Наиль Магдеев считает, что резкий рост численности населения Челнов ставит перед городом ряд серьезных проблем. Нужна серьезная работа по интеграции нового населения в местное культурное пространствоФото: nabchelny.ru

КТО ПРИЕДЕТ В ЧЕЛНЫ?

Население Челнов в ближайшие 5–10 лет может вырасти до 600 тыс. человек, а, возможно, и более — до 700 тысяч. Таким прогнозом поделился сегодня в ходе делового завтрака с руководителями и собственниками челнинских СМИ мэр города Наиль Магдеев. Напомним, что в настоящее время население автограда насчитывает 529 тыс. человек.

Чем будет вызван такой бурный рост? Магдеев рассчитывает на развитие экономики города, в частности на ТОСЭР. На сегодня в рамках этого проекта в городе в качестве резидентов заявлена 21 компания, на производствах которых заявлены почти 3 тыс. рабочих мест. Магдеев особо отметил приход в Челны компаний из Китая, которые уже производят холодильники и будут выпускать широкий спектр бытовой техники. Однако это не означает, что рост населения будет идти за счет рабочих из КНР или других стран. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» об источниках трудовых ресурсов, мэр заявил, что ждет прежде всего миграции в Набережные Челны из районов Татарстана, а также сопредельных регионов: Башкортостана, Удмуртии, Кировской области и т. д. В этом смысле он считает излишними опасениями о наплыве людей с принципиально другой ментальностью и культурой. Мэр в качестве примера привел тот факт, что сегодня на заводе Haier по производству холодильников в Челнах работают всего лишь три специалиста из Китая, в то время как персонал компании насчитывает свыше полутысячи человек.

По всей видимости, мэра не смущает конкуренция с другими промышленными магнитами по соседству — Нижнекамска, где на днях появился свой ТОСЭР, и Елабуги, где уже давно развивается ОЭЗ «Алабуга». Любопытно и то, что льготный режим автоград вообще-то получил под флагом решения социальной проблемы — монозависимости от КАМАЗа. Для того чтобы город вошел в заветную «красную» зону наиболее обездоленных моногородов, автогиганту пришлось даже сократить 10% персонала (бо́льшая часть была трудоустроена на КИП «Мастер»). Теперь же речь, напротив, идет о суровой нехватке рабочих рук.

Магдеев в ходе разговора с журналистами согласился с тем, что такой резкий рост численности населения поставит перед городом ряд серьезных проблем. В частности, нужна будет серьезная работа по интеграции нового населения в местное культурное пространство, с чем город уже сталкивался в период строительства КАМАЗа.

Остро встанет вопрос развития городской инфраструктуры. «В этом году мы впервые за последние 20 лет построили новую школу», — отметил мэр. В связи с притоком населения у города возникнет необходимость в расширении системы медицинского обслуживания, увеличения количества школ и детских садов.

... Челны испытывают проблемы с территориями под жилищное строительство. Одним из основных способов решения проблем в этой области станет строительство арендного жилья
Фото: Ирина Ерохина

ГДЕ СТРОИТЬ ЖИЛЬЕ ДЛЯ НОВЫХ ЧЕЛНИНЦЕВ?

Но самое главное — уже сейчас город испытывает проблемы с территориями под жилищное строительство. Со слов Магдеева, одним из основных способов решения проблем в этой области станет строительство арендного жилья. Сейчас власти города совместно с ГЖФ при президенте РТ прорабатывает варианты его массового возведения, в первую очередь как раз для привлечения специалистов из других городов и регионов. Предстоит найти места для возведения этих домов. Как один из вариантов могла бы рассматриваться территория завода «КамГЭС-ЗЯБ». Хотя, как сообщил Магдеев, пока решение о его дальнейшей судьбе не принято, но его мнение таково, что сейчас на этом месте, почти в центре города, целесообразно было бы иметь не промышленное производство, а жилые дома.

Мэр не исключает и расширения границ города — переговоры с Тукаевским районом об этом идут. В отдаленной же перспективе возможен проект в духе московской реновации — снос старых пятиэтажек, отслуживших свое, и строительство на их месте высотных жилых зданий. Мэр высказал также еще одну идею, которая пока выглядит несколько фантастично: она заключается в намыве искусственных островов на Каме. Впрочем, в Казани такой опыт, как известно, есть.

Набережные Челны однажды уже пережили бурный рост численности населения за счет миграции. В 1967 году, за два года до старта строительства КАМАЗа, в городе проживали всего лишь 33 тыс. человек. Дальше был огромный вал людей, приехавших на комсомольскую стройку, а к запуску второй очереди в 1981 году в городе насчитывались уже 370 тысяч человек. Причем город на тот момент имел средний возраст населения 27 лет и очень высокий уровень рождаемости. В итоге в 1991 году численность населения достигла пика и составила 530 тысяч человек. В конце 90-х и нулевых наблюдался спад рождаемости и последствия оттока населения после кризиса на КАМАЗе, вызванного пожаром 1993 года. Тогда город едва не потерял статус полумиллионника — численность населения падала до 506 тысяч в 2008 году. 

... Магдеев не исключает расширения границ Челнов — переговоры с Тукаевским районом об этом идут, в отдаленной же перспективе возможен снос старых пятиэтажек
Фото: Ирина Ерохина

«ЕХАТЬ БУДУТ НЕ В ЧЕЛНЫ, ЕХАТЬ БУДУТ В КАЗАНЬ»

Наталья Зубаревич — профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ:

— Я вас умоляю! Скажите вашему мэру, что люди не ходят за производством — это раз, и что они не рожают для производства — это два. Это не увеличение численности, это хотелки вашего мэра. Пусть посмотрит на демографическую пирамиду России или Татарстана. Он увидит, что рождать сейчас начало поколение маленькое, которое само родилось в девяностые. А помирать будет поколение очень большое, которое родилось после войны, в пятидесятые годы. Поэтому чего бы ни хотел ваш мэр, быстрого роста численности населения города Набережные Челны не произойдет. Если он хочет получить численность, у него один способ — дурацкий, советский: прирезать к городу кусочек территории. 

Но в Татарстане депопуляция будет все равно мягче, чем в русских областях. Население Татарстана все-таки пока немного помоложе, и у вас будет более мягкая демографическая депрессия. Но роста не будет точно! Большого, быстрого роста не произойдет. И ехать будут не столько в Набережные Челны (а я говорю о сельском населении, которого у вас еще много), ехать будут в Казань.

Чтобы ехать в Москву, нужно иметь компетенции или соглашаться на черную работу, а там таджики доминируют. А чтобы получить что-то нормальное, надо иметь какие-то навыки и какие-то профессии. Поэтому по всей России население регионов едет в первую очередь в региональные столицы, где больше выбор рабочих мест. Да, в Набережных Челнах население сильно и быстро сокращаться не будет — радуйтесь. А насчет роста давайте посмотрим. Мой прогноз простой: желание вашего мэра и реальная действительность, и тенденции, которые ее определяют, сильно расходятся между собой. Тех, кто знает демографическую пирамиду, на манной каше не проведешь.

Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов:

— Если говорить о рождаемости, то это одно. Даже если учитывать меры по улучшению демографической ситуации, которые предпринимает президент Владимир Путин. В первую очередь, конечно, имеется в виду материнский капитал. Другое дело, что, по моим данным, сегодня Набережным Челнам не хватает порядка 200– 250 тысяч человек, чтобы и КАМАЗ, и другие крупные и мелкие предприятия работали нормально. Это имеется в виду с семьями. Иными словами, конкретно работников необходимо привлечь порядка 70–80 тысяч. И это только на данный момент. А есть ведь еще территория опережающего развития. Благодаря этому статусу в город привлекаются производственные проекты. Естественно, возникает потребность в дополнительных рабочих руках, тем более что уровень безработицы в Набережных Челнах на данный момент очень низкий. Но за этим показателем нужно следить.

Понятно, что рост населения требует развития социальной инфраструктуры. Понятно, что в первую очередь это жилье. Но учитывая, что будут приезжать, возможно, люди с семьями, один-два ребенка, значит, возникнет необходимость в яслях, детских садах, школах. Это все потянет за собой обязательное строительство еще поликлиник и больниц. Где взять средства? Если КАМАЗ и другие предприятия будут эффективно работать, то будут нормальные поступления в бюджет города. Если же их не будет, то республика может в какой-то части оказать помощь, содействие. Но это штука такая, что каждый раз городу помогать, выделять средства, — это сложно. Поэтому надо в первую очередь рассчитывать на то, как сами тут все организуют в городе.

Есть еще и такой момент: необходимо досконально разобраться с трудовыми ресурсами в Челнах. Полностью их «разложить», понять, насколько загружены предприятия, какие категории профессий нужны. Этот вопрос надо максимально проанализировать. Только в этом случае можно вопрос населения планировать правильно.

В конце встречи мэр города Наиль Магдеев поздравил всех с наступающим новым годомФото: nabchelny.ru

Флюра Ильдарханова — доктор социологических наук, профессор, директор ГУ «Научно-исследовательский центр семьи и демографии» Академии наук РТ:

— Раз Наиль Магдеев так сказал, а я его знаю давно, то так население Набережных Челнов и вырастет. Этот город всегда был молодым, всегда давал высокую рождаемость. И меры, которые предприняты государством, этому способствуют. Думаю, что на уровне республики тоже появится какая-то поддержка. Я считаю, что именно благодаря рождаемости будет расти население Набережных Челнов. Миграция возможна в первую очередь из сельских районов. Но появление новых инновационных рабочих мест тоже, конечно, привлечет молодежь. Причем не только из деревень, но, может, и из Казани, и даже из других регионов. Тем более что Набережные Челны — город мобильный, Магдеев много работает над его развитием. Я думаю, молодежь в этот город поедет.

В «Стратегии-2030» прописаны риски и вызовы, в том числе и по демографической устойчивости республики. Напомню, что в ней Набережные Челны указаны как центр Камской агломерации. Поэтому, думаю, что и решать вопрос с жильем и социальной инфраструктурой надо именно не городу в одиночку, а именно через призму агломерации.