«ЛОГОТИПЫ НОВЫХ ПАРТНЕРОВ УВИДИТЕ НА НАШЕМ АВТОМОБИЛЕ»

Перед началом пресс-конференции представителей команды «КАМАЗ-Мастер» участники предстоящего ралли «Дакар-2018» скромно бродили мимо журналистов в холле пресс-центра «Россия сегодня». Все выглядели расслаблено: повод собраться был в целом оптимистичный – команда едет на «Дакар-2018». По факту это означает несколько глобальных вещей, которые касаются подготовки к гонкам.

Прежде всего на КАМАЗе разобрались с новыми правилами по ограничению объема двигателя 13 литрами. Сокращение с прошлых объемов в 16,2 литра было встречено достаточно болезненно, но со временем тон представителей команды изменился на принятие новых правил. «Над двигателем мы работаем постоянно, стараемся добавить мощности, – заявили в команде „КАМАЗ-Мастер“. – Но нужно помнить о надежности. Высокогорье Боливии серьезно осложняет работу двигателей. Пилоты больше смотрят на таких высотах на приборы по двигателю. На высоте чуть педаль газа пережал – мотор может выйти из строя. И если раньше мы шутили, что механику нужен в кабину гаечный ключ, то сейчас – ноутбук. И там контроль всех систем автомобиля, а у пилота только основные данные». 

Второй тезис пресс-конференции — у команды вновь полный порядок с финансированием. Последние полгода много говорилось о том, что ПАО «КАМАЗ» не готово выделять на гонки деньги в прежних объемах. Генеральный директор автогиганта Сергей Когогин говорил об окончании сытых времен, а организаторы «Дакара» грозили поднять стоимость участия в гонке. Разрешилось все благополучно, как рассказал руководитель «КАМАЗ-Мастера» Владимир Чагин. «Тарифы на участие не выросли, – заметил Чагин. – Да, у нас были финансовые сложности, но появились новые партнеры. Вы увидите их логотипы на нашем автомобиле. Плюс наши проверенные партнеры типа ВТБ увеличили финансирование – мы им очень за это благодарны».

Представитель «проверенных партнеров» в лице ВТБ сидел по левую руку от Чагина и поддержал сказанное: «Хотел бы поздравить команду со всеми победами этого года. Наше сотрудничество является эффективным, они нашу финансовую помощь направляют не только на спортивные достижения, но и на новое направление „КАМАЗ-Мастер Юниор“. Нам эта социальная направленность партнеров приятна. Наши дружеские отношения должны продолжаться».

ОТПУСК ДЛЯ БОЛЕНИЯ ЗА КАМАЗ

Представляющий на мероприятии завод «КАМАЗ» Олег Афанасьев свои слова как будто не раз прогонял перед зеркалом – настолько бодро он проговорил свою речь. «Хочу сказать, что в уходящем году команда проделала огромную работу. Мы видим и знаем, какой труд за всем этим стоит. Понимаем, с какими сложностями сталкивается команда. То, как команда подходит к «Дакару», вселяет надежду минимум на повторение прошлогодних результатов», – отчеканил он.

В качестве спортивного реверанса Чагин подчеркнул особую связь между командой и заводом, имя которого она носит. Заодно он объяснил, что две организации связывают не только денежно-имиджевые права: «Мы ведь в первую очередь ориентируемся на продукты поставщиков основного конвейера, подбирая комплектующие». Тут же выяснилось, что на заводе в январе каждый год дают корпоративные отпуска сотрудникам. «Видимо, чтобы мы все болели за вас, ребята», – пошутил Афанасьев.

Еще одной причиной быть довольными для гонщиков стал календарь «Дакара-2018», по которому гонка начнется только 6 января. Это значит, что Новый год мужчины встретят дома, с семьями. «Впервые за 18 лет будем встречать праздник дома, в России. Забытые ощущения. Семьи обрадовались очень – теперь главное на самолет 1 января не опоздать и договориться с Дедом Морозом о победе», – пошутил на этот раз Чагин.

Множество вопросов касались технических особенностей участия в «Дакаре» и самоопределения собственного статуса на гонках. Пилоты как по бумажке твердили о силе соперников и непредсказуемости трассы. «Видна растущая конкуренция, особенно в грузовиках. Никто не складывает оружия, – резюмировал руководитель „КАМАЗ-Мастера“ при поддержке пилотов. – Какая борьба на трассе, видно было и на „Шелковом пути“, и на „Дакаре“. Помню, 2/3 гонки не могли в тройку войти, я жутко переживал. Мы скованы и техническим регламентом, который обязаны соблюдать. Многое зависит от тонкой доводки каждого автомобиля. 22 ноября была презентация в Париже, мы анализируем ее и готовимся. Неизвестно, какими будут участки. Мы пока знаем только города, по которым пройдет гонка и примерное описание условий: сколько песка, сколько камней. Точной информации не будет практически до старта».

То, что слова о тяжести гонки произносятся всерьез, давали понять цифры. На «Дакар» от команды летят 57 человек, то есть 4 экипажа, а также 6 так называемых техничек – машин технического обеспечения для экстренного ремонта почти любой сложности, 85 покрышек и железнодорожный состав с бензином. Последний, конечно, не берут – заправляться будут на местных точках. Но топливом от «Татнефти» в команде очень довольны и были бы рады откатать на нем «Дакар», будь это возможно.

ПОЯВИТСЯ ЛИ ЖЕНЩИНА НА «ДАКАРЕ»? 

Рассказы о сложностях гонки прервались внезапным вопросом о том, когда в команде появится женщина-гонщик. Чагин от одной этой мысли, кажется, напрягся. «Может, пожалеем женщин? Пусть они будут женственными, стройными, красивыми. Ралли-рейд – это сугубо мужской спорт, хотя женщины участвуют даже на грузовиках. Они активно пробиваются в чисто мужские виды спорта. Но я остаюсь при своем мнении: женщина должна заниматься женским делом и участвовать в женских видах спорта. На дорогах общего пользования женщины уже давно более дисциплинированы – вот оставим им асфальт».

Впрочем, одна девушка рядом с «КАМАЗ-Мастером» точно появится. Ведущая Мария Командная едет на ралли-рейд снимать свой проект, а также ради того, чтобы лично убедиться в тяжести условий гонки. Правда, передвигаться она будет не на одной из участвующих машин, а на пресс-каре.

Разумеется, не обошлось и без вопросов о допинге. Но даже эта тема удивила участников меньше вопроса о женщинах. «Ох, у нас сейчас если тема спорта, то обязательно допинг. Но в нашей дисциплине про это не говорится, не пишется и не используется. Я почти 30 лет в этом спорте, ничего такого не видел. В нашем графике ни один допинг не поможет. Он для коротких нагрузок, а в ралли бесполезен – только естественная физическая выносливость», – отметил Чагин и тут же был вынужден ответить, как он относится к продукции компании Red Bull, которую рекламирует: «Мы не сотрудничаем с тем, чью продукцию не уважаем. Это специализированный продукт. Мы берем Red Bull на гонки, чтобы быстро восстанавливаться. С удовольствием используем его во время гонки, и он действительно окрыляет».

Так до конца и не было понятно, что же помогает гонщикам: естественная выносливость или австрийские энергетики. Главное, что гонки грузовых авто уже долгие годы стабильно остаются соревнованием, где за наших спортсменов можно болеть без оговорок о патриотизме. И боязни допинга.