«ТАТАГРОЛИЗИНГ» ПРИДЕРЖАЛ АВТОПАРК

Нижнекамский осколок империи Вагиза Мингазова после летней сделки «Татагролизинга» с самарским дистрибьютором «Далимо» возвращается к жизни под брендом «Домашкино». В свое время третий по величине молкомбинат «Вамина» перерабатывает пока по 15–20 т молока в сутки, готовится к экспансии на рынок, однако передача активов еще не завершена. Накануне Нижнекамский молочный комбинат принял у себя выездное совещание чиновников районной администрации, и при втором знакомстве главы района Айдара Метшина с хорошо известным ему заводом корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что бывший владелец еще не передал новому собственнику автопарк. Проблемы с логистикой не позволяют оперативно зайти в бюджетные учреждения, в рознице бренд еще не прижился, как следствие — объемы выпуска оставляют желать лучшего. Впрочем, это лишь вопрос времени, которого самарцы потратили пока немного.

На 8 тыс. кв. м комбината новый собственник к настоящему времени запустил почти все линии, переданные ему «Татагролизингом»: на первом этаже — фасовочные, на втором – аппаратная часть. Метшина, а также замруководителя исполкома Радмира Беляева и советника главы по вопросам развития среднего и малого бизнеса Максима Сперанского гендиректор молкомбината Сергей Игнатьев провел по всем цехам и закончил экскурсию в своем кабинете. За дегустацией, где гостям пришлось попробовать едва ли не всю продукцию комбината (тревоги чиновников о совместимости продуктов Игнатьев развеял) как раз и выяснилось, что юридически сделка еще не закрыта.

«Дело не только в автопарке, — уточнил „БИЗНЕС Online“ Игнатьев, — Все активы нужно еще юридически закрепить. Но вопросы рабочие, решаемые, принципиальных проблем нет». «Мы просто хотим ускорить этот процесс, — пояснил со своей стороны Метшин. — Даже переезд из одной квартиры в другую — это не просто переезд, но еще и смена собственника, набор коллектива, вхождение в производство... Очень важно было создать условия планомерной передачи всей технологии, и у сторон не возникло ни одного момента, связанного с выходом из строя оборудования. Понадобилась только санитарная обработка, настройка и введение нового бренда. Что касается передачи активов „Татагролизингом“, то я просто инициирую попытку ускорения процесса». Инициация, как удалось расслышать в ходе осмотра шумного производства, предполагает обращение в минземимущество, поскольку министерство — учредитель бывшего собственника.

КАК САМАРЦЫ СТАЛИ НИЖНЕКАМСКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ

Напомним, о продаже нижнекамского молкомбината Игорю Никулину, владельцу холдинга «Далимо», стало известно в июле. Дистрибьютор — один из лидеров своей отрасли в Поволжье, об аппетитах бренда мы подробно рассказывали. Что касается их нового актива, то молкомбинат в Нижнекамске построен в 1972 году, его проектная мощность переработки составляет 50 т молока в сутки. После банкротства «Вамина» в течение четырех лет комбинат арендовал у «Татагролизинга» холдинг «Просто молоко» Марата Муратова. 30 июня договор аренды истек как в Нижнекамске, так и на Казанском молочном комбинате. В Казани сотрудники, оставшись без работы, закидали «Просто молоко» судебными исками с требованиями трудовых компенсаций, в Нижнекамске этого удалось избежать: людей предупредили, что покупатель есть, а значит, и работа будет. Интригу в эту покупку внесли только сами «Далимо»: после публикации «БИЗНЕС Online» о сделке официальный представитель холдинга Ирина Никулина прислала в редакцию письмо, в котором она опровергла связь самарского бренда с приобретением молкомбината.

Накануне Игнатьев подтвердил, что бренд «Домашкино» и завод принадлежат именно «Далимо». Он также уточнил, что арендатором производственных площадей сегодня выступает самарское ООО «Конфитрейд» (зарегистрированное, судя по открытым источникам, в Москве). Цену покупки комбината самарцами Игнатьев, как наемный менеджер, уточнить не смог.

ООО «Нижнекамский молочный комбинат» было образовано по месту производства в августе, сам комбинат заработал с сентября. Собственникам пришлось нарушить свои правила — до сих пор все продажи они делали централизованно через торговый дом в Самаре, однако минземимущество требовало создать местного поставщика, что и было сделано. На сегодняшний день примерно половина штата — 95 человек — уже вернулась на родной завод. Средняя зарплата у самарцев — 20,5 тыс. рублей.

«Важно было то, что за короткое время, месяца за три, была осуществлена покупка, — высказал „БИЗНЕС Online“ позицию муниципалитета Метшин. — Понимая социальное значение предприятия для города, мы считаем важным этот период не удлинять. Мы встречались с руководством „Далимо“ и на начальном этапе договорились, что трудовой коллектив, который работал здесь в количестве 200 человек, станет основной для набора кадров на новое производство. Сейчас почти 100 человек работают. Понятно, что с отладкой сбыта продукции штат увеличится. Сегодня марка „Домашкино“ пока незнакома в нашем регионе, это является сдерживающим фактором».

ЗА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ПРЕДСТОИТ ДРАТЬСЯ С «БАХЕТЛЕ»

По словам Игнатьева, сверхзадача инвестора заключается в доведении мощности производства до 150 т молочной продукции в день. Проблема, по его словам, в ограничении площадей. В этой связи он упомянул бывший пивзавод, расположенный по соседству и ныне простаивающий. Метшин со своей стороны отметил, что на пивзаводе имелась линия по производству ПЭТ, что могло бы в будущем пригодиться и молочникам. Впрочем, тема особого развития не получила. Кроме того, фасовочные линии самарцам остались от бывшего собственника — есть автоматы для упаковки в полиэтиленовую пленку, в бумажный тетра-рекс, в пластиковые стаканы.

Сейчас, перерабатывая по 15–20 т сырья в день, комбинат выпускает 15 т продукции. Планку в 150 т Игнатьев обозначил как некую далекую мечту, но уточнил, что 80 т в сутки, и даже вплоть до 100 т — реальная перспектива для имеющихся ресурсов. «Вамин» перерабатывал 75 т, причем с этими же кадрами. Ассортимент, который можно выпускать из готовой продукции комбината, включает в себя 33 наименования: 2 вида сливочного масла, 5 видов пастеризованного молока, 11 видов кисломолочной продукции, 6 видов йогуртов, по 4 сорта сметаны и творога, а также сливки. Все это уже реализуется через региональные торговые сети, такие как «Бахетле», «Дуслык», «Эссен» и другие. Федеральные сети уровня X5 и «Магнит» — ориентир, но сначала надо отладить маркетинговую стратегию и познакомить местного клиента с брендом, известным в Самаре и южнее. И, конечно, обеспечить логистику.

— В переходный период была хорошая поддержка от администрации, большое спасибо и от нас, и от собственников, — с благодарностей начал беседу Игнатьев. — Сейчас проблема одна — это проблема роста. Есть резервы для увеличения продаж, есть линейка продукции с новым брендом, осталось выйти на рынок. В Татарстане бренд «Домашкино» никто не знает. До сих пор многие люди покупают челнинское «Просто молоко», думая, что это наша продукция, хотя рекламу мы даем. 

— Это социальный вопрос, где нужна наша поддержка — административная или иная форма, мы будем ее оказывать, — пообещал Метшин. 

— Прежнее «Просто молоко» где-то около 33 процентов продукции поставляло в бюджетные организации — садики, школы, больницы, — намекнул Игнатьев. — Сейчас с этим проблематично, и дальнейшие перспективы пока не понятны. Было условие создать ООО в Нижнекамске, мы его создали. А дальше от департамента социального продовольствия из Казани ответа пока нет.

— А кто поставляет? — поинтересовался Метшин у помощников. Ответил ему Беляев, пояснив, что с бюджетниками работает «Бахетле», и уточнив, что в 11 детских садов все-таки поставки уже идут и с нижнекамского комбината, пока пробно.

— Бороться надо, — резюмировал Метшин, так сразу не рискнув предлагать самарцам поддержку в конкуренции с хозяйкой «Бахетле» Муслимой Латыповой.

— Ну да, ну да, — несколько сник Игнатьев. — За качество мы отвечаем, наш собственник не использует даже сухого молока, только натуральное.

При этом гендиректор пояснил, что молоко самарцы сейчас покупают у трейдеров, откуда оно приходит изначально — неизвестно. Если на «Просто молоко» нижнекамские фермеры прежде поставляли по 85 т сырья в сутки, как рассказывал «БИЗНЕС Online» начальник управления сельского хозяйства района Мунир Миннуллин, то сейчас контакта с крестьянством нет.

— Надо понимать, что компания только вошла на наш рынок, — заступился Метшин, когда корреспондент «БИЗНЕС Online» напомнил об интересах фермеров. — Они взяли сырьевой рынок, который был налажен, но мы настаиваем на том, чтобы приоритетно рассматривалась продукция нашей территории, — обозначив требования, Метшин все-таки вернулся и к вопросу бюджетных закупок, конкуренции местного теперь производителя с «Бахетле». — Администрация со своей стороны как оказывала, так и будет оказывать поддержку в рамках своих компетенций. В рамках конкуренции и соотношения «цена-качество» мы будем рассматривать и приоритеты с точки зрения закупок бюджетных учреждений. И по логистике, и по другим вещам это взаимовыгодно.


«ЗАМЕНИТЬ ПРИДЕТСЯ ПРОЦЕНТОВ 30 ОБОРУДОВАНИЯ...»

В ответ на вопрос мэра Игнатьев честно ответил, что уровень оборудования пока оценивает как средний. Позже в частном разговоре он уточнил «БИЗНЕС Online», что около трети линий остались с советских времен, однако есть и современные. Дополнительных вложений перезапуск комбината пока не потребовал, однако инвестиционные планы разрабатываются. «Мы должны произвести замену части оборудования, оно очень разномастно: есть современное, а есть совсем устаревшие советские автоматы, — рассказал Игнатьев. — Для эффективной работы придется повысить их производительность, это в первую очередь. Заменить придется процентов 30 оборудования. Заводу 45 лет, и, насколько я помню, некая реконструкция прошла в 1995 году, после этого только что-то докупалось по мелочи. Сейчас задача — выйти на рынок, который комбинат потерял. Пока завод стоял, конкуренты заняли его долю, а у нас ведь новый бренд, хотя и федеральный».

Перезапускался комбинат в жестком режиме: по словам Игнатьева, первые две недели отрабатывали почти сутками. Как и казалось со стороны, реальных трений с работниками после остановки производства не было, как и с теми, кто до сих пор не вернулся. «Здесь все было проще, чем в Казани, потому что с людьми расставались мирно, даже какие-то компенсации выплатили. А к окончанию расчетов мы их уже позвали назад, так что они просто отдохнули летом. Сколько работников мы заберем в итоге назад, будет зависеть от эффективности. Возможно, в прежние времена был некоторый излишек кадров — пока не знаю, KPI (ключевые показатели эффективности прим. ред.)  покажет. Возможно, наберем еще и больше народа, чем было. Могу лишь сказать, что люди были очень мотивированы работать на этом заводе — многие уже проработали на нем лет по 20, по 30. Есть даже трудовые династии. Мы с удовольствием их всех взяли».

Отметим, что и сам Игнатьев — человек не посторонний. С татарстанским — в том числе и нижнекамским — молоком он проработал 18 лет в Danone. Сначала в Тольятти, где в 1990-х французы построили пилотный завод «Данон-Россия». Следующий их завод был построен в Чехове, потом Danone прикупил еще 35 разномастных по эффективности заводов холдинга «Юнимилк» по всей России. Игнатьев возглавлял тюменский — один из крупнейших. Сейчас от наследия «Юнимилка» французы оставили 17 производств, распродав малоэффективные. Игнатьев же в последние годы трудился техническим директором в «Просто молоко» — курировал технологию всех заводов холдинга, в том числе и нижнекамский комбинат. Естественно, для «Далимо» такой эксперт стал находкой, а при поддержке Метшина нижнекамская молочная продукция имеет все шансы на скорейшую реинкарнацию в былых объемах «Вамина».