Давно запланированного обхода Рустама Минниханова руководители казанских музеев ждали едва ли ни больше, чем казанцы снега Давно запланированного обхода Рустама Минниханова руководители казанских музеев ждали едва ли ни больше, чем казанцы снега

«ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ»: КАК РУСТАМ МИННИХАНОВ ПРИШЕЛ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Давно запланированного обхода Рустама Минниханова руководители казанских музеев ждали едва ли ни больше, чем казанцы снега. Первым в «маршрутном листе» стала бывшая резиденция командующего Казанским военным округом генерала Александра Сандецкого, где размещен Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. 

Еще в мае 2015 Минниханов на традиционной прогулке заглянул в музей ИЗО и поручил проработать вопрос по расширению территории музея, возможно, со строительством нового корпуса. «Музей давно нуждается в развитии, — рассказала сопровождавшая президента РТ его помощница Олеся Балтусова. — Гости Казани, туристы летом посещают фестивали в музее ИЗО, и ему очень не хватает развития территории как пространства для фестиваля, для культурных событий».

Тогда же директор музея Розалия Нургалеева указала на проблемы здания союза художников РТ: объект нуждается в срочном ремонте, надо заменить крышу, привести в порядок системы отопления, вентиляции, обновить фасад. Было бы очень неплохо, по ее мнению, благоустроить пространство во дворе здания для творческих проектов. Все затраты тянут на 80 млн рублей. Оценив масштаб работ, Минниханов сообщил, что основную часть расходов бюджет РТ возьмет на себя.

При осмотре Розалия Нургалеева (на фото) рассказала Рустаму Минниханову о необходимости оснастить выставочный зал современным мультимедийным выставочным и осветительным оборудованием При осмотре Розалия Нургалеева (на фото) рассказала Рустаму Минниханову о необходимости оснастить выставочный зал современным мультимедийным выставочным и осветительным оборудованием

С тех пор положение музея изобразительного искусства и усадьбы Сандецкого существенно улучшилось. ГИСУ РТ в апреле опубликовало тендер на выполнение инженерных изысканий и разработку документации для ремонтно-реставрационных работ с начальной стоимостью свыше 12 млн рублей. В мае контракт был подписан с «Татинвестгражданпроектом». Согласно закупочной документации, в музее должно быть устроено специальное помещение для приема, упаковки и распаковки произведений искусства за счет площадей хранилища временных поступлений. Также предполагалось увеличить площадь санузлов за счет хранилища скульптуры №15. После ремонта должно увеличиться и экспозиционное пространство, планировалось заменить водосточные желоба, восстановить балюстраду кровли, отремонтировать потолки, заменить паркетные полы. Техзадание также предусматривало ремонт или замену систем электро-, энерго- и водоснабжения, канализации, отопления, обновление охранной сигнализации и камер видеонаблюдения.

В усадьбе Сандецкого аналогичным образом планировалось произвести ремонт или замену систем отопления, водоснабжения и канализации, отделку потолка, а также отремонтировать и утеплить кровлю и стены, заменить двери и окна. Источником финансирования в обоих случаях выступал федеральный бюджет.

«Важно провести ремонтные работы качественно, чтобы здание могло долгие годы оставаться в хорошем состоянии» «Важно провести ремонтные работы качественно, чтобы здание могло долгие годы оставаться в хорошем состоянии»

И теперь, спустя семь месяцев, глава республики оценил труды реставраторов. Как сообщает пресс-служба президента РТ, в здании усадьбы Сандецкого завершены работы по кровле, но еще предстоит заменить инженерные коммуникации, после чего здание оборудуют охранно-пожарной сигнализацией и системами поддержки температурно-влажностного режима. Объект включает в себя экспозиционно-выставочные площади, административно-хозяйственную часть, хранилище. Общая площадь здания составляет 1800 квадратных метров. Выслушав отчет, Минниханов поручил строителям ускориться, поскольку недостатков в финансировании они не испытывают, и все условия для проведения работ созданы. По словам президента РТ, необходимо выработать жесткий график работ и придерживаться его. Как заявил глава республики, на период реконструкции следует прежде всего сохранить в целости объект культурного значения и обеспечить доступ всех желающих к хранящемся в нем культурным ценностям. «Это достояние республики», — заметил Минниханов, поэтому важно провести ремонтные работы качественно, чтобы здание могло долгие годы оставаться в хорошем состоянии. 

В разговоре с «БИЗНЕС Online» директор музея изобразительных искусств порадовалась за усадьбу Сандецкого. «Выполнена полная замена сложнейшей по конфигурации кровли, что нас очень радует! Но проект реставрации всего здания еще не прошел экспертизу. И мы с проектировщиками еще не по всем вопросам пришли к соглашению, — добавила она. — У флигеля Б1Б2 в ходе работ были вскрыты проблемы в фундаментах и многое другое, что привело к удорожанию выделенного бюджета. Президент подчеркнул, что для ценнейшего фонда картин нужно создать соответствующие условия». 

Третьим зданием на пути президента РТ стала обветшавшая твердыня бывшего городского магистрата постройки 1788 года на ул. Баумана, 3 Третьим зданием на пути президента РТ стала обветшавшая твердыня бывшего городского магистрата постройки 1788 года на Баумана, 3

РУССКИЙ МУЗЕЙ ОТКРОЕТСЯ НА БАУМАНА

Капитальный ремонт кипит и в здании галереи современного искусства ГБУК «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан» (Карла Маркса, 57) — на объекте трудятся 35 строителей. При осмотре Нургалеева рассказала Минниханову о том, как важно наполнить выставочный зал современным мультимедийным выставочным и осветительным оборудованием. На этот зал есть спрос со стороны устроителей выставок, главное условие — правильное выставочное освещение и обеспечение современными технологиями, отметила Нургалеева, и президент РТ положительно оценил ее предложение. Как добавила Нургалеева в беседе с «БИЗНЕС Online», Минниханов поручил сдать музей к 1 июня 2018 года.

Третьим зданием на пути президента РТ стала обветшавшая твердыня бывшего городского магистрата постройки 1788 года на Баумана, 3. В 1815 году творение Василия Кафтырева после пожара капитально перестроил Александр Шмидт. В 1844 году в памятнике архитектуры в стиле классицизма расположился Николаевский детский приют. В советский период строение перешло к управлению хлебопекарной промышленности ТАССР. Сейчас двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание от улицы ограждено металлическим кованым забором на каменных столбах. Здание, где когда-то заседали судьи и купцы, заброшено уже десятилетие. По решению президента РТ музей изобразительных искусств РТ примет его на баланс, а после реконструкции в нем разместится культурно-выставочный центр Русского музея, с которым музей сотрудничает с 2008 года. Ожидается, что образовательный центр откроется в 2020 году. 

«Президент одобрил предложенную ГРМ и ГМИИ РТ концепцию приспособления памятника истории и архитектуры в полном объеме, на первом этапе предстоит провести исследования состояния здания, проектирование и определение сметной стоимости затрат, — пояснила Нургалеева. — Думаю, что серьезный проект реставрации с приспособлением под музейный центр займет по времени 2018 год, за 2019 год следует провести сами работы, а в 2020 открыть центр». Под знаком какой экспозиции будет открыто отреставрированное здание, пока неизвестно, но, как заключила директор музея, предложения уже поступают.

«Галерея современного искусства после ремонта будет крутейшая!» «Галерея современного искусства после ремонта будет крутейшая!»

400 МИЛЛИОНОВ НА ПЯТЬ ЗДАНИЙ 

Однако это не единственное архитектурное «приобретение» в культурном хозяйстве музея изобразительных искусств. Дом Дряблова XVIII века на улице Мусы Джалиля, 19, который накануне посетил глава республики, также будет передан под контроль Нургалиевой. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказала сама директор музея. «Это очень интересное и уникальное здание и место, президент накануне высказал предложение о его воссоздании, с реконструкцией зданий, окружающих дом Михляева как объект начала XVIII века, — рассказала собеседница издания. Прежде всего речь идет о здании на Профсоюзной, 3, в котором размещалась подавшая на банкротство швейная фабрика «Адонис». 

Напомним, ранее в особняке Михляева располагалась швейная фабрика «Адонис». Здание было законсервировано, спасение архитектурного памятника федерального значения взяла на себя «Новая нефтехимия» Роберта Мусина. Однако ремонтные работы подорвал крах Татфондбанка. Объект находится в собственности республики, и вот теперь президент РТ поручил профинансировать дальнейшие работы по реставрации из бюджета РТ. Отметим, ранее Мусин вложил около 1 млрд рублей в реконструкцию расположенного не так далеко здания бывшей гостиницы «Казань» на Баумана, 68. Памятник доводит до ума компания «#СуварСтроит», продажи апартаментов скоро должны начаться.

Дом Михляева – Дряблова вошел в историю тем, что здесь, по легенде, во время визита в Казань останавливался Петр I. Теперь здание планируется приспособить под детский образовательный центр «Ремесленная мастерская». «Прежде всего, после реставрации само здание станет прекрасным экспонатом  XVII-XVIII веков, — заметила Нургалеева. — Развитие здания очевидно, когда вы попадаете внутрь. В мастерских будет возможность узнать об искусстве ремесленников средневековья. Здание будет вещевым артефактом, оно пронизано историей города, людей. Мы очень хотим создать условия, экспозицию для слабовидящих и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию». 

«Это очень здорово, что ни под какие офисы или гостиницы не отдали, музеев и библиотек уже тоже достаточно» «Это очень здорово, что ни под какие офисы или гостиницы не отдали, музеев и библиотек уже тоже достаточно»

«Если реконструкцию здания делать основательно, то потребуются большие историко-архитектурные исследования. Не просто так: пришел и начал ремонтировать или по каким-то аналогам. Это все связано с архивами, которые в Москве и в Питере. Вот будут этим заниматься или нет — от этого будут зависеть и сроки, и деньги. То есть можно подойти хорошо, а можно шаляй-валяй», — заметил архитектор Сергей Саначин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». В целом он приветствует передачу здания магистрата и михляевского дома музею ИЗО. «Это очень здорово, что ни под какие офисы или гостиницы не отдали, музеев и библиотек уже тоже достаточно. Я рад, что у детского центра музея будет свое здание, я сам вожу туда детей, но из-за ремонта оно сейчас кочует из здания в здание», — говорит Саначин. 

Всего же, по словам Нургалиевой, на пять зданий музея было выделено около 400 млн рублей. Собеседники «БИЗНЕС Online» в культурных кругах указывают на известный факт — у музея ИЗО гигантские фонды, для экспонирования которых не хватает места. Поэтому передачу музею новых зданий можно рассматривать как большую лоббистскую победу Нургалиевой. Также, по сведениям наших источников, проект реставрации Дома Михляева – Дряблова уже почти готов и, вероятно, он скоро будет представлен на обсуждение на научно-методическом совете в минкультуре РТ.

Последним в обходном списке по порядку, но не по значению стал внутренний дворик Казанского театра юного зрителя по ул. Островского Последним в обходном списке по порядку, но не по значению, стал внутренний дворик Казанского театра юного зрителя по улице Островского

«ОН СТАНЕТ НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТОЧКОЙ НА КАРТЕ КАЗАНИ И ТАТАРСТАНА»

Последним в обходном списке по порядку, но не по значению, стал внутренний дворик Казанского театра юного зрителя по улице Островского. Минниханова сопровождала директор ГБУ «Казанский Театр юного зрителя» Айгуль Горнышева. Президенту РТ представили концепцию развития территории и ее дальнейшего использования для проведения театральных мероприятий. Здесь могут быть устроены детский центр с театральной школой для детей и подростков, мастерские, медиакорпус, открытая площадка, учебный центр и другие объекты, в том числе камерная гостиница для размещения гостей в период концертов и фестивалей. В качестве успешных примеров подобной реконструкции были приведены проекты в Москве и Санкт-Петербурге. Отметим, за два дня до высокого визита, 30 ноября Казанский ТЮЗ отметил свое 85-летие. 

По итогам Минниханов поручил проработать предложение о передаче комплекса зданий на баланс ТЮЗа, о создании концепции развития территории внутреннего дворика Казанского ТЮЗа, а также использования прилегающих к театру зданий, которые находятся в ветхом состоянии. «Во время визита Рустам Нургалиевич осмотрел территорию и комплекс зданий по улице Островского, прилегающих к ТЮЗу. Часть из них — архитектурные памятники. Исторически эта территория принадлежала Казанскому театру юного зрителя. Сейчас здания на балансе у татарского ТЮЗа. Территория и строения находятся в ветхом состоянии. Там располагаются склады и подсобные помещения ТЮЗа», — рассказала «БИЗНЕС Online» Горнышева. По ее словам, для декораций театру предложат более удобные помещения — ближе к новому зданию.

Пресс-служба президента РТ в пресс-релизе, посвященном обходу, указала на то, что 17 ноября 2017 года президент России Владимир Путин отметил значимость поддержки детских театров. «Поддержка нужна, конечно, это чрезвычайно важная сфера. Без поддержки сохранить детские театры в регионах невозможно», — сказал президент РФ. И по словам директора ТЮЗа, президент РТ также поддержал идею о создании театрально-культурного комплекса. «Он станет новой культурной точкой на карте Казани и Татарстана, точкой притяжения для детей и молодежи, туристов, местом проведения фестивалей.  Мы планируем разместить здесь учебный центр, новую сцену, открытую фестивальную площадку», — обещает Горнышева.

По итогам Рустам Минниханов поручил проработать предложение о передаче комплекса зданий на баланс ТЮЗа, о создании концепции развития территории внутреннего дворика Казанского ТЮЗа, а также использования прилегающих к театру зданий По итогам Рустам Минниханов поручил проработать предложение о передаче комплекса зданий на баланс ТЮЗа, о создании концепции развития территории внутреннего дворика Казанского ТЮЗа, а также использования прилегающих к театру зданий

Сейчас руководство ТЮЗа работает над стратегией развития комплекса, которая позволит увеличить поток зрителей и удовлетворить спрос на культурные мероприятия для юных театралов. В план реконструкции входит и создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Пока в проектном режиме в ТЮЗе работает творческая инклюзивная лаборатория «Создавая театр» и театральная студия для подростков «Театралка», доступный театр для самых маленьких. «Возможно, появится и небольшая гостиница — там смогут разместиться в том числе российские и зарубежные специалисты, которых мы планируем приглашать для работы с этими детьми, участники фестивалей», — поделилась Горнышева. Размер финансирования пока под вопросом, с суммой определятся после разработки эскизного проекта и сметной документации.

Об итогах обхода на своей странице в «Фейсбуке» высказалась и Балтусова, назвав его культурной эволюцией на марше. «Русскому музею в Казани быть, Казанскому ТЮЗу развиваться в целый комплекс зданий — в театральный культурный центр, галерея современного искусства после ремонта будет крутейшая, и Михляев, наш старичок, дождался начала работ», — резюмировала она и добавила: «Спасибо Рустаму Минниханову за поддержку».

«РУССКИЙ МУЗЕЙ БУДЕТ ВОСТРЕБОВАН, ВЕДЬ КАЗАНЬ ЕЩЕ И ТУРИСТИЧЕСКАЯ МЕККА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили результат культурного вояжа президента РТ. 

Фирдаус Вагапова — кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музеологии, культурологии и туризма института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

— Очень хорошо, что Рустам Минниханов обратил внимание на Государственный изобразительный музей. Национальная художественная галерея «Хазинэ» также нуждается в визите президента РТ. За счет размещения центра Русского музея в здании бывшего магистрата у изобразительного расширятся площади. Маленькая площадь не позволяет выставить больше картин из фондов. А новое здание решит эту проблему. Сейчас получается так, что в ГМИИ РТ на последнем этаже один небольшой зал только европейского искусства. Татарское искусство тоже не очень хорошо представлено, так как в «Хазинэ» в основном проходят выставки. Нет возможности разместить основную экспозицию. Как преподаватель скажу вам, что у нас есть курсы «История искусства» и «История русского искусства». Таким образом, у студентов появится возможность знакомиться с произведениями искусства не через проектор, а увидеть собственными глазами в выставочном зале. Поэтому думаю, что Русский музей будет востребован, ведь Казань еще и туристическая мекка. Очень много путешественников приезжает не только в летнее время, но и в любое время года, много москвичей. Не у всех есть возможность пойти в Третьяковскую галерею или поехать в Русский музей в Санкт-Петербурге. При условии создания отдельной площадки под русское искусство может появиться больше возможностей привозить выставки из других музеев так же, как это делается в казанском эрмитаже. Теперь не придется демонтировать свои картины для размещения новой экспозиции. Можно будет представлять и работы из своих фондов, и сотрудничать с Русским музеем и Третьяковской галереей.

Борис Гришанин  краевед:

— Самое главное — это дом Михляева, конечно. Это самое старое гражданское здание в Казани. Уже много лет ведутся разговоры о его реставрации, но результата мы там пока не видим. Теперь насчет магистрата. Когда-то там располагались хлебозавод, управление хлебопекарной промышленности. И это, конечно, не дело. Поэтому надо смотреть, подходит это здание для музея или не подходит. Это чисто технический вопрос. В целом там что-то надо делать из области культуры, это понятно, но вот подойдет ли для этого само строение... Как вы знаете, в свое время Александрова-Гейнс передала в дар городу для музея здание Александровского пассажа, но оказалось, что условий для организации музея там нет. Поэтому пришлось воспользоваться зданием бывшего гостиного двора под Кремлем. Так что это вопрос чисто технический. Но сам по себе перевод Русского музея в здание магистрата на улицу Баумана, в центр города, — новость хорошая.

Артем Силкин — директор Свияжского музея-заповедника:

— Туристы — это прекрасно, но новость о переходе на баланс Государственного музея изобразительных искусств здания бывшего магистрата надо оценивать с точки зрения комфорта для местных жителей. Сообщение очень скупое, в каком именно виде центр Русского музея появится в новом здании, непонятно. Хотя магистрат неплохо знаю, планировка у него непростая. Очевидно, в нем разместят либо совсем небольшой выставочный центр, либо что-то, связанное с образованием. Даже если появится образовательный центр Русского музея, то очень здорово! Этот музей один из методических российских центров музейного образования, известный и за рубежом. Появится больше возможностей по культурным услугам и детскому досугу, причем интеллектуального характера.

Площадки для современного искусства Казани, конечно, не хватало. Но мировой тренд заключается в том, что для площадок современного искусства строят новые здания (музей в Бильбао, центр Помпиду, Нью-Йоркский музей современного искусства). В редких случаях приспосабливаются помещения. Понятно, что денег не так много и проще привести в порядок эту советскую постройку, которая, кстати говоря, интересна и неплоха с архитектурной точки зрения. Наполнение центра современного искусства будет уже зависеть от кураторов, ведь они проводят работу, связанную с городскими пространствами, занимаются организацией проживания художников, творческих мастерских и уже выставочной деятельностью как одним из видимых зрителю итогов.

Все музеи в Татарстане живут, успешно работают, что отмечают коллеги из других регионов. Однако Национальный музей РТ, например, известен, активен, но здание, как мне кажется, требует ремонта. Есть проект реставрации, как понимаю, но это дорогостоящая история. В перспективе все-таки нужно провести ремонт комплекса, это расширило бы возможности музея.

Георгий Мюллер — краевед:

— Дом Михляева — это самое старое сооружение в городе, более ранние — это только ханские постройки в Кремле, но и те претерпевали перестройки. А это сооружение, которое сохранилось до нас в «чистом» виде с петровских времен. Но поскольку оно пребывало в запущенном состоянии, а здание это реликтовое, памятное, много лет ставился вопрос, что надо его реставрировать. Оно фактически было на грани обрушения, его нужно было спасать. 

Хорошо уже то, что дом просто не сломали еще в эпоху борьбы с ветхим жильем в центре Казани, потому что здание имеет очень большой процент износа. Прежде всего оно ценно тем, что в нем во время визита в Казань останавливался Петр I. Это вовсе не легенда, есть подтверждающие это исторические документы. Во-первых, у историков дореволюционных это отмечено — они в свою очередь ссылались на книгу, в которой постоянно фиксировалось, где был император и в какие часы. На это ссылается и Пинегин в своей знаменитой книге «Казань в ее прошлом и настоящем», где подробно рассказывает о посещении дрябловского дома, и какое было расписание Петра, что и зачем он посещал в Казани.

Меня лично новости о вчерашнем обходе с президентом РТ очень порадовали: наконец-то будут приняты меры по спасению здания, которое могло бы просто рухнуть.

Фото: president.tatarstan.ru