии создана хотя бы номинация, связанная с татарским языком, Гафуров ответить затруднился. «Это премия не наша. Университет выступил только с инициативой. Центром ответственности является только министерство образования и науки РТ и министерство  культуры РТ», — отрезал ректор. По его словам, если премия им. Лобачевского была учреждена попечительским советом университета, то в данном случае год Льва Толстого объявлен президентом РТ Рустамом Миннихановым. «Мы полностью интегрированы в этот процесс, но сказать, кто выиграет, я не могу. Тем более разделения на национальные признаки там не предполагается. А Лев Николаевич Толстой ассоциируется больше как классик мирового уровня. Все вопросы не ко мне», — подытожил Гафуров.

 О НОВЫХ ВЛАДЕНИЯХ: КАК КФУ ПРИОБРЕЛ ДОЛЮ ТОЛЬЯТТИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Интересная новость прозвучала из уст ректора, которая ускользнула от общественного внимания:  КФУ вошел в капитал одного из тольяттинских университетов. «В этом году мы зашли в уставной капитал одного из университетов в качестве соучредителя. Это сделано впервые. Университет находится в Тольятти и работает как наше представительство. Все вопросы были решены буквально в конце 2017 года, а сейчас идет оформление юридических документов, и в начале февраля КФУ уже будет входить в наблюдательный совет и совет директоров», — рассказал Гафуров. 

Как позже пояснил Марат Сафиуллин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», один из руководителей этого учебного заведения —  выпускник КФУ и он подарил свою долю университету. «Мы хотим вместе с ними в течение месяца-двух разработать стратегию развития.  Будем участвовать соразмерно той доле, которую мы будем занимать в основном капитале и наблюдательном совете», — объяснил Сафиуллин.

Речь идет о Волжском университете им. Татищева, в составе которого находится пять факультетов: юридический, экономический, гуманитарный, экологический и факультет информатики. Согласно информации на сайте, в вузе обучаются 3 тыс. студентов, работают 20 докторов и 88 кандидатов наук. На сайте в качестве учредителей уже указан КФУ. Согласно базе «Контур.Фокус», КФУ владеет долей в 50% вуза, а остальная доля Волжского университета принадлежит ее ректору Владимиру Якушину.

 О ЗАРПЛАТАХ: МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА ДОЦЕНТА ТЕПЕРЬ НЕ МЕНЕЕ 37,5 ТЫС. РУБЛЕЙ

КФУ выполнил и майский указ Владимира Путина в части повышения зарплат работникам науки и образования. «У нас контрольные цифры были по достижению 180–185 процентов. Мы год закончим где-то 201–202 процентов с увеличением заработной платы. Причем эти показатели выполнили все наши филиалы», — сказал ректор. Гафуров добавил, что доцент — и по совместительству кандидат наук — будет получать не менее 37450 рублей в месяц. «Это базовая часть, ниже которой никто не имеет права платить», — строго подчеркнул Гафуров. Он добавил, что руководство университета приняло решение с 1 января 2018 года поднять тарифную часть базовых окладов в целом по университету на 5%. Старшие преподаватели, ассистенты, доценты получат семипроцентную прибавку.

Все начальники КФУ в начале 2018 году пройдут переобучение Все начальники КФУ в начале 2018 году пройдут переобучение Фото: kpfu.ru

О ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВ: КФУ НЕ ХОЧЕТ РАЗДЕЛИТЬ УЧАСТЬ КХТИ

Все начальники КФУ в начале 2018 году пройдут переобучение, заявил Гафуров. В конце января-февраля в университете пройдет конкурс на замещение должностей заведующих кафедр, то же самое будет идти и по ректорату. «И ваш покорный слуга тоже должен будет пройти обучение, также все заместители ректора и директора институтов», — подчеркнул ректор вуза.

На его взгляд, сегодня законодательство быстро меняется и некоторые не успевают переучиваться. «То, что, к большому сожалению, происходило у наших коллег, прежде всего в КХТИ... Я не думаю, что кто-то нарушал, изначально понимая, что к чему-то все это может привести. Мы решили по максимуму попытаться провести обучение, чтобы снизить всякие риски», — сказал Гафуров, добавив, что в вузе работают более 11 тыс. человек.

Ректор с нежностью вспомнил о том, как создавался музей истории университета под руководством Стеллы Писаревой Ректор с нежностью вспомнил о том, как создавался музей истории университета под руководством Стеллы Писаревой Фото: kpfu.ru

ОБ УВОЛЬНЕНИИ ЭКС-ДИРЕКТОРА ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ: КОГДА-НИБУДЬ МЫ ВСЕ УЙДЕМ

Вспомнили журналисты и про то, что буквально вчера основатель и экс-директор музея истории КФУ Стелла Писарева уволилась из вуза. Ректор с нежностью вспомнил о том, как создавался музей истории университета. «Музей истории был создан в 1979 году, и огромный вклад туда внесла и Стелла Владимировна... Когда-нибудь мы все сами уйдем... Сегодня стоят задачи оцифровки всех объектов музея. Чем старше становишься, тем сложнее. Жизнь меняется, остается только успевать», — стал рассуждать Гафуров. И вспомнил о том, что необходимо так или иначе обновлять педагогические кадры. Сегодня, к слову, средний возраст преподавателей в КФУ меньше 50 лет. «Вы можете представить, что вы 40 лет на этой работе проработали и вам будет 92 года. Возраст все равно сказывается, хотя это замечательный человек со светлой головой и опыт ее нам еще пригодится», — заверил Гафуров.