На биологических очистных сооружениях «Водоканала» —  традиционном источнике неприятного запаха в Приволжском районе Казани — начался монтаж защитных перекрытий, оборудованных системой очистки воздуха Фото: metshin.ru

«ОСТАЛОСЬ ЗАВЕРШИТЬ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ И ЗАБЫТЬ О ЗАПАХЕ С ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ НАВСЕГДА»

На биологических очистных сооружениях «Водоканала» — традиционном источнике неприятного запаха в Приволжском районе Казани — начался монтаж защитных перекрытий, оборудованных системой очистки воздуха. Сегодня на обходе с участием мэра Казани Ильсура Метшина и директора МУП «Водоканал» Андрея Егорова стало известно об этапах работ.

Рано утром десант журналистов и чиновников выгрузился из микроавтобусов в районе улицы Магистральной, где и находятся городские биологические сооружения. Из-за морозной погоды от расположенных на улице огромных круглых резервуаров с водой исходил густой туман, окутавший всех собравшихся смрадной дымкой. «Мы сейчас находимся на очистных сооружениях города Казани. Когда в прошлом году президентом РТ и вами было принято решение о том, что их нужно накрыть куполом, был разработан проект с усилением всех конструкций», —  напомнил Егоров, обращаясь к Метшину. На первичных отстойниках работы уже начались и к следующему году все БОСы обретут крышу, отметил он. Площадь покрытия будет составлять 20 тыс. кв. м, что сравнимо с размером трех футбольных полей.

К строительству укрытий БОСов, напомним, приступили летом. Средства на эти цели были выделены из казны: бюджет РТ дал 326 млн рублей, бюджет Казани — 203 млн рублей, собственные средства МУПа в рамках инвестпрограммы — 44 миллиона. То есть в целом — 573 млн рублей. Укрытию от неприятного запаха подлежат 25 сооружений: камера смешения и усреднения, приемная камера, песколовка (9 сооружений), первичные отстойники (12 сооружений), верхний канал осветленной воды, аэротенков, биоадсорбер. Также проектом предусмотрена установка системы очистки воздуха. Аналогичные конструкции применяются на очистных сооружениях Москвы и Подмосковья.

Из-за морозной погоды от расположенных на улице огромных круглых резервуаров с водой исходил густой туман, окутавший собравшихся смрадной дымкой Фото: metshin.ru

Все работы идут согласно графику: в ноябре было поставлено оборудование, на сегодня около 15% от общего объема уже смонтировано. Само усиление конструкций выполнили еще летом. На монтажных работах на объекте трудятся около 50 человек. «Еженедельно проводим здесь совещания, штабим, отставаний нет», — отчитался Егоров. — Здесь применяется нержавеющая сталь, по ним спокойно можно ходить, они съемные, — пояснил он, указывая на одно из покрытий БОСов. В дальнейшем все это будет герметично закрыто».

«Мы же это на московском примере смотрели?» — уточнил мэр. — «Да. Сейчас типовой проект, я думаю, по всей России подхватят», — не исключил глава «Водоканала».

«Одна из главных головных болей городского хозяйства — это очистные сооружения Казани. Запах, который вы сейчас можете во всей красе ощутить», — отметил Метшин, обращаясь к журналистам. Этот флер стоит не только в районе самих очистных, не только у жителей Победилово, Борисково и Приволжского района — он уже доходит и до центральных районов города, заметил он. «Проблема давняя, дорогостоящая. И. слава богу, мы вышли на решение — во главе с президентом республики провели несколько небольших совещаний... Мы выбирали технологию, выбирали из лучшего опыта, который есть в России, в СНГ, за пределами страны, и решение было найдено. К 1 мая 2018 года мы планируем завершить строительные работы и забыть о запахе с очистных сооружений навсегда», — резюмировал мэр.

Средства были выделены из казны: бюджет РТ дал 326 млн рублей, бюджет Казани — 203 млн рублей, собственные средства МУПа в рамках инвестпрограммы — 44 миллиона Фото: metshin.ru

 «ДО КОНЦА 2019 ГОДА МЫ УЙДЕМ ОТ ИЛОВЫХ ОСАДКОВ»

Но это лишь один из аспектов масштабной «грязной бомбы», на которой живет Казань. Еще одна проблема — иловые поля: нужен цех переработки иловых осадков. Проектная документация строительства разработана компанией «Ростов-Водоканал» (стоимость разработки проекта — 50 млн. рублей). В декабре она пройдет экспертизу, а в январе будет проведен аукцион и с помощью тендера определят компанию, которая займется строительством.

«Будет определена компания, которая предложит лучшую цену, лучшую технологию и лучшие сроки реализации. Следующим этапом — мы надеемся реализовать это уже до конца 2019 года — мы уйдем от иловых осадков», — выразил надежду мэр. По его словам, после переработки канализационных стоков в столице РТ ежедневно образуется порядка 300 тонн иловых осадков, а мощность проектируемого завода составит 400 тонн. Иными словами, остается задел мощности для будущего роста Казани.

Напомним, ранее Егоров в ходе делового понедельника уже рассказывал о том, что с вводом нового цеха будет модернизирован технологический процесс очистки стоков, что позволит не просто разминировать «грязную бомбу» иловых полей в поселке Отары, но и полностью отказаться от их использования. Сейчас иловые поля — конечная точка, где заканчиваются очистные сооружения Казани, — переполнены, их загрузка составляет 140%, что вызывает протесты и жителей, и природоохранных прокуроров. Напомним, 17 марта 2017 года вступило в силу решение Вахитовского суда Казани, который обязал МУП «Водоканал» и исполком города по истечении одного года прекратить сброс на иловые поля, которые находятся в водоохранной зоне и на которых, по мнению прокурора, в любой момент может произойти экологическая катастрофа. Суд также требует принять меры по утилизации образовавшегося илового осадка и рекультивации земельного участка.

На проектирование и строительство цеха по переработке илового осадка необходимо свыше 2 млрд рублей, расходы на рекультивацию иловых полей составят более 4 млрд рублей Фото: metshin.ru

Ранее сообщалось, что на проектирование и строительство цеха по переработке илового осадка необходимо свыше 2 млрд рублей, расходы на рекультивацию иловых полей составят более 4 млрд рублей. Но это лишь оценки: на сегодняшней встрече с журналистами Егоров заявил, что сумма станет понятной после проведения экологической экспертизы. Главная проблема опять в деньгах: источники финансирования пока не определены, остается рассчитывать пока лишь на инвестпрограмму «Водоканала». 

Впрочем, глава «Водоканала» дал понять, что первостепенных вопросов для канализования в городе пока три. Это строительство КНС «Заречье», укрытия БОСов и строительство цеха по термомеханической обработке осадка. По иловым полям пока ведется предпроектная работа. И сказать, что именно это будет — рекультивация, вывоз или что-то еще — можно будет только после подготовки проекта.


«НА РОСТ ТАРИФОВ ЭТО НЕ ПОВЛИЯЕТ»

Для пущей наглядности журналистам предложили самостоятельно ознакомиться с тем, как сегодня работает цех по переработке иловых осадков. На этой точке нас встретил первый замдиректора МУП «Водоканал» Марат Салахов. Внутри небольшого помещения безостановочно работают пресс-фильтры, в которых производится обезвоживание осадка — до фракции ила, который затем и вывозится на иловые поля, рассказал он. А чистая вода уходит в Волгу — после очистных она уже соответствует всем санитарно-гигиеническим показателям. Фактически она даже чище, чем в самой Волге. 

«На этих пресс-фильтрах он [осадок] обезвоживается до 75 процентов, то есть его массовая доля снижается в 10 раз, после чего он погружается в машину, которая увозит его на иловые поля. В настоящее время на этом этапе у нас технологический процесс заканчивается. В будущем будет уже иная линия обезвоживания. Будет цех и продукт, который не надо будет размещать на полигонах — он будет непосредственно использоваться в строительстве», — рассказал представитель МУПа.


Новый цех предполагается разместить здесь же — на расположенном по соседству с уже существующим зданием свободном участке. Его появление позволит еще в 5–7 раз снизить объем осадка — до 10% — и переработать его в конечный продукт, который можно будет использовать при строительстве дорог, рекультивационных работах, и так далее. Продукт будет иметь экологический сертификат и соответствовать всем разрешениям. В среднем на предприятии в день будет образовываться от 70 до 100 т этих гранул, которые будут обеззаражены и безопасны для почвы.

Все эти проекты, несмотря на свою масштабность, не повлекут за собой рост тарифов для жителей Казани, пояснил Салахов корреспонденту «БИЗНЕС Online». Сегодня ежегодный рост тарифа составляет порядка 3,5%, что значительно ниже инфляции (по прошлому году она на уровне 6%).  «Тарифы растут только в соответствии с предельным индексом, который не превышает инфляцию. И следует отметить, что в Казани одни из самых низких тарифов в Поволжье. Наверное, это связано и с особенностью региона, и с производственным процессом», — предположил он.