Центробанк заявил о старте финансовой поддержки Промсвязьбанку, которому ранее предъявил требования доначислить 100 млрд рублей резервов Фото: «БИЗНЕС Online»

«УЧИТЫВАЯ СИСТЕМНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ БАНКА»

Сегодня Центробанк России объявил о санации Промсвязьбанка братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых. С сегодняшнего дня в банк введена временная администрация под руководством ООО «Управляющая компания фонда консолидации банковского сектора». Финансовую помощь Промсвязьбанку окажет сам Центробанк — с использованием денег фонда. «Банком России предусмотрено предоставление банку средств на поддержание ликвидности, что повысит его финансовую устойчивость и будет способствовать дальнейшему развитию кредитной организации», — сообщил регулятор.

При этом, утверждает ЦБ, процедура санации должна пройти без заметных изменений для клиентов Промсвязьбанка. Никаких мораториев на удовлетворение требований в банке не вводится. «Банк продолжает работу в обычном режиме, исполняя свои обязательства и совершая новые сделки, — сообщает регулятор. — Банк России будет оказывать финансовую поддержку банку, гарантируя непрерывность его деятельности, учитывая системную значимость банка».

Промсвязьбанк занимает 9-е место по величине активов среди российских банков (его активы составили 1,3 трлн рублей на 01.12.2017) и входит в перечень системно значимых кредитных организаций. У банка установлены корреспондентские отношения с 297 кредитными организациями, 2,73 млн клиентов — юридических лиц, МСБ и физических лиц (2,5 млн клиентов). Вклады населения в Промсвязьбанке на 1 ноября составляли 368,2 млрд рублей, средства юридических лиц — 581 млрд рублей. В октябре банк получил чистую прибыль в размере 6,1 млрд рублей.

Отделения Промсвязьбанка находятся во всех федеральных округах. Так, в Татарстане работает пять офисов Промсвязьбанка в Казани и по одному в Набережных Челнах и Нижнекамске. Последний открылся буквально сегодня.

У Промсвязьбанка есть и санируемый банк — Автовазбанк, который был «взят на буксир» в июле этого года. «Санация санатора» не должна его коснуться, уверяет ЦБ: « Автовазбанк, санируемый банком, продолжает функционировать в нормальном режиме и обслуживать клиентов».

Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший в одном из казанских офисов Промсвязьбанка на улице Пушкина, не заметил больших очередей. Всего в помещении находились 9 человек, включая сотрудников банка. По их словам, банк работает обычном режиме, все переводы проходят, обязательства исполняются. Около банкомата также не было ажиотажа. По словам одного из клиентов банка, он не слышал о санации, но сложностей со снятием части средств у него не возникло — все прошло как обычно.

Дмитрий Ананьев: «У нас идет сейчас диалог с ЦБ, и я надеюсь, что он приведет к конструктивному и здравому решению. Интересы клиентов и банковского сообщества не пострадают»Фото: president.tatarstan.ru

АНАНЬЕВ: «СЕРЬЕЗНЫХ УГРОЗ СЕГОДНЯ Я НЕ ВИЖУ, И ЦБ ИХ НЕ ВИДИТ»

Как сообщали «Ведомости», буквально на днях Центробанк потребовал от Промсвязьбанка доначислить около 100 млрд рублей резервов — об этом газете рассказали несколько источников. Размер претензий — около 130 млрд рублей. Причем аналитики, опрошенные газетой, назвали цифру требуемых резервов неподъемной для банка.

Совладелец и предправления Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев подтвердил «Ведомостям», что ЦБ требует от банка увеличить резервы, подчеркнув, что размер претензий — предмет переговоров: «Это внутренний документ ЦБ, регулятор имеет возможность этот документ отменять и отзывать. У нас идет сейчас диалог с ЦБ, и я надеюсь, что он приведет к конструктивному и здравому решению. Интересы клиентов и банковского сообщества не пострадают». Как раз в четверг у Ананьева должна была состояться встреча с представителями ЦБ, и, по сведениям «Коммерсанта», она состоялась. В ней приняли участие первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин и директор департамента банковского надзора ЦБ Анна Орленко, и к 19:00 судьба банка уже была решена.

Промсвязьбанк был в числе банков, которого в августе в собственной рассылке клиентам упомянул уже прославившийся аналитик УК «Альфа-капитал» Сергей Гаврилов. Он сообщал о вероятных проблемах сразу нескольких банков, входящих в так нызываемое «московское кольцо» банков, связанных взаимными обязательствами, — «ФК Открытие», Бинбанка, Промсвязьбанка и Московского кредитного банка, а также о том, что ситуация вокруг них может разрешиться уже осенью. Первые два ушли на санацию в августе. Сбывающийся прогноз вызвал ажиотаж на рынке. «В какой-то момент показалось, что пошла массовая паника. В середине месяца я даже не ушел в отпуск, — говорил Ананьев в сентябре в интервью „Ведомостям“. — Действия регулятора дали понять, что паники не будет. Серьезных угроз сегодня я не вижу, и ЦБ их не видит — мы с регулятором в тесном контакте».

По-видимому, тесный контакт и помог: регулятор отметил значимость банка на рынке и пошел Ананьевым навстречу. К полудню пресс-служба Промсвязьбанка распространила пресс-релиз от лица Ананьевых, в котором они заявили, что проблемы банка были вызваны действиями конкурентов и информационными атаками. «Наш банк прошел в последнее время через очень тяжелые испытания», — отмечается в сообщении. «В то же время не всегда корректные действия конкурентов, информационные атаки и общая ситуация на рынке фактически каждый день проверяли нас на прочность, — подчеркивают Ананьевы. — И мы можем с уверенностью сказать, что банк может и умеет работать в режиме самых серьезных вызовов». Они подчеркивают: «В сложившейся ситуации мы глубоко сожалеем о принятом решении, но не можем не принять его».

Промсвязьбанк (хочется надеяться) замыкает цепочку крупных российских банков, которые оказались в сложной финансовой ситуации в 2017 году и либо пошли на плаху, либо милостью Центробанка ушли на санацию. В июле ЦБ отозвал лицензию у банка из топ-30 «Югра», «дыра» в которой оценивалась в 100 млрд рублей. В августе ЦБ объявил о санации «Открытия», который стал первым подопечным фонда консолидации банковского сектора. В сентябре владельцы Бинбанка — Михаил Гуцериев и Микаил Шишханов  сами попросили Центробанк о санации их актива. А начало года ознаменовалось «банкопадом» в Татарстане — вслед за империей Роберта Мусина (ТФБ, ИнтехБанк, Татагропромбанк) пали Болгар Банк, Анкор Банк и «Спурт».

«В ПРОМСВЯЗЬБАНКЕ СИТУАЦИЯ БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНАЯ, ЧЕМ В «ОТКРЫТИИ» И БИНБАНКЕ»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов банковского рынка, что говорит о политике Центробанка очередное решение о санации крупного банка.

Александра Юманова — представитель инициативной группы пострадавших клиентов Татфондбанка:

— Это сложный аналитический вопрос о санации. Государство, Центробанк наверняка рассчитывают, каковы будут вложения, и на основе этого принимает решения, которое зачастую не учитывает социальный фактор. По Промсвязьбанку вообще мало открытой информации. Говорится о дополнительных резервах в размере 100 миллиардов рублей, но не факт, что не понадобится бо́льшая сумма. Конечно, решение о санации может не совпадать с мнением вкладчиков, которые потом и теряют деньги. 

Действительно, а по какому критерию ЦБ определяет, санировать или нет? На мой взгляд, Татфондбанк стоило санировать. Ведь это был большой банк, настоящий функционирующий организм. По версии следствия, деньги были просто украдены. Но ведь если суд потом это подтвердит, то можно было возбуждать новые уголовные дела, изымать эти средства, делать все, чтобы банк работал. Ведь что такое банкротство? Банк — эта такая же коммерческая организация, банкротством его тоже убивают. В случае с ТФБ люди получили свои 1,4 миллиона рублей, и все на этом. Так что попробовать стоило. Это мое мнение.

Анатолий Аксаков — глава ассоциации региональных банков и комитета Госдумы по финансовому рынку:

— При принятии решения о санации учитывается системная значимость для экономики, социальной среды. Также принимают во внимание наличие большого объема рабочих активов, которые позволяют банку дальше успешно развиваться при соответствующей поддержке фонда консолидации. Промсвязьбанк по этим критериям подходит, там ситуация более благоприятная, чем в «Открытии» и Бинбанке. «Дыра», видимо, связанная с несовершенствами бизнеса, модели, наличием некачественных активов, все-таки есть. В целом банк вполне жизнеспособный, при необходимой поддержке может выйти на здоровую основу и в дальнейшем может быть продан. Промсвязьбанк на слуху, в банковском сообществе уже было мнение, что это рано или поздно произойдет. Очевидно, что мягкая санация уже проводилась для поддержания ликвидности и самого банка. Так он мог выполнять свои обязательства, чтобы не было паники. В принципе, это разумно.

Думаю, сейчас клиентам банка не стоит беспокоиться. Перед клиентами-кредиторами все обязательства будут выполняться. Собственники, очевидно, потеряют значительную долю в бизнесе. Но это уже зависит от оценки временной администрации.

Максим Осадчий — начальник аналитического управления банка «БКФ»:

— Промсвязьбанк однозначно нужно было санировать, потому что он является системно значимым. В случае отзыва у него лицензии можно было бы ожидать эффекта домино — вплоть до банковского кризиса. Кроме того, на процессинговом обслуживании Промсвязьбанка находилось много банков. В случае отзыва лицензии у Промсвязьбанка карты клиентов этих банков перестали бы обслуживаться, и начался набег кредиторов на эти банки. Этот случай был бы подобен ситуации с Мастер-Банком.

Пока мы наблюдаем усиление деструктивных процессов в банковском секторе. Начиная с августа, на санацию отправляются гиганты. Наиболее крупный частный банк ушел на санацию — «ФК Открытие», за ним отправился Бинбанк, теперь Промсвязьбанк. На 1 ноября он занимал 10-е место по активам в российском банковском секторе, его активы на 1 ноября превышали 1,3 триллиона рублей. Все это — проявление вялотекущего банковского кризиса.