По итогам трех кварталов сборы по «автогражданке» продолжили падать, хотя количество заключаемых договоров росло По итогам трех кварталов сборы по автогражданке продолжили падать, хотя количество заключаемых договоров росло Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

ДОГОВОРОВ БОЛЬШЕ, ДЕНЕГ МЕНЬШЕ

Рынок ОСАГО продолжает падать с нарастающей скоростью. Сборы по автогражданке в Татарстане за 9 месяцев уходящего года сократились уже на 4,6% до 5,43 млрд рублей. Напомним, если по итогам первого квартала снижение составило символические 0,3% (до 1,55 млрд рублей), то по результатам полугодия усилилось до 3,1% (до 3,57 млрд рублей). И впервые в этом году динамика страховых премий в РТ оказалась хуже общероссийской. В целом по стране самое резкое торможение наблюдалось, напротив, в начале года: 3 месяца — минус 2,9%, 6 месяцев — минус 4%, 9 месяцев — минус 4,5%. Что характерно, происходит это на фоне растущего авторынка. Продажи новых легковых и легких коммерческих авто в России в январе – сентябре 2017 года увеличились на 10,6%, в Татарстане — на 23,3%.

Другая печальная особенность: падение сборов ОСАГО в третьем квартале (впрочем, как и в предыдущие периоды) произошло впервые с 2009 года. Причем и на федеральном, и на региональном уровне. Но это две совершенно разные истории, и отличия между ними мы подробно разбирали ранее. Вкратце: тогда сильнейший финансовый кризис накрыл весь мир, в России произошел спад деловой активности, сопровождаемый распродажей активов. При этом российский ВВП в 2009 году обвалился сразу на 7,9%. Теперь картина иная: по уверениям властей РФ, экономика страны успешно преодолела последствия обвалов рубля и нефти и перешла к росту. Однако граждане вряд ли настроены столь же оптимистично — в 2015 и 2016 годах реальные доходы населения даже по официальным данным сокращались на 3,2% и 5,9%, и это в рублях. В уходящем году картина улучшилась, но не принципиально. По данным Росстата, в первом квартале доходы упали на 0,2%, за полугодие — на 1,4%, по итогам 9 месяцев — на 1,2%.

В такой ситуации некоторые автовладельцы, особенно после повышения тарифов ОСАГО, решили не париться обязательным автострахованиям: в конце концов, штраф за езду без полиса составляет максимум десятую часть страховой суммы. Как следствие, в 2016 году армия водителей, передвигающихся без обязательного квитка, удвоилась, а Татарстан вошел в тройку регионов-лидеров по количеству таких «нелегалов». Не добавила массам энтузиазма и апрельская замена денежных выплат по ОСАГО натуральным возмещением ущерба. От покупательского ядра отвалились как граждане, которым важнее получить живые деньги по каким-то личным причинам, так и откровенные мошенники, делающие бизнес на постановочных ДТП.

Однако есть и еще одна причина снижения сборов, о которой участники рынка заговорили относительно недавно. Если оценить динамику заключенных договоров ОСАГО в натуральном выражении, то окажется, что за январь – сентябрь 2017 года их число в Татарстане даже выросло — на 21 тыс. штук, или 2,5%, до 855 тыс. договоров. А значит, продажи падают не в натуральном выражении, а исключительно «в деньгах». Что это — некоторые компании демпинговали в попытке подмять рынок? Или же потребители нашли новые способы меньше платить за полис — например, воспользовавшись такой опцией, как коэффициент «бонус-малус»?

Некоторые автовладельцы, особенно после повышения тарифов ОСАГО, решили «не париться» обязательным автострахованием: штраф за езду без полиса составляет максимум десятую часть страховой суммы Некоторые автовладельцы, особенно после повышения тарифов ОСАГО, решили не париться обязательным автострахованием: штраф за езду без полиса составляет максимум десятую часть страховой суммы / Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЕРХОВНЫЙ СУД ВСТУПИЛСЯ ЗА СТРАХОВЩИКОВ

Тем временем руководитель направления по внешним коммуникациям компании «Альфастрахование» Юрий Нехайчук обращает внимание на появление целого ряда новых мошеннических схем. Одна из них связана с продажами электронного ОСАГО, которые стали обязательными для страховщиков с начала 2017 года. Аналогичный прием используют и особо ушлые посредники при продаже обычных бумажных полисов.

«Есть такой вид агентов-мошенников, которые пытаются заработать чуть больше на каждом клиенте и при оформлении полиса указывают ложную мощность, категорию транспортного средства или территорию его использования. Подмена приводит к сокращению фактически оплаченной страховщику цены, и разницу между тем, как должно быть и как он оплатил, мошенник забирает себе. Например, нечистый на руку посредник может „застраховать“ Porsche клиента не за 13 тысяч рублей, а за 1 тысячу рублей, указав транспортным средством трактор „Беларусь“. Чтобы исключить подозрения, мошенник подделывает цену полиса в программе фоторедактора и отдает клиенту не вызывающий у него подозрения pdf-файл. При этом в базу РСА поступает неверная информация, и после ДТП страховая компания вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке или признать полис недействительным через суд, с вытекающими последствиями. Ведь все будет выглядеть так, будто клиент сообщил страховщику ложные данные в момент страхования», — рассказал Нехайчук.

Подобные уловки при электронных продажах  получили массовое распространение. «При проверке массива из более чем 7 тысяч полисов е-ОСАГО почти 2 тысячи оказались с ложными данными. Компания была вынуждена расторгнуть отношения с автовладельцами, объяснив им причину: внесение в договор ложных и не соответствующих его условиям данных», — отмечает собеседник «БИЗНЕС Online».

По его словам, порой выявляются «схемы сращивания откровенно криминальных структур и серых автоюристов». Первые за вознаграждение находят ранее «не засвеченных» автовладельцев для организации фиктивных ДТП, в которых эти водители признают себя виновными, а вторые стараются получить максимальное денежное возмещение через суд для оплаты услуг всей цепочки заинтересованных. Есть пример и из Татарстана, а точнее из Набережных Челнов, где мошенники сбывали поддельные полисы по бросовым ценам.

К слову, один из этих вопросов дошел до Верховного суда, отмечает «Коммерсант». ВС РФ подготовил проект постановления пленума о применении законодательства об ОСАГО судами. Если документ будет принят в этом виде, при спорах по е-ОСАГО судей обяжут принимать во внимание сведения российского союза автостраховщиков (РСА) об электронном полисе, а не только его распечатку. А если страховщик обнаружит недостоверные сведения, указанные при заключении е-ОСАГО, он может потребовать недополученную премию с автовладельца. Но есть в проекте и более значимые положения.

Первое. Страховой случай, как и переписка клиента со страховщиком, должен «проводиться» через одно подразделение компании. Ведь если ДТП произошло в одном населенном пункте, а за выплатами владелец разбитой машины пришел в другой филиал, это может сыграть на руку автоюристам — сроки выплат могут быть сорваны, а это основание для судебного иска (к слову, РСА утверждает, что за три квартала 2017 года автоюристы «нагрели» игроков ОСАГО на 20 млрд рублей).

Второе. Документ предполагает, что автовладелец должен будет одновременно заявлять о самом страховом случае и о том, на какие выплаты он претендует — ремонт, оплата эвакуатора, утрата товарной стоимости и т. д. Это также должно помочь страховщикам уложиться в нужные сроки: 10 дней — на рассмотрение претензии, 20 дней — на выплату.

Третье. Ряд поправок, актуализирующих законодательство. В частности, автовладельца хотят обязать оспаривать в суде извещение по европротоколу в том случае, если он претендует на выплаты сверх лимитов.

Еще одну новацию по европротоколу на прошлой неделе в третьем чтении утвердила Госдума. При его оформлении лимит выплаты по ОСАГО увеличен с нынешних 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Кроме того, европротокол можно будет оформить даже при разногласиях участников ДТП о том, кто является виновником (сейчас в таких случаях необходимо вызывать ГИБДД). При возникновении разногласий участники аварии должны будут зафиксировать факт аварии и координаты машин в момент ДТП с помощью глобальной навигационной спутниковой системы либо с помощью фотосъемки машин и передачи данных в систему ОСАГО через программное обеспечение, интегрированное с единой системой идентификации и аутентификации.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 июня 2018 года, а норма о возможности разногласий — с 1 октября 2019 года.

.
Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

ЛИДЕРЫ ДРУЖНО ВКЛЮЧИЛИ ЗАДНЮЮ

Теперь о персональных достижениях страховщиков в Татарстане. У республиканского лидера по сборам, «НАСКО Татарстан», объем премий уменьшился на 13,5% до 839 млн рублей. Напомним, что в августе нашем изданию стало известно о покупке компании структурами Александра Кондратенкова, главы профильной комиссии «Опоры России».

«Серебро» рейтинга получает экс-чемпион — болгарский «Армеец» (бывший «Итиль Армеец»), — сокративший сборы без малого на треть до 672 млн рублей. «Росгосстрах», лидировавший в регионе вплоть до 2016 года и до сих пор удерживающий первенство по сборам в России, отминусовал 14,4% до 647 млн рублей (по стране падение гораздо сильнее — минус 37% до 26,6 млрд рублей). Цифры говорят сами за себя: местные фавориты дружно включили заднюю, не стремясь наращивать портфель ОСАГО — скорее они желали поделиться этой почетной миссией. 

Похоже, не в восторге от текущего положения дел в сегменте еще целый ряд игроков, которые предпочли подсушить портфель. У входящего в орбиту влияния братьев Айрата и Ильшата Хайруллиных «Талисмана» премии сократились в районе среднего по больнице — на 4,9% до 492 млн рублей. Один из лидеров общероссийского зачета — «Ингосстрах» — снизил  сборы по автогражданке на символические 1,7% до 347 млн рублей. По России снижение составило более существенные 17,8% до 17,1 млрд рублей.

До последнего времени подконтрольная структурам гендиректора Сетевой компании Ильшата Фардиева и предправления Акибанка Ильдара Галяутдинова АСКО ужалась в премиях на 27,5% до 321 млн рублей. Уже позже, в декабре, акционеры выставили компанию на продажу, что начинает выглядеть закономерностью на фоне смены владельцев НАСКО. А в понедельник стало известно, что ЦБ ввел в компанию временную администрацию.

«Ресо-Гарантия» уменьшила сборы в Татарстане на 29,7% до 158 млн рублей, что вошло в противоречие с ее федеральным курсом. Там наблюдался рост портфеля на 2,3% до 26 млрд рублей. И теперь именно «Ресо-Гарантия», отстающая от РГС всего на пару процентов, — главный претендент (с учетом разнонаправленного движения по автогражданке) на звание нового всероссийского чемпиона по сборам.

Объем премий ВСК в республике уменьшился на 17,3% до 150 млн рублей (по стране наблюдался прирост на 6,7% до 15,9 млрд рублей). «Согаз» сократил местные сборы на 6,9% до 146 млн рублей, увеличив их в общероссийском масштабе на треть до 10,1 млрд рублей. Наконец, «Зетта Страхование» урезала портфель почти на четверть до 39 млн рублей, а на федеральном уровне наблюдается небольшой прирост — плюс 4% до 1,3 млрд рублей.

Итак, большинство ведущих игроков отнюдь не горят желанием гоняться за местными автолюбителями. Но, как бы того ни хотелось некоторым компаниям, отказаться от лицензий ОСАГО и просто покинуть сегмент они не могут. А вот сбавить газ — вполне: на примере компаний «Ресо-Гарантия», ВСК, «Согаз», «Зетта Страхование» мы видим, как худеют татарстанские портфели в противоход с российскими.

.
Фото: ©Артем Житенев, РИА «Новости»

КТО ВПРЯГСЯ ТАЩИТЬ ТАТАРСТАНСКИЙ ПОРТФЕЛЬ

Мы неоднократно отмечали, почему именно Татарстан входит в число высокорисковых убыточных регионов: сравнительно дорогостоящий автопарк, низкая культура вождения и высокая активность мошенников и автоюристов. Впрочем, свято место пусто не бывает: некоторые игроки согласны отдуваться за себя и за того парня. Вероятно, расчет делается на то, что рано или поздно условия ОСАГО поправят в пользу страховщиков и к этому моменту неплохо будет нарастить рыночную долю.

Номер один по абсолютному приросту — «АльфаСтрахование», входящее в сферу влияния российского бизнесмена года по версии Forbes Михаила Фридмана. Компания не снижает темпов и за три квартала увеличила сборы по автогражданке в 5 раз до 467 млн рублей. В целом по стране объем премий вырос только на 17% до 11,6 млрд рублей. «Бурный рост сборов компании „Альфастрахование“ в Татарстане обусловлен прежде всего безукоризненным исполнением нами обязательств перед клиентами. Менее 0,9 процента клиентов, которым мы урегулировали убытки, остались недовольны и в дальнейшем обращаются в суд для пересмотра суммы возмещения убытка. Не обошлось и без ноу-хау. Уже сегодня в нашем мобильном приложении можно не только приобрести полис, но и оформить урегулирование по европротоколу и в итоге быстро получить направление на ремонт. Это позволяет клиентам существенно сэкономить время на прохождении всех процедур», — говорит Нехайчук.

Не побоялась увеличить татарстанскую нагрузку и группа «Ренессанс Страхование» Бориса Йордана. Она лишь увеличивает обороты: по итогам полугодия сборы подскочили в пять раз, теперь же — в 7,4 раза до 266 млн рублей. Но в этом случае и общероссийский урожай подрос более чем прилично — на 34,8% до 5,15 млрд рублей.

Третьим локомотивом ОСАГО в республике стало «Согласие» Михаила Прохорова, чьи сборы увеличились на 76,6% до 227 млн рублей (в федеральном масштабе — на 23% до 7,4 млрд рублей). Единственный конечный бенефициар СК в третьем квартале вложил в капитал компании 4,1 млрд рублей, и теперь, похоже, мы видим последствия этого очередного по счету вливания. Представители компании обращают внимание и на другие нюансы. «Действительно, наши сборы в Татарстане заметно выросли. На данный момент на рынке ОСАГО действуют системы „Единый агент“ и „Электронное ОСАГО“, которые принудительно распределяют электронные продажи и продажи в некоторых регионах соразмерно федеральной доле компании. Данные системы вносят свои коррективы в оценку прибыльности различных сегментов ОСАГО, и в текущих реалиях для нас увеличение портфеля в Татарстане выгодно», — говорит Дмитрий Кузнецов, заместитель генерального директора по розничным видам страхования ООО «СК „Согласие“».

КОМУ ПОРА ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ

Теперь о динамике выплат. Они продолжили расти гораздо быстрее сборов — плюс 14,2% до 5,43 млрд рублей. В этом зачете многим компаниям наверняка хотелось бы оказаться ниже тех позиций, которые они занимают по сборам.

Лидирует здесь «Росгосстрах» с объемом выплат 1,38 млрд рублей, но динамика говорит об определенном улучшении ситуации: год назад компания заплатила на 4,8% больше.

На втором месте — «Армеец», резко нарастивший выплаты (плюс 42,8% до 908 млн рублей).

«Бронза» у «НАСКО Татарстан», хотя сменившая владельцев компания сократила сумму возмещений на 10,6% до 599 млн рублей.

В абсолютном выражении сильнее всего выросли выплаты «Ингосстраха» — на 274 млн рублей, или в три раза, до 408 млн рублей. А вот урезать выплаты больше других удалось ВСК — минус 87 млн рублей (27%) до 242 млн рублей.

БАЛАНСЫ ПОЮТ РОМАНСЫ: РЕСПУБЛИКА В МИНУСЕ

Прежде чем перейти к соотношению сборов и выплат, оговоримся, что на их сальдо влияет объем премий в предыдущие периоды, а на итоговый результат (прибыль или убыток) — существенные операционные расходы: зарплата сотрудников, аренда и т. д.

За все время наших наблюдений сальдо сборов и выплат по ОСАГО в Татарстане по итогам 9 месяцев было положительным. Так, в прошлом году счет в пользу страховщиков составлял 937 млн рублей, но теперь соотношение впервые стало отрицательным — минус 2,5 млн рублей. Хотя позитив при желании можно найти и в этом: по итогам первого полугодия отрицательный баланс вообще достигал полмиллиарда.

В целом по стране ситуация получше, но оптимизма не добавляет: здесь положительное сальдо просело на 65% до 18,6 млрд рублей. Кратковременный эффект от повышения тарифов почти трехлетней давности давно сошел на нет, а не слишком законные ухищрения страховщиков (например, навязывание дополнительных услуг) довольно жестко пресек Центробанк — по крайней мере, в массовом порядке такого сегодня не наблюдается. Кто-то, как «ВТБ страхование», сдал лицензию на ОСАГО, кто-то, как «Росгосстрах», демонстративно сокращал долю в этом сегменте.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Впрочем, последнему это помогло разве что сократить потери. РГС стал главным виновником того, что татарстанский рынок автогражданки по итогам 9 месяцев ушел в минус:  отрицательное сальдо компании выросло на 40 млн рублей до 732 млн рублей. Всего же за три квартала «Росгосстрах» в России получил от ОСАГО убыток свыше 9 млрд рублей. От более серьезных проблем компанию спас Центробанк. Клиенты РГС могут лишь сказать спасибо Эльвире Набиуллиной за то, что регулятор решил спасать за госсредства группу «ФК Открытие», которая выступает основным акционером страховщика.

На втором месте антирейтинга — «Армеец» (минус 236 млн рублей), хотя годом ранее сборы компании превышали выплаты на 361 млн рублей. Далее идет ВСК, но у нее произошло заметное улучшение: отрицательный баланс сократился на 38% до 91,5 млн рублей.

А вот у кого заметно ухудшился баланс, так это у «Ингосстраха» — сразу на 280 млн рублей до ухода в минус на 60,5 млн рублей. Стремительно сократил положительное сальдо «Талисман» — минус 184 млн рублей до 28 млн рублей. Понятно, что при стагнации сборов выплаты быстро настигают в первую очередь тех, кто активно наращивал портфель в прошлом году.

Именно эту фазу бурного роста ОСАГО сегодня переживает «Альфастрахование», чье положительное сальдо выросло на 246 млн до 280 млн рублей. Это единственный такой случай в топ-10 компаний по сумме выплат. Конечно, цыплят по осени считают, и реальный баланс премий и выплат мы увидим, когда темп прироста сборов у «Альфы» замедлится и окажется в пределах 10%. Подчеркнем, что только пять игроков из топ-10 могут похвалиться положительным балансом (годом ранее — 8).

«ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ТАРИФА — ПРЕДМЕТ ВОЗМОЖНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ НЕ РАНЕЕ ЛЕТА 2018 ГОДА»

Следует ли ждать либерализации тарифов ОСАГО в 2018 году, как она может выглядеть и правы ли радикально настроенные граждане, заговорившие о необходимости полной отмены обязательного автострахования? На эти вопросы ответили эксперты «БИЗНЕС Online».

Юрий Нехайчук — руководитель направления по внешним коммуникациям «Альфастрахование»:

— Основная причина убыточности сегмента ОСАГО, на мой взгляд, — это недостаточность тарифа. Не секрет, что с 2013 - 2014 годов многие запчасти подорожали от 50 до 110 процентов, существующий тариф просто не отвечает действующим расценкам на запчасти и ремонт. Либерализации тарифа — это предмет обсуждения и возможного воплощения не ранее лета 2018 года. Вероятнее всего, внедрение будет происходит так же поэтапно, поскольку предложенный на сегодня вариант от минфина в виде нескольких десятков новых коэффициентов также не в полной мере отвечает понятию «либерализация»: страховщики будут вынуждены действовать опять же в определенной ценовой вилке. На сегодня мы видим выход в оптимизации издержек путем развития мобильных сервисов и максимальной цифровизации страховой отрасли.

Что касается такого фактора, как отказ ряда водителей от приобретения полиса ОСАГО, то это говорит о том, что обязательное страхование замечательно выполняет свою функцию и многим уже забылись эпизоды из наших 90-х, когда люди продавали квартиры, чтобы рассчитаться за нанесенный ущерб.

«МОШЕННИКИ И АВТОЮРИСТЫ ПОДСТРОИЛИСЬ ПОД НАТУРАЛЬНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ»

Дмитрий Кузнецов — заместитель генерального директора по розничным видам страхования ООО «СК „Согласие“»:

— На данный момент ОСАГО — это убыточный для страховых компаний продукт, тарифы по которому далеки от экономически обоснованных значений. Такая ситуация сложилась из-за следующих факторов: инфляция стоимости запчастей, рост активности автоюристов, рост мошенничества, неизменность страховых тарифов на фоне первых трех пунктов.

Что касается защитного эффекта от введения приоритета натурального возмещения, у нас складывается ощущение, что недобросовестные участники рынка (мошенники и автоюристы) уже подстроились под данное нововведение и пользуются жесткими рамками, установленными законом. В некоторых регионах наблюдается улучшение ситуации, но необходимо больше времени для того, чтобы сделать фундаментальные выводы.

Касательно положительного эффекта от планируемой либерализации: здесь пока сложно давать оценки, поскольку еще нет понимания, к какому именно виду либерализации тарифов придет страховое сообщество. Однако, на наш взгляд, чем больше свободы будет у страховых компаний, тем более выгодные условия будут у добропорядочных автовладельцев.

«БОЛЕЕ ВЕРОЯТНО, ЧТО ЦБ РАСШИРИТ ТАРИФНЫЙ КОРИДОР ДО 40 ПРОЦЕНТОВ»

Петр Шкуматов — координатор сообщества «Синие ведерки»:

— Я думаю, что либерализации не произойдет, потому что на текущий момент ситуация на рынке, мягко скажем, нездоровая. Говорить о том, что среди страховых компаний идет нормальная здоровая конкуренция, не приходится. Поэтому такое решение повлечет серьезные последствия для социальной стабильности: очень странно будет, когда продукт обязательный, а цены на него регулируются типа рынком. Тут должно быть либо добровольное страхование ответственности и коммерческие тарифы, либо обязательное с регулируемыми тарифами. Я думаю, что больше вероятность того, что ЦБ расширит тарифный коридор — предполагаю, до 40 процентов и даже больше, — то есть даст люфт для рынка и посмотрит, как внутри этого коридора будет происходить конкуренция. Сейчас все-таки пространства для маневра мало и нельзя четко понять, нормальная конкуренция или нет.

Я думаю, страхование ответственности должно состоять из двух частей. Первая — обязательное страхование, оно должно быть регулируемым, предсказуемым, понятным, открытым. Вторая часть должна представлять свободную составляющую, когда люди добровольно докупают себе какие-то дополнительные услуги и опции. Такое ОСАГО будет, во-первых, гарантировать большинству людей, что в случае чего будут возмещены убытки. А с другой стороны, люди, которые хотят получить дополнительную защиту, будут это делать максимально комфортно для себя.

«ЗАНИМАТЬСЯ РЫНКОМ ДОЛЖНО ГОСУДАРСТВО, А ЧАСТНИКАМ МОЖНО ОТДАТЬ 30 ПРОЦЕНТОВ»

Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в Татарстане:

— Я бы очень не хотел, чтобы либерализация рынка ОСАГО произошла, потому что страховщики этого очень хотят, чтобы, наконец, самим регулировать тарифы. Они уже кричат со всех углов, что у них убытки, нужны свои цены. Я боюсь, что их цены будут несправедливы, так как страховщики будут работать на свой карман, а интересы автовладельцев будут ущемлены. Я бы очень хотел, чтобы тарифы ОСАГО остались в руках государства: все-таки ОСАГО — продукт обязательный, а не добровольный, у автомобилистов выбора нет. Значит, тарифы надо регулировать, иначе аппетиты страховщиков пересилят наши возможности.

Идея только добровольного страхования имеет право на существование, но боюсь, что тогда будут ситуации, когда один застраховался, а другой — нет. Уже сейчас таких ситуаций навалом из-за того, что цены на полис не очень хорошие. Что тогда делать? Страхование должно быть, но, наверное, нужно отдавать большую долю в госуправление. Частники, на мой взгляд, не оправдали себя, и государству просто надо создавать свою страховую компанию. Раз ОСАГО обязательное и регулируется федеральными законами, соответственно, государство и должно продавать полисы и выплачивать компенсации, заниматься этим рынком. А частникам можно отдать 30 процентов — и достаточно.

==table1839==

==table1840==

==table1841==